- «Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет
- Тема: «Лекарственные растения Урала» (познавательное занятие в подготовительной группе). план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет
Хусаинова Маужида Музафаровна
Воспитатель, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Хусаинова М.М. «Лекарственные растения Южного Урала»: конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) для детей 5-6 лет // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.09.2021).
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.
Форма организации обучения: фронтальная (обще групповая).
Цель: закрепить знания детей о названиях лекарственных растений Урала.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Урала;
- расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека;
- обогатить словарный запас детей;
- продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Развивать речь, память, мышление детей;
- воспитывать любовь к природе желание беречь её, защищать;
- закрепить правила поведения в лесу, на природе;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально-художественная.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, открыток; беседы о родном крае, о природе, о растениях Южного Урала; чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов на тему «Лекарственные растения», просмотр видеофильмов, мультфильмов по теме; оформление библиотеки для родителей «Лекарственные растения Южного Урала», беседы с родителями польза витаминных, травяных чаев. Проведение дидактических, подвижных игр, пение песен.
Словарная работа:
лекарственные растения, настои, отвары, микстура, зеленая аптека.
Планируемый результат:
у детей развивается познавательный интерес, расширять представления о лекарственных растениях своего родного края. Дети положительно, эмоционально и осознанно относятся к природе, к растениям окружающих ребенка. У детей формируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней; умение использовать полученные знания в жизни.
Средства и оборудование:
- технические: проектор, ноутбук, магнитофон, музыкальные записи П.И. Чайковского, И. Вивальди, минусовки к песням «Одуванчик», «Ягода — малина, ягода – клубника»;
- методические: иллюстрации, фотографии цветущих растений, серия дидактических игр «Растения — доктора простудных заболеваний», альбом «Лекарственные растения».
- организационные: столы, акварельные краски, кисти, бумага, цветные карандаши, восковые мелки, наборы открыток, ободки лекарственных растений.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках поставленных полукругом.
Воспитатель: Ребята, мы с вами совершим путешествие в мир лекарственных растений.
Звучит фонограмма «Звуки природы» (шум леса, голоса птиц).
Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке —
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы его сможем научить!
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что к нам кто-то стучит в дверь. Пойду посмотрю.
(Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой)
Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда я попал?
Воспитатель: Колобок, ты попал в детский сад со сказочным названием «Лукоморье». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут.
Ребенок: Челябинская область, город Озерск, улица Ленина 47 «а».
Колобок: Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много разных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой простудились, я их хотел бы вылечить. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали растения, которые собрал Колобок. Давайте вспомним стихотворение «Что растет?» и напомним нашему гостю, что в лесу, на лугу очень много разных растений, которые радуют нас.
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка,
Колокольчик, хвощ — как ёлка.
Еще много разных травок.
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Воспитатель: Мы живём на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Сейчас будет звучать музыка. Вы закроете глаза и представите чудесный лес с красивыми цветами.
В это время выходят дети, заранее подготовленные, с ободками на голове.
Воспитатель: Вот наши верные друзья, наши помощники.
Дети: Лекарственные травы мы, друзья.
И все мы дружная семья! (дети хором)
Воспитатель: Растения! Встанем дружно в ряд!
Здесь каждый встрече с вами рад!
Я — целебная крапива!
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
А я — аптечная ромашка!
Ни пятнышка нет
На красивой одежке,
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
А я – малина!
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
А я – шиповник!
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
А я – подорожник!
Каждый лист мой любит тропки,
У обочины дорог.
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Воспитатель: Спасибо, вам друзья, за то, что вы рассказали о себе.
Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
Носит он желтый сарафанчик.
В беленькое платьице —
Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения.
Воспитатель: Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.
Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.
Воспитатель: Ребята, а мы знаем песню «Одуванчик». Давайте споем.
Дети поют песню «Одуванчик» под минусовку.
Воспитатель: Послушаем стихотворение «Одуванчик» Е. Благининой (стр. 355 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»)
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу.
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву.
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
. Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.
Воспитатель: Спасибо, тебе, за стихотворение. Ребята, кто нам скажет, чем полезен одуванчик?
Ребенок: Чтобы улучшить аппетит, при заболеваниях почек, чтобы снизить давление. Варят полезное варенье.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая.
Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран.
Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран.
Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными?
Дети: употребляются для лечения различных болезней.
Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
Воспитатель: Да, Колобок, есть такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята?
Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?
Дети: Малина, черника, калина, рябина, шиповник, земляника и др.
Воспитатель: Ребята, предлагаю исполнить песню «Ягода малина, ягода черника» и напомнить Колобку, как правильно собирать ягоды и что еще мы называем ягодой.
Дети поют песню «Ягода малина, ягода черника» под минусовку.
Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Колобок: А что можно приготовить из сухих растений?
Дети: Настои, отвары.
Воспитатель: Ребята, где можно купить лекарства, лекарственные растения?
Воспитатель: Правильно! Самая лучшая аптека – это природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь. Ребята, кто напомнит правила при сборе лекарственных трав?
— нельзя рвать много растений;
— хорошо знать растения и отличать от ядовитых;
— нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу;
— сушить в тени, а не на солнце;
— нельзя собирать вблизи дорог;
— после сбора лекарственных трав надо тщательно вымыть руки.
Бесценна Уральского леса краса,
Зеленое золото — наши леса.
Чтобы сохранить эту красоту,
Мы соблюдаем правила поведения в лесу.
Какие правила вы помните?
1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями;
3) Не оставлять мусор в лесу;
4) Не разорять гнезда птиц;
5) Не рвать цветы;
6) Не брать домой детенышей животных.
Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве. Чтобы Колобок и вы хорошо запомнили лекарственные растения, мы посмотрим презентацию «Лекарственные растения Южного Урала».
Презентация «Лекарственные растения Южного Урала».
1) Аптечная ромашка — когда болит горло, полоскать отваром.
2) Подорожник — применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.
3) Календула — для полоскания горла и для заживления ран.
4) Черника — улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.
5) Шиповник — богат витаминами, при простуде.
6) Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
7) Какое растение узнает и слепой? (Крапива)
8) Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)
Колобок: Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить дедушку и бабушку. А вам оставлю малиновое варенье, и вы попьете чай.
Воспитатель: И тебе, Колобок, спасибо за варенье. Мы с ребятами нарисуем лекарственные растения и тебе пришлем по почте.
На следующем занятии дети рисуют лекарственные растения, которые им запомнились.
Используемая литература
- Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада: пособие для воспитания дет. сада / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньковская. М: Просвещение, 1981.
- Южный Урал: шаг за шагом: программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Челябинск, Уникальная книга, 2016.
Источник
Тема: «Лекарственные растения Урала» (познавательное занятие в подготовительной группе).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Формировать интерес дошкольников о лекарственных растениях. Научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением — душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лекарственные растения Урала»
(познавательное занятие в подготовительной группе).
Цели деятельности педагога : формировать интерес дошкольников о лекарственных растениях. Научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением — душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость. Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; расширять и укреплять знания детей о родном городе; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (расширять и укреплять знания детей о родном городе;), «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; воспитывать чувство гордости за место своего проживания, за себя как жителя великого города).
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание — беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв.
Дети здороваются с гостями (звучит музыка).
— Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.)
— Мне кажется, что я слышу шум мотора (входит Д. Айболит)
Д.А . — Куда это я попал? Здесь никто не болен? (нет)
— Где же моя телеграмма? (читает «приезжайте, Доктор, в Африку скорей, и спасите, Доктор, наших малышей).
— Мне кажется, что я попал совсем не в Африку и не смогу вылечить бедных малышей. А ведь они очень, очень больны.
В-ль — Д.А., ты попал в д/с «Кирпичики»
А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (называют адрес).
Д.А . — А это далеко от Африки?
В-ль — Очень далеко. Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Но зимы у нас холодные, суровые.
Д.А. — Суровые, холодные говорите? Тогда вы, наверное, тоже больны? Я сейчас достану таблетки, уколы и полечу вас…
В-ль — «Милый Д.А., нам не нужны таблетки и уколы, мы все абсолютно здоровы. А здоровы мы потому, что круглый год пьем травяной витаминный чай.
Д.А. — то – то я смотрю, что вы все румяные, да веселые. А что это за чай такой волшебный?
В-ль — Скоро ты это узнаешь. Мы приглашаем тебя Д.А. в гости к лесной Фее. Она тебе расскажет, чем можно лечиться кроме уколов и таблеток, а мы ей поможем. (дети идут в зал)
По дороге в зал воспитатель читает стихотворение Н. Благининой.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Фея: — Здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада вас видеть. Что привело вас в мои лесные владения?
