Медицинские интернет-конференции
Языки
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Научный руководитель К.И.Н. В.В.Суворов
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Первые письменные упоминания о медицине на Руси появились в XI веке. До второй половины XIX века народная медицина оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья людей. На тот период времени существовали три основные формы лечения: народное врачевание, монастырская медицина, светская медицина.
В Древней Руси была востребована народная медицина. Заговоры, передаваемые в устной форме и обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь дошли и до нашего времени. В то время для лечения болезней использовались растения (полынь, крапива, подорожник ), продукты животного происхождения (мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачевателей называли кудесниками и ведьмами. В народе считалось, что они являлись посредниками между человеком и таинственными силами природы. После врачевателей стали называть-лечцами.
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде». Секреты врачевания передавались по наследству. В Древней Руси были лечцы-хирурги и лечцы , которые лечили травами и мазями.
«Изборник Святослава» в XI веке был популярной книгой. В этой книге говорится о лечцах-резалниках, которые являлись предшественниками хирургов. Они умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, иные больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания, лечить повреждения травами и мазями. Также в этой книге описаны болезни, перед которыми врачеватели были бессильны.
На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпление больного проводилось при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, топоры) перед операцией проводили через огонь. Для обработки ран использовали березовую воду, вино и золу, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных.
В настоящее мире возрос интерес к основам традиционной медицины в связи с кризисом научной медицины. Однако, часто народными целителями и знатоками традиционной русской медицины представляются шарлатаны. Это наносит непоправимый ущерб не только здоровью их пациентов, но и репутации русской традиционной медицины.
Источник
Медицинские воззрения языческой Руси
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Кафедра истории медицины и культурологии ММА им. И.М. Сеченова
Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах. Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Пословицы, по мнению В. Даля, – сокращенные притчи, имеют большое значение для изучения истории народа . В ряду этих источников занимают одно из главных мест старинные лечебники и травники. Несмотря на то что они относятся по времени своего появления к более позднему историческому периоду, тем не менее в них содержится много традиционного, перешедшего в них из языческого периода русской истории.
Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.
В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. “Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, “тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав “испить ему чарочку питьица медвяного”. Кстати, чем был болен Илья из Мурома? Скорее всего рассеянным склерозом, неизлечимым до сих пор. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.
В культ предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). В представлении наших пращуров особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на представлениях об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком. Один и тот же физический облик принадлежит и живому человеку, действующему, двигающемуся, думающему, и мертвому, трупу, внешне напоминающему живого, но неподвижному, бесчувственному, ибо жизненная сила (“душа”) отделилась от него куда-то. Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, друга часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Считалось также, что души умерших ищут себе пристанище в животных, предметах, поэтому многие лечебные приемы связывали с животными: при головной боли сажали на лоб щенка, при лихорадке привязывали рядом козу и т.д.
У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром (“чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был “держать связь” с духами-прародителями. Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: “Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.
Кстати, главным образом эта сила приписывалась женщинам , так как, по свидетельству специалистов, “вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил” [1]. Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка – образ злых, уродливых женщин. На Руси существовало 12 сестер-лихорадок: Трясуха, Знобуха, Простуда и другие. Племена восточных славян финского корня были этнографическим элементом, который “рекрутировал” кудесников и волхвов. К ним, на север, в глубь лесов первобытных ходили русские люди за “волхованиями” уже и после принятия христианства. Это мистическое значение древнерусского севера отмечено А.С. Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”:
“Наука дивная таится
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов в глуши далекой
Живут седые колдуны. ”
Народ верил в силу этих седых колдунов и в их “дивную науку” и обращался к ним со своими нуждами, в том числе и во время болезней. Вот что мы узнаем из более поздней летописи, датированной 1071 г. (после принятия христианства, когда волхование было объявлено преступлением): “Волхование – это бесовская сила, наводящая и благо, и немощь. Чаще всего дается дар волхования женщинам, ибо первая жена была прельщена бесом; они волхвуют и чародейством, и отравою, и иными кознями бесовскими, но и мужи прельщаемы бывают бесами” [2]. Такова почва, на которой мы должны искать следы древнейшей языческой медицины, представляющей сумму знаний о целебных силах природы с элементами магической медицины.
Анимистические представления древних славян имели в основе своей естественные явления – страх смерти, страх перед покойником. Даже вид умирающего, больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, посетивших в Х в. Волгу, их поразило отношение к больным. Они отмечали, что “если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатер и оставят с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за все время болезни. Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим. ” [3]. По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно пользовались методом изоляции, что играло большую роль в предотвращении заразных болезней.
При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у . (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час” [4].
Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган – матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.
Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, “сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно “засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.
1. Забелин И.Е. “Домашний быт русских цариц в 16–17 столетия” М., 1872; 81.
2. Цит. по книге Н.П. Загоскина “Врачи, врачебное дело в старинной России”. Казань, 1891; 10.
3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. Л., 1926; 17.
