Лесная аптека лекарственные растения

Лесная аптека, лекарственные растения, Первушина Е., 2015

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Лесная аптека, лекарственные растения, Первушина Е., 2015.

Предисловие.

Люди с давних пор обращались к травам для того, чтобы излечить себя и своих близких. В могилу одного из неандертальцев его современники положили пучок трав, которые, как мы знаем сейчас, обладали лекарственными свойствами. Археологи находят остатки маленьких садиков рядом с домами, относящимися к тому периоду, когда в Египте и Шумере еще не начали возделывать поля. В этих садах выращивались преимущественно пряные растения и те, которые благодаря наличию в них разнообразных по своему составу естественных химических веществ: алкалоидов, гликозидов, сапонинов, флавоноидов, витаминов, минералов, органических кислот, горечей, Сахаров, дубильных веществ (танидов), эфирных масел и др. — способны были оказывать тонизирующее, возбуждающее, успокаивающее, болеутоляющее, отхаркивающее, слабительное, закрепляющее, мочегонное, ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, противомикробное и прочие действия, то есть являлись природными лекарствами.

СБОР И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА.

Травы для лечебных целей следует собирать только в сухую ясную погоду, большинство трав — во время цветения, корни — осенью в период увядания наземной части растения либо ранней весной, когда наземная часть еще не начала омолаживаться. Семена собирайте в период их полного созревания. Исключений из таких правил немного.

СОДЕРЖАНИЕ.

Предисловие.
Правила сбора лекарственных растений.
Приготовление различных лекарственных форм.
Лечебные процедуры.
Ароматерапия.
Аир болотный.
Алоэ.
Барбарис черноплодный.
Боярышник.
Брусника.
Валериана лекарственная.
Вахта трехлистная.
Вереск обыкновенный.
Вероника лекарственная.
Гвоздика голландская.
Герань болотная, луговая, лесная.
Герань комнатная.
Горец змеиный, птичий, перечный, почечуйный.
Девясил высокий.
Жасмин лекарственный.
Зверобой продырявленный.
Земляника лесная.
Каланхоэ перистое.
Календула лекарственная.
Калина обыкновенная.
Каллизия душистая (золотой ус).
Кислица.
Клюква.
Крапива двудомная.
Ландыш майский.
Лапчатка.
Лопух большой.
Малина.
Манжетка обыкновенная.
Мать-и-мачеха.
Медуница лекарственная.
Морошка.
Нивяник обыкновенный.
Облепиха.
Одуванчик лекарственный.
Окопник лекарственный.
Пастушья сумка.
Пижма обыкновенная.
Подорожник большой.
Полынь горькая.
Пустырник сердечный.
Ромашка аптечная.
Рябина обыкновенная.
Толокнянка обыкновенная.
Тысячелистник обыкновенный.
Фиалка трехцветная.
Фиалка узамбарская (сенполия).
Хвощ полевой.
Черника.
Шиповник.
Яблоня-дичка.
Календарь сбора дикорастущих плодов и ягод.
Календарь сбора лекарственных растений.

Источник

Урок экологии по теме «Лесная аптека»

Наталья Коршунова
Урок экологии по теме «Лесная аптека»

В рамках проведения акции

«Весенняя неделя добра»

УРОК ЭКОЛОГИИ ПО ТЕМЕ

«ЛЕСНАЯ АПТЕКА«

Уточнять и расширять знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, польза и применение) ;

воспитывать любовь и бережное отношение к растениям родного края.

Предварительная работа. Беседы о растениях родного края. Рассматривание иллюстраций, гербария. Разучивание стихотворений, загадок о растениях. Просмотр презентации «Лекарственные растения». Экологическая игра «Узнай целебную травку».

Материал: изображения растений (шиповник, одуванчик, подорожник, земляника, ромашка, чистотел, крапива, василек);

игрушки (медведь, лиса, обезьянка)

Презентация : «Лесная аптека»

Ход занятия.

Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправится в аптеку, но не простую, а лесную. Лесная аптека не похожа на обычную, где лекарства хранятся в таблетках и бутылочках. В лесной аптеке целебными свойствами обладают корни, стебли, листья, цветы растений. Богат и разнообразен выбор лекарств в лесной аптеке, но здесь нет этикеток. Поэтому надо точно знать какие растения от каких болезней лечат.

Какие лесные ягоды вы собираете?

Дети: Малину, бруснику, чернику, землянику, шиповник.

Воспитатель: Как много названий ягод вы знаете! А вот узнаете ли вы их? Я предлагаю вам собрать картинку и узнать, какая ягода.

Читайте также:  Чем обработать томаты от фитофторы народным средством

Д/и «Собери картинку». (Дети собирают разрезные картинки с изображениями ягод.)

Воспитатель: Оказывается, ягоды не только вкусные, но и лечебные. Все ягоды богаты витаминами. Черника — витамином А, который помогает при плохом зрении и очень важен для роста. Шиповник — богат витамином С, который способствует заживлению ран и помогает бороться организму с болезнетворными микробами.Недаром в народе говорят: «В доме, где едят землянику и чернику, врачам делать нечего».

Воспитатель: Давайте посмотрим под ноги. Вдоль лесной тропинки много растет полезных растений. Я буду загадывать загадки, а вы -отгадывать и искать это растение. (Вдоль импровизированной тропинки разложены гербарные экземпляры лекарственных растений) .

Как медок молодым.

А когда постарел,

Воспитатель: В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром». Настои из корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения. Из листьев одуванчика готовят витаминный салат.

