Конспект НОД «Зелёная аптека»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель — ознакомление с лекарственными растениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД. Познание. Формирование целостной картины мира. «Зелёная аптека» (Старшая группа)
Цель: Ознакомление с лекарственными растениями.
Задачи:1. Расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях.
2. Развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства.
3. Развивать внимание, память, речь.
4. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, экологическое мировоззрение.
5. Формировать бережное отношение к природе.
Материал: Лекарственные растения (подорожник, мята, ромашка, крапива, одуванчик), «Цветик — семицветик», план — карта, игрушка «Доктор Айболит».
— Ребята, вы уже много знаете о растениях, а для чего нужны растения на нашей планете?
— Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.
— Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги «Цветники», «Травники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.
— А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?
— За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
— В стихотворении говорится о лекарственных растениях.
— Вот сегодня мы и поговорим о лекарственных растениях. Приходит Доктор Айболит.
-Здравствуй, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?
У меня в Африке заболели ребята,
У них ангина, скарлатина и бронхит,
И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл.
-О чём ты забыл,Доктор Айболит?
-Забыл, какие лекарственные растения нужны, чтобы помочь моим пациентам.
-Не расстраивайся, наши ребята тебе обязательно помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать для твоих пациентов. Поможем Доктору Айболиту.
-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по экологической тропинке. Экологическая тропинка состоит из определённых станций и на каждой из этих станций живут природные существа: растения, травы, птицы и др. Сегодня мы наше путешествие посвятим изучению лекарственных растений. Я предлагаю отправиться путешествовать по тропинке «Зелёная аптека» А поможет нам в путешествии цветик — семицветик. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на одной из остановок нашей экологической тропинки.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мы оказались на одной из станций.
Название станции отгадаете вы в загадке
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся кто такой (подорожник).
— Почему его так назвали?
— Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.
— Как еще и почему называют подорожник в народе?
— Порезник, ранник его так называют, потому что он заживляет их.
— Попутник- потому что подорожник растет у дорог.
— Почему подорожник не боится вытаптывания? Ведь по нему идут люди, животные, едут велосипеды?
— У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю.
— Как распространяется подорожник?
— Семена подорожника опадают на влажную землю и разбухают. Потом они легко прилипают к обуви, колесам машин и разносятся по округе.
Доктор Айболит- Я расскажу вам кто и как по приданию помог людям узнать о лечебных свойствах подорожника?
— Людям о лечебных свойствах подорожника помогли узнать змеи. Однажды две змеи грелись на солнышке. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея замешкалась, зазевалась, и повозка переехала ее. Другая змея уползла и вскоре принесла лист подорожника. Так люди поняли, что это лекарственное растение.
ДокторАйболит- Какие болезни лечит подорожник?
— Подорожник лечит болезни желудка, раны, порезы, мозоли, аллергию. Подорожник помогает засыпанию (дети произносят волшебные слова).
Расту в оврагах, на лугу,
Если тронешь — обожгу
— Почему крапиву назвали крапивой?
— Название крапивы связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.
— Как ее называют в народе? Почему?
— Ее называют «жгучка», потому что жжется.
— Почему крапива жжется?
Доктор Айболит- Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Если посмотреть лист крапивы под лупой, то увидим очень маленькие волоски. Каждый волосок, полон едкой жидкостью. Когда мы касаемся листка, волосок прокалывает кожу. Верхняя часть волоска отламывается и в рану попадает едкая жидкость.
— Почему крапиву назвали двудомной?
— Потому что у нее два дома. Первый дом там, где на одних кустах созревает пыльца. Ветер переносит пыльцу на другой куст, где есть небольшие цветочки. Это второй дом крапивы. И здесь созревают семена крапивы.
Доктор Айболит — Чем полезна крапива?
— В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. (Дети говорят волшебные слова)
Динамическая пауза «Наши алые цветы»
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты
Что ты вдыхаешь?
Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы
Простынь ерзаньем измята
Выпьем чай из листьев…. (мяты)
— А как мята получила свое название?
