Лекарственные растения урала для детей

«Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет

Хусаинова Маужида Музафаровна

Воспитатель, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хусаинова М.М. «Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.09.2021).

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

Форма организации обучения: фронтальная (обще групповая).

Цель: закрепить знания детей о названиях лекарственных растений Урала.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала;
  • расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека;
  • обогатить словарный запас детей;
  • продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Развивать речь, память, мышление детей;
  • воспитывать любовь к природе желание беречь её, защищать;
  • закрепить правила поведения в лесу, на природе;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально­ коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно ­ исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, открыток; беседы о родном крае, о природе, о растениях Южного Урала; чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему «Лекарственные растения», просмотр видеофильмов, мультфильмов по теме; оформление библиотеки для родителей «Лекарственные растения Южного Урала», беседы с родителями польза витаминных, травяных чаев. Проведение дидактических, подвижных игр, пение песен.

Словарная работа:

лекарственные растения, настои, отвары, микстура, зеленая аптека.

Планируемый результат:

у детей развивается познавательный интерес, расширять представления о лекарственных растениях своего родного края. Дети положительно, эмоционально и осознанно относятся к природе, к растениям окружающих ребенка. У детей формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней; умение использовать полученные знания в жизни.

Средства и оборудование:

  • технические: проектор, ноутбук, магнитофон, музыкальные записи П.И. Чайковского, И. Вивальди, минусовки к песням «Одуванчик», «Ягода — малина, ягода – клубника»;
  • методические: иллюстрации, фотографии цветущих растений, серия дидактических игр «Растения — доктора простудных заболеваний», альбом «Лекарственные растения».
  • организационные: столы, акварельные краски, кисти, бумага, цветные карандаши, восковые мелки, наборы открыток, ободки лекарственных растений.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках поставленных полукругом.

Воспитатель: Ребята, мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных растений.

Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум леса, голоса птиц).

Лес как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке —

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы его сможем научить!

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что к нам кто-то стучит в дверь. Пойду посмотрю.

(Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой)

Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда я попал?

Воспитатель: Колобок, ты попал в детский сад со сказочным названием «Лукоморье». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут.

Ребенок: Челябинская область, город Озерск, улица Ленина 47 «а».

Колобок: Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много разных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой простудились, я их хотел бы вылечить. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали растения, которые собрал Колобок. Давайте вспомним стихотворение «Что растет?» и напомним нашему гостю, что в лесу, на лугу очень много разных растений, которые радуют нас.

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка,

Колокольчик, хвощ — как ёлка.

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

Воспитатель: Мы живём на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Сейчас будет звучать музыка. Вы закроете глаза и представите чудесный лес с красивыми цветами.

В это время выходят дети, заранее подготовленные, с ободками на голове.

Воспитатель: Вот наши верные друзья, наши помощники.

Дети: Лекарственные травы мы, друзья.

И все мы дружная семья! (дети хором)

Воспитатель: Растения! Встанем дружно в ряд!

Здесь каждый встрече с вами рад!

Я — целебная крапива!

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

А я — аптечная ромашка!

Ни пятнышка нет

На красивой одежке,

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

А я – малина!

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

А я – шиповник!

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Читайте также:  Товар отпуск лекарственных средств

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

А я – подорожник!

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Воспитатель: Спасибо, вам друзья, за то, что вы рассказали о себе.

Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

Носит он желтый сарафанчик.

В беленькое платьице —

Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения.

Воспитатель: Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.

Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.

Воспитатель: Ребята, а мы знаем песню «Одуванчик». Давайте споем.

Дети поют песню «Одуванчик» под минусовку.

Воспитатель: Послушаем стихотворение «Одуванчик» Е. Благининой (стр. 355 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»)

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу.

Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,

Ты стоишь на самой жаре.

Над тобой кукуют кукушки,

Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,

И роняет листья в траву.

Одуванчик, цветок пушистый,

Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?

И потом отнесу домой.

. Ветер дунул неосторожно —

Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая

В середине жаркого дня!

И летят пушинки, сверкая,

На цветы, на траву, на меня.

Воспитатель: Спасибо, тебе, за стихотворение. Ребята, кто нам скажет, чем полезен одуванчик?

Ребенок: Чтобы улучшить аппетит, при заболеваниях почек, чтобы снизить давление. Варят полезное варенье.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая.

Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран.

Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран.

Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными?

Дети: употребляются для лечения различных болезней.

Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

Воспитатель: Да, Колобок, есть такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?

Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?

Дети: Малина, черника, калина, рябина, шиповник, земляника и др.

Воспитатель: Ребята, предлагаю исполнить песню «Ягода малина, ягода черника» и напомнить Колобку, как правильно собирать ягоды и что еще мы называем ягодой.

Дети поют песню «Ягода малина, ягода черника» под минусовку.

Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Колобок: А что можно приготовить из сухих растений?

Дети: Настои, отвары.

Воспитатель: Ребята, где можно купить лекарства, лекарственные растения?

Воспитатель: Правильно! Самая лучшая аптека – это природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь. Ребята, кто напомнит правила при сборе лекарственных трав?

— нельзя рвать много растений;

— хорошо знать растения и отличать от ядовитых;

— нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу;

— сушить в тени, а не на солнце;

— нельзя собирать вблизи дорог;

— после сбора лекарственных трав надо тщательно вымыть руки.

Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото — наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту,

Мы соблюдаем правила поведения в лесу.

Какие правила вы помните?

1) Не рубить живые растения и кустарники;

2) Не разводить костры под деревьями;

3) Не оставлять мусор в лесу;

4) Не разорять гнезда птиц;

5) Не рвать цветы;

6) Не брать домой детенышей животных.

Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве. Чтобы Колобок и вы хорошо запомнили лекарственные растения, мы посмотрим презентацию «Лекарственные растения Южного Урала».

Презентация «Лекарственные растения Южного Урала».

1) Аптечная ромашка — когда болит горло, полоскать отваром.

2) Подорожник — применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3) Календула — для полоскания горла и для заживления ран.

4) Черника — улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5) Шиповник — богат витаминами, при простуде.

6) Какое растение лечит сердце? (Ландыш)

7) Какое растение узнает и слепой? (Крапива)

8) Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)

Колобок: Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить дедушку и бабушку. А вам оставлю малиновое варенье, и вы попьете чай.

Воспитатель: И тебе, Колобок, спасибо за варенье. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.

На следующем занятии дети рисуют лекарственные растения, которые им запомнились.

Используемая литература

  1. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада: пособие для воспитания дет. сада / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньковская. М: Просвещение, 1981.
  3. Южный Урал: шаг за шагом: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Челябинск, Уникальная книга, 2016.
Читайте также:  Выберите энтеральный способ применения лекарственных средств

Источник

Тема: «Лекарственные растения Урала» (познавательное занятие в подготовительной группе).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Формировать интерес дошкольников о лекарственных растениях. Научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением — душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya.docx 21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лекарственные растения Урала»

(познавательное занятие в подготовительной группе).

Цели деятельности педагога : формировать интерес дошкольников о лекарственных растениях. Научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением — душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость. Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; расширять и укреплять знания детей о родном городе; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (расширять и укреплять знания детей о родном городе;), «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города).

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание — беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.

Дети здороваются с гостями (звучит музыка).

— Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)

— Мне кажется, что я слышу шум мотора (входит Д. Айболит)

Д.А . — Куда это я попал? Здесь никто не болен? (нет)

— Где же моя телеграмма? (читает «приезжайте, Доктор, в Африку скорей, и спасите, Доктор, наших малышей).

— Мне кажется, что я попал совсем не в Африку и не смогу вылечить бедных малышей. А ведь они очень, очень больны.

В-ль — Д.А., ты попал в д/с «Кирпичики»

А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (называют адрес).

Д.А . — А это далеко от Африки?

В-ль — Очень далеко. Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Но зимы у нас холодные, суровые.

Д.А. — Суровые, холодные говорите? Тогда вы, наверное, тоже больны? Я сейчас достану таблетки, уколы и полечу вас…

В-ль — «Милый Д.А., нам не нужны таблетки и уколы, мы все абсолютно здоровы. А здоровы мы потому, что круглый год пьем травяной витаминный чай.

Д.А. — то – то я смотрю, что вы все румяные, да веселые. А что это за чай такой волшебный?

В-ль — Скоро ты это узнаешь. Мы приглашаем тебя Д.А. в гости к лесной Фее. Она тебе расскажет, чем можно лечиться кроме уколов и таблеток, а мы ей поможем. (дети идут в зал)

По дороге в зал воспитатель читает стихотворение Н. Благининой.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

Фея: — Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Что привело вас в мои лесные владения?

В-ль — Добрая Фея, мы очень хотим с Д.А. вылечить зверят. А с твоей помощью расскажем о лекарственных растениях, которые, растут в твоем лесу (нашего чудесного края Урала)

Фея : — Хорошо, мы вместе с вами, ребята, поможем Д.А., расскажем о лекарственных растениях чудесного края Урала.

А сейчас я, взмахну волшебной палочкой и передо мной появятся, целебные растения.

Много разных растет травок

У тропинок, у канавок (на детей одевают ободки)

И красивых, и пушистых

Разноцветных и душистых.

— Вот и мои верные друзья, мои помощники.

«Лекарственные травы мы, друзья

И все мы — дружная семья (дети хором)

Растения! Встанем дружно в ряд!

Здесь каждый встрече с вами рад!

1) Я — целебная крапива

Красиво выглядит крапива

А поступает некрасиво.

Чем к ней нежнее прикасаются,

Тем, хитрая, больней кусается.

2) А я — аптечная ромашка

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

Если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи

4) А Я — шиповник

Я на розу так похож

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

5) А я — подорожник

Каждый лист мой любит тропки

И обочины дорог,

Я однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

Д.А. — Молодцы! Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?

В-ль: — Ребята, расскажите нашему гостю об этом.

— Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? (Ягоды)

— Какие ягоды вы знаете?

— А многие растения заготавливают впрок.

— Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)

— Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)

— Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

Д.А . А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)

В-ль: — Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).

1) Аптечная ромашка — когда болит горло, полоскать отваром

2) Подорожник — применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.

3) Календула — для полоскания горла и для заживления ран.

4) Черника — улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.

5) Шиповник — богат витаминами, особенно полезен весной.

6) — Какое растение лечит сердце? (Ландыш)

7) — Какое растение узнает и слепой? (Крапива)

8) — Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)

В-ль: — Ребята, а сейчас отгадайте загадку:

«Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел!» (Одуванчик)

Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения одуванчик.

В-ль : — Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.

Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.

Фея: — Дорогие гости! У меня для вас есть сюрприз. Сегодня я познакомлю вас с новым лекарственным растением, наз-ся оно душица обыкновенная (показ иллюстрации, дать понюхать)

Давайте повторим все вместе : “душица”

Душица оказывает успокаивающее действие на наш организм, отвар применяют для возбуждения аппетита, лечат кашель.

В-ль : — Бесценна Уральского леса краса,

Зеленое золото — наши леса.

Чтобы сохранить эту красоту,

Мы соблюдаем правила поведения в лесу:

1) Не рубить живые растения и кустарники;

2) Не разводить костры под деревьями;

3) Не оставлять мусор в лесу;

4) Не разорять гнезда птиц;

5) Не рвать цветы;

6) Не брать домой детенышей животных.

— Молодцы, умеете вы себя вести в моем лесном царстве.

А сейчас, ребята, мы научим Д.А. заваривать волшебный, целебный чай.

— черная смородина 3:1:1

(дети кладут сухие растения в термос, Фея заливает кипятком)

В-ль: — Д.А., пока ты летишь к больным малышам, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.

Д.А. — Спасибо, ребята! Спасибо, дорогая Фея!

Вы меня многому научили, теперь я полечу в жаркую Африку спасать больных зверят. (уходит, прощаясь)

Фея : — Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. Я всегда очень рада гостям.

В-ль: — И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.

Кто целебный чай попьет

Тот 100 лет пусть проживет!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие закрепляет знания детей о городе Можайске.

Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени; вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои им.

Программное содержание: познакомить детей со составом и свойствами природного и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл.

Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.

Познавательное занятие для подготовительной группы «Проделки Снежной королевы» Цель:познавательное развитие детей и формирование у них мотивационной готовности к обучению в школе. Задачи: .

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе»БОЛЬШОЙ МИР ВОКРУГ НАС».

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова.

Источник

Оцените статью