- «Гербарий лекарственных растений»
- Гербарий лекарственных трав в рамках проекта «Природа России»
- Лето под прессом. Как собирать и сушить растения для гербария
- Шаг первый: готовим материалы и оборудование
- Шаг второй: выбираем объект и выкапываем (или срываем) его
- Шаг третий: расправляем выбранный экземпляр на листе бумаги
- Шаг четвёртый: подписываем образец
- Шаг пятый: пресс и сушка
- Шаг шестой (необязательный): монтируем
«Гербарий лекарственных растений»
Татьяна Акуленко
«Гербарий лекарственных растений»
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалом по созданию альбома «Гербарий лекарственных растений«
Все мы знаем, что лучше, всего работает пособие, сделанное своими руками. Очень хорошо если пособие используется не только для наглядности, но когда его можно использовать разносторонне.
Сейчас лето, выезжая, на отдых в парки и леса мы встречаемся с множеством трав. Среди них очень много трав лекарственных. Не рвите понапрасну цветы. Лекарственные травы надо знать «в лицо», уметь распознавать их, собирать и правильно сушить. Надо знать, что многие травы при неумелом сборе,на следующий год не растут, а иные гибнут. поэтому надо оберегать корневую систему лекарственных трав.
Все это нужно рассказывать детям и лучше всего в игровой форме.
Предлагаю вам посмотреть несколько страничек из альбома. Здесь подобрана информация о растении, конечно,есть наглядность, подобраны разнообразные задания. Буду,рада если кому-то пригодится и понравится.
Бисерное деревце Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию бисерное деревце. Плетение из бисера – очень увлекательный процесс, в результате которого.
Ура! У меня первая награда — «Золотой пост» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами моей первой наградой-«Золотой пост». Хочу выразить огромную благодарность всем кто поддержал меня,.
Источник
Гербарий лекарственных трав в рамках проекта «Природа России»
Елена Тыняная
Гербарий лекарственных трав в рамках проекта «Природа России»
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с нашим новым гербарием «Зеленая аптека». В гербарий мы включили фотографии растений, информацию о них и их лекарственных свойствах и сами засушенные растения. Так, что у нас получился «энциклопедический» гербарий.
Хвощ и зверобой забыла сфотографировать)
сам проект у нас в таблицах, высвободив его содержание из границ таблицы,предлагаю вам познакомиться с ним:
Тип проекта: информационно-творческий
среднесрочный (3 месяца: сентябрь – ноябрь)
Итоговое мероприятие: совместный художественный (музыкально-литературно-изобразительно творческий) досуг с просмотром презентации по проекту «Красота российской природы».Дата итогового мероприятия: последняя неделя ноября
Актуальность проблемы: Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, в котором создаются предпосылки для дальнейшего нормального и плодотворного развития индивидуальности. Одно из главных условий формирования чувства любви к родному краю — это воспитание экологически грамотного отношения к его природе. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту – это начало чувства любви к Родине. В общении с природойформируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Этого можно достичь только при условии создания целостной и гибкой системы подготовки воспитателя к организации работы по экологии в ДОУ
1 этап: целеполагание. Формулировка проблемы, постановка цели, задач.
Цель проекта: Формирование чувства любви к Родине через любовь к природе родного края.
• расширение, систематизация представлений о природе родного края.
• формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
2 этап: разработка проекта. Планирование деятельности по достижению цели проекта. Основные темы проекта: «Городские цветы»
«Целебные травы»
«Деревья в лесах, парках и дворах»
«Животный мир наших лесов»
«Как появляется живое»
«Экосистемы: лес, луг, водоем»
«Красота неживой природы»
«Человек – часть природы»
3 этап: реализация проекта.
Форма работы Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное Худож. -эстетич. развитие
Работа с детьми: «Городские цветы»
«Целебные травы»
«Живая и неживая природа»
«Как появля ется живое»
Экспериментирование: делаем радугу Составление описатель ного рас сказа о цве тах на
наших клумбах;Рассказывание о появле нии живого: цветок, ба бочка, птица, лягушка. «Как мы мо жем сделать наш город еще краси вее»
Ручной труд: составление гербария «Зеленая аптека» Рисование «Петер бург в цвету»
Коллаж с использованием природных материалов: «Красо та россий ской природы»
Работа с родителями:
Сбор природных материалов и информации для гербария.
