Лекарственные растения Пермского края.
Работа содержит описание лекарственных растений Пермского края,правила их сбора,сушки,хранения.их лечебные свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_permskogo_kraya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Общая образовательная школа №13» г.Соликамск
Научное общество обучающихся «Мы открываем мир»
XIX муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся
Область эколого-биологических наук
Направление: « Ботаника и экология растений »
Исследовательская работа по теме
Лекарственные растения Пермского края
ученик 6 «а» класса
Порошина Нина Евгеньевна
§1. История применения лекарственных растений
§ 2. Лекарственные растения Пермского края
§ 3. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений
§ 4. Анализ социологического опроса
Растения — неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья. На протяжении всей истории человечества растения используются людьми с лечебной целью.
На территории нашей страны произрастает большое количество различных видов растений, многие из которых обладают лечебными свойствами. Растения являются источником для получения разнообразных лекарственных веществ. Известно, что свыше 30% всех лекарственных препаратов получается из растений.
В средствах массовой печати чаще всего встречается материал о лекарственных растениях Российской Федерации, а лекарственные растения нашей области и района мало изучены, поэтому было решено выбрать именно тему «Лекарственные растения Пермского края».
Объект исследования: лекарственные растения.
Предмет исследования: лекарственные растения Пермского края.
Цель исследования: изучение и описание лекарственных растений Пермского края.
- Изучить историю применения лекарственных растений.
- Описать лекарственные растения Пермского края.
- Сформулировать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
Как известно, целебнее свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Врачевание с древних времен было таинством. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.
В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины. С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы».
В последние годы во всем мире наблюдается устойчивая тенденция роста интереса населения, медицинских и фармацевтических работников к использованию лекарственных средств природного происхождения.
Природные растительные ресурсы Пермского богаты и разнообразны. Мы выяснили, что в Пермском крае свыше 90 видов лекарственных растений.
В работе описаны свойства только 6-ти самых популярных и известных лекарственных растений. Перечислим лишь лекарственные свойства растений.
Подорожник большой Настой листьев применяют в качестве отхаркивающего средства. Сок листьев подорожника больше рекомендуется для лечение больных хроническими колитами и острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды.
Одуванчик корень одуванчика, накапливающего осенью до 40 % инулина, известен как желчегонное средство, укрепляющее и оздоравливающее печень. Настойка из корня одуванчика возбуждает аппетит, обладает спазмолитическими, слабительными и кровоочистительными свойствами.
Ромашка аптечная применяют внутрь как спазмолитическое средство при заболеваниях органов пищеварения, спастических и хронических колитах, сопровождающихся брожением в кишечнике, анацидных гастритах и как желчегонное средство.
Зверобой применяемых при лёгких формах депрессии, психо-вегетативных тревожных расстройствах. В отечественной медицине применяют отвар — при заболеваниях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. Листья — заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов. Следует быть предельно аккуратным, применяя зверобой одновременно с другими лекарственными средствами.
Мать-и-мачеха обыкновенная применяются как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляется внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктизах.
Брусника обыкновенная Отвары и настои листьев применяют как мочегонное средство при мочекаменной болезни, ревматизме и подагре. Ягоды используют при авитаминозе.
Заготовка лекарственного сырья дело ответственное и требующее знаний и навыков. Нужно соблюдать правило сбора :
1. Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья.
2. Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы.
3. Не собирать в одну тару разные виды сырья.
4. Оставлять на месте не менее 20% не убранных растений для возобновления.
5. Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5 – 7 лет.
6. Не хранить свежесобранные растение больше 1 – 2 часов.
Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.
Проведённый социологический опрос показал, что ребята и их родители обладают не полными знаниями о применении лекарственных растений в домашних условиях и требуются разъяснения по этому вопросу, поэтому в дальнейшем я планирую подготовить несколько бесед на тему исследования и ознакомить одноклассников с этим материалом.
Таким образом, можно сделать вывод по теме исследования: Мир растений — величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.
Источник
ННОД с элементами совместной деятельности «Лекарственные растения родного края» (средний дошкольный возраст)
Ирина Родина
ННОД с элементами совместной деятельности «Лекарственные растения родного края» (средний дошкольный возраст)
Пермский край, пос. Звёздный, МБДОУ Д/С «Звездочка»
Воспитатели: Родина И. О., Железнова Л. Н.
Цель: закрепление знаний некоторых лекарственных растений Пермского края, занесенных к Красную книгу, воспитать у детей бережное отношение к природе.
— Уточнить представления о лекарственных растениях Пермского края: колокольчики, ромашки, мать-и-мачеха.
— Закрепить умение изображать их способами барельеф.
— Развивать образную и диалогическую речь.
— Развивать: логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
— Воспитывать у детей желание прийти на помощь, к тем, кто нуждается.
Наблюдение за лекарственными травами в уголке группы детского сада, беседы, отгадывание загадок,рассматривание: рукотворной Красной книги, альбома «Лекарственные растения Пермского края», в групповом мини-музее «Лекарственные травы».
Материал: интерактивная доска, коробочка, запись с речью коробочки, интерактивный плакат с лекарственными растениями луга, пластилин разных цветов, образцы с барельефным изображением цветов, стек, дощечки для лепки, цветной плотный лист жёлтого цвета размер А3, квадраты из цветного картона жёлтого цвета размер 5 х 5.
Воспитатель: Дети, посмотрите наша знакомая коробочка, как вы думаете для чего она к нам снова пришла?
Дети: Она принесла нам сюрприз, интересные загадки и задания.
(Звучит фонограмма от имени коробочки).