В-ль — Добрая Фея, мы очень хотим с Д.А. вылечить зверят. А с твоей помощью расскажем о лекарственных растениях, которые, растут в твоем лесу (нашего чудесного края Урала)
Фея : — Хорошо, мы вместе с вами, ребята, поможем Д.А., расскажем о лекарственных растениях чудесного края Урала.
А сейчас я, взмахну волшебной палочкой и передо мной появятся, целебные растения.
Много разных растет травок
У тропинок, у канавок (на детей одевают ободки)
И красивых, и пушистых
Разноцветных и душистых.
— Вот и мои верные друзья, мои помощники.
«Лекарственные травы мы, друзья
И все мы — дружная семья (дети хором)
Растения! Встанем дружно в ряд!
Здесь каждый встрече с вами рад!
1) Я — целебная крапива
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво.
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем, хитрая, больней кусается.
2) А я — аптечная ромашка
Ни пятнышка нет
На красивой одежке
Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
4) А Я — шиповник
Я на розу так похож
Разве что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
5) А я — подорожник
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог,
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
Д.А. — Молодцы! Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
В-ль: — Ребята, расскажите нашему гостю об этом.
— Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? (Ягоды)
— Какие ягоды вы знаете?
— А многие растения заготавливают впрок.
— Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)
— Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)
— Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
Д.А . А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)
В-ль: — Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации).
1) Аптечная ромашка — когда болит горло, полоскать отваром
2) Подорожник — применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления.
3) Календула — для полоскания горла и для заживления ран.
4) Черника — улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев.
5) Шиповник — богат витаминами, особенно полезен весной.
6) — Какое растение лечит сердце? (Ландыш)
7) — Какое растение узнает и слепой? (Крапива)
8) — Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина)
В-ль: — Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
«Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел!» (Одуванчик)
Звучит музыка, дети «вживаются» в образ растения одуванчик.
В-ль : — Закройте глаза, представьте полянку, на ней много – много одуванчиков… Подул ветерок, закачались одуванчики и полетели маленькие парашютики в разные стороны.
Принес ветер парашютик одуванчика на полянку, зацепился он за почву, теплое ласковое солнышко его пригрело, летний дождик полил, и стал одуванчик прорастать. Сначала появился маленький еле заметный росток, стал расточек расти, крепнуть, и вырос одуванчик. Налетел на полянку легкий ветерок, закачался одуванчик. Дунул сильный ветер… И вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики. Разлетелись они в разные стороны. А там, где они приземлились, вырастет много новых одуванчиков.
Фея: — Дорогие гости! У меня для вас есть сюрприз. Сегодня я познакомлю вас с новым лекарственным растением, наз-ся оно душица обыкновенная (показ иллюстрации, дать понюхать)
Давайте повторим все вместе : “душица”
Душица оказывает успокаивающее действие на наш организм, отвар применяют для возбуждения аппетита, лечат кашель.
В-ль : — Бесценна Уральского леса краса,
Зеленое золото — наши леса.
Чтобы сохранить эту красоту,
Мы соблюдаем правила поведения в лесу:
1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями;
3) Не оставлять мусор в лесу;
4) Не разорять гнезда птиц;
5) Не рвать цветы;
6) Не брать домой детенышей животных.
— Молодцы, умеете вы себя вести в моем лесном царстве.
А сейчас, ребята, мы научим Д.А. заваривать волшебный, целебный чай.
— черная смородина 3:1:1
(дети кладут сухие растения в термос, Фея заливает кипятком)
В-ль: — Д.А., пока ты летишь к больным малышам, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным.
Д.А. — Спасибо, ребята! Спасибо, дорогая Фея!
Вы меня многому научили, теперь я полечу в жаркую Африку спасать больных зверят. (уходит, прощаясь)
Фея : — Ну а сейчас и я вас угощу волшебным витаминным чаем. Я всегда очень рада гостям.
В-ль: — И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чайку.
Кто целебный чай попьет
Тот 100 лет пусть проживет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие закрепляет знания детей о городе Можайске.
Познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения ребёнка его имени; вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои им.
Программное содержание: познакомить детей со составом и свойствами природного и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл.
Дать представление детей о символике России, о народах, проживающих на территории России.Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.
Познавательное занятие для подготовительной группы «Проделки Снежной королевы» Цель:познавательное развитие детей и формирование у них мотивационной готовности к обучению в школе. Задачи: .
Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе»БОЛЬШОЙ МИР ВОКРУГ НАС».
План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова.
Источник