Приобретение познавательных книг: «Как появляется…»,подборка фотоматериалов на тему: «Городские цветы», изготовление гербария «Зеленая аптека»
Форма работы Познание Речевое развитие Социализация Художеств творчество
Работа с детьми: «Деревья в городских парках и дворах, «Лесная флора: де реья, кус тарники, травы, ягоды, грибы», «Звери наших лесов», «Птицы»
.Состаление описательных рассказов о растениях и животных наших лесов»,сюжетный рассказ на тему: «Прогулка в парке»
Разучивание стихов о природе. «Мы идем в лес» (правила поведение
в лесу) «Городские парки и скверы» (назначение и прави ла поведе ния)
Ручной тр уд: макет «Лес» Рисование «Осенний лес», «Улетают ласточки»
Коллективная аппликация: «Живот ные наших лесов»
Работа с родителями:
Подборка энциклопедий и книг природоведческо го содержания. Совместное изготовление альбома «Звери и птицы нашего леса»
Макет «Лес», создание библиотеки «Знатоки природы», альбом «Звери нашего леса»
Форма работы Познание Речевое развитие Социализация Художеств творчество
Работа с детьми: «Экосистемы: лес, луг, водоем»
«Неживая природа»
«Человек – часть природы»
«Защитники родной природы»
Составление описатель ных рас сказов по картинам «Лес», «На лугу», «На озере».
Рассказывание по моделям о экологической культуре человека. «Что такое экология, профессияэколог» «Как сохранить красоту родной природы»
Ручной тр уд:макет: «Водоем, как экосис тема»Рисование схем-моде лей «Хоро шо-плохо» Рисование «Неживая природа», «Зеленые ладошки»
Аппликация «На лугу»
Работа с родителями:
Совместный досуг с просмотром презентации по проекту, литературным творчеством (сочинением синквейнов по темам проекта, музыкальными номерами, играми и рисованием «Природа на ладошке»
Карточки со схемами-моделями «Хорошо-плохо». Макет с экосистемой «водоем», презентация по теме проекта, оформление литературного альбома синквейнов «Мир российской природы»
4 этап: Подведение итогов проекта, оценка результатов и выбор задач для следующих проектов.
Конспект занятия «Таинственный мир лекарственных трав» Цель: поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность. Задачи:.
Фотоотчет о занятии по экспериментированию в рамках проекта «Чудеса природы. Вулканы» Что мы знаем о чудодейственной силе природы? именно для это я решила реализовать со своими детками проект Чудеса природы. Основной целью.
Гербарий. Наглядное пособие в уголок природы. чтобы сделать гербарий нам понадобиться: -ножницы -утюг -ткань -пленка для ламинирования -высушенные цветы и листья стелем на ровную.
Конспект открытого занятия по краеведению для детей подготовительной группы «Красота природы родного края» Задачи: • развивать наблюдательность, внимание; • развивать устную речь; • учить рассказывать о своих чувствах; • воспитывать чувство красоты.
Красота северной природы. Второй год лето у нас холодное (солнышко и в этом году нас не балует своим теплом, но природа в любое время красива и её хочется запечатлеть.
НОД «Красота природы в красках» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 128» Конспект непрерывной образовательной деятельности: «Красота природы в красках».
Детский исследовательский проект «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!» Цель:изучить свойства лечебных растений и развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Задачи:.
Проект. Тема «Красота родной природы в народном прикладном искусстве» ПРОЕКТ Тема: «Красота родной природы в народном прикладном искусстве». Цель проекта: 1. Продолжать расширять представления растительном.
Проект «В мире лекарственных трав» Актуальность проекта Лечение целебными травами всегда привлекало человека. Ещё древнегреческий врач Гиппократ использовал 200 лекарственных.
