- Лица осуществляющие лечебную деятельность по охране здоровья населения
- Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. № 1384-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
- Обзор документа
- Досрочная пенсия медицинским работникам
- Список должностей и учреждений.
Лица осуществляющие лечебную деятельность по охране здоровья населения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. № 1384-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданки Г.Б. Лавриковой в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.Б. Лаврикова просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации положение пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По мнению заявительницы, оспариваемое положение, примененное судом общей юрисдикции при рассмотрении ее дела, как не позволяющее засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее работы в должностях медицинской сестры, старшей медицинской сестры в организациях (детский дом, детский сад), входивших в действовавший до 1 октября 1993 года Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), нарушает ее пенсионные права и противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.Б. Лавриковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (определения от 18 июня 2004 года № 197-О и от 16 ноября 2006 года № 514-О).
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры детского дома, детского сада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Действовавшие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066), не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Список.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, при том что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
Оспаривая конституционность положения пункта 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Правил, заявительница, как следует из приложенных к жалобе материалов, ставит вопрос об изменении правового регулирования, а именно о необходимости отменить соответствующие списки и применять положения статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» непосредственно, без конкретизации их в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации. Между тем внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации | В.Д. Зорькин |
Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2011 г. № 1384-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лавриковой Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)
Обзор документа
Оспаривались нормы, касающиеся досрочного назначения пенсии по старости определенным категориям лиц.
Речь идет о тех, кто осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж их работы для досрочной пенсии включаются определенные периоды деятельности.
Они определяются на основании Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые утверждаются Правительством РФ.
По мнению заявителя, данные положения неконституционны. Они не позволяют засчитывать в указанный стаж периоды работы в должностях медсестры (в т. ч. старшей) в некоторых организациях (детдом, детсад). Между тем такая возможность была предусмотрена до 01.10.1993.
КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Названные Списки конкретизируют понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», которые не раскрыты в Законе о трудовых пенсиях.
Введение льготных условий для приобретения права на пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому подобное право связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профдеятельности.
Согласно регулированию, которое действовало до 01.10.1993, работа в должности медсестры (в т. ч. старшей) детдома, детсада включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Впоследствии такая возможность была исключена.
Однако подобное изменение оценки указанной профдеятельности применительно к льготному пенсионному обеспечению само по себе не может расцениваться как произвольное и нарушающее конституционные права. За названными лицами сохранено право включать в спецстаж время работы в этих должностях за период, когда законодательством это предусматривалось.
Источник
Досрочная пенсия медицинским работникам
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах. В статье расскажем о нюансах, связанных с назначением такого вида пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона №173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости медицинским работникам устанавливается с учетом списка соответствующих работ, производств, профессий, специальностей и учреждений, а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утвержденных Правительством РФ. В настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Правила №781), утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Список должностей и учреждений.
Рассмотрим список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.
Отметим, что должности «акушерка» и «медицинская сестра», замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно «акушер» и «медицинский брат (медбрат)».
В настоящее время наименование некоторых должностей изменилось. Чтобы сотрудники, которые работали или работают в настоящее время в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должности.
Рассмотрим эти нормативные акты.
Приказами Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 №75 установлено тождество наименования должности «старший лаборант», применяемой на кафедрах госпитальной педиатрии высших медицинских образовательных учреждений, наименованию должности «врач-педиатр», предусмотренному Списком; от 13.06.2006 №463 – что «фельдшер по наркологии», «фельдшер-нарколог» тождественно должности «фельдшер», предусмотренной Списком; от 31.05.2006 №435 – что «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» тождественны той же должности «фельдшер».
Постановлением Минтруда РФ от 09.07.2003 №50 установлено, что наименование должности «дезинструктор» тождественно наименованию должности «инструктор-дезинфектор», предусмотренной Списком, аналогично установлено «дезинфектор» – «медицинский дезинфектор», «помощник эпидемиолога» – «помощник врача-эпидемиолога», «помощник паразитолога» – «помощник врача-паразитолога», «лаборант (по бактериологии)», «лаборант (по паразитологии)» – «лаборант».
Для учреждений также предусмотрены тождественные наименования.
Приказами Минздравсоцразвития установлено:
Из приведенных нормативных актов следует, что одной из особенностей назначения досрочной трудовой пенсии по старости медицинским работникам является соответствие наименования должностей и учреждений Списку или тождественным наименованием.
Правила исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.
Согласно общим правилам подсчета медицинского стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, в него засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком, а именно один год работы за один год стажа. При этом наличие в наименовании названных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 Правил №781).
Пунктом 4 Правил №781 установлено, что начиная с 01.11.1999 периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Этим же пунктом предусмотрено, что если работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, то период ее выполнения засчитывается в стаж работы при условии, что в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
К сведению : согласно ст. 350 ТК РФ медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 39 часов в неделю. При этом в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством РФ (в настоящее время – Постановлением от 14.02.2003 №101).
Отметим, что требования, указанные в п. 4 Правил №781, для работников, занятых в должности «главная медицинская сестра», должны выполняться независимо от времени, когда выполнялась эта работа, то есть и в период до 01.11.1999.
В соответствии с п. 6 Правил №781 в стаж засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в Списке, если она выполнялась в следующих учреждениях:
Для вышеуказанных структурных подразделений нормативными актами предусмотрены тождественные наименования: Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 №75 установлено, что наименование структурного подразделения высшего медицинского образовательного учреждения «кафедра госпитальной педиатрии» тождественно наименованию «клиника», установленному п. 6 Правил №781; а его же Приказом от 14.10.2009 №825н – что наименование структурного подразделения «медицинский комплекс» тождественно наименованию «медико-санитарная часть», предусмотренному п. 6 Правил №781.
Также отметим, что Правилами №781 установлены случаи, когда стаж исчисляется в льготном порядке: отработав фактически один год, медицинский работник вырабатывает стаж для своего пенсионного обеспечения большей продолжительности. Согласно п. 5 Правил №781 льготный порядок исчисления стажа предусмотрен для лиц:
Отметим, что разработаны нормативные документы с названиями должностей и структурных подразделений, тождественными названиям указанного Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала:
Гражданин отработал врачом-анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации в сельской больнице 14 лет и 6 лет в городской.
С учетом Правил №781 его стаж составит 30 лет 6 месяцев: 14 лет + 6 лет + 3 года 6 месяцев + 7 лет. 3 года 6 месяцев – дополнительные к стажу (14 лет) за работу в сельской местности согласно пп. «а» п. 5 этих правил; а 7 лет – дополнительные к стажу за работу врачом-анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации согласно пп. «б» п. 5.
Пунктом 7 Правил №781 определено, как подсчитывается стаж, если работа осуществлялась в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей. Этот период засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном указанными правилами.
В пункте 2 Правил №781 сказано, что если какие-то моменты ими не урегулированы, то применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516. Напомним, что согласно Правилам №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды:
Кроме того, п. 9 Правил №516 установлены периоды работы, которые не включаются в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно если сотрудник был отстранен от работы по следующим причинам:
Из всего вышесказанного, а также из приведенных нормативных документов следует, что основанием для отказа в досрочном назначении пенсии медицинским работникам, как правило, является несоответствие спискам и правилам, утвержденным постановлениями Правительства РФ, наименований должностей и учреждений (их структурных подразделений) а также записей в трудовых книжках медицинских работников, первичных документах, имеющихся в учреждениях (приказы, штатное расписание и т. д.).
Источник