Первая помощь ребенку в экстренной ситуации
Какую помощь можно и нужно начинать оказывать еще до прибытия «Скорой помощи», а чего делать не нужно и даже категорически нельзя? Этот вопрос волнует многих родителей. Попробуем рассмотреть основные варианты экстренных состояний и рассказать о том, какие действия при этом следует принимать.
Остановка кровообращения и дыхания
Немедленно вызвать бригаду скорой помощи (реанимационную)!
- Обеспечение проходимости дыхательных путей:
- при подозрении на травму шейного отдела позвоночника иммобилизируют шею
- очищают ротоглотку (грушей, пальцем)
- устраняют обструкцию, вызванную западением языка или сдавлением мягкими тканями шеи, выдвигают вперед нижнюю челюсть или приподнимают подбородок.
- улучшение проходимости дыхательных путей. Голову располагают по средней линии. Детям, в отличие от взрослых, не следует сильно запрокидывать голову, т.к. у детей это может привести к обструкции дыхательных путей. Под затылок кладут сложенное в несколько раз полотенце (взрослым – валик под плечи).
- Начинают ИВЛ методом рот в рот (рот в рот и нос) и непрямой массаж грудной клетки. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки.
ИВЛ выполняют так, чтобы каждый вдох продолжался 1,0-1,5 с. Частота надавливаний на грудную клетку новорожденного – не менее 120 в мин, соотношение частоты вдуваний и надавливаний – 1:3. У детей более старшего возраста частота надавливаний – не менее100 в мин. Ребенка укладывают на жесткую поверхность и немедленно начинают непрямой массаж сердца. Отношение частоты вдуваний к частоте надавливаний на грудную клетку 1:5.
В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину пальца ниже сосков). У детей 1-2 лет на грудину надавливаю выступом ладони одной руки. У детей постарше и взрослых используют две руки. В обоих случаях надавливают на нижнюю треть грудины (примерно на ширину двух пальцев выше мечевидного отростка). Глубина опускания грудины: дети до года: 1,5-2,5 см, до 7-8 лет – 3-5 см, старше – 4-6 см. Эффективность непрямого массажа оценивают по пульсу на сонных и бедренных артериях. Реанимационные мероприятия нужно продолжать до прибытия врачей!
Первая помощь при удушье
- Инородные тела дыхательных путей
Чаще всего в дыхательные пути попадают игрушки, пища (конфеты, жевательная резинка, орехи). Для детей младшего возраста опасны надувные игрушки, прокусив такую игрушку и испугавшись хлопка, ребенок может вдохнуть ее части.
- Признаки: ребенок задыхается и не может кричать, издает свистящие шумы, тщетно пытается кашлять, лицо начинает синеть.
- Что делать: вызовите неотложную помощь как можно быстрее. Затем приступайте к оказанию первой помощи.
Если вы различаете в горле инородное тело и видите, что его можно извлечь, сделайте это. Присмотритесь и прислушайтесь, дышит ли ребенок. Чтобы язык не закрывал дыхательное горло, приподнимите подбородок и отведите голову назад. Рот ребенка должен оставаться открытым. Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы услышать его дыхание, и посмотрите, движется ли его грудная клетка. Присматривайтесь и прислушивайтесь не более 5 секунд. Если ребенок не дышит, приступайте к искусственному дыханию и сердечно-легочной реанимации. Даже если вам удалось освободить дыхательные пути ребенка от инородного тела и ребенок кажется вам вполне здоровым, обратитесь к врачу.
2. Приступ бронхиальной астмы
- Симптомы: кашель, затрудненный выдох, свистящее дыхание, вплоть до тяжелых дыхательных нарушений. Когда обращаться ко врачу: если (1) признаки астмы появились у ребенка в первый раз, (2) не помогает назначенное врачом лечение, (3) температура тела поднялась выше 39°С, вызовите врача.
- Что делать: успокойте и приободрите ребенка: беспокойство может лишь усилить астматический приступ. Дайте ребенку рекомендованные врачом лекарства. Поите ребенка часто и понемногу.