Занятие в старшей группе «Путешествие в мир лекарственных трав» Путешествие в мир лекарственных трав. Цели: Формировать понятие о лекарственных растениях, какую важную роль они играют в жизни людей.
Источник
Лето под прессом. Как собирать и сушить растения для гербария
Цели сбора и высушивания растений могут быть разными. Кроме использования в качестве ингредиентов лечебного или косметического средства, мы собираем и сушим растения на память, как материал для творчества, с учебными или научными целями. В статье я расскажу и покажу на конкретных примерах, как собирать гербарий для учебных или научных целей, поскольку это наиболее сложный вариант из всех перечисленных. Для сохранения цветов на память или при заготовке материала для творчества алгоритм действий примерно такой же, но с растительным материалом можно обращаться гораздо свободнее и часть действий пропустить.
Важное примечание: перед тем, как приступить к гербаризации растений, изучите, пожалуйста, Красную книгу своего региона и ни в коем случае не трогайте внесённые в неё виды (и даже похожие на них растения, а если сомневаетесь, оно или не оно, то лучше вообще не трогать). Уничтожение организмов, находящихся под охраной, является административным правонарушением. И даже если вы не попадётесь и не заплатите штраф, сорвав краснокнижный вид, вы собственными руками внесёте вклад в уменьшение видового разнообразия на планете, поспособствуете исчезновению с лица Земли растения, которое вам так понравилось. Не надо так делать. Лучше пройдите мимо, не собирайте краснокнижные виды даже в учебный или научный гербарий, и тем более с другими целями. Если хочется сохранить цветок на память или показать специалисту, сделайте его подробную фотографию и запишите место, где вы его нашли. Для рукоделия тем более можно обойтись без охраняемых растений — можно засушить и садовые цветы, благо разнообразие красивых форм и расцветок среди них огромное.
Шаг первый: готовим материалы и оборудование
Итак, мы выходим из дома с целью собрать гербарий. Что взять с собой? Минимально необходимый список: бумага и гербарный пресс.
Если вы собираете растения с научными целями (например, для школьной или курсовой работы, или чтобы показать образцы специалисту и получить консультацию), нужно взять с собой простой карандаш и бумагу для этикеток, а также что-то, чем можно выкопать растение с корнем. Лопата — удобный инструмент, но слишком уж громоздкий. Лучше взять что-то поменьше, например, совок или нож. У меня под рукой была стамеска, я использовала её.
Что касается выбора бумаги, для сушки растений удобно использовать газеты. Бумага будет впитывать выделяющуюся влагу, она должна быть гигроскопичной, но при этом не очень мягкой. Газеты — самый простой и доступный вариант. Если предстоит собирать растения с мелкими хрупкими частями, тонкими лепестками или листьями, то лучше сразу размещать собранные экземпляры на гербарном листе (например, ватман формата А3), на котором они будут храниться, а сам лист вложить в газетный разворот. Это поможет высушить растение в целости и сохранности, не повредив его при перекладывании. Лист газеты, на котором растение расправлено, а также второй, которым оно потом будет накрыто, называется «обложка» или «рубашка». В качестве «рубашки» удобно использовать газетный разворот целиком. Газеты следует брать с большим запасом, даже если вы собираетесь заложить в гербарий совсем немного образцов. Зачем это нужно, станет понятно из того раздела, где я расскажу о порядке закладывания растений в гербарный пресс.
Правильный гербарный пресс представляет собой две деревянные или металлические сетки в деревянной раме, которые стягиваются между собой верёвкой (стропой, ремнями). Важно, чтобы поверхность пресса была сетчатой, это обеспечивает контакт с воздухом, ускоряя высыхание гербария. Бывают гербарные прессы, сделанные из досок или кусков фанеры. Их также можно использовать, но они менее удобны. Сплошная поверхность затрудняет доступ воздуха к образцам, удлиняет время высыхания гербария и требует более частой его перекладки. Гербарный пресс можно сделать самим из любых подходящих материалов. У нас самодельный пресс из двух кусков металлической сетки и бельевой верёвки. Он не очень привлекателен на вид, но лёгок, функционален, служит уже много лет, и в нём успешно высохло огромное количество образцов. Если у вас нет гербарного пресса и нет смысла его делать для пары образцов, можно высушить растения в книге подходящего формата. Другой вариант — положить на ровную поверхность, накрыть куском фанеры подходящего размера (чтобы полностью закрывал листы бумаги с растениями) и придавить чем-нибудь тяжёлым (например, расставить несколько тяжёлых предметов равномерно по поверхности).
Шаг второй: выбираем объект и выкапываем (или срываем) его
Для сбора растений лучше всего выбирать дневное время, когда они высохли от утренней росы. В идеальном случае гербарий собирают в сухую погоду. Если с погодой не повезло — ничего страшного, но в этом случае придётся дольше сушить собранные образцы.
Как собирать растения? Если вам нужен растительный материал для рукоделия, всё просто — отрывайте понравившиеся части. Только убедитесь, что растение не относится к редким, не находится под охраной и не забудьте стряхнуть с листьев или выгнать из цветков всякую мелкую живность, нашедшую там приют. Правильный сбор гербарных образцов для научных целей требует немного больше внимания.
Чтобы продемонстрировать этапы сбора растений для гербария, я выбрала два разных объекта: невысокое травянистое растение (земляника мускусная, Fragaria moschata), которое целиком помещается на стандартный гербарный лист, и высокое травянистое растение (распространённый сорняк бодяк щетинистый Cirsium setosum), которое на гербарный лист не помещается. Критерии выбора объектов были просты — эти виды не являются редкими и исчезающими (изымая несколько экземпляров из природы, я не причиняю никакого вреда растительному сообществу), растения встречаются рядом с домом и за ними никуда не нужно ехать. Кроме того, имеющиеся в литературных источниках сведения о распространении мускусной земляники в нашем регионе далеко не полные, и гербарные образцы будут впоследствии переданы специалистам, а полученная информация может пригодиться для уточнения ареала этого вида.
Сначала выбираем экземпляр, который будем закладывать в гербарий. Критерии выбора следующие:
- Выбранный экземпляр должен быть типичным представителем своей популяции. Из имеющихся особей нужно выбрать ту, которая ничем не отличается от большинства других. Но если цель сохранить какую-то необычную форму (например, белоцветковую, вариегатную и т. д.), то закладываем в пресс тот экземпляр, который именно этой чертой и отличается от типичного представителя своего вида. Некоторые виды характеризуются сильной изменчивостью в пределах одной популяции. В этом случае необходимо сохранить в гербарии несколько экземпляров (например, самый маленький, самый большой и несколько промежуточных размеров). Если вид двудомный, и в местообитании присутствуют и мужские, и женские растения, собираем оба варианта.
- Растение должно быть взрослым, на нём есть генеративные побеги (цветки, соцветия, отцветшие цветки, плоды). Но если перед нами задача — проиллюстрировать весь жизненный цикл вида, необходимо собрать образцы на всех стадиях развития.
- Растение не имеет существенных повреждений. Оно не ободрано, не объедено насекомыми, не гниёт, на нём нет грибного мицелия (например, мучнистой росы).
Выбрав подходящий экземпляр, приступаем к его сбору. Травянистые растения обычно закладывают в гербарий целиком, вместе с подземными органами (корни, корневища), но если это хорошо развитое многолетнее растение, достаточно отделить от него небольшую часть (например, небольшой фрагмент кочки). Ни в коем случае не нужно удалять отмершие части (высохшие листья и стебли, отцветшие цветки и т. д.) — берём образец целиком, как он есть.
Выкапываем растение, стараясь захватить как можно больше корней. После того, как выкопали, стряхиваем землю с подземных частей растения. Действовать нужно аккуратно, чтобы не оборвать корни, корневища или клубни. Если нужно сохранить в гербарии древесное растение (дерево, кустарник), выкапывать его, конечно же, не надо, достаточно отрезать одну или несколько веток. Основные критерии выбора — ветка должна быть не очень большая, но и не маленькая, должен быть виден порядок ветвления, на ветке должны быть цветки или плоды (иногда плоды собирают отдельно и потом монтируют на тот же гербарный лист).