Доктор Айболит — В давние времена жила красавица фея, нимфа Мента. Там, где она жила воздух всегда был чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных вылечивала, старикам дарила долголетие. Злая колдунья превратила Менту в растение с нежным и холодным запахом. Позже это растение стало известно под названием Мента. А мы называем его Мята.
— Какое полезное вещество есть в мяте?
— В мяте содержится ментол. Он успокаивает и уменьшает боль. Ментол помогает в лечении сердца, насморка, ангины.
— Какие еще особые вещества есть в мяте?
— В мяте есть фитонциды. Они убивают микробов.
Доктор Айболит- А как это растение может помочь моим больным?
— Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежеть дыханию и уничтожает бактерии. Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице. Если человека укачивает в машине или на корабле, то надо подышать ароматом масла мяты и все пройдет. Если на тряпочку капнуть несколько капель мятного масла, то комары не будут подлетать — они боятся запаха мяты.
— А кто еще и для чего использует мяту?
— Мяту используют кулинары (повара). Свежие листья добавляют в салаты, супы, рыбные и мясные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. Ее добавляют в конфеты и жвачку. (Дети говорят волшебные слова).
Стоит в поле сестричка, жёлтый глазок белые реснички (ромашка)
Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета.Если встретить в дороге ромашку поклонись ей и скажи “Здравствуй доктор”
Доктор Айболит — Каким больным сможет помочь ромашка?
Из цветков делают настой для полоскания рта и горла при ангинах, зубной боли, для промывания глаз.
Горел в траве росистой
Потом померк, потух
И превратился в пух (одуванчик)
Доктор Айболит — Какие болезни лечит Айболит?
Одуванчик применяют для возбуждения аппетита. Его молодые листья используют в качестве салата. Если сломать стебелёк одуванчика, то на месте разрыва всегда появляются млечный сок. Млечным соком смазывают мозоли, и бородавки. Из него варят варенье. Лекарства из одуванчика использует от бессоницы, от зубной боли и глазных болезней.
Доктор Айболит — Как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки не близкий.
Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека — это природа. Но лекарственные растения заготавливать и делать из них лекарства могут только взрослые. Дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения надо в сухую погоду, утором, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог.
— Почему, как вы думаете?
— Растения отравлены ядовитыми веществами из выхлопных труб машин.
4. Сушить растение надо в тени.
5. Нельзя при сборе топтать соседнее растение. Рвать растение с корнем и рвать все до последнего. Почему?
— Растения не смогут размножаться и их не станет.
Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?
Доктор Айболит — Какие вы молодцы! (благодарит детей за помощь).
Сегодня мы беседовали о лекарственных растениях.
-Что мы хотели узнать?
— Мы хотели узнать: чем могут быть полезны лекарственные растения.
— Что нового вы узнали?
-Почему надо сохранять растения и беречь природу?
Источник
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»
Елена Перегудова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»
1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований); 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте,про какое лекарственное растение эта загадка:
— Стоит в поле кудряшка –
В середине золотая
Кто она такая? (Ромашка)
Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.
– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.
— Милая ромашка, а чем ты полезна?
— Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
— Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
— Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?
Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.
— Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.
— Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)
А кто угадает это растение.
— Жжется, а не огонь,
Злая, а людей лечит. (крапива)
— Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
— Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина) –
Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.
А кто угадает это растение?
Носит этот мальчик
В беленькое платьице,
Ветерку послушное. (одуванчик)
Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
— Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа.
— А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»
— Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.
— Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.
(дети раскачивают поднятыми вверх руками).
— Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.
(дети бегут в разные стороны и приседают).
— Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.
-Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)
— человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
— сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.
— сушить растения надо не на солнце, а в тени.
— нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.
— не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда».
Послушайте правила игры: пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.
А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.
— Ребята,а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку:
Хоть куст у него зеленый вас ранить готов,
Там красные таблетки
Развешены на ветке,
И всем готовы помочь
От разных бед. (шиповник)
Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)
Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу.
Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: — закреплять знания о лекарственных растениях; — развивать познавательную деятельность в процессе формирования.
Дидактическая игра «Заколдованная поляна» (старшая группа) . Из цикла моей многолетней работы «Лечебная травинка Дона».) Цель. Выявить представления детей о дикорастущих цветущих лекарственных.
Источник