- Специальность «Лечебное дело» (специалитет)
- Степень: Врач общей практики
- Содержание статьи:
- Профессии
- Возможные места работы
- Описание специальности
- Основные предметы при обучении на специальности
- Сроки обучения
- Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
- Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь
- Стоматология или Роспотребнадзор?
- Главная страсть в жизни
- Индивидуальная траектория обучения
- «Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»
Специальность «Лечебное дело» (специалитет)
Степень: Врач общей практики
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Химия — профильный предмет, по выбору вуза
- Биология — по выбору вуза
- Физика — по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
Содержание статьи:
«Лечебное дело» — одна из самых популярных специальностей в медицинских вузах и на факультетах медицины. Большинство врачей сначала учится на «Лечебном деле», а затем получает послевузовское образование, чтобы стать узкими специалистами.
Профессии
Выпускник специальности «Лечебное дело» может получить специализацию и стать:
- терапевтом,
- педиатром,
- гинекологом (акушером-гинекологом),
- хирургом,
- кардиологом,
- эндокринологом,
- невропатологом и др.
Специалисты более редких профессий, например, гематолог, диетолог, косметолог, нефролог, онколог и др. также получают основное образование по специальности «Лечебное дело». В общей сложности выпускникам доступно более 100 узких специализаций!
В настоящее время рынок особенно нуждается в квалифицированных акушерах-гинекологах, педиатрах, «семейных» врачах (врачах общей практики), кардиологах.
Возможные места работы
- государственные и коммерческие лечебные учреждения,
- государственные органы здравоохранения,
- учреждения социальной защиты граждан,
- научно-исследовательские институты,
- медицинские кабинеты в учебных заведениях и на предприятиях,
- учреждения среднего профессионального и высшего образования (медицинские факультеты, вузы, училища).
Выпускник может работать врачом, заведующим отделением, преподавателем, может стать ученым или открыть частный кабинет (собственный бизнес). Для дальнейшего карьерного роста в учреждениях, как правило, требуется продолжить образование в сфере медицины.
Описание специальности
Выпускник по специальности «Лечебное дело» не имеет права самостоятельно вести пациентов, назначать и проводить лечение. Свою работу с пациентами он может выполнять только под контролем более опытных специалистов. В то же время он может заниматься научной деятельностью, может занимать различные должности в медицинских учреждениях.
Чтобы работать врачом, выпускнику по специальности «Лечебное дело» по окончании вуза необходимо получить послевузовское образование. Это интернатура (1 год) или ординатура (2 года) по выбранной специализации, например терапевт, акушер-гинеколог, реаниматолог и др. После этого он становится врачом, имеющим право и квалификацию самостоятельно работать с пациентами. Можно выбрать ординатуру и после нее пойти работать врачом.
Прохождение интернатуры (без выбора ординатуры) обязательно для всех выпускников медицинского вуза или факультета. В течение года интерн работает под руководством опытных врачей. Они проверяют его деятельность и уберегают пациентов от врачебных ошибок, которые может допустить неопытный специалист.
Основные предметы при обучении на специальности
Первые три года обучения изучаются гуманитарные (экономика, социология, история России и др.), естественнонаучные (физика, химия и др.) и медико-биологические дисциплины, в числе последних анатомия человека, физиология, микробиология, фармакология и др.
Некоторые гуманитарные и социально-экономические дисциплины изучаются в прямой связи с медициной и направлены на всестороннее развитие специалистов. Например, психология для работы с пациентами, правоведение для знания законодательства в сфере медицины, история медицины и фармации.
С четвертого курса акцент делается на профессиональные дисциплины. Студенты специальности «Лечебное дело» изучают многие сферы медицины без определенного уклона в одну из них. Наиболее глубоко изучаемые предметы:
- акушерство и гинекология,
- педиатрия,
- внутренние болезни,
- инфекционные болезни,
- хирургические болезни,
- общая хирургия и анестезиология,
- экстремальная и военная медицина.