Шаг третий: расправляем выбранный экземпляр на листе бумаги
Расправлять надо сразу, как собрали. Если побеги начали вянуть и потеряли тургор, расправить их будет труднее.
В идеале нужно расправить растение так, чтобы оно стало как можно более плоским, при этом его части не должны быть свёрнуты и не должны перекрывать друг друга (чтобы не слиплись при высыхании). Цветок необходимо раскрыть и расправить таким образом, чтобы лепестки не налегали друг на друга и по возможности не закрывали репродуктивные органы (тычинки, пестики). Для сохраненения формы цветка под него и внутрь него можно подложить кусок бумажной салфетки или туалетной бумаги (особенно если это объёмный цветок сложного строения, как, например, у недотроги или львиного зева). Расправляя листья, нужно проследить, чтобы они лежали не только верхней (лицевой) стороной вверх, но чтобы некоторые были развёрнуты вверх нижней (изнаночной) стороной. Также и цветки — некоторые нужно развернуть вверх чашелистиками. При закладывании в гербарий веток древесного растения необходимо следить, чтобы одревесневшие части и листья не перекрывали друг друга (иначе листья деформируются при сушке). Если на растении присутствуют сочные плоды, их можно (но необязательно) дополнительно проложить бумажной салфеткой.
При сборе гербария необходимо учитывать, что стандартный гербарный лист, на котором впоследствии образец будет монтирован, имеет размер А3. Многие травянистые растения без проблем на него помещаются. А как быть с теми, которые намного крупнее? Чтобы разместить высокое растение на гербарном листе, его стебель необходимо согнуть в нескольких местах и положить в виде ломаной линии.
Если не получается разместить травянистое растение на листе целиком, даже в виде зигзага, то его можно сушить и потом монтировать на нескольких листах, но нужно подписать их порядковые номера. Мелкие растения закладывают в гербарий по несколько экземпляров на лист (на фотографии вариант закладки харовых водорослей). В этом случае все образцы на одном листе должны быть из одного местообитания.
Шаг четвёртый: подписываем образец
Собирая и засушивая цветы на память или для творчества, этикеткой можно пренебречь. Но если это научный или учебный гербарий, то этикетка должна быть обязательно, а без дополнительной информации он не будет иметь никакой ценности. Забыли положить этикетку — зря собирали.
В идеале образец подписывают сразу, как только он собран, прямо на месте сбора. Но в реальности — лес, комары, жара (или дождь), запись на коленке. Вот так информация и теряется, потому что спустя время уже трудно вспомнить важные детали. Чтобы проиллюстрировтаь статью, я собирала растения на хорошо знакомом участке леса недалеко от нашего дома. Поэтому позволила себе некоторую вольность — подписать гербарий не в лесу, а позже, по возвращении домой, и вложить этикетку в уже стянутый гербарный пресс. Но вообще так делать не надо, лучше оформлять этикетки сразу, как собрали образец и расправили его на газетном листе. Особенно это важно, если вы собираете гербарий в нескольких местах в один день.
В качестве этикетки можно использовать любой клочок бумаги (удобны самоклеяшиеся стикеры, но можно и просто кусок тетрадного листа). Если с собой нет бумаги, подходящей для этикетки, можно подписать растение прямо на том листе, на котором оно расправлено. Но я рекомендую при первом же удобном случае перенести всю информацию на этикетку. Дело в том, что во время высыхания «рубашка» гербария может окраситься соком растения, испачкаться смолой или потемнеть под действием других факторов, и запись станет нечитабельной. Первую этикетку лучше всего написать простым карандашом. В этом случае запись можно будет прочитать даже после того, как бумага отсыреет. Шариковая или гелевая ручка подойдут, если образцы не очень влажные, иначе чернила расплывутся, и надпись станет нечитабельной. Писать нужно максимально разборчиво, можно печатными буквами. Постоянную этикетку обычно оформляют после того, как гербарий высох, во время его монтажа на гербарные листы. Обычно окончательный вариант этикетки набирают в текстовом редакторе и потом распечатывают (рукописные варианты можно найти только в старых гербарных образцах).
