Лекарственные растения творческий проект

Исследовательский проект на тему: «Лекарственные растения»

Цель: изучить свойства лекарственных растений, влияние данных растений на организм человека, возможность использовать растения взамен химических препаратов.

Объект исследования: ромашка аптечная и подорожник.

Гипотеза: если знать о свойствах лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении той или иной болезни.

Скачать:

Вложение Размер
martirosyan_angelina_2g.docx 148.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Исследовательский проект на тему:

Выполнила: ученица 2 класс «Г»

  1. Введение
  2. Характеристика лекарственных растений
  3. Применение лекарственных трав
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложения

С исторических времен человека окружал богатый и разнообразный мир растений.В большинстве народных рецептов для оздоровления организма включают именно лекарственные растения, как основной компонент, кроме фруктов и овощей.

Беспомощный перед грозными силами природы первобытный человек старался отыскать в близко растущих от жилища растениях средства против многочисленных болезней.

Сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры—европейской, китайской, греческой, латинской.

Обширный материал о применении лекарственных растений, например, был обнаружен при изучении папируса («Книга приготовления лекарств для всех частей тела»), найденного Георгом Эберсом. В записях, сделанных на папирусе, содержались рецепты, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний.

После расшифровки древнеегипетских иероглифов были обнаружены записи о применении лекарственных растений древними египтянами. Они применяли различные мази, примочки, микстуры довольно сложного состава. В Египте широко использовались душистые масла, бальзамы, смолы. Уже в то время были хорошо известны целебные свойства алоэ, подорожника, можжевельника и многих других растений.

О лекарственных растениях можно читать часами. Они применимы для лечения абсолютно всех болезней, известных человечеству, только нужно знать какое растение и в какой лечебной форме нужно применять.

В настоящее время лекарственные растения пользуются все большим спросом. Лечебные препараты, приготовленные из растительного сырья, составляют около трети от общего объема выпускаемых препаратов. Эффективность лечения растениями проверена народным опытом, врачебной практикой и не нуждается в рекламе. В своей работе я исследую свойства ромашки и подорожника, т.к. они являются натуральными от природы.

Цель: изучить свойства лекарственных растений, влияние данных растений на организм человека, возможность использовать растения взамен химических препаратов.

Объект исследования: ромашка аптечная и подорожник.

Гипотеза: если знать о свойствах лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении той или иной болезни.

Провести самостоятельные наблюдения.

Изучить соответствующую литературу.

Метод: наблюдение, сбор и изучение трав.

«Врач-лечит, природа исцеляет»

  1. Характеристика лекарственных растений.

Ромашка аптечная – представляет собой однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Корень тонкий, мочковатый, светло-бурого цвета. Стебель прямостоячий, ребристый, от основания сильноветвистый, голый, внутри пустой. Цветки расположены на длинных цветоножках и собраны на верхушках стебля и ветвей в цветочные корзинки, в которых наружные цветки белые язычковые женские, а внутренние желтые, трубчатые, обоеполые. Белые язычковые краевые цветки обыкновенно к вечеру загибаются вниз и бывают прижаты к корзинке. Срединные желтые цветки имеют пять тычинок, сросшихся в одно кольцо, в середине которого проходит столбик. Цветоложе, на котором сидят цветки, голое (без пленок и щетинок), коническое, внутри пустое.

Ромашка цветет с июня по сентябрь. Плод — семянка, очень мелкая, продолговатая, буровато-зеленого цвета, продольно-бороздчатая, без хохолка.

Аптечную ромашку можно спутать с нижеследующими сходными растениями того же семейства сложноцветных:

1. Полевая ромашка, цветоложе которой не полое, усаженное ланцетными прицветниками, корзинки почти вдвое крупнее корзинок аптечной ромашки. Запаха не имеет.

2. Собачья ромашка. Корзинки несколько крупнее корзинок аптечной ромашки, цветоложе не полое, усажено щетинообразными прицветниками. Запах неприятный.

3. Поповник. Корзинки и красные цветки в 2—3 раза крупнее обыкновенной ромашки, цветоложе плоское, голое. Запаха не имеет.

