Лекарственные растения рисование подготовительная группа

Лекарственные растения
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» (рисование), разновозрастная группа.

Тема. Лекарственные растения.

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_rasteniya.docx 38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в разновозрастной группе детского сада

ЧОУ Начальной школы – детского сада № 64 ОАО «РЖД».

Воспитатель: Пивоварова Е.А. – 1 квалификационная категория

Тема. «Лекарственные растения »

Цель: развитие творческого воображения и эстетического восприятия окружающего мира..

— знакомить детей с лекарственными растениями и их внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносят эти растения человеку;

— учить изображать лекарственные растения, продумывать и передавать расположение основных элементов, их характерные особенности;

— закреплять умение пользоваться акварелью;

— развивать эстетическое восприятие, творческое воображение;

— обогащать словарный запас;

— воспитывать доброжелательное и чуткое отношение к окружающему нас миру.

Рассматривание лекарственных растений, слушание музыки и чтение стихов о лекарственных растениях.

Материал и оборудование:

по количеству детей: мольберты, акварельные краски, кисти, листы бумаги, салфетки, баночки с водой; музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Дети идут к фито клумбе

Вос — ль : Ребята, сегодня к нам в гости придет доктор Айболит. А вот и он, смотрите.

Айболит : Здравствуйте, дети! Смотрю, какая красивая у вас клумба и сколько на ней растет разных растений. А как называются эти растения, угадайте.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг.
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник).

Я совсем не царапучий,

И не жгучий, не колючий.

На ромашку я похож,

Только жёлтый, ну и что ж?

Вот когда я отцвету,

На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки,

Ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар.

А как можно назвать эти растения, одним словом?

Правильно. Они называются лекарственными. Посмотрите на это растение. Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Айболит: Посмотрите на это растение. Какое оно яркое, красивое, это – календула. Семена очень похожи на скрученные изогнутые ноготки. Поэтому их в народе называют ноготки. Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок. Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые. Ноготки применяют для заживления ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке.

Айболит предлагает посмотреть на следующее растение.

Айболит: Кто знает, как оно называется и почему?

Дети: Это растение называется одуванчик и похож он на солнышко. Если на одуванчик подуть, полетят «парашютики».

Айболит: Молодцы! Одуванчик растет на лугу, у жилья, вдоль дорог, на опушках. У него есть стебель, корень, листья и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. В листьях одуванчика есть много витаминов, они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле, при повышении температуры.

Ребята, а кто знает стихотворенье об одуванчике?

Носит желтый сарафанчик.

В беленькое платьице.

Айболит: Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края. Ребята, мне пора возвращать в лес, меня ждут мои звери. До свидания!

Физкультминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).

Листик ярок и зелен, (Качают руки).

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед- назад).

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).

Даже буря не сломает, (Круговые вращения).

Лишь немного помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).

Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).

Береги его, малыш!

Вос-ль: Ребята, вы показали свои знания о лекарственных растениях, а теперь нарисуем те лекарственные травы, которые запомнили. Какие краски можно использовать для рисования?

Вос-ль: Сейчас пройдите на свои рабочие места. Давайте еще раз повторим: Что есть у цветов? (стебель — длинный, прямой, зеленый), (листья — зеленые, круглые, овальные, резные), (лепестки — синие, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные). Где расположены листья? Цветок? Как расположены на листе бумаги?

Лекарственные травы рисуем разными способами. Подорожник рисуем кончиком кисти. Одуванчик — приманиванием кистью. Лепестки подорожника рисуем в виде овала.

Во время самостоятельной деятельности детей помогаю, напоминаю, подсказываю,

как держать кисть, как должен быть расположен лист бумаги, стебель, листья, цветы.

Вос-ль: Какие красивые лекарственные растения вы нарисовали. Все они яркие и сразу видно, что выполнены они с любовью.

Отмечаю особенности каждой из работ, предлагаю оформить выставку в группе и рассказать о лекарственных растениях своим родителям.

Дети идут на площадку.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Цель — развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, изворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Дети — «цветы» находятся на одной стороне площадки, а воспитатель — «садовник» на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок». Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали. И венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться. Будут нами любоваться». С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004, — 190с.

Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учереждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 -128с.

Источник

Конспект занятия «Лекарственные растения» в подготовительной группе

Светлана Чернова
Конспект занятия «Лекарственные растения» в подготовительной группе

«Лекарственные растения» в подготовительной группе

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация — формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье — формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);

Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири;оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;

Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.

Наше сегодняшнее путешествие будет проходить под девизом

«Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».

Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих

травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»

1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

Шар улетел. (Одуванчик).

3. Стоит в лесу кудряшка-

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка)

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»

— И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?

(Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

— Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

— Как человек стал искать помощи у разных растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

— Как оно называется? (Подорожник)

— Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

— Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)

— Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)

— Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей — одуванчик)

— Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, ….)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

— Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

— Но почему же всё — таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из — за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.

— Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

— А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник).

— Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

— Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

— Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют — малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т. д.)

— Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

— Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

— Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

— А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

— Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей И. П. руки на поясе — имитирующие

движения капель двумя руками

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей И. П. руки на поясе – выполнять

повороты влево, вправо, разводя

И для маленьких детей, присесть и показать руками рост

И для мам, и для пап. встать — поднять руки вверх

Кап – кап – кап! И. П. руки на поясе — имитирующие

движения капель двумя руками

3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре, отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.

— Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки — в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью.

Дети рассказывают и объясняют —

Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему)

Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете)

(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему)

Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.

А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций, а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека.Послушайте:

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.

— Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.

3. Исследовательская игра «Мы — фармацевты»

Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование — посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т. д.

Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите,и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля, Соня – витаминный и т. д.Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать — каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 — 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.

Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.

Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)

Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группе Задачи. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой. Показать этажность леса зависимость.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.

Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.

Источник

Читайте также:  Лиственница лечебные свойства противопоказания
Оцените статью