Рекомендации для родителей «Речевые игры и упражнения по лексической теме «Лекарственные растения» (старшая группа)
Марианна Валерьевна Проскурня
Рекомендации для родителей «Речевые игры и упражнения по лексической теме «Лекарственные растения» (старшая группа)
Существительные: душица, крапива, мята, пустырник, тысячелистник, чабрец, чистотел, шиповник, зверобой, одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка, клевер, бутон, лепесток, стебель, листья, корень, природа, охрана.
Прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, садовый, полевой, луговой, лесной, полезный, лекарственный.
Глаголы: лечат, помогают, растут, цветут, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, расцветать, распускаться, беречь.
1. Побеседуйте с ребенком о том, что растения бывают декоративные (которые выращиваются с целью украшения сада) и лекарственные.
2. Рассмотрите с ребенком картинку «Цветы» и определите, какие из них лекарственные, какие декоративные.
3. Ответьте на вопросы, расскажите об этом ребёнку
-Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
-Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
-Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Где собирал? Как использовал?
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них –лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.
Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные
растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали
своим потомкам знания о лечебных растениях.
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных
свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные
травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают
4. Рассмотрите цветок (любой)и помогите ребенку запомнить его строение: корень, стебель, лист, цветок.
Расскажите, для чего растению та или иная его часть.
5. Пальчиковая гимнастика, речь с движением
Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко
И цветков ромашки ложка.
(Загибаем пальчики обеих рук одновременно)
Сидя в кресле не скучай,
(пружинистые движения руками)
Мы завариваем чай.
(имитация помешивания ложкой обеими руками)
От холодной непогоды
(обхватываем себя руками)
Хорошо добавить меду,
(пальцами рук перемешивающие движения)
Аромат наполнит дом.
(вращательные движения руками и пальцами)
Все довольны будут в нем
(улыбаемся, соединяем кисти рук виде сердца).
(показываем руками одежду на себе)
В золотистый сарафанчик.
(руками показываем юбочку, поворачиваясь)
Он на солнышке сияет,
(скрестив большие пальцы рук, двигаем остальными пальцами-лучиками)
Насекомых привлекает
(стучим пальцами одной руки по ладошке второй)
Срок цветенья пролетел,
(кисти обеих рук соединить в замок, двигая пальцами)
Стал весь белым и пушистым,
(руки в стороны, двигаем пальцами)
И уж больше не душистым.
(водим указательными пальцами из стороны в сторону)
Ветерок слегка повеял,
(вдох носом, длительный выдох ртом)
Лёгкий пух вокруг рассеял
(руками обеих рук описываем дуги вокруг себя, двигая пальцами)
6. Упражнение «Измени слово» (образование прилагательных)
Растут в саду — садовые растения.
Растут в лесу — лесные.
Растут в поле — полевые.
Растут на лугу — луговые.
От них польза — полезные.
Они лечат — лечебные.
Вместо лекарств — лекарственные.
В комнате- комнатные.
7. Упражнение «Посчитай» (согласование числительных с существительными).
Один одуванчик, 2. , 5. ,.
Один подорожник, 2. , 5. ,.
Одна ромашка, 2. , 5. ,.
Одна мать-и-мачеха, 2. , 5. ,.
8. Упражнение «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными).
9. Упражнение «Придумай слово» (подбор однокоренных слов)
Подорожник- дорога, дорожный, подорожниковый…
Ромашка- ромашечка, ромашки, ромашковый…
10. Упражнение «Подбери словечко»
(какой: красивый, нежный, душистый, алый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, садовый, полевой, луговой, лесной, полезный, лекарственный.
(что делают: лечат, помогают, растут, цветут, выращивают, высаживают, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, расцветать, распускаться).
11. Упражнение «Подумай, почему так назвали растение»
12. Отгадай загадки и найди в правой части страницы нужную картинку-отгадку.
1. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (крапива)
Злая как волчица,
жжётся как горчица
Что это за диво?
Таблетки и порошки спрятаны в листьях и стеблях, а также и особые волоски. Каждый волосок как игла. Внутри волосков находится едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь.