3. Ложный круп
Ложный круп протекает в виде затруднения дыхания (преимущественно выдоха), осиплости голоса, «лающего» кашля. Порядок оказания первой помощи:
- Придать возвышенное положение тела;
- Обеспечить доступ свежего воздуха;
- Вызвать врача;
- Щелочные ингаляции (1 столовая ложки соды на 1 литр воды);
- Отвлекающие процедуры — тёплые ножные или ручные ванны;
- Можно дать ребёнку антигистаминный препарат в возрастной дозировке (пипольфен, супрастин, тавегил и др.).
4. Обморок
Симптомы-«предвестники»: головокружение, тошнота, потемнение перед глазами, чувство дурноты, проваливания, отрешенности. Порядок оказания первой помощи:
- Посадите ребенка и наклоните его голову вниз ниже колен.
- Расстегните воротничок, пояс и другую одежду, стесняющую дыхание.
- Если ребёнок потерял сознание, уложите его на ровную поверхность и приподнимите его ноги на 20-30 см выше уровня туловища.
- Похлопать по щекам, растереть виски.
- Дать вдохнуть пары нашатыря, либо уксуса, либо другого резко пахучего вещества (детям старше 3-х лет).
- Повернуть голову ребёнка на бок для предотвращения удушья в случае рвоты.
- Проверить есть ли дыхание и пульс (сердечные сокращения), если нет — вызвать неотложную помощь и проводить искусственное дыхание.
Если обморок длится более 5 минут, вызвать неотложную помощь. После прихода в себя дать попить горячий сладкий чай. Хотя обмороки, длящиеся менее 5 минут обычно не причиняют вреда ребенку, необходимо выяснить причину их возникновения. Даже если обморок произошел впервые, обязательно обратитесь к врачу в ближайшее время!
Лихорадочные состояния
Субфебрильная температура (до 38°C) может появляться при перегревании, при вирусной или бактериальной инфекции. Принимать жаропонижающие средства в таких случаях не стоит, если самочувствие ребенка не страдает. Порядок оказания первой помощи:
Субфебрильная температура (до 38°C)
- Раздеть ребёнка.
- Растереть влажной тканью (температура чуть выше комнатной) или поместить ребенка под теплый (не горячий) душ, постепенно снижая температуру воды до прохладной.
- Жаропонижающие не использовать.
Фебрильная температура (выше 38°C)
- Раздеть ребёнка.
- Растереть влажной тканью (температура чуть выше комнатной) или поместить ребенка под теплый (не горячий) душ, постепенно снижая температуру воды до прохладной.
- Обеспечить покой, уложить в постель.
- Обильно поить сладким чаем, морсом.
- При ознобе (у маленького ребенка – дрожь, «гусиная кожа»), согреть (тёплое одеяло, горячий чай), но долго закутанным не держать, чтобы не перегрелся.
- Дать жаропонижающие (Панадол, Парацетамол, нурофен) при температуре: выше 38.0°C у детей до 3 месяцев, выше 39.0°C у здоровых детей старше 3 месяцев, в случае озноба, головных или мышечных болей при более низкой температуре, выше 38-38,5°C при фебрильных судорогах в анамнезе, выше 38.5°C при тяжелых сопутствующих заболеваниях.
При температуре 39.5-40°C закутывать ребёнка не следует.
При температуре выше 40.4°C вызвать неотложную помощь.
5. Судороги
В большинстве случаев судороги прекращаются самостоятельно через 3-5 минут, — поэтому сохраняйте спокойствие. Если судороги возникли на фоне повышенной температуры тела, примите меры первой помощи при лихорадке. Опасным для жизни является эпилептический статус — длительные судороги (более 10-15 минут), такое развитие ситуации требует немедленной врачебной помощи.
Порядок оказания первой помощи:
- Уложите ребёнка в безопасное место, на ровную поверхность, где нет опасности травматизации, удалите из окружающей обстановки предметы с острыми и выступающими краями.
- Сохраняйте спокойствие.
- Развяжите шарф, галстук, расстегните ворот рубашки для облегчения дыхания.
- Положите под голову что-либо мягкое или плоское.
