Лекарственные средства по потребности

Классификация лекарственных препаратов по особенностям потребления

Выбирая оптимальный метод для анализа потребления и планирова­ния потребности в лекарственных препаратах, необходимо учитывать специфические особенности формирования потребления разных лекар­ственных препаратов, которые условно можно подразделить на три груп­пы.

1. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ПОТРЕБЛЕНИЕ КОТОРЫХ НОРМИРУЕТСЯ (наркотические, этиловый спирт).

При определении потребности в таких препаратах за основу прини­мают данные об их фактическом расходе за предыдущий период. Кон­трольными цифрами, с которыми сравниваются прогнозируемые величи­ны, являются установленные нормативы потребления лекарственных пре­паратов.

Для наркотических лекарственных препаратов нормативы потребле­ния установлены на 1000 жителей в год (например, промедол — 5 гр.).

Для этилового спирта нормативы потребления установлены в зави­симости от вида учреждений здравоохранения и социального обеспече­ния.

Например, по учреждениям здравоохранения установлены следую­щие нормативы: для аптечных учреждений: на 1000 экстемпоральных рецептов –2800 гр. для больничных учреждений: на 1 пролеченного боль­ного в зависимости от его профиля от 170 до 400 гр.

Расчет потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляется по формулам:

П=НхК или П=НхК/1000, где:

Н — норматив расхода (на одного или 1000 жителей, рецептов и т.д.)

К — количество жителей, рецептов и т.д.

2. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙ­СТВИЯ, применяемые для лечения 1-2 заболеваний (противотуберку­лезные, противоопухолевые, противодиабетические и др.). При опреде­лении потребности в таких препаратах могут быть использованы разные методы.

Например, при нормативном методе за основу принимают сведения о заболеваемости конкретными нозологическими формами и инструкции о порядке лечения и количестве используемых при этом лекарственных препаратов.

Расчет потребности осуществляется по формуле:

Р — расход ЛП на 1 больного на 1 курс лечения;

К — количество курсов в год;

Б — заболеваемость (число больных).

Возможно использование и других методических приемов норма­тивного метода, а также экономико-математических методов и эксперт­ных оценок.

3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙ­СТВИЯ, применяемые для лечения различных заболеваний или их профи­лактики (витаминные, жаропонижающие, сульфаниламидные и др.). При прогнозировании потребности в препаратах этой группы, как правило ра­бота строится в 2 этапа:

1. Сбор и анализ данных о фактическом потреблении лекарственных препаратов в предыдущем периоде (за ряд лет).

2. Прогнозирование потребности в конкретных лекарственных пре­паратах с помощью экономико-математических методов, экспертных оценок. Возможно использование нормативного метода (например: при определении потребности в лекарственных препаратах для стационарных больных).

Знание и рациональное использование различных методов определе­ния потребности в лекарственных препаратах обеспечит оптимальное про­гнозирование потребности в них, будет способствовать рациональному потреблению лекарственных препаратов и позволит максимально удо­влетворить запросы потребителей.

Источник

Классификация лекарственных препаратов по особенностям потребления

Выбирая оптимальный метод для анализа потребления и планирова­ния потребности в лекарственных препаратах, необходимо учитывать специфические особенности формирования потребления разных лекар­ственных препаратов, которые условно можно подразделить на три груп­пы.

1. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ. ПОТРЕБЛЕНИЕ КОТОРЫХ НОРМИРУЕТСЯ (наркотические, этиловый спирт).

При определении потребности в таких препаратах за основу прини­мают данные об их фактическом расходе за предыдущий период. Кон­трольными цифрами, с которыми сравниваются прогнозируемые величи­ны, являются установленные нормативы потребления лекарственных пре­паратов.

Для наркотических лекарственных препаратов нормативы потребле­ния установлены на 1000 жителей в год (например, промедол — 5 гр.).

Для этилового спирта нормативы потребления установлены в зави­симости от вида учреждений здравоохранения и социального обеспече­ния.

Например, по учреждениям здравоохранения установлены следую­щие нормативы: для аптечных учреждений: на 1000 экстемпоральных рецептов –2800 гр. для больничных учреждений: на 1 пролеченного боль­ного в зависимости от его профиля от 170 до 400 гр.

