- Конспект занятия по экологии «Лекарственные растения» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия по экологии «Лекарственные травы»
- «Лекарственные травы«
- Ход занятия:
- Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»
- Ход занятия:
Конспект занятия по экологии «Лекарственные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по экологии для детей старшего возроста, позволяет развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_zanyatie_likarstvennye_rast.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
2. Экологическая игра «Узнай целебную траву ». — Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.
Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик)
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
(Ромашки)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка — ажурные края.) Тысячелистник — лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.
3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.
Детей воспитатель угощает витаминным чаем.
Источник
Конспект занятия по экологии «Лекарственные травы»
Епремян Каринэ Валерьевна
Конспект занятия по экологии «Лекарственные травы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образования город Краснодар «Детский сад №174 «Сказочная страна»
Конспект образовательной деятельности
по экологическомувоспитанию в старшей группе по теме:
«Лекарственные травы«
подготовил: Епремян К. В.
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество
Цель:уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети входят в зал. Их встречает воспитатель.
Я — Здравушка, зовут меня Карина Валерьевна
Никогда не болею
И вам доброго здоровья
Ребята, у нас сегодня гости! Пожалуйста, поздоровайтесь с ними. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому,что вы сказали: “Здравствуйте! ” – это означает «Здравия желаем!». (Дети садятся) .
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень). А какая погода осенью обычно бывает? (холодная, дождливая, небо затянуто тучами, часто идет дождь) В такую погоду мы часто болеем простудными заболеваниями. Расскажите, что вы чувствуете, когда болеете. Что у вас болит? (болит голова, горло болит) .
В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли травы и люди лечились травами. я приглашаю вас к себе в гости познакомить с лекарственными растениями, целебными травами. Поделиться своими секретами, а, может быть, и Вы меня чему научит. Тропинки к моему дому ведут через полянку
Мы шагаем друг за другом;
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Посмотрите куда мы пришли, что растет на полянке?
Воспитатель подходит к цветку ромашки. А кто из вас знает, что это за растение?
Совершенно верно, это ромашка.
-Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки.
Воспитатель: Ребята, как называется этот цветок?
Одуванчик полезно пить когда болит живот он придаёт силы, а еще из него делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.
Воспитатель: Какой красивый цветок, вы знаете его?
Это мать-и-мачиха — она полезна при простуде, помогает от кашля, лечит ангину.
название ей дали из за еёлистьев: нижняя сторона пушистая и мягкая – «как мама», а верхняя гладкая и холодная – «как мачеха».
— Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
А как вы думаете в какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
А Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
вчера я гуляла по лесным тропинка и собрала букет из лекарственных трав, хочу вам его подарить. Показывает цветы растений, которые завяли.
Воспитатель: Ах, что же с ними стало, вчера я их собрали красивыми?
Дети: Они завяли.
Воспитатель: Дети, чтобы долго хранились красивые цветки трав, люди придумали — гербарий.
Показывает гербарий с растениями. Хотите попробовать оформить гербарий сами? Тогда добро пожаловать ко мне в гости!
Дети присаживаются за столы
Воспитатель предлагает детям оформить гербарий в рамку.
Дети выполняют работу
Посмотрите как красиво получилось.
Дети возвращаются в сад
Пошли через полянку с музыкой
Ребята у меня есть шары желтый шар, похож на одуванчик или мать-и- мачиху. И белый, как ромашка. Если вам было интересно, возьмите себе понравившийся шарик.
Дети принимают свой выбор.
Спасибо за внимание уважаемые члены жюри. Позвольте и вам подарить маленькую частичку своей работы.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» Актуальность Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования,.
Итоговая коллективная работа. Коллаж «Луговые цветы и травы» В мае у нас с детьми проходил творческо-познавательный проект «Знакомство с луговыми цветами и травами». На страницах своего блога я.
Конспект НОД по рисованию с детьми подготовительной группы «Травы на закате» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить знания детей о пользе лекарственных растений. Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к растениям. 2. Воспитывать интерес.
Мастер-класс «Красный мухомор среди желтеющей травы» Мастер-класс по изготовлению красненького мухомора в желтеющей траве, изготовленного из пряжи и картона. Для изготовления такой работы.
Поделки из природного материала «Травы поспели — пора кукол крутить!» Здравствуйте коллеги. Спешу поделиться летними забавами с моими любимыми детишками. Очень люблю мастерить кукол из разных материалов. Пытаюсь.
Проект «Лекарственные травы» Цель: Создать условия для развития творческой активности старших дошкольников. Привлечение детей, педагогов, родителей к необходимости.
Поделки из природного материала «В царстве травы-муравы» Здравствуйте, дорогие друзья! В конце прошлого века купила я две книжки из серии «Основы художественного ремесла». Как раз в это время.
Викторина «Целебные травы» для детей подготовительной к школе подгруппы Составила: воспитатель Н. Н. Бондаренко. Цель: • развивать интерес, бережное отношение к окружающему миру, • уточнить и расширить знания детей.
Экологический проект «Цветы и травы» Экологический проект «Цветы и травы» Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Участники. Дети старшего дошкольного возраста.
Источник
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»
Римма Жаркова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»
• закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах;
• различать лекарственные растения по цвету, внешнему виду;
• познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
•активизировать словарь: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, подорожник.
Материалы и оборудование:
иллюстрации и фотографии растений, гербарий цветов, аптечные упаковки с травяными сборами, чай с шиповником в кружках по количеству детей.
Место проведения занятия: территория детского сада.
Ход занятия:
— Ребята, вы много знаете о лекарственных растениях нашего края. Эти растения помогают нам лечиться от различных болезней. Нужно только знать и уметь ими пользоваться. Уже много лет люди передают своим потомкам знания о лечебных свойствах разных трав. И мы с вами попробуем составить свои «Рецепты от болезней».
— Ребята отгадайте загадку: На поляне за ручьями Солнце с белыми лучами. В серединке – желтый глаз Смотрит ласково на нас!
— Правильно, это ромашка. Найдите ее на иллюстрации.
— Ромашка – это лекарственное растение. Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах.
Упражнение на расслабление.
— А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте себя лепестками ромашки.И послушайте стихотворение: Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки – Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки. (Е. Серова)
— А вот еще загадка про цветок:Есть один такой цветок: Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок — и нет цветка.
— Правильно, это одуванчик. Что вы знаете об этом цветке?
— Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле. И на территории нашего сада они тоже растут.
Игра «Раз, два, три, к одуванчику беги!»
— А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его — сережки. На земле лежат листики – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.
— Да, это подорожник. Найдите его на участке.
— Как вы думаете, почему это растение так называется?
-Действительно, подорожник растет вдоль дорог. А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками.В народе про него говорят: «Мал,да с хитринкой: летом солнце печет, а под его листиками влага сохраняется».
— Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?
— Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения, промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.
-Ребята, посмотрите, а какие маленькие скромные цветочки еще растут у нас в детском саду. На что они похожи?
— Мать-и-мачеха обыкновенное — многолетнее травянистое растение. Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав — до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» — Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.
-Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.
А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.
— Еще очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего города Мариинска: на лесных полянах, на лугах, в лесу, в горах. Май является началом бурного развития растительности. Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить, и беречь природу своего края. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая здравница для человека – это природа!
— Растения – наши самые верные, но и самые беззащитные друзья. Поэтому лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. А дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений:
• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.
• Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
• Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.
• Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
• Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.
• Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.
• Сушить растения нужно в тени.
• Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
— Все свое богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь ее!
— А сейчас лекарственные травки нас угостят вкусным и полезным чаем. Угощайтесь на здоровье! (Дети пьют чай с шиповником)
Дидактическая игра «Узнай по запаху». (Детям предлагаются мешочки наполненные листьями: смородины, мяты, мелиссы)
Дидактическая игра «Аптека». (Один воспитанник описывает лекарственное растение, а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку).
-Молодцы, теперь вы знаете от каких болезней и какими лекарственными травами можно лечиться. И ваши рецепты и советы помогут вашим родителям!
Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: — закреплять знания о лекарственных растениях; — развивать познавательную деятельность в процессе формирования.
Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: — Дать понятие о пользе лекарственных растений; — Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.
Источник