- Поверните ребёнка на бок для предотвращения удушья вследствие рвоты или западения языка.
- Находитесь рядом с ребёнком.
- Если судороги возникли впервые, или длятся более 5 минут или возобновились — вызывайте неотложную помощь.
6. Солнечный и тепловой удар
Длительное перегревание организма или воздействие прямых солнечных лучей на непокрытую голову может привести к тепловому (солнечному) удару. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6-8 часов после этого. Симптомы: общее недомогание, разбитость, головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, а иногда рвота. При осмотре обнаруживается гиперемия кожи лица и головы, учащение пульса и дыхания, усиленное потоотделение, повышение температуры, иногда носовое кровотечение. В тяжелых случаях возникает сильная головная боль, снижается АД, температура тела достигает 40-41°С и более, больной впадает в прострацию, теряет сознание. Дыхание учащается, затем замедляется. Пульс редкий. Возможно развитие отека легких. В некоторых случаях отмечаются судороги, коматозное состояние, иногда возбуждение, галлюцинации, бред. Порядок оказания первой помощи:
- Поместить ребёнка в тень.
- Освободить от одежды.
- Дать выпить холодной воды.
- Холодный компресс на голову.
- Обернуть простыней, смоченной холодной водой.
- Если у ребенка высокая (39-41°С) температура тела, вызовите неотложную помощь.
- В тяжелых случаях больные подлежат госпитализации.
7. Аллергические реакции
Чаще всего аллергические реакции проявляются в виде высыпаний на коже. Причиной могут быть пищевые погрешности, прием лекарств, укусы насекомых, контакт с животными, тепло, холод и др. Порядок оказания первой помощи:
- Прекратите контакт ребёнка с предполагаемым аллергеном (медикаменты, пищевые продукты, контакт с животными, химическими веществами и др.) или воздействие физических факторов (холод, тепло, вода и др.).
- Успокойте ребёнка.
- Дайте ребёнку антигистаминные препараты в возрастных дозировках (тавегил, супрастин, фенкарол и др.).
- На область зудящих высыпаний можно наложить фенистил-гель или псилобальзам.
- Если у ребёнка вместе с аллергической реакцией появились нарушение общего состояния, подъём температуры, отёки, затруднение дыхания, боли в животе — необходимо вызвать врача (неотложную помощь).
Источник
Как понять, что ребенку нужна сердечно-легочная реанимация?
Как понять, что ребенку нужна сердечно-легочная реанимация (СЛР) и как её провести?
⠀
СЛР проводится, когда ребёнок находится без сознания, у него нет дыхания и пульса.
⠀
Техника СЛР у детей такая же, как у взрослых, но имеются некоторые различия.
- Проверяем сознание
Потрясите за плечи, окликните по имени или спросите, что случилось. Не отвечает — ребёнок без сознания. - Проверяем дыхание
Запрокидываете голову, поднимаете подбородок. При этом руку кладёте на лоб, а вторую — на подбородок.
Наклонитесь ухом к носу и рту ребёнка, прислушивайтесь 10 сек и смотрите на грудную клетку. Если нет звуков, грудина не поднимается — нет дыхания. - Проверяем пульс
Приложите ухо к грудной клетке. Если нет звуков сердцебиения — нет пульса.
НЕОБХОДИМО ВЫЗВАТЬ СКОРУЮ ПОМОЩЬ И НАЧАТЬ СЛР
Положите ребёнка на ровную твердую поверхность. Определите середину грудной клетки и положите основание ладони 1 руки. 2 руку положите сверху и возьмите ее в виде замка. Руки должны быть прямыми в локтевом суставе. Если ребёнок младше года, то надавливайте вместо рук 2 пальцами.
Давление оказывается всем весом человека. Надавливайте на грудину глубиной 4 см, если ребёнок младше года; на 5 см — если старше года. Частота надавливаний в минуту — 100-120.