4. Цит. по книге Скороходова Л.Я. “Краткий очерк истории русской медицины”. Л., 1926; 17.
Источник
Материалы по народной медицине
Введение
Маклюра оранжевая Maclura pomifera (Raf.) Schneid. – дерево семейства тутовых (Moraceae), родина которого — Северная Америка, откуда оно было распространено в другие континенты и страны. Плоды дерева – «Адамово яблоко» используются деятелями народной медицины в качестве сырья для приготовления настойки и мазей широкого лечебного действия, в том числе, судя по публикуемым в интернете рекламным материалам, и канцеролитического. Описанный процесс приготовления настойки из свежих плодов предусматривает их продолжительное (до тринадцати месяцев) настаивание в этиловом спиртe, лечение же настойкой предписывается проводить многомесячным приемом еженедельно увеличиваемых доз (до максимальной в 30 капель) с последующим постепенным снижением дозы до нуля. Исследовательской группой химической лаборатории Университета Огайо (США) в 1937-1946 годы были выделены из плодов Маклюры оранжевой и структурно изучены ее главные активные соединения — два ранее неизвестных пренилизофлавона, названные осаином и помиферином [7]. При исследовании осаина и помиферина в опытах in vivo и in vitro были выявлены антимикробное [4], антиоксидантнoе [6], кардиопротекторное [1], противоопухолевое [3] свойства этих изофлавонов, более выраженные у помиферина [2].
Приведенный краткий перечень биологической активности является, по нашему мнению, веским основанием для осуществления данной работы. Цель работы – определить наличие осаина и помиферина в настойке, рекомендуемой рецептом народной медицины, а также изыскать метод более быстрого приготовления спиртового раствора смеси этих флавоноидов для предложения его к последующему предклиническому изучению в качестве потенциального официнального средства.
Материал и методы исследования
Использованные в качестве сырья желтовато-зеленые, бугристые, шарообразные плоды (массой 250 – 400 г) собраны нами в сентябре 2013 года с деревьев Maclura pomifera, интродуцированных в садах г. Еревана еще в середине прошлого столетия (в частnости, с деревьев нашего Центра и Института ботаники НАН РА). Часть плодов, после измельчения их в свежем состоянии на куски в 2-3 см, использовали для приготовления настойки по рецепту народной медицины (в котором не нормировано количество сырья и спирта): в двухлитровые стеклянные банки с плотно уложенными в них кусочками плодов налили доверху 96% этанол, банки герметично укупорили и хранили в затемненном месте при комнатной температуре (18 –25ºС) в течении года.
Большая часть собранных плодов (15 кг) в разрезанном на 1-2 сантиметровые куски подверглась подсушиванию в тонком слое при 25-30 ºС в затемненном, проветриваемом помещении до постоянной остаточной массы в 20% ± 0,5% от исходной, на что потребовалось 13 суток.
Для выявления осаина и помиферина в растворах использовали тонкослойную хроматографию (ТСХ) на стеклянных пластинках, покрытых силикагелем КСКГ (Эстония), подвижную фазу – хлороформ : этанол (30:1), проявители : пары йода и 1% раствор хлорного железа в этаноле. Выделение осаина и помиферина из их смеси осуществили методом препаративной ТСХ на пластинках той же марки размером 9,5см × 9,5 см. Идентификацию осаина и помиферина в растворах выявляли по их хроматографической подвижности (Rf), а для выделенных препаративной ТСХ – также по их т.пл., измеренных на микронагревательном столике Boetius PHMK (Dresden), и спектрами 1 Н-ЯМР, регистрированными нa приборе Varian Mercury 300 VX в DMSO-d6 (внутренний эталон – ТМС).
Для получения хроматографически чистых осаина, помиферина и их смесей мы использовали в качестве исходного сырья высушенные приведенным выше способом плоды, которые измельчили до частиц размером в 2-3 мм и подвергли экстагированию. Из более чем десяти различных вариантов использованных нами растворителей и схем, мы предлагаем для указанной цели следующий, по нашему мнению, наиболее оптимальный метод: сырье экстрагируют хлороформом в аппарате Сокслета 18-20 часов (до обесцвечивания раствора в патроне с сырьем). Полученный хлороформный экстракт упаривают до сухого остатка, который растворяют при нагревании в пятикратном количестве (мл/г исходного сырья) 50%-ной водно-этанольной смеси. Водно-этанольный раствор охлаждают до комнатной температуры, отфильтровывают, промывают в делительной воронке трижды гексаном (порциями по ¼ от водноэтанольного раствора). Промытый водно-этанольный раствор упаривают при пониженном давлении до сухого остатка, который выдерживают не менее часа при 600С и 3 мм Hg остаточного давления. С выходом 4.0%±0,3% получается желтовато-серый пушистый порошок — смесь осаина и помиферина, обнаруживающую на ТСХ только два пятна с Rf 0,73 и 0,23 (рис.1).
