Квест в средней группе «Зеленая аптека Бабы-яги»
лариса журавлева
Квест в средней группе «Зеленая аптека Бабы-яги»
Квест с Бабой Ягой : «Лесная Аптека бабы Яги»
Экскурсия к массиву леса п. Талицы.
(дети в гостях у волшебницы травницы и целительницы Бабы Яги, гора «Глазовка».
Обыгрывается экологический аспект сценария (лекарственные растения и травы, растущие в Клину, СБОР ГЕРБАРИЯ)
(Опушка леса, место около мостков в Талицах, ручей Талый, горка Глазовка)
Появляется Ведущая: экскурсовод и Баба Яга.
(Ведущая встречает около мостков в Талицах, позже появляется Баба Яга).
Вариант: Аптека Бабы Яги (рассказ по пути к лесу о растениях и деревьях, которые растут в Клину, что растёт в садах и на грядках? Какие лекарственные растения знают дети, которые растут на грядках? (мята, земляника, куст облепиха). Чем отличаются лесные растения от садовых?
Ведущая: Дети, сегодня мы с вами совершим путешествие на Волшебную Горку Глазовку и Заповедный Луг, в котором живет и собирает волшебные травы известная Баба Яга.
Но найти её совсем не просто, Баба Яга очень не любит, когда её беспокоят по пустякам! тогда она становится очень сердитой и может всех нас заколдовать, а кого-то из нас превратить и в разных зверей, птиц. Мы ведь хотим остаться людьми, девочками и мальчиками?
Ведущая. Поэтому мы будем вежливыми и воспитанными и не будем злить Бабу Ягу. Договорились!
Кроме того, Лес, в котором баба Яга живет, становится Волшебным, а в Волшебном лесу надо вести себя хорошо. Но сегодня баба Яга добрая-предобрая, она сама пригласила нас в гости (показывает приглашение) на Волшебную горку и свою Волшебную опушку. И прислала нам вот такое приглашение, карту Волшебного леса (показывает карту) и свиток с волшебными вопросами и загадками (показывает свиток).
(на карте три остановочных пункта (таблички)
Овраг Талицы — ручей Талый-Горка Глазовка — Волшебная Опушка — Волшебная Аптека)
А главное, чтобы войти в Волшебный Лес, надо правильно ответить на разные вопросы и разгадать загадки. А потом нужно будет выполнить разные задания, чтобы мы могли пройти дальше по Волшебной тропинке в Волшебный Лес. Согласны! Готовы выполнять задания и отвечать на вопросы!
Остановка №1. Талицы. Тогда сейчас мы с вами должны знать, как называется место, через которое мы с вами пойдем на Волшебную Опушку (Талицы (подготовить вопросы и ответы)
Что такое овраг? Кто знает! (помогает с ответами, если надо).
— От какого слова произошло слово «Талицы»? (талая вода, весна и т. д.).
-Куда впадает ручей Талый (река Сестра)
-Что такое ручей?
-Что такое овраг?
Что такое низина (низкое место,в котором скапливается вода и т. д.)
-Для чего нужен мостик?
-Теперь нам предстоит ещёодно задание: сейчас мы должны осторожно, не замочив ноги, переправиться на другую сторону через мостки. (надеть резиновые сапоги и дождевики- по погоде) и подняться по Волшебной тропинке наверх на горку.
Остановка №2. Горка Глазовка.
Ведущая. А вот и вторая остновка (табличка с названием Глазовка).
-Что такое горка?
-Как называется это горка? (Глазовка)
-Как вы думаете, почему она так называется?
Вдруг из кустов или деревьев раздается странный смех.
Ведущая. Ой, кто это может быть!
Баба Яга: Ау-у-у! (прячется за деревьями)
Баба Яга появляется с корзинкой,на поясе у неё засушенные травы, в руках ножницы. На голове возможно венок из трав и листьев. Садится на пень.
Или Баба Яга сидит на пне или дереве в печали!
Баба Яга. -Фу-фу-фу! Давно тут русского духа не было, а нынче русский дух сам в гости пришёл! Кто такие и откуда взялись в моих владениях! Дело пытаете или от дела лытаете?
