Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
Татьяна Мирошникова
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
3. Закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.
— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
— Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
— Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листочки-
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответы детей: Подорожник.
Воспитатель: Путника друг — подорожник,
скромный, невзрачный листок, —
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Воспитатель: Растёт зелёный кустик.
Ответы детей: Крапива
-Чем полезна крапива?
— Кто- ни будь из вас, ребята, помнит почему обжигает крапива?
На её стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Если прикоснутся к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется.
-Ещё я хочу напомнить о том что из крапивы наши бабушки готовили полезные щи. Листья крапивы содержат соли, витамины и вещества, которые убивают микробов.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
Ответы детей: Ромашка
Воспитатель: -Ромашка очень полезное растение для организма.
Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Мы применяем настой ромашки, если вдруг заболел живот, а так же употребляем его для полоскания горла при ангине.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Дидактическая игра: Какие растения помогут, если?»
(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты растроился)
Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины Автор: Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно.
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.
Фоторепортаж «Сад лекарственных трав» Травы – лекарственные растения содержат в себе огромное количество полезных для организма человека веществ. В современном мире всё больше.
Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Источник
Сценарий праздника лекарственных трав в ДОУ
Маргарита Ажгиревич
Сценарий праздника лекарственных трав в ДОУ
Сценарий
праздника лекарственных трав.
Закрепить знания детей о лекарственных растениях и правилах их сбора;
Углубить знания о пользе и применении лекарственных растений;
Воспитывать у детей бережное отношение к растениям ;
Развивать мыслительную деятельность, память, речь;
Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии в родном крае;
Рисование лекарственных растений.
Участники праздника.
Костюмы для участников.
Макеты деревьев, елок.
Вырезанный из бумаги муравейник, метла для муравья.
Иллюстрации фотографий лекарственных растений.
Мелодии на выход зверей. «Звуки леса», выход Лешего, фоновая музыка. «Вальс цветов».
П. И. Чайковского.
Ход занятия:
Звучит музыка в группу входит Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Лесовичок и я рад приветствовать вас на лесной полянке. Вы любите цветы?
Лесовичок: А какие цветы вы знаете?
Дети: Ромашки, колокольчики.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, что растения могут лечить многие болезни?
Лесовичок: А как называются эти растения?
Дети: Лекарственные растения!
Лесовичок : Правильно, мы сегодня с вами поговорим о лекарственных растениях.
Важно знать не только название растений (трав, но и надо знать как они выглядят. Это может пригодится нам тогда, когда мы будем на природе или в лесу. И мы с легкостью сможем собрать их для себя.
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми лекарственными растениями, которые вы скорее всего встречали во время прогулок на природе.
Мать-и-мачеха: Желтые корзиночки цветов напоминают одуванчик, но меньших размеров. Цветки и листья сушат, а потом заваривают и пьют как чай. Отвар мать-и-мачехи пьют при простуде, даже вдыхаемый дым горящих листьев мать-и-мачехи облегчает кашель.
Одуванчик лекарственный — многолетний сорняк, встречающийся около жилья, по садам, лугам, огородам. Цветет в конце апреля и до глубокой осени. В старинной народной медицине одуванчик считали средством от бессонницы, хорошо влияющим на пищеварение онтакже очищает легкие, помогает от желтухи.
Ромашка лекарственная. Сухие цветки ромашки заваривают кипятком,остужают и пьют на ночь: сон будет крепким и спокойным. Отвар также пьют при простуде.
Черемуха имеет лекарственное воздействие. Горсть спелых ягод без косточек или стакан отвара сухих помогают при расстройстве желудка. Настой коры в народной медицине используют чтобы хорошо вспотеть или от головной боли. Настой цветков употребляют при глазных болезнях, а настой листьев — при болезни легких. Вещества выделяемые черемухой, очищают воздух от микробов.
Лопух растет в канавах, вдоль заборов, у человеческого жилья. Корни лопуха достигают крупных размеров Их можно есть сырыми и вареными. Корень лопуха собирать лучше ранней весной или поздней осенью. Лопух обладает лекарственными свойствами, используется как наружное средство при лишаях, и при нарывах.
Подорожник.Растет везде: на лугах, на полях, вдоль дорог, в канавах. В народной медицине употребляют сухие листья при заболеваниях желудка и болезни печени; свежие листья употребляют наружно при ушибах, ранах.
Крапива. Настойка крапивы, применение как кровоостанавливающее средство.
Для этого пьют холодный настой свежих листьев или горячий чай из крапивы.
Как известно, крапива содержит очень много аскорбиновой кислоты. Поэтому она полезна при гриппе,
Также она хорошо помогает при болезнях печени и желчного пузыря. В виде чая крапивой лечат желудок.
Заячья капуста. Растение используют для лечения желудка, также оно хорошо помогает при сильном кашле, бронхите. Свежие листья можно хорошо измельчить и использовать как наружное средство мазь, если длительное время не заживают раны, язвы, ожоги.
Лесовичок:Но чтобы собирать полезные растения нужно знать особые правила ребята:
Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
Нельзя собирать больные, поврежденные вредителями растения
Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах.
Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
Цветки собирают, когда растения цветет. Корневище – поздней осенью, когда плоды уже осыпались (что важно для возобновления зарослей).
А теперь отгадайте загадки про лечебные травы и ягоды:
Загадки о лекарственных растениях:
1. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
3. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
4. Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой. (Зверобой)
5. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах. (Мяты)
6. Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
7. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Камешками набито. (Шиповник)
8. Семена, как коготки,
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Лесовичок: Молодцы, теперь вы знаете многие растения, которые помогают человеку поправиться и не болеть.