Сроки обучения
Образовательный стандарт специальности устанавливает шестилетний срок обучения при очной форме и срок в 6,5 лет — при очно-заочной форме. На практике очно-заочная форма действует только первые 2 года обучения, с 3 по 7 курс обучение ведется очно. По заочной форме получить специальность врача невозможно.
Получается, с учетом обязательной интернатуры или ординатуры срок обучения врача составляет 7-8 лет.
Всего на очном обучении будущий врач учится 303 недели, из них 222 недели отводится на непосредственное обучение в вузе (лекции, практикумы, семинары, лабораторные работы) и сдачу экзаменов и зачетов. Не менее 41 недели отводится на каникулы, не менее 18 недель — на производственные практики.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Выпускник по специальности «Лечебное дело» умеет:
- диагностировать больных и назначать им лечение, адекватное диагнозу и состоянию здоровья,
- оказывать медицинскую помощь в самых разных ситуациях, в том числе чрезвычайных,
- проводить профилактику болезней
- проводить реабилитационные и лечебные мероприятия при заболеваниях любых систем организма, а также после травм, хирургических операций,
- проводить различные медицинские экспертизы, в том числе оценку трудоспособности людей, судебно-медицинскую экспертизу,
- работать с медицинскими препаратами,
- работать с медицинской техникой, оборудованием, инструментами, которые используются для диагностики и лечения больных,
- вести медицинскую документацию и многое другое.
Источник
Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь
Per aspera ad astra – было написано на главном здании моей альма-матер. В начале пути я и не подозревала, насколько тернистым он окажется и как не скоро замаячат звезды. Мне было 17, сегодня мне – 32. И я оканчиваю медицинский университет во второй раз.
Стоматология или Роспотребнадзор?
После школы я поступала на два факультета: стоматологический и медико-профилактический. На первый – по зову сердца и наставлению папы, на второй, который готовит кадры для Роспотребнадзора, эпидемиологов и гигиенистов – для подстраховки. Любопытно, что педиатрию я тогда не рассматривала, а спустя 15 лет оканчиваю педиатрический факультет с полным удовлетворением от выбора.
Экзамены на медико-профилактический факультет я сдала отчего-то ощутимо лучше. Вроде те же химия, биология и сочинение, тот же университет, но все на балл выше, чем на стомате. Так моя судьба и решилась.
К концу первого курса мед-профа, программа которого совпадала практически целиком с лечебным факультетом, я почти забыла о мечте стать стоматологом – рядом замаячила большая медицина, и я вдруг почувствовала всю булгаковскую и чеховскую романтику.
Да и, признаться, в 18 лет вопросы профессионального самоопределения волновали не так уж сильно: я училась водить машину, первая любовь была в разгаре, мечталось о путешествиях. Я знала, что хочу быть врачом, и я училась в медицинском – этого было вполне достаточно для чувства базовой безопасности на том этапе.
На старших курсах я пару раз задумывалась о переводе на лечебный факультет, особенно после летних практик в хирургических отделениях и на скорой. Но поскольку вопрос о переводе каждый раз был сопряжен с оплатой как минимум года обучения – перевестись можно было только на платные места – меня это отрезвляло. Деньги, которые к тому времени я уже начала зарабатывать, предпочитала тратить на изучение английского и путешествия.
Так я и окончила факультет, на который поступала совсем не по призванию. Более того, после 6 курсов я окончила еще и интернатуру по общей гигиене, совершенно не планируя работать по специальности – проходила на бюджет по баллам.