Расчет потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляется по формулам:

П=НхК или П=НхК/1000, где:

Н — норматив расхода (на одного или 1000 жителей, рецептов и т.д.)

К — количество жителей, рецептов и т.д.

2. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙ­СТВИЯ, применяемые для лечения 1-2 заболеваний (противотуберку­лезные, противоопухолевые, противодиабетические и др.). При опреде­лении потребности в таких препаратах могут быть использованы разные методы.

Например, при нормативном методе за основу принимают сведения о заболеваемости конкретными нозологическими формами и инструкции о порядке лечения и количестве используемых при этом лекарственных препаратов.

Расчет потребности осуществляется по формуле:

Р — расход ЛП на 1 больного на 1 курс лечения;

К — количество курсов в год;

Б — заболеваемость (число больных).

Возможно использование и других методических приемов норма­тивного метода, а также экономико-математических методов и эксперт­ных оценок.

3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙ­СТВИЯ, применяемые для лечения различных заболеваний или их профи­лактики (витаминные, жаропонижающие, сульфаниламидные и др.). При прогнозировании потребности в препаратах этой группы, как правило ра­бота строится в 2 этапа:

1. Сбор и анализ данных о фактическом потреблении лекарственных препаратов в предыдущем периоде (за ряд лет).

2. Прогнозирование потребности в конкретных лекарственных пре­паратах с помощью экономико-математических методов, экспертных оценок. Возможно использование нормативного метода (например: при определении потребности в лекарственных препаратах для стационарных больных).

Знание и рациональное использование различных методов определе­ния потребности в лекарственных препаратах обеспечит оптимальное про­гнозирование потребности в них, будет способствовать рациональному потреблению лекарственных препаратов и позволит максимально удо­влетворить запросы потребителей.

Источник

Методика расчётов объёмов закупок лекарственного обеспечения для ЛПУ

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать дипломные работы по любым предметам, то на странице как написать дипломную работу я подробно написала.

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Основной целью социальной политики Правительства Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, включая доступ к качественной медицинской и лекарственной помощи.

Доступность медицинской помощи определяется комплексом факторов:

  • Лекарственные ресурсы (т.е. наличие необходимого ассортимента лекарственных средств) и их распределение;
  • Материально-технической базы аптечных организаций, их удобного расположения с точки зрения населения (пространственно-временной доступности);
  • Экономические факторы, т.е. наличие оборотных средств для закупки и поставки необходимых объемов лекарственных средств, а также их цены.
Читайте также:  Лекарственные препараты которые повышают артериальное давление

Отдельно каждый элемент доступности не может определить качество лекарственного обеспечения, под которым понимается удовлетворение потребностей пациентов, в том числе социально незащищенных групп населения, в лекарственных средствах в соответствии с терапевтическими показаниями и нозологией заболевания.

Фармацевтический маркетинг

Эффективность и качество медицинского обслуживания населения во многом определяется полнотой ассортимента лекарственных средств в аптеках и оптимизацией управления запасами лекарственных средств, с одной стороны, предупреждая их дефицит, с другой — превышение установленных нормативов запасов.

Спрос на лекарственные средства является одной из форм выражения потребностей (фактических, реализуемых и неудовлетворенных) и может быть идентифицирован социологическими методами.

Анализ закономерностей, влияющих на потребление лекарственных средств, позволяет усовершенствовать систему удовлетворения потребностей населения и ЛЖВС в лекарственных средствах. Их потребление зависит от появления новых методов лечения и лекарственных средств, наличия аналогов. Значительная часть номенклатуры мирового рынка лекарственных средств (до 70%) представлена аналогами. В то же время, учитывая различное качество аналогов и антимонопольные позиции, желательно иметь достаточно большой выбор лекарственных средств. Динамика потребления лекарственных средств носит сезонный характер и существенно варьируется из года в год.

Потребление наркотиков увеличивается с возрастом и выше у женщин, чем у мужчин. Наиболее часто применяемые препараты относятся к следующим группам: анальгетики, жаропонижающие, антибиотики, сосудорасширяющие, антиревматические средства, нейролептики.

Спрос на лекарственные средства зависит от пола, возраста и социальной структуры населения. Спрос на сердечно-сосудистые препараты составляет более 81% у населения старше 40 лет; возраст активного спроса у женщин — 55-59 лет, у мужчин — старше 60 лет. Интенсивность спроса на сердечно-сосудистые препараты у лиц с высшим образованием на 4,6% выше, чем у лиц со средним образованием.

В условиях, когда спрос на лекарства значительно превышает имеющиеся ресурсы (производство или импорт), большое значение придается концепции ВОЗ по основным лекарствам (ОТС), которая включает лекарства, необходимые для обеспечения лекарствами большинства населения (около 80%). Шестой перечень основных лекарственных средств, утвержденный ВОЗ в ноябре 1989 г., содержит 288 позиций, сгруппированных в 26 терапевтических категориях. В настоящее время более 100 стран (как развивающихся, так и развитых) имеют национальные списки безрецептурных лекарств, 40 стран реализуют программы поставок лекарственных средств, основанные на этой концепции.

Современная система фармацевтического маркетинга ориентирована на рекламу лекарственных средств среди населения (телевидение, СМИ), что в определенной степени способствует распространению различных форм самолечения. Это связано с тем, что зарубежные компании и их представительства больше заинтересованы в оптовой торговле, в то время как розничная торговля осуществляется аптеками. Мы считаем более целесообразным иметь комплексную систему маркетинга, направленную на рекламу лекарств, в первую очередь, среди врачей и, во-вторых, среди населения в целом. В то же время профессиональная реклама может быть на нескольких уровнях: для специалистов, отвечающих за оптовые закупки лекарственных средств (рыночная и аналитическая информация и т.д.), и для врачей практического здравоохранения (информация о показаниях и противопоказаниях, обзорная и аналитическая информация о различных группах лекарственных средств, о практическом опыте применения рекламируемых препаратов), которые непосредственно выписывают лекарства, в том числе и по рецептам. Реклама для широкой общественности должна в большей степени осуществляться аптечной сетью, которая продает лекарства в розничной торговле, на телевидении и в других средствах массовой информации; профессиональная реклама должна осуществляться через научные медицинские журналы.

Маркетинг лекарственных средств должен осуществляться не только на макроуровне (государство, крупные производственные компании), но и на микроуровне — в аптечной сети. В идеале каждая аптека должна иметь в своем ассортименте все фармакологические группы лекарственных средств. Однако каждая из этих групп содержит разное количество препаратов, и не все виды препаратов являются взаимозаменяемыми. Очевидно, что фармакологические группы с высокой взаимозаменяемостью лекарственных средств могут быть представлены относительно меньшим количеством наименований. В противном случае аптеки должны иметь хотя бы по одной упаковке каждого вида препаратов. Хотя этот диапазон можно считать идеальным, он не всегда выгоден для аптеки с точки зрения дохода. Для достижения оптимального сочетания рентабельности аптеки с ассортиментом препаратов необходимо учитывать как рентабельность каждой отдельной фармакологической группы, так и количество препаратов, доступных для продажи в этой группе.

С точки зрения рентабельности все лекарственные средства можно разделить на пять видов.

К первому типу относятся антибиотики, а также инсулиновые и синтетические противодиабетические препараты, противоастматические препараты, транквилизаторы, гиполипидемические препараты и витамины. Лекарства этого типа пользуются высоким устойчивым спросом и считаются наиболее рентабельными: они обычно обеспечивают аптекам около 75-80% дневного дохода.

На следующем уровне рентабельности находятся лекарственные средства второго вида: антиагреганты, антипептические, противоангинальные, седативные, гипотензивные, антипаркинсонизирующие, противовоспалительные, противоревматические и жаропонижающие препараты, анальгетики, пищеварительные ферменты, противогрибковые препараты. Средний выход второго вида препаратов примерно на 20—25% ниже, чем первого.

К третьему типу лекарственных средств относятся спазмолитики, ноотропы, отхаркивающие средства, синтетические и антибактериальные препараты, противомикробные и противоаллергические препараты. Рентабельность этих препаратов в два раза ниже рентабельности первого типа.

Фармацевтическими препаратами четвертого вида являются антиглаукоматозные, противопротозойные и противопаразитарные препараты, противоаритмические, мочегонные, препараты для лечения и профилактики заболеваний, передающихся половым путем, пероральные контрацептивы, противоэпилептические препараты и средства от кашля.

Фармацевтические препараты пятого вида включают сердечные гликозиды, противовирусные препараты, противокатарактурные, мочегонные и слабительные средства. Продажа этих лекарств приносит аптекам очень небольшую прибыль, но объем которой, однако, постепенно увеличивается по мере расширения их ассортимента.

Нормативные методы

Ритмичность обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми ЛС (программа ОНЛС) находится в прямой зависимости от качества определения потребности, составления заявки.

Процесс определения потребности в ЛС можно условно разделить на три составляющие:

  • прогноз потребности;
  • формирование заявки;
  • информационное взаимодействие участников лекарственного обеспечения.

Для рационального прогнозирования потребности в ЛС учитываются следующие факторы:

  • история и объемы реализации ЛС в предыдущие периоды;
  • данные об остатках ЛС в аптеках и на складах;
  • данные о количестве пациентов с определенной нозологией заболевания.

При этом нужно принимать во внимание, что потребность — это конкретная форма нужд потребителей, обусловленная их индивидуальными запросами и возможностями. Объемы потребления ЛС по льготным рецептам обусловлены численностью потребителей (т.е. льготников), уровнем и структурой заболеваемости в конкретном регионе, номенклатурой ЛС по международным непатентованным наименованиям (МНН) и по торговым наименованиям (ТН). При определении потребности необходимо учитывать данные персонифицированного учета по отпущенным ЛС.

Платежеспособная потребность в ЛС, то есть потребность, подкрепленная финансовыми возможностями потребителя (в программе ОНЛС — это бюджетные возможности) по возмещению стоимости ЛС, предназначенных для льготных категорий граждан, формирует фактический спрос. Следовательно, в конкретной ситуации прогнозируется объем спроса на необходимые лекарственные средства, оплачиваемые из государственного бюджета. Объем финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение определяется Федеральным законом о бюджете.

Читайте также:  Как вылечит депрессию народным средствами

С целью оптимизации определения потребности лекарственные препараты можно условно разделить на три группы с учетом особенностей их потребления:

  • препараты с нормируемым потреблением (к данной группе можно отнести наркотические лекарственные средства);
  • препараты специфического действия (лекарственные препараты для лечения диабета, гемофилии, новообразований, рассеянного склероза, болезни Гоше, гипофизарного нанизма, состояний после пересадки органов, муковисцидоза, ревматоидного артрита, миелолейкоза и т.д.);
  • препараты широкого, общетерапевтического действия.

Определение потребности в препаратах с нормируемым потреблением осуществляется с учетом данных о фактическом расходе при строгом соблюдении правил назначения, прописывания и отпуска. При нормативном методе определения потребности можно использовать следующие формулы:

P = N х Q (1), или P = (N х Q) : 1000 (2),

где: P — потребность в препарате;

N — норматив потребления на одного пациента:

  • в 1-м варианте — согласно утвержденному стандарту, протоколу или методу лечения или данным эмпирических исследований, во 2-м варианте — норматив потребления на 1000 пациентов (1000 рецептов);
  • Q — фактическое количество пациентов (рецептов).

Определение потребности в лекарственных препаратах специфического действия полностью зависит от заболевания и существующего уровня лечебной помощи. Для определения потребности в специфических лекарственных препаратах используются данные статистики заболеваемости, а также утвержденные Минздравсоцразвития РФ стандарты медицинской помощи больным с определенной нозологией или протоколы ведения больных. Расчеты потребности в специфических ЛС рекомендуется согласовывать с главными специалистами по данному виду заболеваемости. Одновременно рекомендуется:

  • проводить сопоставление расчетной потребности с реальным расходом, используя данные персонифицированного учета отпуска ЛС предыдущего периода. В случае большого расхождения между расчетной потребностью и фактическим потреблением препаратов рекомендуется провести детальный анализ расхождений с привлечением главных специалистов и вывести оптимальный размер потребности;
  • составлять и вести регистры (списки) больных по высокозатратным нозологиям.