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

Воспитатель: «След белого человека» — так называли подорожник индейцы. Потому, что семена этого растения пересекли океан и попали в Америку с переселенцами. Сок свежих листьев применяют как ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

Стоит в лесу Кудряшка.

Воспитатель: Ромашку заваривают как чай и пьют при болях и спазмах в кишечнике. Настоем ромашки полощут горло при ангине. Полезно полоскать волосы и умываться отваром из ромашки.

А вот это растение с красивыми, ажурными листьями и желтыми цветами называют — чистотел. У него есть и другое название «бородавочник». Назвали его так, потому что соком из его стеблей выводят бородавки. Листья, стебли и цветы чистотела используют для лечения кожных заболеваний.

Вот видите, сколько нового мы узнали про обычные растения, которые растут рядом с нами. Надо только знать, любить природу, бережно к ней относиться, и тогда лес откроет нам свои любимые кладовые.

. Могучий и прекрасный

Шумел и зеленел волшебный лес,

Не лес, а целый мир разнообразный,

Исполненный видений и чудес.

(Дети выполняют движения по тексту)

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят,

Как они сядут —покажем:

Крылья сложили назад.

Предлагаю посмотреть презентацию «Лесная аптека»

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить больных зверей будете вы.

— У нашего Мишки болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют: Полезен отвар из ромашки. Им можно полоскать горло.)

— А у нашей Лисички порезана лапка. (Дети: Приложить лист подорожника.)

Вы обратили внимание, какая бледная наша Обезьянка? У неё нет сил. (Дети: Ей поможет отвар шиповника.)

Воспитатель: Молодцы! Вылечили зверей. Понравилась вам в нашей лесной аптеки? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей) .

Прикреплённые файлы:

lesnaja-apteka_jht2l.ppt | 1606,5 Кб

Конспект театрализованного развлечения по валеологии в старшей группе «Лесная аптека» Рекомендации: Развлечение проводится как итоговое недели «Дари добро». Ведущий — воспитатель. Все роли выполняют дети. Как вариант: кукольный.

НОД по познавательному развитию «Лесная аптека» Познавательная деятельность. Цели и задачи: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать растения.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Лесная аптека» Праздник осени 2017г. Лесная аптека /старшая, подготовительная группы/ ВЕД. Заглянул сегодня праздник в каждый дом, Потому что бродит осень.

Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.

Урок письма в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы И» по УМК «Планета знаний» Тема урока: «Письмо заглавной буквы И» Задачи урока: Образовательная — освоение алгоритма написания заглавной буквы И; Развивающая – развитие.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Источник

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесная аптека. Лекарственные растения»

Римма Карагозян
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесная аптека. Лекарственные растения»

1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.

Читайте также:  Лавр листья лечебные свойства

2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.

4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.

— наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев;

— раздаточный материал: карточки с заданием;

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

— Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:

Они бывают разные:

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют И лакомством бывают,

И чаем нас напоют,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их … (растения)

— Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?

Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).

— А почему они называются растениями?

Ответы детей растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

— Ребята, а растения живые или неживые?

Ответы детей (живые)

— А почему они живые?

Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)

— А где же растёт очень много различных растений?

Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)

Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.

Без растений жизнь на планете не существовала бы.

Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней.

Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

И лекарства, и таблетки.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей,но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?

Ответы детей (мать — и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)

Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.

Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.

К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёк качал. Раскачивают руками влево-вправо

Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.

Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.

Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.

Ты цветочки не сломай! Приседают.

Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают

Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?

Воспитатель: Почему оно так называется?

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?

Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны.

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых.

Послушайте ещёодну загадку:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

О каком растении идёт речь?

Читайте также:  Лечебная физкультура при заболеваниях легких

Но почему говорят, что крапива обжигает?

Воспитатель: Да,вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

А как вы думаете, как её используют?

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны

А теперь послушайте стихотворения и узнайте это растение:

У него чудесный

Он большого солнца

На лужайке, где кусты,

С солнышком проснулись,

Нет цветов, одни шары,

Мимо ветерок бежал,

Ветер шарики качал,

И летит за рядом ряд

И горит лужайка наша

Словно сказочная чаша,

Где на круглом донце

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно.

Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом.

А дунет ветерок —

Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.

Игра «Собери лекарственные травы»

Иллюстрации лекарственных трав в виде пазла, которые нужно собрать

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Воспитатель: Кто знает этот кустарник?

Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду.

А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами?

Воспитатель показывает иллюстрации.Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Вот сколько растений и деревьев, которые могут помочь нам справиться с болезнями, но это лишь малая часть всех богатств нашей Природы!

Природа с радостью отдает нам все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! И постараемся никогда не болеть!

Конспект НОД по физическому развитию «Как нашему здоровью могут помочь лекарственные растения» ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Лекарственные растения» Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения» Цель: формировать умение узнавать и правильно называть.

Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения» Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения» Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение.

Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию «Зеленая аптека на службе человека» Цель: ознакомление детей с лекарственными растениями и их лечебными свойствами: ромашка, подорожник, крапива, календула Задачи: 1. Расширять.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Лекарственные растения» Цель: развитие познавательной активности. Задачи приоритетной области: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, возможностях.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения» Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения» Чучалова Татьяна Николаевна Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения».

Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.

Конспект занятия «Природные лекарственные растения Приморского края» «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю — лес и горы,.

Сценарий экологического праздника «Лесная аптека» в подготовительной группе. Программное содержание: Цель: формировать в детях экологическую культуру, ознакомление с лекарственными растениями, растениями Красной.

Источник

Оцените статью