Ведущая. Что ты, Баба Яга, такая грустная и разнесчастная!Пригласила детей в гости, а сама гостям не рада!
Баба Яга: Эх, не до гостей мне нонче! Простудился мой Кот Баюн! Горло у него заболело, песни не поёт, сказок не сказывает! Да и моя сестра моя Кикимора Лесная тоже на здоровье жалуется. Сова умная голова слаба глазами стала, старинных рукописей не читает, советов не даёт. Домовёнок мой вот тоже чахнет. Вот пришла на волшебную поляну за лекарственными травами. Да вот спину ступило-не молода я уже, тыщу лет мне от роду.
Ведущая. Так давай, Баба Яга, мы тебе поможем! Дети, поможем Бабе Яге травы лечебные собрать да Кота Баюна, Домовёнка, Сову умную голову и Кикимору Лесную вылечить?»
Баба Яга (радостно):Вот спасибо, ягодки мои!
Ведущая: Ты нам только расскажи, какие травки-муравки лечебные надо собрать, и дети травку соберут прямо в твою корзинку!
Баба Яга: Ну, это похвально. Только луг этот непростой, а заколдованный и простым человечьим глазом лечебных травок не увидать. Так что дети должны будут выполнить разные задания, чтобы снять заклятья.
Ведущая: Так дети готовы! Да, дети!
Баба Яга. Ну тогда держитесь. Перво — наперво дети надо должны пролезть под моей метлой! Готовы?
Ведущая. Быстро построились друг за другом и по моей команде один за другим пролезаем под метлой и возвращаемся на место.
Дети пролезают под метлой.
Баба Яга. Это было первое задание. Теперь второе задание.
Я метлу буду вращать, а вы прыгайте через метлу!
Баба Яга. А теперь третье задание. Надо схватиться за мою метлу и обежать вокруг дерева (или куста, или пня или пролезть в двойное дерево.
Все обегают вокруг препятствия.
Баба Яга: Молодцы! Половину заклятия сняли!
-А теперь хочу узнать, что вы обо мне знаете? Как меня звать-величать! (баба Яга костяная года)
-В каких русских народных сказках я живу? «Гуси-лебеди», «Василиса Премудрая», «Баба Яга», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна».
-Как ещё называют баба Ягу? (Яга Ягишна, бабушка Яга, Баба Яга костяная нога)
-А на чём я по воздуху летаю? (ступа)
-Из чего сделана метла у бабы Яги (ручка из дерева. ,из травы полынь, другое название» чернобыльник». Иногда из веток сосны иль ели.
-Из какого дерева сделана ступа Бабы Яги (ступа из дуба)
А теперь ответьте на мои загадки о растениях: (4-5 загадок).
Папоротник цветет? (Нет) о болеутоляющей способности этого растения люди знали давно. Еще много столетий назад папоротник прикладывали к ранам, ожогам, ушибам. Причем он снимал даже самые сильные боли.
Иван-да-Марья-веничком парились в бане для красоты и молости.
Осока-от любовных и приворотных чар.
Подоржник называется подорожником Почему? (растет по дорожкам)
Ссадины и ранки лечились с помощью этого доступного для всех растения. Название подорожник отображает местоположение — около дорог. Подорожник является довольно распространённым растением, которое растёт не только на обочинах дорог, но и в полях, лесу, на приусадебных участках и пустырях.
Ромашка лекарственная. Чай из ромашки снимает воспаление и входит в состав шампуней, кремов, лосьонов, мыл и других косметических средств.
жгучка, стреканка, костырка, жалюга, спорекуша, жалива
Многолетнее травянистое растение. В народной и традиционной медицине применяется как кровоостанавливающее, кровоочистительное, ранозаживляющее, общеукрепляющее, поливитаминное, антисептическое средство.
Мята Растение оказывает обезболивающее, потогонное, согревающее и мочегонное действие, содержит эфирное мало.
Баба Яга: Молодцы! Четверть заклятия сняли! А вы знает, что Баба Яга ещё и лекарка и травница!
-Кто такая травница? (женщина, знающая и собирающая лечебные травы)
Ну, а теперь скажите, расскажите мне, что вы знаете о лекарственных растениях?
-А что такое лекарственные растения? Для чего они нужны?
-Какие растения называются лекарственными?
-От каких болезней какие растения лечат?
-Как правильно собирать лекарственные растения? (что можно рвать и когда, а что нельзя?
-Как выглядят лекарственные растения?
-Можно ли самим без врача лечиться лекарственными растениями? Почему нельзя?
-Надо ли беречь лекарственные травы?
Дети с помощью воспитателей, книги и Ведущей рассказывают, что знают о Лекарственных растениях.
Баба Яга. Вот молодцы какие! Ещё часть заклятья сняли! ну, а теперь последняя часть!
Сейчас я вам открою волшебное зрение как у настоящих травников-лекарей! Закрыли глазки ладошками, три раза повернулись вокруг себя!внимание: начали!А я буду колдовать!
Волшебные чары падите,от детей уходите! Лесная Аптека откройся!
Уберите руки с глаз и оглядитесь вокруг-теперь вам можно собирать лечебные травы, но только здесь и только на несколько минут.
Ведущая: А теперь давайте найдем те травы, которые вылечат и Кота Баюна, и Домовёнка, и Кикимору Лесную, и Сову мудрую. Какие травы мы соберём и от каких болезней?
Ведущая вместе с Воспитателем разыскивают несколько лечебных трав. Так у Ведущей есть засушенные пучки лечебных трав, о которых они рассказывают детям.
Ведущая: Вот тебе бабушка Яга, травки для лечения и Кота Баюна, и Домовёнка, и Мудрой Совы, и Кикиморы Лесной! дети собрали тебе вот такой лечебный букет.
Баба Яга. : Вот спасибо вам, ребятки! Помогли старушке, а то у мен я самой спину прихватило. Ну,я пойду своих домашних лечить: отвары отваривать да примочки делать из Аптеки волшебных трав Матушки-Природы. А вы не болейте и правильно лечитесь травами, пейте лечебные чаи, выращивайте на огороде лечебные травы! А вы прощевайте, покеда! А вы возвращайтесь в свой обычный мир людей и в свой детский сад!
Баба Яга уходит за кусты и деревья с корзинкой трав.
Ведущая. Дети, давайте помашем Бабе Яге руками, пожелаем здоровья ей и её друзьям.
Ну, а нам пора пускаться в обратный путь. Обратно к себе в детский сад да к папам и мамам. А из собранных растений мы сделаем с вами гербарии, пригласим бабу Ягу в гости и покажем ей наши работы. Согласны!
«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.
Игра-квест «Путешествие в сказку, или Проказы Бабы-Яги» Задачи: 1. Упражнять детей создавать из частей целое. 2. Развивать умение узнавать сказку по заданию. 3. Закрепить умения сравнивать форму.
Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию «Зеленая аптека на службе человека» Цель: ознакомление детей с лекарственными растениями и их лечебными свойствами: ромашка, подорожник, крапива, календула Задачи: 1. Расширять.
Проект «Зеленая аптека» Актуальность. Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения,.
Проект «Зеленая аптека» МБ ДОУ «Детский сад №215» Проект в подготовительной группе «Экологическая зелёная неделя» Подготовила и выполнила: Смольникова А. В,.
Развлечение во второй младшей группе на тему «зеленая аптека» Зал украшен как лес. Для детей приготовлены шапочки с эмблемой ОЗ+. Вход под музыку «Ту-ту, белые барашки…». Воспитатель: — Ребята, смотрите,.
Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Проказы Бабы-яги» Новогодний утренник 2016год «Проказы Бабы Яги» Под звуки фанфар в зал входит ведущий. Вед. Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда.
Сценарий новогоднего праздника «Проделки Бабы-Яги» для детей средней группы Звучит «В гости пришёл Новый год». На фоне вступления ведущая поздравляет гостей. Ёлка включена. ВЕДУЩАЯ: Дорогие гости наши! Мы спешим.
Семейный экологический проект «Зеленая аптека» `Конкурс «Семейные экологические проекты» НОМИНАЦИЯ «ЖИВАЯ АПТЕКА» ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА г. Армавир, 2017 Оглавление: I. Введение 3 1) Актуальность.
Утренник в старшей группе «Проделки Бабы-Яги и Лешего» Дети входят в зал, обходят зал, любуются ёлкой, встают возле стульчиков полукругом и садятся (под музыку «В лесу родилась ёлочка», 3 ребенка.
Источник
Творческий проект Образ Бабы Яги в сказках и фильмах
презентация к уроку (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_lekarstva_iz_glubiny_vekov_3_b.docx | 40.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Лекарства из глубины веков
Автор: ученики 3 «Б» класса
Руководитель: учитель начальных классов
2. Из истории применения лекарственных растений……….5-7
3. Активные вещества лекарственных растений…………….8-9
3.1 Лекарственные растения и их свойства…………………….10-13
4. Лекарственные травы в нашей жизни………………………14-16
5. Организация и методики исследования…………………….17
6. Результаты исследования……………………………………18
7. Вывод ………………………………………………….19 Практические рекомендации ……………………………..20
Библиографический список ………………………………21
Одного мудреца спросили:
— Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?
Подумав, мудрец ответил:
— Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля!
Здоровье — это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья,
нет настроения, но не все об этом помнят.
Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…
В настоящее время, когда развита фармакология (наука о лекарственных веществах и их действии на организм) и фармацевтическая промышленность (массовое стандартизованное, высокопроизводительное промышленное производство лекарственных средств), применение лекарственных трав остаётся актуальным.
Цель: МЫ решили узнать, какие лекарственные растения помогали лечиться нашим предкам и используются ли они в наше время.
Задачи: найти информацию о применении нашими предками лекарственных растений; собрать информацию о лекарственных свойствах растений; узнать о применении лекарственных растений в наше время.
Гипотеза Мы предположили, что лекарственные растения как и раньше, используются и в наше время.
Объект исследования: лекарственные растения.
Предмет исследования : применение лекарственных растений.
Для подтверждения своей гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
беседа, поиск информации в литературе, поиск информации в интернете.
— расспросили старших членов своих семей;
— подобрали литературу и изучили её
— подобрали информацию в интернете
Из истории применения лекарственных растений
Представьте себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек. Интересно, что же делали тогда люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?
«Разведи порошок из высушенной и растертой водяной змеи, порошок из корней колючего кустарника, пихтового скипидара и смой этой жидкостью больное место». Такой рецепт мы могли бы получить, если обратились к врачу древнего Шумерского царства 4500 лет назад. Это первый врачебный рецепт, известный истории. Были ли прописанные лекарства единственными? Нет, конечно. Они не были не только единственными, но и наверняка не первыми, поскольку попытки тем или иным способом облегчить страдания заболевших и раненых возникли гораздо раньше.
Человек всегда был тесно связан с природой, внимательно наблюдал за ее проявлениями, процессами. Наблюдая за тем, как животные лечатся растениями, разыскивая именно то, которое нужно. Примечал, какая травка от какой хвори помогает. Люди использовали эти наблюдения, готовили травяные сборы, варили снадобья. Посредством проб и ошибок поколения народных целителей изучали и совершенствовали методы лечения травами, тем более что, на протяжении тысячелетий именно растения являлись единственным источником лекарственных средств. Полученные знания тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, существовали целые династии знахарей и целителей.
Лекарственные растения неоднократно прославлялись, даже в стихотворной форме. Например, поэма 10 века “Одо из Мена” описывает лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Всемирно известно также и изречение средневекового ученого, философа и врача Авиценны: “Три оружия есть у врача: слово, растение, нож”.
С 11 века известны специально занимавшиеся излечиванием болезней и ран целители. Большая их часть состояла из знахарей, пользовавшихся огромной популярностью среди простых людей, другую часть составляло духовенство, и меньшая часть — это лекари-иноземцы, владевшие некоторыми тайнами искусства врачевания и служившие у князей.
Первая аптека создавалась трудами приехавшего в Москву в 1561 году англичанина Френчама. Устроена она была для нужд царя и его семейства, но довольно скоро из нее стали выдавать лекарства и боярам. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках Зелейного ряда.
В 1673 году при Гостином дворе была открыта так называемая новая аптека Гутменша, где все желающие могли по рецептам получить лекарства. В 1682 году, по указу царя Федора Иоанновича у Никитских ворот рядом с первым гражданским госпиталем открыта третья аптека «для того, чтобы ходить со всяким рецептом в город неудобно».
Большой интерес к изучению отечественных лекарственных средств был проявлен в России после реформ Петра I, который большое внимание уделял сбору лекарственных трав.
В 1701 году он издал указ о закрытии всех Зелейных лавок, торгующих лекарствами, и о даровании права открытия и содержания вольных аптек всем желающим.
В документах 17 века неоднократно упоминаются аптекарские сады, или аптечные огороды. Здесь под наблюдением иностранных «ботаников-огородников» рядом с лекарственными растениями росли ягодные кусты и плодовые деревья.
Когда осенью 1661 году создавали новый «аптекарский двор, что у Каменного моста», то сажали там черную, белую и красную смородину, вишню и сливу, для чего взяты были саженцы из частного сада боярина Никиты Ивановича Романова, в котором также росли «аптекарские всякие травы».
Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления здесь же, самих лекарств. Так, при главном из них находилась особая «коктория», нечто вроде фармацевтической лаборатории.
Активные вещества лекарственных растений
Растительное лекарство – содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы. Также неорганические соли, витамины, дубильные вещества.
Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.
Эфирные масла — летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе.
Микроэлементы находятся во всех тканях растений. Многие из них входят также в состав ферментов, витаминов, гормонов, участвуют в различных биохимических процессах. Некоторые микроэлементы имеют лечебное значение. Витамины — органические соединения разнообразного химического строения. Они обладают высокой биологической активностью. В незначительном количестве витамины находятся во многих растениях. Однако такие из них, как плоды шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.
Органические кислоты содержатся в клеточном соке многих растений. Попадая в организм, они участвуют в биохимических реакциях, играют важную роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Наиболее распространенными органическими кислотами являются аскорбиновая, лимонная, винная и яблочная, содержащиеся в плодах малины, земляники, клюквы. Высоким содержанием кислоты аскорбиновой отличаются плоды шиповника, черемухи, черники и брусники. В бруснике, кроме того, находится кислота бензойная, имеющая антисептические свойства.
Слизи — это вещества. Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах.
Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.
Лекарственные растения и их свойства
Пользоваться лекарственными травами люди научились еще в давние времена, и применяют этот опыт, по сей день. Лекарственный травы – это чудесный дар, который дарит нам сама природа для лечения многих заболеваний. Но воспользоваться этим чудесным даром мы не всегда готовы.
Целительные свойства, которыми обладают ягоды, травы, плоды, и даже семена, неисчерпаемы. Они хранят в себе много тайн, которые на данный момент еще полностью не раскрыты. Но используя эти целительные свойства можно вылечить множество заболеваний без применения медицинских лекарственных препаратов. Кроме того, целебные травы можно использовать и в профилактических целях для укрепления нашего здоровья. Нет такого растения, которое бы не оказывало на наше здоровье положительного эффекта. Ведь недаром природу называют Зеленой аптекой.
Гиппократом описано 236 видов растений, признанных древнегреческой медициной в качестве лечебных средств.
Даже во время эпидемий использовались травы, которые обладали противомикробными свойствами, как, например, лаванда. ( Приложение 1 фото1)
Многие виды лаванды с древних времён используют для получения ценных эфирных масел. Цветы лаванды являются медоносами. Лаванда относится к разряду целебных трав, а потребляется для лечения и профилактики целого ряда заболеваний. Приятный запах лаванды широко применяется в ароматерапии. Длительное время использовалась как успокаивающее нервную систему, от кашля, как противоаллергическое средство. Известно, что лаванда применялась для полоскания рта и горла. Лаванда помогает при расстройствах, вызванных стрессом, и бессоннице. Чистым лавандовым маслом можно лечить ожоги, порезы и укусы насекомых. Применяется для ароматизации настоек и уксуса. В салатах, холодных закусках, овощных, рыбных и грибных супах. Измельченной лавандой блюда посыпают как перцем.
Такие травы собирали и потом сжигали на кострах во многих городах.