Чтобы ведение регистров не противоречило существующему законодательству, следует запрашивать согласие пациентов через общественные организации или зашифровывать списки.

Для прогнозирования потребности в препаратах специфического действия можно использовать расчет по следующей формуле:

Р = R x Qк x Qб (3),

  • где R — расход препарата на одного пациента на курс лечения в соответствии со стандартом (протоколом или методикой) лечения;
  • Qк — количество курсов в год;
  • Qб — количество пациентов в год.

Определение потребности в препаратах широкого спектра действия — наиболее трудоемкий процесс. Основным средством правильного обоснования потребности в медикаментах широкого спектра действия на планируемый период является использование информации об объеме и структуре фактического потребления в анализируемый период, для чего можно использовать данные по персонифицированному отпуску.

При прогнозировании потребности в ЛС широкого спектра действия можно использовать различные методы:

  • однофакторных моделей (по одному фактору) на основе методов экстраполяции тенденций;
  • многофакторных моделей, отражающих влияние нескольких факторов и позволяющих на основе результатов корреляционно-регрессионного анализа количественно оценивать степень их влияния на объем потребления необходимых ЛС;
  • логико-экономические методы, которые позволяют компетентным специалистам на основе экспертных оценок количественно и качественно аргументировать прогноз потребности в ЛС;
  • анализ персонифицированных данных реального потребления лекарственных средств, дающий возможность качественно и количественно оценить объемы потребности в лекарственных средствах за предыдущие периоды.

Не менее важным является этап формирования заявки, который может производиться параллельно или в едином блоке с прогнозом потребности.

Процесс формирования заявки должен представлять собой четко отработанную систему, включающую в себя:

  • формирование заявки на уровне врачей первичного звена лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), обобщение ее в ЛПУ и передача в органы управления здравоохранением;
  • свод заявок всех ЛПУ субъекта РФ делается в органах управления здравоохранением, проводится анализ полученной сводной заявки, которая сравнивается с предварительно рассчитанным прогнозом потребности. Заявка в обязательном порядке рассматривается главными специалистами в регионе. Полученная сводная заявка обсчитывается, результат сопоставляется с выделенными объемами финансовых средств и, в случае необходимости, в нее вносятся коррективы.

При корректировке необходимо учесть, что с целью предотвращения дефектуры на одно МНН, как правило, регистрируется несколько торговых наименований с различным уровнем цен. Заявка утверждается руководителем органа управления здравоохранением или уполномоченным лицом, отвечающим в субъекте РФ за качество лекарственного обеспечения населения и качество оказания медицинской помощи.

После окончательного формирования заявки она рассматривается:

  • в первую очередь, в фарморганизации, осуществляющей поставки ЛС на основании государственного контракта. На данном этапе могут быть произведены замены ЛС в рамках МНН;
  • в Росздравнадзоре, где проверят принадлежность препаратов к утвержденному Перечню ЛС, соответствие утвержденному уровню цен, а также сделают заключение о том, обеспечит ли представленная заявка в полной мере проведение качественного лечебного процесса, т.е. установят, учтены ли в заявке все представленные в Перечне фармакотерапевтические группы; проанализируют уровень цен, заданный в заявке (максимальный, средний, минимальный) и т.д.

После согласования заявка поступает на утверждение в Фонд обязательного медицинского страхования, организацию, отвечающую за финансирование лекарственного обеспечения, где происходит ее окончательное утверждение.

Далее заявка передается для исполнения в фарморганизацию. Параллельно с передачей заявки в фарморганизацию врачи и аптечные работники должны быть информированы о том, какой вариант заявки утвержден. Врач должен владеть этой информацией, чтобы делать соответствующие назначения пациентам, а аптека — чтобы знать о предстоящих поставках и своевременно информировать и обеспечивать пациентов.