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (одуванчик)
На зелёненькой траве
Летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели
Знают девочки и мальчики:
Одуванчик содержит витамины, помогает уснуть, очищает кровь, снижает жар. Корни одуванчика применяют для улучшения пищеварения.
3. На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? (Иван-чай)
Иван чай мгновенно справляется с простудой, укрепляет иммунитет и тонизирует организм. Обладает противовоспалительным эффектом.
4. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (чертополох)
Полезен при болезни печени, желчного пузыря, желудочно-кишечного тракта, применяют при лечении ран.
5. Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Эта трава помогает избавиться от кашля, обладает противовоспалительными свойствами, успокаивает нервную систему, помогает кишечнику правильно работать.
6. Белая корзинка,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
В поле сестрички стоят,
желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
белые реснички (ромашка).
Ромашка – очень лечебный цветок.Вот несколько советов:
— Полощи ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
— Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
— Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
— Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
7. Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой. (зверобой)
Применяется при тревожных состояниях и нарушениях сна,
Улучшает работу нервной системы.
8. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах. (мяты)
Мятный чай помогает успокоиться. Обладает противовоспалительным эффектом.
9. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (подорожник)
Любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог (подорожник).
Подорожник растёт вдоль дорог. Листья упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве.
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.
Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок и приложи его к ране.
10. Растение знаменито не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми. (мать-и-мачеха)
Мать-и-мачеха — лучшее средство против кашля. Широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей.
11. Я люблю и дождь и гром.
По земле стелюсь ковром,
И заверить вас готов:
Ароматней нет цветов!
Цвет сиреневый имею
И людей лечить умею.
За здоровье я – борец!
Кто, ребята, я?. (чабрец)
Чабрец улучшает работу пищеварительной системы, повышает аппетит, помогает при кашле, борется с различными опухолями.
12. Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колючий я….(шиповник)
Является бодрящим, тонизирующим, противовоспалительным, обеззараживающим средством.
Правила сбора лекарственных растений.
Вот задание Айболита,
«И ромашку, и малину
Собирайте летом впрок,
Находите листья мяты,
Лечит ландыш, подорожник
От болезней всевозможных.
Всё запомнить нам велит.
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Конспект итоговой НОД по лексической теме «Виды транспорта» (старшая группа) Цель: Уточнить представление детей о транспорте (водном, воздушном, наземном) Образовательные задачи: — закреплять знания детей о разнообразных.
Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.
Рекомендации родителям. Речевые игры по дороге в детский сад Провести время с пользой можно по пути в детский сад. И сделать это можно, используя игры, которые направлены на развитие речи, логического.
Рекомендации для родителей «Грибы» (старшая группа) Рекомендации для родителей по теме: «Грибы» (старшая группа) Уважаемые родители! На этой неделе тема наших занятий — «Грибы». Словарь.
Рекомендации для родителей «Речевые и пальчиковые игры» для работы с детьми дома Речевые и пальчиковые игры «Веселый зоопарк»Уважаемые родители! Постарайтесь ежедневно уделять хотя бы немного времени для совместной деятельности.
Рекомендации для родителей «Речевые игры по дороге домой» «Речевые игры по дороге домой» Родители совместно с педагогами должны развивать речевые способности своего ребёнка. Лучше развивать речевые.
Источник
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»
Викторина
«Лекарственные растения»
Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье
Ход викторины:
В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?
Дети: Люди лечились растениями.
В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?
Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник
В: Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Нас зелёная аптека
Выручит всегда, ребята!
И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».
1-й тур «Назови растение»
• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?
(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)
• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)
• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)
• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)
• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)
• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)
• 2-й тур «Узнай по описанию»
а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.
б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
5. Взрослое растение с плодами и семенами)
3-й тур «Загадки о растениях».
1. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
2. Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
3. Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня. (крапива)
6. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
7. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.
В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.
В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)
Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.
Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.
Однажды к ней пришла лиса.
-Что случилось лиса?- спросила сова.
-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?
Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.
В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.
— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.
Остановился ёж и говорит:
-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.
Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.
Как то раз белка обратилась за помощью.
-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?
Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.
Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.
— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.
И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.
В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.
Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.
— Итак, мы стали режиссерами.
В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)
В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.
В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.
Молодцы! Спасибо за работу ребята!
Итог: просмотр полученного мультика.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник