Занятие на тему «Лекарственные растения Вологодской области»
Тема занятия: «Лекарственные растения» Педагог-библиотекарь : Уксусова Ольга Аркадьевна, МАОУ «Кичменгско – Городецкая средняя школа» Вологодской области Возраст учащихся : начальные классы (8-11 лет) Тип занятия : урок Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Вологодской области и их целебными свойствами. познакомить учащихся с лекарственными растениями; развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся; воспитание бережного отношения к природе. Методы обучения, используемые на занятии: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практический. Средства обучения: презентация — наглядные материалы с изображением лекарственных растений, дидактические материалы (кроссворд, загадки). Оформление: мультимедиапроектор, на доске кроссворд, наглядные материалы с изображением лекарственных растений. Организационный момент, актуализация знаний учащихся Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях нашего края. Они растут у нас, мы много раз видели их, но иногда мы не знаем, что кроме красоты эти растения несут нам здоровье. Многие люди их собирают, сушат и используют как народные средства при лечении разных заболеваний. А как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни? Правильно, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь, какой травой вылечить можно. Таких людей в народе называют травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел. 1 ученик (на голове — шапочка с изображением подорожника) Путника друг, всем знакомый Скромный, невзрачный цветок, Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лег. Путника друг всем знакомый Многим из нас невдомек, Что отыскалось лекарство Тут на тропинке у ног. Ребята, узнали, кто я такой? (ответы учащихся: подорожник) (слайд с картинкой подорожник) Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Где только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я — подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком. Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное? Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником? Педагог: А сейчас отгадайте загадку. У оборки той зубцы – Закругленные концы. (ромашка) Выходит ученица- на голове у нее венок из ромашек. Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я и пришла. Педагог: Сейчас я тебя представлю ребятам: Ромашка – милый, обаятельный цветок. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ромашка: Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяют при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах. Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки? Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок. А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила. (учащиеся пробуют отвар из листьев крапивы, называют растение) Входит учащийся на голове шапочка с изображением крапивных листьев Крапива: А из чего вы это чай заварили? Не из моих ли листочков? Педагог: из твоих, крапива. Расскажи-ка нам о себе. Слайд с изображением крапивы. Но, а пользы от меня Рассказать не хватит дня. Подорожник : Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть. Крапива: А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты. Подорожник: Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты. Крапива: А в салате из крапивы много витамина С. Подорожник: Те, кого им угощают, изменяется в лице. Педагог: Подорожник, крапива, не надо спорить. Ребята, давайте поможем крапиве убедить подорожник в том, что она действительно полезна. Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель. Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем. (физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения) Я с растениями дружу, с ними сходство нахожу, Я расту – они растут. Я цвету – они цветут. У растений – цветочки. У растений – листочки. У меня – туловище, У растений – стебелек. У растений – корешок. Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку. На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. И развеял этот шар. (ответы учащихся: одуванчик) Выходит учащийся, на голове у него венок из одуванчиков (желтых) У меня названий много. Любят лошади, коровы Листики мои жевать И водичкой запивать. Но всего ценнее корень, Что храню я под землею, Из него моя настойка Помогает всем больным: Вмиг излечится гастрит. Если заболел всерьез, То не лей напрасно слез, По рецепту докторов Принимай мою настойку – Весел будешь и здоров! Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру. (Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика) Слайды с изображениями лекарственных растений Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье? Учащийся в шапочке из листьев лопуха. Лопух: Здравствуйте, можно к вам? Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать? Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я? (ответы учащихся: репейник, лопух) Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти. Педагог: Вот сколько нового о лекарственных растениях и их целебных свойствах мы сегодня узнали. Давайте вспомним, о каких растениях мы сегодня говорили. А поможет нам в этом кроссворд. (педагог озвучивает учащимся вопросы кроссворда, учащиеся разгадывают загадки) слайд с заданиями кроссворда 1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница) 2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок. Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка) 3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк) 4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова, Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик ) 5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник) 6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина ) 7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер) 8.У забора живёт, никого не признаёт, Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива) (по ходу отгадывания заполняются клеточки на слайде) Вывод : Людей, собирателей лек. трав называли « травниками». ( Появл. на доске слово травник) — Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек. травы) А сейчас прошу вас отгадать несколько загадок. Лекарь вырос у дороги, Он больные лечит ноги. (подорожник) А какие болезни лечит подорожник (ответы учащихся) В ней лежит росинка, И сверкает солнце. (ромашка) При каких недугах помогает ромашка? (ответы учащихся) Ах, не трогайте меня, Обожгу и без огня (крапива) От каких болезней помогает крапива? (ответы учащихся) Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик От каких болезней помогает одуванчик? (ответы детей) Растение видное, а прозвище обидное. (лопух) С какими болезнями помогает справиться лопух? (ответы учащихся) Педагог: Ребята, мы познакомились сегодня с очень полезными растениями! Но важно, что лекарственные растения используют каждое по-разному. Существуют правила сбора и сушки лекарственных растений. Я вам раздам памятку по сбору и сушке лекарственных растений. Подведение итогов занятия Выходят все действующие лица Подорожник: рассказали вам сегодня Ромашка: много сведений полезных Крапива : и должны признать, что каждый Одуванчик: кто растений жизнь узнал Лопух: Может стать, как русский травник Вместе: Равный даже колдунам! Правила сбора лекарственных трав Что собирать – человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.) Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец) Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений. Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья — перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору — весной, в начале движения сока, когда она хорошо отделяете; Источник Проект учащихся 6 класса «Лекарственные растения Вологодской области»Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте откроется в новом окне Выдаем Удостоверение установленного образца: Проект учащихся 6 класса «Лекарственные растения Вологодской области» Описание работы: Вашему вниманию представлен проект учащихся 6 класса «Лекарственные растения Вологодской области» Руководитель проекта: Щукина Марина Олеговна, классный руководитель 6 класса. — воспитывать ответственность за состояние окружающей природы. Актуализация данной темы. Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам лекарственные растения используются уже с древних времен. Опыт применения их накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Мир лекарственных растений далеко еще не изучен. В настоящее время используется около 270 видов лекарственных растений. Растения употреблялись в лечебных целях с глубокой древности. В настоящее время, несмотря на большие достижения в области синтеза лекарственных препаратов, использование лекарственных растений не только не снижается, но и заметно возрастает. Лекарственные растения являются источником получения целого ряда медицинских препаратов. В настоящее время около 40 % всех лекарственных препаратов получают из растений. Как бы ни были эффективны лекарственные средства химического происхождения, лекарства из растительного сырья для лечения некоторых болезней незаменимы, например, при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях органов пищеварения. Основное достоинство растительных препаратов в том, что они действуют на организм человека мягко, практически почти не вызывая побочных явлений. Кроме этого, лекарственные препараты из растений обладают широким спектром физиологического действия. Результаты работы над проектом: В растительном мире Вологодчины насчитывается 270 видов лекарственных растений. Из них 60 разрешены для применения в научной медицине. Заготавливается в области 41 лекарственное растение, однако сопоставимые данные о запасе и продуктивности имеются только по 22 видам. Самые ранние упоминания о лекарственных растениях области относятся к 1826 году (Г. Фортунатов). С этого времени существенно изменился видовой состав растений. Постепенно сокращаются их ресурсы в результате многолетней заготовки сырья в старых традиционных районах сбора, превышения объема заготовок, несоблюдения мер по восстановлению зарослей, разрушения мест естественного произрастания лекарственных растений. Еще 20—30 лет тому назад на территории области часто встречались ландыш, ятрышники, кровохлебка, теперь эти растения почти исчезли. Под угрозой уничтожения плауны, душица, чабрец, даже шиповник резко сократил свои площади. Среди лекарственных растений Вологодской области наиболее популярны Мать-и-мачеха обыкновенная, Зверобой пятнистый, Валериана лекарственная, Тысячелистник обыкновенный, Пижма обыкновенная, Багульник болотный, Лапчатка прямостоячая (калган), Ландыш майский, брусника, вахта, черника, душица, крапива, череда, шиповник, ромашка, земляника. Источник |