Лекарственные растения рядом с нами
НИИ фармации ММА им. И.М. Сеченова, Москва
Лекарственные сборы — смеси нескольких видов измельченного, реже – цельного, растительного сырья. В состав сборов входят различные части растений: корни, кора, трава, листья, цветки, плоды, семена. Многокомпонентные лекарственные растительные сборы давно используются в медицинской практике, что объясняется эффективностью и мягкостью их действия, отсутствием, как правило, нежелательных побочных явлений при длительном применении, а также удобством приготовления. В России имеются достаточная сырьевая база по многим видам лекарственных растений, опыт их производства и клинического применения. Лекарственные растительные сборы являются наиболее популярной и широко используемой формой переработки лекарственного растительного сырья.
Композиции из лекарственного растительного сырья, иногда с добавлением минеральных веществ, с глубокой древности применялись в медицине всего мира. Особенно популярны сборы в восточной медицине: китайской, тибетской и др. Прописи этих сборов отличаются сложностью состава, большим числом компонентов, относящихся к различным морфологическим группам сырья. В народной медицине России сборы применялись менее широко, т. к. предпочтение отдавалось индивидуальным лекарственным растениям.
Многокомпонентные смеси из лекарственного растительного сырья обладают ценными преимуществами перед другими фитопрепаратами: возможность обеспечить основной фармакологический эффект в сочетании с комплексным воздействием на организм больного в целом, мягкость действия и отсутствие, как правило, нежелательных побочных явлений. Они достаточно просты в промышленном производстве и относительно дешевы.
Лечение многокомпонентными лекарственными растительными сборами обычно более эффективно, чем одиночными растениями. При составлении сбора необходимо учитывать индивидуальные особенности больного и наличие сопутствующих заболеваний. При выборе сбора нужно знать показатели артериального давления и учитывать основную тенденцию его изменения. Например, при выборе сбора для больного холециститом с артериальной гипертензией необходимо, чтобы в сбор входили растения не только с желчегонным, но и с гипотензивным действием, иначе лечение может спровоцировать гипертонический криз, ухудшить общее состояние. Кроме того, следует учитывать склонность к запорам либо поносам; соответственно, эффект должен быть слабительного или вяжущего характера. Действие лекарственного растительного сырья во многом зависит от доз. Корень ревеня, например, в больших дозах применяется как слабительное средство, а в малых, наоборот, оказывает закрепляющее действие. Различные дозы пряно-горького сырья стимулируют или угнетают выделение желудочного сока. Некоторые растения действуют на мускулатуру матки и могут быть опасными при беременности. Растительные сборы и средства не рекомендуется принимать во время менструаций. Лекарственное растительное сырье обладает разносторонним действием. Этим объясняется тот факт, что в прописях, разных по назначению, часто встречаются одинаковые компоненты, но в разных количествах и различных сочетаниях. Предусмотреть нежелательное побочное действие лекарственных растений может только врач после всестороннего обследования больного.
В зависимости от входящих в состав сбора видов сырья на его основе готовят настои или отвары. Если в состав сбора входят пахучие эфирномасличные растения, то из них, как правило, готовят настой. Кипячение при этом не допускается, т. к. эфирные масла являются летучими веществами, испаряющимися вместе с водой. Лекарственные сборы содержат различные биологически активные соединения, которые одновременно с лечением основного заболевания дополнительно обогащают организм различными витаминами, минеральными соединениями и другими компонентами растений, способствующими повышению сопротивляемости организма, благотворно влияющими на центральную нервную систему, улучшающими процессы кроветворения, нейтрализующими шлаки и ускоряющими выведение их из организма. Воздействие на физиологические процессы осуществляется в этом случае природными, более приемлемыми для организма органическими веществами. Аллергические осложнения при лечении лекарственными растительными сборами наблюдаются гораздо реже, чем при применении других медикаментов (например, химического происхождения). Разностороннее воздействие биологически активных веществ растений часто достигает цели. Так, при назначении сложного сбора при заболеваниях печени вещества бессмертника усиливают секрецию желчи, желудочного и панкреатического сока, повышают тонус желчного пузыря, изменяют химический состав желчи. Вещества, содержащиеся в кукурузных рыльцах, благотворно влияют на обмен веществ, улучшают желчеотделение. Вещества барбариса уменьшают и снимают боли, что связано с присутствием алкалоида берберина, обладающего спазмолитическим действием. С той же целью часто в такой сбор вводят и лист мяты перечной.
Кроме органических веществ сборы содержат макро- и микроэлементы, которые участвуют в обмене веществ, находятся в функциональном взаимодействии с ферментами, витаминами, гормонами и другими биологически активными веществами. Марганец, медь, цинк, кобальт в микродозах стимулируют выработку антител, повышают сопротивляемость организма. Медь, железо, цинк, кобальт уменьшают проницаемость биологических мембран. При лечении больного многокомпонентными лекарственными сборами в организм вводятся белки, аминокислоты, углеводы, липиды, ферменты, витамины, органические кислоты, спирты, альдегиды и кетоны, сложные эфиры фосфорной кислоты и других кислот, фитостерины, смолистые и дубильные вещества, гликозиды, терпеноиды, кумарины, амиды и амины, бетаины, холин и холиновые сложные эфиры, пурины и пиримидины, алкалоиды, горькие вещества и многие другие.
Наиболее популярны следующие лекарственные растительные сборы: антимикробный, желудочно-кишечный, урологический, грудной, успокоительный, желчегонный, противосклеротический, спазмолитический, ветрогонный, мочегонный, противоастматический.
Заболевания желудочно-кишечного тракта довольно широко распространены, на их долю приходится 35–37 % общей заболеваемости населения. Наиболее распространенными среди них являются гастриты, язвенная болезнь, энтероколиты. Терапия воспалительных и деструктивных заболеваний желудочно-кишечного тракта направлена на коррекцию нарушений желудочной секреции, моторной функции желудка и кишечника, кишечного пищеварения, а также предусматривает воздействие на измененную слизистую оболочку желудка и кишечника. Применение синтетических лекарственных препаратов не всегда оказывает должное воздействие при указанной патологии; кроме того, возможно развитие побочных реакций и осложнений. В таких случаях, а также для профилактики обострений хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта весьма перспективны растительные сборы. Желудочно-кишечный сбор – это комбинированный препарат растительного происхождения, содержащий пять видов растительного лекарственного сырья. Настой сбора обладает спазмолитическим, противовоспалительным, желчегонным седативным, регенерирующим действием. Эффект обусловливают содержащиеся в цветках ромашки эфирное масло, полисахариды, флавоноиды; эфирное масло из листьев мяты, основными компонентами которого является ментол, флавоноиды, витамины; эфирное масло из плодов укропа.
Воспалительные заболевания бронхов в настоящее время широко распространены и являются одной из наиболее частых причин потери работоспособности. Антибиотикотерапия, применяемая для их лечения, нередко приводит к развитию аллергии, формированию резистентности микроорганизмов с потерей чувствительности к антибиотикам при последующих курсах лечения, развитию дисбактериоза и росту числа грибковых заболеваний. Опыт клинического применения грудного сбора демонстрирует его эффективность и целесообразность использования при инфекционно-воспалительных процессах в бронхах в качестве вспомогательного или альтернативного лекарственного средства, свободного от нежелательных побочных явлений. Лечебный эффект сбора обусловлен антибактериальным эффектом цветков ромашки, побегов багульника, цветков календулы, отхаркивающим и обволакивающим действием корней солодки, травы фиалки и побегов багульника, противовоспалительными и спазмолитическими эффектами корней солодки, цветков ромашки, календулы и листьев мяты.
В последнее время наблюдается значительный рост распространенности состояний, вызванных повышенной физической или умственной нагрузкой, воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, растущими информационными нагрузками, стрессами. В таких условиях развивается хроническое переутомление, которое приводит к развитию бессонницы, повышенной нервной возбудимости, раздражительности, неврастении, сердечно-сосудистых неврозов, тахикардии, истерии, мигрени, вегетососудистой дистонии, климактерических расстройств, артериальной гипертензии. Лекарственных растений, обладающих успокоительным действием, достаточно много. Седативное, спазмолитическое, гипотензивное действие успокоительного сбора обусловлено входящими в него лекарственными травами. Эффект определяют содержащиеся в траве пустырника эфирные масла, сапонины, дубильные вещества, алкалоиды; в листьях мяты перечной – ментол; в корневищах с корнями валерианы – сложный эфир борнеола и изовалериановой кислоты, свободная валериановая и другие органические кислоты, алкалоиды (валерин и хатинин), дубильные вещества, сахара; в корнях солодки – ликуразид, тритерпены, глицирризиновая кислота и флавоноиды; в траве чабреца – эфирное масло, дубильные и горькие вещества; в траве душицы – тимол, флавоноиды, дубильные вещества; в шишках хмеля – эфирное масло, органические кислоты, алкалоиды, флавоноиды, лупулин; в траве донника – кумарины, мелилотозид, полисахариды.
Приготовление из сборов лекарственных растений настоев и отваров принципиально не отличается от получения этих препаратов из сырья отдельных лекарственных растений. В конкретных указаниях по приготовлению из сборов настоев и отваров обычно приводится такое соотношение: 1–2 столовая ложка смеси на 200 мл воды.
Во всех случаях для полного извлечения действующих веществ воды берут гораздо больше, чем при приготовлении аналогичных лекарств в условиях аптеки. Поэтому принимают изготовленное лекарство чаще всего не ложками, а по 1/3–1/2 стакана. Если настой или отвар готовят ежедневно, он не подвергается микробной контаминации и может храниться при комнатной температуре в течение дня. При большем количестве его следует хранить в холодильнике, но не более двух суток.
Обычно при лечении лекарственными растениями улучшение наступает через несколько дней, но стойкого эффекта удается достичь лишь при длительном и регулярном применении лекарственных трав. Отсутствие положительного эффекта в течение 2–3 недель, как правило, является основанием для замены сбора. Курс лечения сборами должен определять лечащий врач при постоянном наблюдении за здоровьем больного.
При лечении хронических больных сборами растений их принимают длительное время. Во избежание привыкания к ним и снижения эффективности лечебного воздействия рекомендуют после каждого курса лечения (1,0–1,5 месяца) делать перерыв на 1–2 недели. По тем же соображениям желательно после 2–3 курсов лечения одним из сборов перейти на лечение другим, обладающим аналогичным действием.
Информация об авторах:
Самылина Ирина Александровна – доктор фармацевтических наук, профессор, член-корреспондент РАМН,
директор НИИ фармации; заведующая кафедрой фармакогнозии ММА им. И.М. Сеченова.
Тел. 8 (499) 128-57-88;
Сорокина Алла Анатольевна – доктор фармацевтических наук,
профессор кафедры фармакогнозии ММА им. И.М. Сеченова.
Тел. 8 (495) 120-20-20;
Пятигорская Наталья Валерьевна – кандидат фармацевтических наук, доцент,
заместитель директора НИИ фармации по научной работе.
Тел. 8 (499) 128-57-55
Источник
Проект «Лекарственные растения рядом с нами» в младшей группе
Елена Проценко
Проект «Лекарственные растения рядом с нами» в младшей группе
Проект «Лекарственные растения рядом с нами»
Возраст – младшая группа (3-4 года)
Цели: Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам, их названия. Выделение части растения (лист, цветок, корень).
Включение в поисковую деятельность, организованную взрослым.
Срок реализации – краткосрочный -1 неделя 16-23 августа
Итоговое мероприятие: презентация выбранного растения, создание лэпбука «Лекарственные растения рядом с нами».
Презентация выбранного растения — составление описательного рассказа совместно с взрослым.
Чтение художественной литературы:
С. Козлов «Волшебная травка зверобой»
Образовательная ситуация «Как лечиться без лекарств»
Экскурсия «Лекарственные растения на нашей площадке»
Экологическое упражнение «Угадай по описанию» (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Придумывание загадок о растениях по модели.
Отгадывание загадок о растениях.
Аппликация из полосок «Красавица-ромашка»
Рисование «Одуванчики на лугу»
Игра «Собери картинку»
Игра «Узнай и назови»
П/и «Раз, два, три к клеверу (рябине, липе) беги»
Работа с родителями:
Консультация «Знакомим с лекарственными растениями»
Создание презентации о растении совместно с ребенком
Образовательная ситуация «Как лечиться без лекарств»
Ребята,я хочу рассказать вам одну историю: однажды ребята пошли гулять в лес, мальчик Ваня упал и поранил ногу. Как вы думаете, что сделали ребята? (Вызвали врача, пошли к медсестре, забинтовали). Но они в лесу, медсестры там нет, а у Вани течет кровь, что же делать? (Пойти домой, к врачу) Хотите узнать, что сделали ребята?Девочка Таня сказала: «Не переживайте, здесь в лесу целая аптека». «Откуда в лесу аптека?» — удивились ребята. «Посмотрите вокруг», — сказала Таня, — «вот ромашка растет, она поможет, если болит горло или живот, а вот подорожник, он нам и нужен, мы вымоем лист водой и приложим к ране, лист подорожника остановит кровь и будет заживлять ранку Вани». Ребята так и сделали. Вот такая история. А вы знали, что лекарство может быть не только в аптеке, но и расти на улице?
Давайте вы спросите у ваших родителей, бабушек, какие лекарственные растения они знают, и расскажите о них в группе?
Экскурсия «Лекарственные растения на нашей площадке».
Ребята, помните, я вам рассказывала историю про детей, которые нашли лекарство в лесу. Помните, чем они лечили ногу? (Подорожником). Егор нам рассказал, что у них дома растет лекарственное растение – алоэ. Как вы думаете, а на нашей площадке есть лекарственные растения? Давайте посмотрим?
Ой, я нашла замечательное растение – клевер. (Это цветочек). Какого он цвета? (Красный) Да, эти цветочки собирают, засушивают и заваривают чай. Он очень вкусный и помогает при температуре, потому что в клевере много витамина С. Посмотрите какие у него интересные листочки. (Их три).
Пойдемте дальше, а вот эти цветочки тоже лекарственные. Посмотрите, как много у них мелких листочков, называется это растение тысячелистник, он справляется со многими микробами. А вот еще одно лекарственное растение. (Это дерево). Да, это липа, её нежные цветы заваривают. Липовый чай – это прекрасное средство сбить температуру, вылечить горло и кашель.
А вот и подорожник. (Как много зеленых листочков). Посмотрите, какой они формы? (Почти круглые, с полосками) Это прожилки у листочка. Его волшебные листочки не только лечат раны, но чай из подорожника лечит кашель.
Видите, ребята, как много полезных трав дарит нам природа. Ромашка, мята, крапива, ландыш, подорожник, зверобой — их называют лекарственными травами. Они помогут справиться с болезнью.
Собирать такие травы лучше в хорошую, сухую погоду.
Затем травку сушат под навесом, чтобы на нее не попадали солнечные лучи. После чего раскладывают в мешочки из ткани.
Для лечения используют: и цветки, и листья, и корень.
Оказывается, рядом с нами растет целая аптека, вот какие растения полезные.
«Они живут рядом с нами!». Фотоотчёт о тематической неделе во второй младшей группе, посвящённой птицам С 1 апреля во второй младшей группе была проведена тематическая неделя посвящённая птицам с загадочным названием — «Они живут рядом с нами!».
Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
Конспект занятия для детей младшей группы «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека» Цель:1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях; учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Кто живет рядом с нами?» Тема: Кто живет рядом с нами? Образовательные области: «Познавательное развитие (ФЦКМ)», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цели:.
Проект «Лекарственные растения» В группе разработала проект «лекарственные растения»дети познакомились с названиями, внешним видом, пользой лекарственных растений. Правильное.
Проект «Лекарственные растения» Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющего решать проблему не только развития речевых познавательных.
«Растения рядом с нами». Социальный проект «Экология и ОУ» В мире комнатных растений много прекрасного и удивительного. С давних времен люди пытались создать уют в своих домах с помощью растений.
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленая аптека рядом с нами» Актуальность: Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения.
Экологический проект «Лекарственные растения» Экологический проект «Лекарственные растения» (краткосрочный) Продолжительность проекта: 2 недели Участники проекта: дети подготовительной.
Источник