4. Душистая ромашка. Корзинки ее состоят только из трубчатых, зеленовато-желтых цветков, без краевых белых язычковых. Запах приятный, напоминает настоящую аптечную ромашку. Цветки душистой ромашки можно спутать с цветками дикой рябинки или пижмы, но у последней цветки всегда пятизубчатые и цветоложе цельное. Запах пижмы противный, не похожий на запах ромашек аптечной и душистой.

Заготовка. Заготовка аптечной ромашки до последнего времени производилась за счет сбора дикорастущих видов ромашки. Теперь же, в связи с постепенным сокращением зарослей дикорастущей ромашки, в совхозах и колхозах возделывается культурная ромашка аптечная. Размножается ромашка, как однолетнее растение, посевом семян в грунт. Полный цикл развития ромашка аптечная проходит в 3—4 месяца. От появления всходов до начала цветения проходит около 2 месяцев. Период цветения продолжается 1—2 месяца. В этот же период происходит созревание семян и их осыпание. В качестве лекарственного сырья собираются свежераспустившиеся соцветия, пока их цветоложе не приобрело конической формы и белые язычковые цветки (краевые) находятся в горизонтальном положении.

Для медицинских целей подлежат сбору исключительно цветочные корзинки ромашки без цветоножек.К сбору ромашки обычно приступают, как только распустятся первые соцветия. Этого срока следует строго придерживаться, так как вполне распустившиеся цветки после сушки легко рассыпаются, а отцветающие растения содержат в себе меньшее количество действующих начал. Сбор цветков ромашки начинается весной и продолжается все лето, до сентября включительно. Цветки ромашки следует собирать только в сухую, ясную погоду, когда роса на траве уже обсохла, в противном случае после высушивания ромашка будет иметь буроватый цвет, обесценивающий ее. Собранные цветки после освобождения от стеблей и других примесей должны немедленно поступать в сушку и высушиваться быстро, так как при медленной сушке отдельные цветки корзинок распадаются. Для сушки ромашка раскладывается тонким рыхлым слоем на ситах, решетах, холсте и т. п. Сушить лучше всего в огневых сушилках при температуре не выше 40°, можно и на хорошо проветриваемых чердаках под железной крышей и в других помещениях. При сушке следует предохранять цветки от солнечных лучей, которые разрушающе действуют на важнейшие составные части ромашки.

Ромашка считается вполне высушенной, когда цветочные корзинки будут ломаться в руках, а при прикладывании их к губам будет получаться ощущение холода. Из 4—4,5 весовых частей свежих цветков ромашки получается 1 часть сухих. Высушенные цветочные корзинки должны быть очищены от побуревших частей, сора, пыли, посторонних растений и других примесей.

Доброкачественное лекарственное сырье должно состоять на хорошо высушенных, цельных, неиспорченных, неповрежденных и очищенных от цветоножек не вполне распустившихся цветочных корзинок дикорастущего или культивируемого однолетнего растения обыкновенной (аптечной) ромашки с сильным ароматическим запахом, без подмеси других видов ромашки.

Применение. Цветки ромашки аптечной представляют собой излюбленное народное средство, употребляемое внутрь в виде водных отваров, как противосудорожное, потогонное, возбуждающее, болеутоляющее и смягчающее средство. Известно также применение ромашки для припарок и промываний. Отвар ромашки аптечной — приготовляется из 4 столовых ложек сухой ромашки на 1,5 л воды и кипятят 5 минут, после чего процеживают через марлю. Приготовленным отваром споласкивают светлые волосы для придания им золотистого оттенка.