Очень небольшое число лекарств пришло к нам из глубины веков практически без всяких изменений. Это: ромашка, шалфей, зверобой, кора дуба, липовый цвет, анис и другие.
Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает.
Рассмотрим несколько примеров.
Валериана лекарственная (Приложение 1 фото 2)
Лекарственные свойства валерианы используются медициной с древних времен. О ее успокаивающем действии на нервную систему человека было известно еще врачам Древней Греции.
Употребляют как сердечное успокаивающее средство при нервном расстройстве, в водном отваре купают неспокойных детей, чтобы хорошо спали. При хронических нарушениях коронарного кровообращения, тахикардии. При спазмах желудочно-кишечного тракта.
Лопух (репей ) (Приложение 2 фото 1)
Его использовали все целиком, в том числе листья, стебли, корни. Все части растения содержат целебные вещества. Например, в корнях есть полисахарид инулин, который в определенных условиях (кислая среда) преобразуется во фруктозу. Растение содержит белки, эфирное масло, дубильные вещества, глюкозу.
Молодые корни употребляли в пищу. Их жарили, отваривали, тушили, пекли на костре. Большие зеленые листья использовали для приготовления салатов.
Употребление растения способствует улучшению качества крови, снижает уровень сахара, препятствует развитию опухолей. Также отвар корней использовали для лечения болезней костей, суставов, исцеляли холецистит. Экстракты лопуха применяли для лечения ран, повреждений кожи, применяли как мочегонное средство.
Крапива двудомная ( Приложение 2 фото 2)
Молодое растение использовали повсеместно. Крапива чрезвычайно полезна, так как содержит много витаминов (С, К, В2, каротин), микроэлементов, в том числе железа, калия, кальция. Из свежих листьев готовили салаты, щи.
Варили лечебные снадобья для улучшения свертываемость крови, использовали как общеукрепляющее средство, а так же как лекарство, затягивающее раны. Настои, отвары растения способствуют увеличению гемоглобина в крови, тромбоцитов и эритроцитов. Способствует снижению уровня сахара, обладает мягким мочегонным действием.
Обжигающие листья с давних пор используют при анемии, атеросклерозе, почечных коликах, болезнях мочевого, желчного пузыря, печени, геморрое, а также для активизации обмена веществ. Наши предки использовали крапиву для увеличения выработки молока у кормящих женщин.
Ромашка аптечная ( Приложение 3 фото 1)
Цветки растения издавна используют в качестве противовоспалительного, противоспазматического, дезинфицирующего, болеутоляющего средства. Настои, отвары ромашки применяли ранее и используют до сих пор при воспалениях кожи, в том числе экземе, ожогах, обморожениях. Используют для лечения перхоти, лечат ревматические, подагрические поражениях суставов, воспалительные заболевания глаз. С помощью ромашки восстанавливали сон.
Череда (Приложение 3 фото 2)
Наши предки очень ценили это траву. С ее помощью лечили головную боль, экзему, гипертонию, а также успокаивали нервы. Отвары из растения с давних времен используют для лечения диатеза, крапивницы у детей. Для этого их купали в теплом отваре череды. Кстати, такие ванночки полезны для беспокойных, гиперактивных малышей. После нее они лучше засыпают.
Одуванчик (Приложение 4 фото 1)
Сок цветка использовали для удаления бородавок. Отвары, настойки, настои готовили при малокровии, простудных заболеваниях, болезнях кажи, глаз. Также растение использовали как общеукрепляющее средство. Знаменитое варенье из одуванчиков применяли для общего оздоровления организма, принимали его на ночь с молоком как успокоительное, снотворное средство.
Календула (ноготки) (Приложение 4 фото2)
Растение применяется в народной медицине с 12 века. С середины 19 века упоминается в составе пилюль от рака кожи, , лишайных и чесоточных изъязвлений. Также настои из цветков использовали для лечения ожогов, малярии, болезней глаз. Активно использовали чуме и лихорадке.
Мать-и-мачеха (Приложение 5 фото 1)
В старину с помощью растения лечили кашель при воспалении верхних дыхательных путей. Мать-и-мачеху использовали при лечении водянки, золотухи, туберкулеза легких. Растение эффективно при гипертонии, малярии, повышенном сердцебиении, расстройстве нервной системы. С помощью настоя, отвара лечили кожные повреждения, раны средства, лечили больные зубы.