Какую информацию необходимо указать на этикетке? Обязательно должны быть дата и место сбора, крайне желательно — фамилия человека, собравшего гербарий. Описывать место сбора нужно как можно точнее. В идеале — так, чтобы другой человек по вашему описанию мог легко найти это место (например при необходимости повторить сбор или оценить динамику популяции). Обязательно нужно указать населённый пункт, в которм вы собираете гербарий, или ближайший населённый пункт, если вы уехали за растениями подальше от «цивилизации». Хорошо, если у вас с собою есть GPS-навигатор и вы можете указать на этикетке координаты точки сбора. Кроме ближайшего населённого пункта (и расстояния до него), нужно указать и другие ориентиры. Такими ориентирами могут быть водоём (указываем, на каком берегу), гора или холм (указываем, на вершине, у подножия, на каком из склонов), лесной массив, крупные валуны и каменистые выходы, шоссе или железная дорога — любые заметные детали ландшафта. Далее описываем, в каком местообитании растение собрано. Упоминайте все детали, которые могут оказаться важными — собрано растение в лесу, на лугу, на болоте, в пойме реки, на пустыре или в других условиях, росло оно в тени или на солнечном месте, на склоне или в логу, в глубине леса или на опушке, было это сухое местообитание или влажное. Можно указать виды-доминанты в том растительном сообществе, где вы собрали свой образец.
Не бойтесь написать слишком много, указывайте как можно больше подробностей. Ломать — не строить, выбрасывать — не собирать, а избыток информации всегда лучше, чем её недостаток. Дата сбора должна быть обязательно, эта информация помогает специалистам уточнять сроки цветения и плодоношения растений в разные годы, отслеживать изменения ареалов разных видов.
Шаг пятый: пресс и сушка
И вот наш образец уже расправлен в «рубашке» и подписан, теперь нужно поместить его под пресс. Закладываем растения в пресс следующим образом: сначала кладём на гербарную сетку несколько газет «прокладок», а «рубашку» с образцом укладываем поверх этого дополнительного слоя бумаги. Дополнительные газеты нужны, чтобы растение не деформировалось при сушке и не поломалось о гербарную сетку, когда высохнет. Если мы закладываем несколько образцов, то между их «рубашками» также нужно положить дополнительные газеты-«прокладки», которые будут оттягивать влагу от сохнущих растений и впитывать её. Прокладывать «рубашки» с образцами лучше не одним слоем газеты, а хотя бы двумя-тремя (вот на это все запасы газет обычно и уходят). Кладём образцы в «рубашках» и газеты-«прокладки» аккуратно, ровной стопкой. После того, как уложили последний образец, кладём ещё один дополнительный слой из нескольких листов бумаги, сверху — вторую гербарную сетку, окончательно выравниваем всю конструкцию и стягиваем сетки между собой как можно туже.
Пресс должен быть стянут равномерно по всей поверхности, поэтому просто связать две его части в одном или двух местах недостаточно. Пресс нужно обвязать таким образом, чтобы в итоге получилось две поперечные стяжки и одна-две продольные. Также можно сделать двойную обвязку крест-накрест, а потом дополнительными узлами растянуть верёвку по направлению к углам пресса (как на фото). Оставляем гербарный пресс в стянутом виде в каком-нибудь тёплом сухом месте (можно на солнце, под навесом, в сухом помещении и т. д.), идеально, если будет ветер (можно поместить в струю от вентилятора или сверху на сушилку для овощей). Но без присмотра сохнущие образцы долго лежать не должны, потому что сам по себе гербарий сохнет плохо, а в типичном случае сам по себе он только плесневеет. Чтобы образцы хорошо высохли, гербарий надо перекладывать. Для этого развязываем пресс, разбираем стопку бумаги с растениями и перекладываем её заново, меняя отсырешие бумажные «прокладки» на новые, сухие. Сами растения не трогаем, «рубашки» обычно тоже не меняют (только в случае сильного загрязнения, например, соком от сохнущих ягод). После замены газет-«прокладок» на сухие стягиваем пресс обратно. Отсыревшие газеты можно выбросить, но это нерационально, их тогда не напасёшься. Поэтому лучше всего их высушить и использовать повторно при следующем перекладывании гербария.