Главная страсть в жизни
Надо сказать, что все 6 курсов я искренне получала удовольствие от процесса. Даже заявляла неоднократно после окончания, что с удовольствием бы поучилась еще раз (бойтесь своих желаний). Дело в том, что медицина – моя главная страсть в жизни, с детства. Но это совершенно не мешало мне вплоть до 27 лет не осознавать своего места в практической медицине. Где только я не работала за это время: от йога-терапевта до бизнес-тренера и стюардессы. Нереализованную детскую мечту о стоматологии я исполнила, устроившись ассистентом детского стоматолога. В один из приемов я вдруг очень ясно почувствовала, что хочу лечить детей.
Мне казалось, что это очень осознанное желание, но было страшно что-то предпринимать: в голове сидела мысль, что педиатрами хотят стать с детства, и путь становления должен быть последовательным. А тут я, 27-летняя, с багажом разнообразного профессионального опыта и дипломом врача невнятной специальности. Около полугода я провела, изучая жизнь и работу педиатра в России и продолжая работать с детьми. Тут начинается второй акт моего персонального спектакля про медицинское образование в России.
Индивидуальная траектория обучения
Оказалось, что система образования за время моего «антракта» успела немного поменяться. Базовое медицинское образование в России по-прежнему составляет 6 лет, а если вы стоматолог или фармацевт – на год меньше. Сегодня при успешной сдаче аккредитационных экзаменов вы можете сразу начинать работать врачом – участковым терапевтом или педиатром – в зависимости от факультета, который окончили. А раньше для этого требовалось окончить еще хотя бы год интернатуры. Чтобы стать узким специалистом – например кардиологом, акушером-гинекологом или нейрохирургом – необходимо окончить ординатуру, которая длится минимум 2 года.
По мнению чиновников, эти изменения решат вопрос с нехваткой врачей в амбулаторном звене. Государство позаботилось о том, чтобы максимальное количество выпускников шло работать на участок: в интернатуре учиться не нужно, а ординатура чаще всего платная или целевая, то есть максимально недоступная.
Поскольку я училась по программе, идентичной лечебному факультету, я думала, что переучиться на педиатра мне ничего не стоит. Тем более, что многие мои сокурсники без проблем переходили на педиатрический и лечебный факультеты после третьего, четвертого и даже пятого курсов, ликвидируя незначительную академическую разницу в программах обучения в течение года. Так же думали и члены приемной комиссии ВУЗа, в который я пришла со своим нестандартным запросом на переучивание. Но оказалось, что с 2013 года возможность переучиться за год с одной специальности на другую, которая существовала еще с советских времен, пропала. И вердикт был такой: хотите педиатрический диплом, поступайте на первый курс. Но как же так? Осваивать программу обучения, на 80% состоящую из дисциплин, уже имеющихся в дипломе – бессмысленно. И довольно несправедливо – ведь второе высшее в нашей стране априори платное.
Сказать, что было обидно – не сказать ничего. Были и слезы, и отрицание, и сопротивление, и даже поиск альтернатив – а не поехать ли мне на учебу за границу, раз уж все равно начинать сначала?
Но тогда у меня еще таилась надежда, что я сейчас быстренько перезачту те самые 80%, а остальные дисциплины сдам экстерном, пару лет – и буду лечить детишек. Приемная комиссия предполагала такой же сценарий, в современных реалиях это называется «индивидуальной траекторией обучения».
Упущу момент с подготовкой к вступительным экзаменам по биологии и химии в медицинский ВУЗ, когда тебе 27 лет, и ты уже врач. Сюр! Я даже к репетитору ходила.
Уже после поступления и начала учебы оказалось, что сократить длительность обучения, согласно букве закона, я могу лишь на год, то есть 5 лет придется отучиться. За первый год я сдала экзамены первых двух курсов, перевелась на третий, но дальше никаких поблажек, кроме перезачетов некоторых предметов, уже не было.
Завучи, к которым я приходила с просьбой о перезачете дисциплины из первого диплома, реагировали по-разному:
– Это вы просто не замужем, были б замужней – такой фигней, как второе образование, страдать не стали бы!
– Вам что, реально не лень вот это ВСЕ с самого начала?! Я бы ни за что!
– Какая у вас интересная история, конечно, я вам все перезачту!
– Ну, милая моя, 10 лет уж прошло, как вы свой первый диплом получили, все уж изменилось за эти годы, давайте заново вы нашу дисциплину освоите.
– Тройка по анатомии? Тройку перезачесть я, конечно, не могу…
– Да сдалась вам наша фармакология! Все равно в ординатуре препараты все актуальные учить будете, а основы вы и так знаете, давайте зачетку, перезачтем!
– Перезачет по офтальмологии хотите? А что такое миопия?
– Странно, что у вас четверка по патологической физиологии в первом дипломе, можете явно на пять, может, подготовитесь и пересдадите?
Позже я узнаю не одну историю, как люди переучивались за пару лет в региональных вузах, как-то эту букву закона обходя. Я же выбрала именитый петербургский – именно этим мне объясняли необходимость пройти все курсы – от первого до шестого.
|
Юлия осматривает пациента с подозрением на COVID-19. Фото: Артур Бергарт
«Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»
Но должна признаться: учиться в 30 лет, по второму разу, уже точно понимая, зачем тебе это и где ты это применишь, да еще и за деньги, которые ты сам заработал – совсем другое дело. Требования и к себе, и к преподаванию вырастают.
Когда я решила сдать анатомию экстерном, мой преподаватель, вчерашний ординатор, посоветовал идти на экзамен с наушником. Я тогда оскорбилась и сказала, что не за этим во второй раз в университет пришла. На той же кафедре анатомии завуч, например, пишет дополнительные вопросы на листочке и запрещает читать их вслух, ответить просит тоже письменно, чтобы исключить третьего участника на том конце провода.
Качество преподавания, как правило, тоже оставляет желать лучшего. Я вообще не уверена, что участковые врачи, к которым мы попадаем на практику, в курсе, что кто-то их считает менторами. Их, конечно, навыку наставничества никто не обучает, никто им за это не доплачивает, а они, что ожидаемо, студента воспринимают скорее как временную рабсилу, сносную замену отсутствующей медсестре (в штате поликлиник дыры, медсестры не идут работать на участок). Студент-медик платит приличные деньги за то, чтобы навостриться вклеивать анализы в карточку красиво и быстро. В ординатуре, увы, ситуация не сильно лучше – менторство там вырастает до написания историй болезни за своего куратора, записи пациентов на анализы и к узким специалистам.
Требовать качественного образования может только очень уверенный в себе студент, многие же просто ждут, чтобы эти 6 лет поскорее закончились. На курсе, где я училась йога-терапии, было много людей без медицинского образования. Когда они задумывались – не поучиться ли на врача, мой преподаватель, кардиолог в прошлом, их отечески наставлял: «Обучение в медицинском ВУЗе – это по большей части послушничество, подумайте, точно ли вам это надо».
В моем случае 6 лет послушничества превратились в 12. Я наполнила их смыслом и ценностью насколько смогла: работала в Гватемале земским врачом – была и хирургом, и терапевтом, вела беременных и диабетиков, регулярно зашивала разбитые мачете головы, даже зубы удаляла (пап, привет!), выучила для этого испанский; работала (и продолжаю работать) врачом выездной бригады – лечила ковид; дежурила в травмпункте и в приемном покое с детскими хирургами, готовилась к американскому врачебному экзамену. В общем, создавала по-настоящему индивидуальную траекторию обучения.
И вот, когда до получения второго врачебного диплома осталось 2 месяца, могу сказать, что даже я уже жду, чтобы это поскорее закончилось! Но я ни разу не пожалела, что решилась пройти этот путь еще раз, чтобы лечить детей, теперь я точно на своем месте. А вот что делать с ординатурой – открытый вопрос. Если бы я была готова стать онкологом и была чуть помладше – точно бы уже подала заявку в ВШО!
Фото на обложке: Юлия Жирнова
Источник