Подорожник лекарственный – это однолетнее коротко опушенное растение высотой до 40 см со стержневым веретенообразным корнем. Стебель подорожник лекарственный имеет прямостоячий, ветвистый, в верхней части и в соцветиях обильно железисто-опушенный. Листья у растения подорожник лекарственный супротивные, линейные, до 3 см длины и 4 мм ширины, в верхней части с расставленными зубцами. Цветки подорожник лекарственный имеет мелкие, розовато-буроватые, собраны в густые, яйцевидно-шаровидные колосья до 1,5 см длины. Плоды у травы подорожник лекарственный двусемянные, широкоэллиптические коробочки до 4 мм длины, открывающиеся конусовидной крышечкой. Семена коричневые, гладкие, блестящие, до 2,8 мм длины и 1,5 мм ширины. Цветет подорожник лекарственный в июле, плоды созревают в августе-сентябре.Растет на пустырях, на лугах, вдоль дорог, вблизи жилья. Кроме того, для медицинских целей выращивание подорожника большого хорошо удается на черноземах, суглинистых и супесчаных почвах в специализированных хозяйствах.

Как правило, в лечебных целях используют именно сок этого уникального растения. Например, используя листья подорожника, можно получить эффективное средство для лечения желудочно-кишечного тракта. Для этого необходимо отжать подорожник лекарственный, сок которого следует принимать по одной столовой ложке два-три раза в день в течение не менее тридцати дней.

Если говорить об основных показаниях к применению, то здесь, в первую очередь, следует отметить наружное лечение различных ран и ожогов. Уникальные свойства подорожника позволяют не только ускорить процесс заживления поврежденных тканей, но и предотвратить развитие сопутствующих осложнений, абсцессов. Кстати, прикладывать листья подорожника к ране, как каждый из нас делал это в детстве, теперь не требуется: торговая марка «Сустамед» выпускает ранозаживляющий гель «Подорожник» на основе экстракта этого растения – такое средство должно быть в каждой аптечке. Купить «Подорожник» можно в аптечной розничной сети.Помимо этого подорожник лекарственный признан одним из самых эффективных средств при лечении бронхита и туберкулеза легких. В качестве сопутствующей терапии в данном случае рекомендовано применение именно сиропа подорожника, инструкцию к которому всегда необходимо изучать на предмет возможных противопоказаний.

Как отхаркивающее средство очень часто назначают сироп подорожника от кашля, который показан к применению как для взрослых, так и для детей. Приятный вкус и однородная консистенция этого препарата не вызывает неприятных ощущений.

А. Из лекарственных растений изготавливают лекарства.

Б. Некоторые травы используют при лечении заболеваний.

В. У всех лекарственных растений имеются противопоказания.

  1. Применение лекарственных трав.

В работе над темой «Лекарственные растения» мной был произведен опрос на предмет применения лекарственных растений. Опрос проводился перед крыльцом школы у школьников (10 чел.) и родителей (17чел.)

Опрос и результаты выглядят так:

Вопрос № 1: Всегда ли Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Вопрос № 2: Какие лекарственные растения являются эфективными?

Ромашка – 13 чел.

Кора дуба – 5 чел.

Подорожник – 6 чел.

Ромашка: При простуде – настой (настой ромашки: 2 ст. л. цветков ромашки на 200 мл кипятка настаивают 20 минут, процеживают. Принимают горячим по 50 мл 2-3 раза в день).

Подорожник: при гастрите – настой (3 чайные ложки сухих листьев на стакан кипятка,настаивать 6-8 часов, принимать по трети стакана за полчаса до еды).

Работая над данной темой я поняла, что одни и теже лекарственные растения могут помогать при различных заболеваний. Если знать о пользе лекартсвенных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении различных заболеваний. Лекарственные растения необходимо применять с осторожностью. А также лекарственные растения в некоторых случаях могут заменить химические свойства.

  1. Обухов А. Н. «Лекарственные растения, сырье и препараты» 1962 – с.298
  2. Медицинский портал – www.neboleem.net
  3. Сафонов Н. Н. «Лекарственные растения луга» 1993.

Смекалка против Змея-Горыныча

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Источник

Проект «Лекарственные растения» (старшая группа)

Иванова Светлана Евгеньевна
Проект «Лекарственные растения» (старшая группа)

Вид проекта: информационно — творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Актуальность проекта:

Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных заболеваний. Народные целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент «зеленой аптеки», которой мы пользуемся и в настоящее время.

Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

Цель проекта: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Задачи:

познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете;

познакомить детей с народными названиями лекарственных растений, их историей;

расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, медонос, рассада, соцветия) за счет новых впечатлений и информации, вызывать желание рассказывать о ценностях растения, живущего рядом с нами;

развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях;

развивать творчество, мышление, фантазию;

воспитывать экологическую культуру;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты проекта: осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

подбор наглядного материала (иллюстрации, картин, фотографий);

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

выставки книг, рисунков;

подготовка информации для родителей: «Полезные рецепты из лекарственных трав», «Лекарственные растения при лечении ОРВИ», «Правила сбора лекарственных растений»;

создание картотеки с речевым материалом (стихи и загадки о лекарственных растениях);

создание условий для просмотра презентаций.

Организационные формы работы над проектом:

Формы взаимодействия

Совместная деятельность педагога с детьми

О ОД:

«Лекарственные растения – средства оздоровления человека» (познание);

Аппликация «Ромашковое поле»;

БЕСЕДА: «Зеленая аптека»; «Друг или враг»; «Лекарственные растения»; «Для чего нужны лекарственные растения?»; «Душистая мята»; «Скромный одуванчик»; «Полезная крапива»; «Ландыш – «заячьи ушки»; «Как хорош сегодня наш лопух!»; «Чистотел – желтый цветок»; «Календула — ноготки»; «Незабудка – «мышиное ушко»; «Ромашка – «белая рубашка»;

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я — подорожник…», «Я — ромашка…», «Я — крапива…»;

Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение);

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ: И. И. Левитан «Одуванчики», В. М. Васнецов «Дубовая роща в Абрамцево», И. И. Шишкин «Сосновый бор»;

НАБЛЮДЕНИЕ «Наш верный друг — подорожник»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева; А. Ожегова «Тропинка полевая»; Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы»;

Д/ИГРЫ: «Вершки – корешки»; «Узнай растение»; «Узнай по запаху»; Проект

Самостоятельная деятельность де тей

рассматривание иллюстраций, фотографий и картин по теме проекта;

рисование и раскрашивание с использованием раскрасок и трафаретов;

С/Р ИГРА: «Зеленый доктор»

складывание из мозаики разнообразных цветов;

Работа с родителя ми

консультации для родителей: «Полезные рецепты из лекарственных трав», «Лекарственные растения при лечении ОРВИ», «Правила сбора лекарственных растений»

Деятельность педаго га

ознакомление с передовым опытом;

уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;

оформление книжного уголка;

разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с художественным словом;

создание конспектов организованной образовательной деятельности по теме проекта;

создание альбома «Лекарственные растения»;

подбор материала для бесед, игр с детьми;

подготовка презентаций для детей по теме проекта;

подборка иллюстраций, литературы.

Итоги реализации проекта:

1. активное участие детей в создании альбома «Лекарственные растения»;

2. осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;

3. сформированы знания о лекарственных растениях;

4. обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Беседа «Лекарственные растения» Конспект ознакомительной беседы для детей старшей группы «Лекарственные растения». – Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).

Детский экологический проект «Лекарственные растения» Введение: Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения — детского сада комбинированного.

Проект «Красная книга Алтая. Лекарственные растения» Красная книга Алтая. Лекарственные растения Продолжая работу над проектом: «Зеленая аптека», мы познакомились с некоторыми редкими лекарственными.

НОД «Лекарственные растения» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.

Проект «Комнатные растения». Старшая группа Тип проекта: исследовательский, краткосрочный (одна неделя, групповой. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Ожидаемые результаты:.

Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Проект «Лекарственные растения» для детей.

Проект «Лекарственные растения родного края» Познавательный проект «Лекарственные растения родного края» Тип проекта: коллективный. По числу участников: 19 человек. Длительность проекта:.

Проект «Лекарственные растения» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Проект на тему: «Лекарственные растения» МАДОУ детский сад №25 «Матрёшка».

Проект творческо-исследовательской познавательной деятельности «Лекарственные растения Нижегородской области» Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении.

Источник

Читайте также:  Перелом позвоночника симптомы первая помощь
Оцените статью