Берёза (Приложение 5 фото 2)
Красавицу березу называют чудом земли. Люди издавна подметили лечебные свойства этого дерева, как универсального целителя. Лечат березовые почки, сок, пыльца, листья, древесный уксус, жженый уголь (карболен), сережки, кора, губка, корни, ветви, березовый гриб (чага). Получают из березы и деготь. Несмотря на очень неприятный запах и вкус, деготь этот широко используется не только народной, но и современной медициной для лечения кожных болезней: чесотки, экземы, чешуйчатого лишая, псориаза, различных язв и сыпей (причем, как в виде чистого дегтя, так и мазей, мыла и т.п.). Из березового дегтя получают березовое масло.
А те, кто любит попариться в русской баньке, всегда брали с собой березовый веник, так как березовые листья тоже обладают антибактериальным свойством.
Конечно, это далеко не все растения, которыми в старину лечились наши предки. Список их можно еще долго продолжать.
Лекарственные травы в нашей жизни
Совсем недавно в сознании наших людей считалось, что использование лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают лечить больных.
С каждым годом растёт интерес современной медицины к лекарственным растениям. Расширяется и углубляется изучение целебных растений, растёт их заготовка, всё больше выпускается лечебных препаратов растительного происхождения.
Учеными доказано, что те лекарственные препараты, которые изготовлены на основе трав, оказывают на организм хорошее лечебное и безопасное действие, в отличие от современных химических препаратов. Кроме того, эти препараты намного лучше усваиваются нашим организмом, не вызывая при этом побочных эффектов.
В нашем государственном реестре зафиксировано около 3000 наименований лекарств, среди которых есть 300 типов растительного сырья и 700 препаратов, разработанных на основе вытяжек из растений.
Современная медицина активно использует лекарственные растения. По производственным подсчётам 40 % лекарств сейчас имеет растительное происхождение, то есть, готовится непосредственно из растительного сырья. И тенденция к использованию натуральных лекарств с каждым годом увеличивается. Особенно много (до 90%) препаратов растительного происхождения используется при сердечнососудистых заболеваниях. На втором месте (60-70%) стоят препараты растительного происхождения, применяемые в качестве желчегонных, слабительных, желудочных и отхаркивающих средств. Среди седативных средств также много препаратов растительного происхождения. Необходимо отметить, что до сих пор ряд ценных лечебных препаратов получают только из растений, например, стрихнин — из чилибухи, платифиллин — из крестовника, морфин — из мака. Следует отметить, что даже если биологически активные вещества получены синтетическим путем, они не всегда полностью соответствуют своим природным аналогам и очень часто в фармакологическом эффекте уступают им. Например, камфара природная, полученная из камфорного лавра, применяется для инъекций, а синтетическая может быть использована только для наружного применения.
Широко используются зверобой, календула, ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, шиповник, облепиха, солодка, подорожник, мята, шалфей, девясил, клюква, брусника, малина, укроп, петрушка, сабельник, аир обыкновенный и многие другие.
Лекарственные травы – это источник многих питательных веществ, которые необходимы человеку и которые он не может получить иначе.
Большинство людей предпочитают антибиотики, средства, которые пропагандирует СМИ, при этом забывая, что лекарственные травы используются не только для лечения, но и для профилактики, а многие из них желательно добавлять в пищу и ежедневно употреблять в составе своего рациона.
Наиболее простой способ, который позволяет использовать все полезные свойства лекарственных растений – это принятие их в виде пищевых добавок к пище или же в составе тех продуктов, в которых они уже содержатся в достаточной степени. Не у каждого из нас найдется время, силы и знания для того, чтобы собрать травы, их высушить и хранить в определенных условиях. Но, тем не менее, каждый из нас может употреблять их в пищу, купив добавки в аптеке или же в специализированных магазинах, так как лекарственные травы – это ваше здоровье и долголетие. Именно так считали наши предки и это они хотели передать как наследие испокон веков в наши дни. (Приложение 6 )
Источник