Проделав 30 надавливаний, переходите к искусственному дыханию. Запрокидываете голову, поднимаете подбородок. Зажимаете его нос, герметично охватываете своими губами его рот и делаете равномерно выдох 1 секунду. Грудная клетка начнёт подниматься. Ждёте, когда произойдёт пассивный выдох. Сделайте 2 таких искусственных дыхания, больше не нужно. Если ребёнок младше года, то охватывайте губами и рот, и нос.
Таким образом, вы чередуете 30 надавливаний и 2 вдоха. Выполняйте до приезда скорой помощи, не менее 40 минут.
Постарайтесь максимально запомнить технику, чтобы быть готовым к экстренным ситуациям.
Медицинский центр «Медаком». Нам доверяют бесценное — детей!
Источник
Остановка дыхания и сердца у детей
Клинические проявления: потеря сознания, апноэ, резкое падение АД, отсутствие пульса на крупных артериях, бледно – серый цвет кожных покровов, расширение зрачков.
Неотложные мероприятия при остановке сердца и дыхания:
- восстановление проходимости дыхательных путей;
- начать искусственную вентиляцию легких мешком «Амбу», при отсутствии — экспираторными методами «изо рта в рот» — у детей старше 1 года, «изо рта в рот и нос» — у детей до 1 года. Частота дыхательных циклов зависит от возраста пациента: у новорожденных – 40 в 1 мин, у детей первых лет жизни – 20 в 1 мин, у подростков – 15 в 1 мин.
- Проведение закрытого массажа сердца (ЗМС). Точка приложения силы при компрессии: у детей до 1 года располагается на ширину одного пальца ниже сосковой линии; у детей 1-7 лет — нижняя часть грудины; у детей старше 10 лет — нижняя часть грудины. Глубина вдавления грудной клетки: до 1 года — 1,5 — 2,5 см; 1 -7 лет — 2,5 — 3,5 см; старше 10 лет — 4 -5 см. У новорожденных и детей первого года жизни ЗМС производят 2 пальцами, от 1 года до 8 лет – ладонью одной руки, старше 8 лет – кистями обеих рук. Частота компрессий в 1 минуту: до 1 года — 100 – 120; 1-8 лет — 80 – 100; старше 8 лет – 80. Соотношение между ИВЛ и ЗМС 1 : 5.
Состояние ребенка повторно оценивается через 1 минуту после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин. Критерии эффективности ИВЛ и ЗМС — наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт компрессии грудины, уменьшение степени цианоза кожи и слизистых, реакция зрачков на свет.
Если сердцебиение не восстанавливается, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/венно:
- 0,18% раствор эпинефрина (адреналина) из расчета 0,01 мл/кг, разводят 1 мл 0,18% эпинефрина на 9 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят 0,1 мл/кг разведенного эпинефрина, по показаниям эту дозу можно повторять через 3-5 мин;
- 0,1% раствор атропина сульфата из расчета 0,02 мг/кг (0,02 мл/кг), эту дозу можно повторить через 5 мин, но не более 4 раз на всю сердечно-легочную реанимацию (СЛР) (доза 0,1% атропина не должна превышать 1 мг на всю СЛР);
- по показаниям (продолжительность СЛР более 8-10 мин) раствор бикарбоната натрия из расчета 1 ммоль/кг (1 мл/кг 8,4% раствора бикарбоната натрия или 2 мл/кг 4% раствора) в/венно медленно в течение 2 мин и обязательно при адекватной ИВЛ;
- для введения эпинефрина и натрия бикарбоната необходимо использовать разные венозные доступы;
- 2% раствор лидокаина из расчета 1 мг/кг (у новорожденных 0,5 мг/кг) при фибрилляции сердца;
Инфузионная терапия:
- ввести 0,9% раствор натрия хлорида из расчета 10-15 мл/кг (введение растворов глюкозы при СЛР противопоказано);
- пути введения лекарственных средств при СЛР: в/венный, эндотрахеальный.
- 4. электроимпульсная терапия (далее-ЭИТ), показания к применению:
- фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия;
- ЭИТ у детей проводят сериями из 3 разрядов: 2 Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг.
Показания к прекращению СЛР: отсутствие положительного эффекта от проводимых в полном объеме реанимационных мероприятий в течение 30 мин в условиях нормотермии.
Источник