Как часто перекладывать гербарий? Обычно хватает одного раза в сутки. Если растения собраны уже почти сухими или сами по себе содержат мало влаги (например, некоторые злаки), можно перекладывать гербарий реже — раз в двое-трое суток. Если собирать образцы пришлось после дождя, а также если предстоит высушить водные растения или растения с сочными листьями и побегами, перекладывать гербарий придётся часто — два, а то и три раза в сутки. В общем случае чем чаще вы перекладываете гербарий, тем быстрее он высохнет и тем ниже риск, что образцы загниют или заплесневеют. Я перекладывала образцы раз в день, сушила на лоджии в сухую погоду, и мои образцы полностью высохли за неделю.
Определить, что растение полностью высохло, довольно легко — попробуйте отогнуть небольшой кусочек с краю, в незаметном месте. Полностью высохший образец становится хрупким, легко ломается при попытке его согнуть. На этой стадии можно вынуть образцы из гербарного пресса и приступить к оформлению гербарных листов. Если части растения хорошо сгибаются, не ломаясь — образец ещё не высох, продолжаем перекладывать.
Шаг шестой (необязательный): монтируем
После полного высыхания образца его освобождают от газет-«рубашек» и монтируют на гербарный лист. Скорее всего, монтировать гербарий вам не придётся, разве что с учебными целями, и тогда вас этому научат в учебном заведении.
Я не стала монтировать образцы, просто переложила их из газет на плотную бумагу для лучшей сохранности. Но всё-таки расскажу об этом этапе работы, думаю, что полезно знать порядок действий и какие материалы необходимы.
Стандартный гербарный лист — это плотная бумага формата А3. Можно использовать ватман, купить папку для черчения, подойдёт также бумага для акварели. К гербарному листу растение пришивают толстыми нитками в нескольких местах либо фиксируют его при помощи тонких полосок бумаги (клеить их нужно не к растению, а к гербарному листу). Категорически не рекомендуются никакие жёсткие способы фиксации образца на гербарном листе (например, приклеить его полностью). Во первых, это затруднит дальнейшую работу с образцом (например, если нужно уточнить определение или изучить строение органов растения). Во-вторых, сухие растения довольно хрупкие, и при жёсткой фиксации на гербарном листе образцы легко разрушаются при любом неосторожном движении. В качестве «рубашки» при оформлении гербария можно использовать крафт-бумагу (согнутый пополам лист формата А2 или сложенный из крафт-бумаги пакет, в который вкладывают гербарный лист). Распространён вариант, когда к гербарному листу по левому краю подклеивают лист кальки, закрывающий растение. В самом простом и распространённом варианте гербарный лист просто вкладывают в газетный разворот. Я сейчас именно так и сделаю, на фото — не монтированные гербарные образцы на плотных листах белой бумаги, с первыми этикетками, вложенные «рубашку» из газетного разворота.
При монтаже гербария оформляют окончательную этикетку (обычно печатную, редко — рукописную, как вариант — заполненный вручную бланк), на которую переносят информацию с первой этикетки и, кроме того, указывают фамилию специалиста, определившего растение. Позже на этикетке могут появиться другие записи, если другой специалист изучил гербарий и исправил ошибочное определение или сделал какие-либо дополнения.
Готовый гербарий хранится в крупных научных центрах, где образцы доступны для ботаников, изучающих разные группы растений. Вы собрали и засушили какое-то интересное растение (например, необычную дикорастущую форму или нетипичный для региона вид), записали всю необходимую информацию о местонахождении и хотите, чтобы ваш труд послужил науке? В этом случае надо позаботиться о том, чтобы образец попал в поле зрения специалистов — передать или отправить его в гербарий при научном центре или учебном заведении.
Пример гербария в Краеведческом музее города Орла
12.09.19,
Екатерина Романова ,
Академгородок
Источник