В лечебно-профилактические учреждения должна быть направлена информация о том, как видоизменилась и в какие сроки будет удовлетворена заявка. Такая же информация должна направляться в аптеки для информационного взаимодействия участников лекарственного обеспечения.

Для решения проблем лекарственного обеспечения в субъектах РФ необходимо формирование единого информационного пространства, т.к. эффективность обеспечения населения ЛС находится в прямой зависимости от прозрачности фармрынка. В единое информационное пространство должны быть вовлечены все участники программы ОНЛС: от врачей ЛПУ, осуществляющих выписку рецептов, и работников аптечных учреждений, осуществляющих отпуск ЛС, до администрации и органов управления здравоохранением субъектов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных управлений здравоохранением.

Таким образом, совершенствование программы обеспечения необходимыми ЛС напрямую связано с качеством определения потребности (составления заявки). Условием успешного решения проблем лекарственного обеспечения является формирование единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения в субъектах РФ.

Расчет оптимальной величины заказа

Эффективное решение проблем обеспечения ЛС конкретного пациента ускоряется при наличии точных данных о запасах ЛС в субъектах Российской Федерации, способностью управлять запасами ЛС, что обеспечивает наличие нужных ЛС в нужное время и в нужном месте.

Основной целью большинства моделей управления запасами является минимизация суммарных затрат. С учетом этого к существенным затратам относятся затраты на заказы и на их хранение. Остальные затраты, такие как затраты, связанные непосредственно с организацией запасов, являются постоянными.

Читайте также:  Лекарственные формы для парентерального способа введения лекарственного средства

Следовательно, если минимизируется сумма затрат на заказы и хранение, то минимизируются и суммарные затраты.

Для обоснования оптимальной величины товарных запасов применяется экономико-математический метод, основанный на использовании классической модели (EOQ) Уилсона, позволяющей обосновать оптимальный объем и сроки поставок, а также минимизировать совокупные издержки на формирование и хранение товарного запаса.

Оптимальным размером заказа является тот, который обеспечивает минимальную величину суммарных затрат. С ростом величины заказа количество заказов, размещаемых в течение года, уменьшается.

Таким образом, рост величины заказа сопровождает понижение годовых затрат на заказ и самих затрат, связанных с заказом. Поскольку величина заказа растет, увеличиваются и затраты на хранение, так как возрастает средняя величина запаса, который необходимо сохранять.

На основе модели EOQ оптимальная величина заказа достигается в той точке, где суммарная величина затрат на заказ равна суммарной величине затрат на хранение.

Для расчета оптимальной величины заказа используется формула Уилсона:

  • / 2DS
  • Q = \/ ——,
  • H
  • где: D — годовой спрос в натуральных единицах ЛС (объем реализации);
  • S — затраты на каждый заказ (издержки, руб.);
  • H — затраты на хранение или текущие затраты (на единицу на год).
  • Необходимое число заказов, размещаемых в течение года (N), и точное время между заказами (T) можно определить по формулам:
  • D число рабочих дней в году
  • N = — (5), Т = ————————-,
  • Q N
  • где: N — точное число заказов,
  • D — спрос,
  • Q — заказываемое количество,
  • T — точное время между заказами равно числу рабочих дней в год, деленному на N.

Работа по планированию запаса должна проводиться совместно с дистрибьютором, аптекой и органом управления здравоохранения.

Для создания эффективной системы управления товарными запасами, в данном случае запасами ЛС, в субъектах Российской Федерации необходимо:

  • выделить ответственных за организацию работы по управлению запасами ЛС в конкретном регионе, скоординировать действия, связанные с принятием конкретного управленческого решения по товару;
  • определить обязанности каждого участника в системе управления товарными запасами по прогнозу потребности, накоплению данных по истории реализации, проведению инвентаризации, созданию условий хранения товара;
  • определить сроки и периодичность проведения инвентаризаций.

Концепция модели формирования лекарственного бюджета отделения ЛПУ

Согласно концепции на первом этапе изучается госпитализационная заболеваемость в отделении ЛПУ, в частности, проводится анализ структуры, динамики, выявляются тенденции, в результате прогнозируется количество больных на планируемый период. Структура госпитализационной заболеваемости позволяет выделить основные нозологии, на которые необходимо ориентироваться оперативным руководителям при расчете потребности в ЛС; количество больных является необходимым показателем для расчета суммы закупок ЛС.

На втором этапе предполагается изучить ассортимент ЛС, используемых в отделении, путем анализа стандартов медицинской помощи больным и фактического потребления, что позволяет рассчитать норматив потребления ЛС на 1 больного, а также обосновать необходимость включения в ассортимент ЛС для лечения сопутствующей патологии.

На третьем этапе прогнозируется потребность отделения в ЛС в натуральных показателях (количество упаковок, флаконов и др.), которая корректируется с учетом переходящих запасов.

Заключительный, четвертый этап концепции — определение суммы закупок с учетом цен на ЛС, что в итоге и формирует ЛБ * отделения ЛПУ.

Каждый из приведенных этапов является завершенным разделом деятельности оперативных руководителей отделений ЛПУ.

Лекарственный бюджет — проектируемые медицинским учреждением в целом или его отдельными структурными подразделениями оптимальные поступления и расход денежных средств на лекарственное обеспечение на некоторый период времени в будущем.

Метод группировки (АВС/VEN) анализа

Метод группировки, предложенный для разработки формулярных списков лекарственных препаратов проектом «Рациональный фармацевтический менеджмент», предполагает для изучения основных потребительских и стоимостных характеристик ЛСМ проведение АВС- анализа и VEN — анализа.

АВС — анализом называется метод распределения лекарственных препаратов по трем группам в соответствии с их годовым потреблением (стоимость единицы отпуска, умноженная на годовое использование). Класс А: 10-20% препаратов, на которые расходуется 70-80% бюджета больницы на лекарственные препараты; Класс В: средний уровень потребления; Класс С: большинство препаратов с низкой частотой использования, на которые в сумме расходуется не более 25% лекарственного бюджета. АВС — анализ позволяет получить точную объективную картину расходования средств лекарственного бюджета лечебного учреждения.

VEN- анализ проводится параллельно с АВС- анализом и позволяет устанавливать приоритеты отбора и закупок лекарственных препаратов в соответствии с их классификацией на:

  • жизненно важные (Vital) — лекарственные препараты, важные для спасения жизни; имеющие опасный для жизни синдром отмены, постоянно необходимые для поддержания жизни.
  • Необходимые (Essential) — лекарственные препараты, эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний.
  • Второстепенные (Non — essential) — лекарственные препараты для лечения легких заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие лекарства с симптоматическими показаниями.

Преимуществами последних двух методов анализа являются:

  • Возможность группировки ЛП в соответствии с их годовым потреблением, что позволяет выявить картину расходования средств лекарственного бюджета ЛПУ;
  • Метод позволяет установить приоритеты отбора и закупок лекарственных препаратов в соответствии с их классификацией на Vital, Essential, Non — essential.

Вместе с тем метод группировки не предполагает проведение качественной характеристики ЛП по таким параметрам, как эффективность, безопасность, перспективность применения, доступность, наличие в ассортименте, рациональность лекарственной формы, что является очень существенным недостатком метода.

Заключение

В целях предотвращения негативных явлений региональной политики по системе управления запасами ЛС, желательно предусмотреть создание соответствующей службы менеджмента (на уровне регионального склада или фармуправления, или управления здравоохранения), владеющей исчерпывающей информацией о запасах ЛС внутри данного субъекта Российской Федерации, способной вести автоматизированный учет запасов, отслеживать движение товаров и обеспечивать в случае необходимости их перераспределение.

Для эффективного управления запасами ЛС, необходимых для реализации программы ДЛО — ОНЛС, должна быть установлена величина гарантированного (неснижаемого) запаса, как на региональном складе, так и в аптеках (равная, например, 10-20% от общего объема потребности) с целью обеспечения снабжения ими на случай непредвиденных обстоятельств.

Определен оптимальный интервал для выполнения заказа (как планового, так и срочного).

Определены сроки для проведения инвентаризаций для учета запасов ЛС (например, ежеквартально перед подачей заявки).

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью