Лекарственные травы беседа для начальной школы

Беседа: «Лекарственные растения»
материал по зож на тему

уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_16.docx 15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб.

Знакомство с лекарственными растениями.

В презентации собран материал по теме «Лекарственные растения», игра «Поле чудес» для знатоков лекарственных растений.

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях.

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке.

Цель данного мероприятия — познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: — развивать познавательный интерес, — расширять представления о лекарственных растениях: название, .

Источник

Классный час «Лекарственные растения»
классный час (3 класс) по теме

Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях.

Скачать:

Вложение Размер
zelenaya_apteka.docx 25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Лекарственные растения»

Образовательная: дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них, учить правилам сбора, сушки, хранения, некоторым принципам применения.

Воспитательная: воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.

Развивающая: развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления.

  1. Иллюстрации растений
  2. Плакат: «Правила сбора, заготовки, хранения и применения лекарственных растений »
  3. Кроссворд
  4. Презентация
  5. Кружки (синие и красные), ваза.

Учитель: — Здравствуйте, ребята.

И сегодня на нашем занятии мы с вами будем говорить о здоровье.

А что такое здоровье, как вы понимаете это понятие?(ответы детей)Правильно, здоровье- это когда ничего не болит, когда человек не болеет. В словаре Даля сказано: «Здоровье – нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма».

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  • Соблюдать режим дня
  • Проводить профилактику заболеваний
  • Принимать витамины
  • По мере необходимости принимать лекарства, уколы

Но кроме таблеток и уколов можно лечиться еще и травами. Оказывается, есть такие растения, с помощью которых можно лечить те или иные болезни.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

Учитель : — О каком значении растений говорится в этом стихотворении?(о лекарственных свойствах растений). Правильно. Молодцы.

Тема нашего занятия « Зеленая аптека». Мы с вами узнаем какие травы называют лекарственными, и как ими можно лечиться.

Человек давно заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогают им излечиться, Человек начал изучать эти растения и их свойства. Изучив свойства растений, они это все заносили в особую книгу. Таких людей стали называть «травниками»

Лес- это сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Нужно только не лениться, нужно только научиться

Находить растения, пригодные для лечения!

-А ведь травы и сейчас применяются. Так как таблетки изготовлены из химических препаратов, они действуют быстрее, но они часто дают побочные эффекты, вызывают аллергию. А иногда их просто нет под рукой. Таблетки нужны в экстренных случаях, или когда тяжелое заболевание, а в остальных случаях могут помочь травы.

— Лекарственные растения встречаются везде, растут буквально под ногами. Вот, например одуванчик лекарственный. Все его знают? Опишите мне это растение. (ответы детей) А это одно из самых полезных растений. И не зря это растение весной появляется одним из первых. В нем полезны все его части: из листьев можно делать салат, из корней — отвар, а из цветов — ароматное, вкусное варенье.

— Действительно, в одуванчиках много горечи и витаминов – это очень полезно для печени. За зиму организм очень зашлаковывается. А одуванчик чистит печень — главный орган, который очищает кровь. Печень устает, ведь зимой мы болеем, пьем таблетки, когда болеем, едим больше мяса и меньше овощей, а это все отражается на печени. Почистить организм нам поможет одуванчик.

— Лекарственные растения готовы придти нам на помощь всегда. Вы летом выезжаете в лагерь, там вы много времени проводите на свежем воздухе, ходите в походы и с вами могут приключиться неприятности, может случиться, что не будет под рукой лекарств, вот тут и пригодятся лекарственные растения.

— Бывает, у ребят на солнце болит голова? Иногда даже если они в кепке, что же делать?

— В этом вам поможет лист лопуха. Его нужно положить на голову под головной убор, и тогда можно хоть целый день находиться на солнце, голова не перегреется. А, кстати, вы знаете, как выглядит лопух? Опишите мне его.(Ответы детей)

— Если я в походе поранилась, а бинтов нет, могут помочь растения? Дети как вы думаете?(Ответы детей) Подробнее давайте спросим у ведуньи.

— Да, в этом вам поможет подорожник, он вам должен быть знаком. Как выглядит подорожник? Нужно приложить чистый лист подорожника к ранке и закрепить. Он кровь остановит, и ранка быстрее затянется. А еще, подорожник поможет, если у вас мозоль или заболел зуб. Небольшую рану можно поспать тысячелистником или полынью. Вот они, посмотрите на слайд. (знакомство с подорожником и тысячелистником)

— В подорожнике есть вещества, которые ускоряют свертываемость крови, поэтому подорожник поможет. А если мы кашляем, в чем могут помочь растения?

— Конечно, от кашля помогут отвары корня солодки, чабреца, листья мать-и-мачехи и еще ромашка.

Слово «ромашка» переводится как «милая простота».

Если случиться тебе простудиться,

Если кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымиться

Слегка горьковатый душистый отвар.

А еще ромашка делает волосы пушистыми, лучше всяких бальзамов и кожу лица чистой и гладкой.

— При плохом аппетите нужно пить настойку полыни, она очень пахнет. Знаете такое растение полынь? Какое оно?

— В полыни много горечи, она раздражает стенки желудка и появляется аппетит. Но нужно быть очень аккуратным, в полыни много эфирных масел и у некоторых людей она вызывает аллергию. Но ведь из трав делают не только отвары и чаи. Что же еще? Кто-нибудь знает о других способах лечения травами? (ответы детей)

-Давайте сделаем небольшой перерыв и отдохнем. Садитесь удобнее, закрывайте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле-еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг вас цветы, они очень приятно пахнут. Вам спокойно и радостно. Вы слышите тихое пенье птиц. Вам спокойно и радостно, вы отдыхаете. Вы отдохнули.

  • Чтобы собирать растения, их нужно хорошо знать, т.е. отличать от других; знать, когда их нужно собирать (в этом могут помочь календари сбора растений), и какая часть растения необходима для лечения.
  • Собирать растения можно только в сухую погоду, лучше утром, сразу после высыхания росы.
  • Нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, растущие вблизи дорог, автомобильных шоссе.
  • Сушить только в тени, в хорошо проветриваемом помещении, а не на солнце. Растения нужно разложить тонким слоем на картоне, материи и не менее 2-х раз в сутки переворачивать.
  • Не вырывать растения с корнем, не собирать все растения до последнего, ни в коем случае не собирать растения, которые занесены в Красную книгу. (Например: ландыши, ветреница лесная, женьшень, колокольчик широколистный и др.)
  • Хранить высушенные травы лучше всего в картонных коробках, бумажных пакетах или мешочках из ткани.
  • И не рвите без надобности цветы и травы.
  • И запомните растения тоже лекарство, и их нельзя пить просто так, к тому же может быть аллергические реакции, например на полынь или сильно пахнущее растение.

— И помните, что не каждое растение может вас вылечить!

Существует очень много ядовитых растений и сильных аллергенов. А еще нужно знать, когда и как собирать лекарственные травы. Каждой травке свое время, да еще у одних собирают вершки, у других – корешки.

— Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

А сейчас мы разгадаем с вами кроссворд. Но главное задание – это отгадать ключевое слово.

Убивает всех вокруг.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы! (ЛУК)

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколаде,

Скорлупа – краситель яркий.

Что за плод мы рвём с ветвей? (ОРЕХ)

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение,

И всё от воспаления. (УКРОП)

Что это такое? (РОМАШКА)

  1. Поранил ты в походе ногу,
    Усталость не даёт идти –
    Нагнись: солдатик у дороги
    Готов помочь тебе в пути. (ПОДОРОЖНИК)
  2. Стоит зеленая девица,
    Сибирской елочки сестрица.
    И все мы знаем, что она называется. (СОСНА)
  3. Их в Голландии найдете,
    Там везде они в почете.
    Словно яркие стаканы,
    В скверах там цветут …(ТЮЛЬПАН)
  4. Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (КРАПИВА)

  1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
    А денечка через два облысела голова,
    Спрячу-ка в карманчик бывший . (ОДУВАНЧИК)

— Ну вот и все, ребята. Теперь хотелось бы узнать, что нового вы узнали из нашего занятия? Было ли оно для вас полезным.(Ответы детей)

-Если занятие было для вас полезным, и вы все принимаете, то положите в вазу синий кружок, а если информация была бесполезной и большинство ее вы уже знали, то – красный кружок. Спасибо за внимание!

Источник

Читайте также:  Если у собаки перхоть у хаски
Оцените статью