А я хочу отправиться с вами в путешествие в лес, и посмотреть все ли хорошо у его обитателей? Отправляемся друзья?
Лесовичок: Тсс! Послушайте, какими волшебными звуками встречает нас лес.
Звучит фонограмма «Звуки леса» Дети некоторое время слушают птичьи трели, течение ручейка. затем музыкальный фон сменяет музыка — выход Лешего.
Сценарий выступления «Природные лекари
Звучит музыка, и входит Леший с палочкой и прихрамывая.Обращается к детям жалобным тоном:
Ой, погода холодна,
Ветер так и воет,
Кости все мои болят,
У меня свистит в груди,
И внутри ломота,
Что ни Боже приведи —
Эй, привет! Чего не весел?
Что чурбан — то свой повесил?
Знать, хвороба одолела?
Леший: Ты б взялась, кума, за дело.
Я по лесу первый лекарь:
И знахарка, и аптекарь!
Ой, сейчас, сейчас, сердечный!
Выпьешь зелье — все пройдет.
Леший: (пробует) Ну и гадость.
От всего тебя спасет.
Леший: Из чего ты варишь зелье?
Кикимора: Из пиявок и хвостов!
Из березовых листов.
А букашки и козявки
Перемешиваю с травкой.
А еще туда сушеный
Мухомор кладу толченый.
Довожу все до кипенья.
Это лучше,чем варенье:
Ох, ядрено это зелье —
От любой хандры проймет.
Потечет вся жизнь в веселье,
Снова молодость придет
Что тут? Мухомор толченый?
Вот, свяжись с такой ученой»
Раньше времени помрешь!
Хоть в мозгах моих кисель,
Ну-ка, дуй скорей отсель!
Что вы ссоритесь, друзья?
Что, без ссор, никак нельзя?
Вылечить меня не может,
Думал, что она поможет! (грустно)
Да, лечить – то надо по-другому,
Чтоб не впасть по незнанию в кому!
А как? Историю внимательно послушай,
А потом, что надо, то и скушай!
(далее – История про муравьишку)
История про Муравьишку.
Автор — П. А. Синявский
По ходу называния лекарственного растения выходят те дети, кто готовил сообщение об этом растении.
В роще вырос МОЖЖЕВЕЛЬНИК,
И внутри его ветвей
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки, протирает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка подметал дорожку,
Вдруг упала с елки шишка, отдавила ножку.
От волнения сорока перепутала слова:
-«Где же помощь скорая?
Звери бросились гурьбой за лекарственной травой!
(Дети «собирают» травку)
Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ, собирают ЗВЕРОБОЙ!
Вот из чащи на опушку пробирается медведь,
Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО на опушке посмотреть.
Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ муравья приводят в чувство.
Жил еще в той роще лев, он предложил ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.
На спине у ежика листья ПОДОРОЖНИКА,
Он больному обещает: «От компрессов полегчает!»
И другое средство тоже предлагает муравью:
«Вдруг укол тебе поможет! Я иголку дам свою!»
Подает иголку (палочку)
Все больного навещают,все больного угощают:
Кто — МОРОШКОЙ, кто – ЧЕРНИКОЙ, кто — сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ.
Даже волк помочь не прочь! Думал-думал, чем помочь.
К муравейнику повез ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока,
И спешит по просеке с новостью на хвостике.
«Я друзья не ябеда, только волчья ягода,
Даже если мытая, очень ядовитая.»
А потом девчонки-пчёлки притащили мед в бочонке.
Ничего, что тяжело, лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку и попьет цветочный мед…
Значит, дело на поправку обязательно пойдет!
Все лесные витамины от БРУСНИКИ до МАЛИНЫ
Принесли ему друзья:
Ведь ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА лечит даже человека, а не только муравья!
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В царстве лекарственных растений» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста «В царстве лекарственных.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных растений» Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений» Цель: Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Задачи: — Развивать.
Конспект занятия НОД «Кукла оберег «Лада» из полевых трав» Кукла – оберег «Лада» из полевых трав. Ребята, сегодня мы с Вами продолжим разговор о куклах – оберегах на Руси. Хочу познакомить Вас с.
Конспект занятия по экологии «Мир лекарственных растений» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 станицы Вознесенской муниципального.
Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений» Содержание Введение ….2 Пояснительная записка…. 3 Задачи методического пособия….4.
НОД «Путешествие в страну трав» Тема: «Путешествие в страну трав» Цель: Закрепление полученных знаний о лекарственных растениях. Задачи: — Закрепить знания детей о строении.
Проект по формированию представлений о лекарственных растениях «Зеленая аптека» Проект рассчитан на группу среднего возраста(4-5 лет). Продолжительность проекта:3 недели. Цель проекта: проект направлен на формирование.
Сценарий праздника к 9 мая (проводится с минимальной подготовкой) Ведущая. Дорогие друзья! Сегодня мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Сценарий праздника 9 мая Дети под музыку входят в зал. Ведущая: Добрый день, дорогие дети и взрослые. Сегодня мы отмечаем очень торжественный день – 70-летие Победы.
Аппликация из сухих трав, листьев и цветов в детском саду «Аппликация из сухих трав, листьев и цветов в детском саду». Доклад для воспитателей на педсовете. Для полноценного обеспечения развития.
Источник