Коробочка: Всем друзьям я шлю привет,
Я коробочка – секрет.
Что внутри, хотите знать?
Надо нам загадки отгадать!
И на кружочек на экран нажать,
Картинка появится для вас.
Воспитатель: Дети, чтобы отгадать правильно загадки, что нам нужно?
Дети: Интерактивная доска.
Воспитатель: Давайте подойдём к доске.
Коробочка:Слушайте первую загадку:
Эх, звоночки, синий цвет.
С язычком, а звону нет.
Воспитатель: Давайте нажмём на этот кружочек и посмотрим правильно ли мы отгадали?
(Дети нажимают кружочек, на экране появляется изображение колокольчика).
Воспитатель: Дети, а что вы знаете про колокольчик?
Дети: Он синего цвета, похож на музыкальный инструмент – колокольчик. У него тонкий стебель, овальные листья, он лекарственный, занесен в Красную книгу.
Коробочка: Всё правильно.Слушайте следующую загадку:
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой её возьмём
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнём –
Воспитатель: Ну что же, давайте проверим, нажмём на этот кружочек.
(Дети нажимают, появляется изображение ромашки).
Воспитатель: Дети, расскажите про ромашку.
Дети: Лепестки у аптечной ромашки белые, а серединка жёлтая, листочки похожи на укроп. Ромашка лечебная, находится в Красной книге, из неё делают отвары.
Коробочка: Верю,отгадайте следующую загадку:
Золотым лучом согрет
Вырос солнышка потрет,
Но у жёлтого цветочка
Временно листочков нет.
Воспитатель: Ну что же, проверим…
(Дети нажимают на кружочек, появляется изображение мать-и-мачехи)
Воспитатель: Почему же у мать-и-мачехи временно нет листочков, что вы знаете, расскажите об этом цветке.
Дети: Цветок растёт весной, а листья только летом. Цветок жёлтый и круглый, как солнышко, листья большие, с одной стороны гладкие, в другой шершавые. Они целебные, их собирают, сушат и делают отвары.
(Из коробочки раздаётся чихание).
Воспитатель: Что это? Неужели коробочка заболела?
Коробочка: А теперь пришла пора
Заглянуть внутрь меня,
Кто-то там сидит
Не веселится, а грустит.
(Дети достают зайчика).
Воспитатель: Кому нужно помочь? И как вы думаете, что случилось?
Дети: Зайчику. Он заболел.
Воспитатель: Как мы можем помочь зайчику.
Дети: Приготовить лекарство.
Воспитатель: Мы сейчас с вами говорили про лекарственные травы, где они растут?
(Воспитатель нажимает на кружочек на экране, появляется изображение луга).
Воспитатель: Верно, все эти растения встречаются на лугах Пермского края.
Зайчик: Помогите мне друзья
На лугу ни разу не был я,
По лугу пробегу
И лекарственные растения там найду.
Воспитатель: Что же нам лучше сделать.
Дети: Давайте сделаем для зайчика луг с лекарственными растениями и у зайчика всегда будет лекарство.
Коробочка: Тогда коробочку шире открывайте,
Всё что нужно, доставайте.
(Дети и воспитатели достают пластилин разных цветов, квадратики из картона жёлтого цвета, образцы барельефа, ромашки, колокольчика и одуванчика).
Воспитатель: Вы догадались, что нам предстоит сделать?
Дети: Из пластилина слепить цветок и на листочек.
Воспитатель: А из этих маленьких квадратиков, мы можем составить целый…
Дети и воспитатель изображают лекарственные растения способом барельеф. Затем обсуждают, кто какое растение изобразил и составляют из них макет луга. Показывают зайчику, идёт обыгрывание: «Зайчик скачет по лугу и собирает лекарственные травы. В конце дети и воспитатель решают изображение луга поместить в групповой мини-музей «Лекарственные травы».
Беседа на тему «Природа родного края» (младший дошкольный возраст) Беседа «Природа родного края» Цель: Познакомить детей с природой родного края. Задачи: Дать детям знания о лесах нашего края. Показать.
Иллюстрированные альбомы «Лекарственные растения, животные нашего края и деревья» для детей 4–5 лет Разработка иллюстрированных альбомов на тему: лекарственные растения, животные нашего края и деревья для детей 4-5 лет. Разработка данных.
Картотека творческих игр (средний дошкольный возраст) «МАГАЗИН» Атрибуты: молоко, хлеб, овощи, фрукты, чеки, деньги, касса Сюжет: в магазине продают молоко, хлеб; деньги платят в кассу кассиру,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ «Как Хрюша один дома оставался» (средний дошкольный возраст) Образовательная цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их.
Конспект НОД по познавательному развитию «Лекарственные растения Краснодарского края» (подготовительная группа) Программное содержание: расширять представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием.
Проект «Город картинного мастерства» средний дошкольный возраст «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский Пояснительная записка Художественная терапия –.
Проект «Лекарственные растения родного края» Познавательный проект «Лекарственные растения родного края» Тип проекта: коллективный. По числу участников: 19 человек. Длительность проекта:.
Рабочая программа в ДОУ (средний дошкольный возраст) I.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии.
Картотека игр-экспериментов (средний дошкольный возраст) Картотека игр — экспериментов (средний дошкольный возраст). Тени на стене Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте.
Конспект ОД по расширению представлений о сферах человеческой деятельности «Мастер маникюра» (средний дошкольный возраст) Занятие «Мастер маникюра» (одно из занятие квест-игры «Мастерград» после погружения в тему «Мамочка любимая») Конспект ОД по расширению.
Источник