Для достоверной идентификации компонентов смеси было осуществлено ее разделение методом препаративной хроматографии: 100 мг полученного порошка растворили в 2 мл метанола и раствор нанесли с помощью стеклянного капилляра (в виде полос шириной 1,5 – 2.0 мм) на стартовые линии десяти силикагелевых пластинок. После завершения хроматографирования и сушки пластинок в токе теплого воздуха, с пластинок соскребли и собрали отдельно полосы слоев силикагеля (шириной 3-4 мм), соответствующих зонам с Rf 0,73 и 0,23. Силикагелевые порошки одинаковых зон соединили, обработали 20 мл горячего метанола, метанольные растворы фильтровали и упарили досуха. Сухие остатки каждой зоны растворили при нагревании в минимальных количествах (1-1,5мл) 96% этанола. Из охлаженных растворов отделили выпавшие в осадок 30 мг осаина ( т.пл 191-1930С; Rf 0,73) и 33 мг помиферина (т.пл.198-1990С; Rf 0,23).
Ниже приведены фиксированные нами характеристики 1Н-ЯМР спектров осаина и помиферина.
Осаин ,δ,м.д.: 13,17(1Н,с, С5-ОН); 8,95(1Н,с, С4a-ОН); 7,85(1Н,с,С2-Н); 7,27(2Н,д,С2a-Н и С6a-Н); 6,80(2Н,д,С3a-Н и С5a-Н); 6,60(1Н,д,С9-Н); 5,50(1Н,д, С10-Н); 5,16(1Н,тр,С2b-Н); 3,18(2Н,д,С1b-2Н); 1,75(6Н,с,С3b-2СН3); 1,40(6Н,с,С11-2СН3).
Помиферин ,δ,м.д.: 13,191Н,с, С5-ОН); 8,95(1Н,с, С4a-ОН); 8,05(1Н,с,С3a-ОН); 7,85(1Н,с,С2-Н); 6,85(1Н,с,С2a-Н); 6,80 -6,70(2Н, м,С5a-Н и С6a-Н); 6,62(1Н,д,С9-Н); 5,46(1Н,д,С10-Н); 5,15(1Н,тр,С2b-Н); 3,20(2Н,д,С1b-2Н); 1,70 и 1,60(по 3Н,с,С3b-2СН2); 1,4(6Н,с,С11-2СН3). Эти данные хорошо согласуются со структурными особенностями этих изофлавонов (Рис.2), а также с описанными ранее 1Н-ЯМР характеристиками, зафиксированными в дейтероацетоновом растворе [5].
Рис. 1. ТСХ осаина(1), экстракта (2), помиферина (3)
Рис. 2. Структурные формулы осаина (R=H) и помиферина (R=OH)
Изучение спиртовой настойки, полученной по методу народной медицины, проводили нижеследующим способом. Образцы настойки (по 100 мл светлокоричневой жидкости со спиртовым запахом) упаривали втрое при пониженном давлении, остатки экстрагировали хлороформом (50 мл X 3). Хлороформные экстракты, после высушивания безводным сульфатом натрия, упаривали втрое, фильтровали через слой силикагеля SERVA Si60; 0,05-0,1mm (высотой 3 см, диаметром 2 см). Силикагель промывали 20 мл хлороформа и соединенный хлороформный раствор упаривали досуха. Остаток растворяли в 50 мл 50% этанола, прибавляли к раствору 30 мг порошка активированного угля, перемешивали нагревали до кипения, охлаждали, отфильтровывали и фильтрат упаривали досуха. С выходом 120±15 мг получали смесь осаина и помиферина (по ТСХ).
Обсуждение результатов
Изучение хлороформного извлечения из моделей настойки плодов маклюры оранжевой методом ТСХ показало, что оно состоит из смеси осаина и помиферина, содержащей следовые количества примеси липофильных веществ, а также полярных соединений (глюканов). Эти примеси, которые легко удаляются применением адсорбентов (силикагеля и активированного угля), надо полагать, не играют определяющей роли в биологической активности самой настойки. Количество же смеси осаина с помиферином в настойке составляет порядка 0,1%, что в пересчете на максимальную единовременную дозу соответствует около 1 мг. Как было показано в опытах по изысканию рационального способа выделения смеси осаина и помиферина из высушенных плодов, содержание смеси этих изофлавонов составляет около 4%, то есть из 100 г высушенных плодов можно довольно быстро приготовить 4 л раствора с подобным настойке содержанием главных активных компонентов, а также приготовить растворы любой концентрации, необходимой для предклинического исследования
Выводы
Показано, что в настойке плодов маклюры оранжевой, приготавливаемой по рецепту народной медицины, содержание смеси главных активных компонентов – пренилизофлавонов (осаина и помиферина) составляет около 0,1%.
Предложен и апробирован рациональный метод выделения из высушенных плодов маклюры оранжевой очищенной смеси осаина и помиферина, пригодной для приготовления ее спиртового раствора любой концентрации.
Источник