Флора
Ненецкий автономный округ
Территория расположена в зонах тундры (76,6 %), лесотундры (15,4 %), юго-западная часть — в подзоне северной тайги (8 %). В зоне тундры выделяются подзоны арктических (4,9 %), горных (3,5 %), северных (10,3 %), южных (57,9 %) тундр.
В подзоне арктических тундр (побережье Карского моря и остров Вайгач) растительность не образует сплошного покрова. Промёрзшая почва, обнажаемая на сухих грунтах от снега сильными ветрами, растрескивается, и поверхность тундры разбивается на отдельные многоугольники (полигоны). Растительность состоит в значительной мере из мхов и лишайников, трав: мелких осок, злаков, пушицы, а также стланцевых форм кустарников.
В подзоне горных тундр основной фон создают осоково-лишайниковые ассоциации и стелющиеся кустарники из ивы и карликовой берёзы.
Северные тундры охватывают север Малоземельской тундры, в Большеземельской тундре приурочены к крупным возвышенностям, южным склонам хребта Пай-Хой. Здесь моховой и лишайниковый покров сомкнуты, появляются заросли из карликовых берёз, низкорослых видов ив. Значительные площади занимают травяно-осоковые болота, в долинах рек и ручьёв встречаются ивняки и тундровые луговины с обильным многовидовым разнотравьем и злаками.
В подзоне южных тундр большие площади покрыты зарослями карликовой бёрезы (ерниками), а также различными видами ив, багульника, можжевельника. Развит моховой и лишайниковый покров, широко представлены кустарнички, разнотравье, болотные растительные комплексы. В зоне лесотундры появляется на водоразделах редколесная, а в долинах рек и на южных склонах холмов островами древесная растительность: низкорослые ели и берёзы, реже лиственницы, чередующиеся с участками тундр и болот.
Для подзоны северной тайги характерно наличие значительных массивов сомкнутой древесной растительности с преобладанием еловых и елово-берёзовых лесов, по песчаным террасам рек и на болотах растет сосна. В поймах рек участки с труднопроходимыми зарослями из различных видов ивы и ольхи чередуются с осоковыми болотами и лугами. На тундровых луговинах и лайдах произрастают злаки (вейники, мятлики, лисохвост, красная овсяница) с примесью разнотравья.
На территории округа встречаются более 600 видов цветковых растений, несколько сот видов мхов и лишайников. В прибрежных морских водах из макрофитов, которые представлены здесь водорослями (около 80 видов), преобладают бурые водоросли, в реках и проточных озёрах — осока, хвощи и арктофила. В речном фитопланктоне доминируют диатомовые и сине-зелёные, а в озёрах — зелёные и диатомовые водоросли.
Во флоре широко распространены виды северных групп, достаточно широко — таёжные (бореальные) виды. Среди цветковых преобладают злаковые, крестоцветные, осоковые, ивовые. При антропогенных воздействиях на растительный покров тундры происходит замещение кустарников, мхов и лишайников травами, формирующими вторичный растительный покров. Наибольшие площади с вторичной растительностью встречаются в Большеземельской тундре, в районах геологоразведочных и нефтегазодобычных работ.
Флора богата разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травами. Наибольшее значение имеют морошка, голубика, брусника, черника, вороника. В лесотундровой зоне по долинам рек и в таежной зоне растут смородина красная и чёрная, жимолость, встречаются малина, земляника, шиповник. В тёплые годы вызревают черемуха и рябина, а на юге Малоземельной тундры и в Канино-Тиманье — клюква. Используются в пищу щавель, дикий лук и другие луговые растения.
Богаты ресурсы кормовых растений пойменных лугов — злаков, бобовых, разнотравья, осок; значительны запасы лишайников на оленьих пастбищах — кладония, цетрария; повсеместно произрастают лекарственные растения.
Источник
Лекарственные растения народов Ямала
В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.
У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya_narolov_yamala.docx | 92.78 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИУРАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА с. АКСАРКА
МОУ Школа с. Аксарка
ул. Советская, д. 10, с. Аксарка, Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,629620, телефон/факс (349 93) 22-7-05, edu-aksarka@priuralye.com
«Лекарственные растения народов Ямала»
ученица 8а класса
Серасхова Марина Олеговна
Кали Мария Матвеевна
- Введение
- Особенности народной медицины коренных народов Ямала.
- Лекарственные травы и растения в жизни народов Ямала.
3.4. Рацион питания
- Заключение
- Список использованной литературы
Актуальность. В последнее время, безусловно, возрастает интерес к традиционным видам деятельности, культурным практикам разных народов, накопленным не за один век. В том числе, это относится и к народной медицине.
Народная медицина, или как ее еще иногда называют называют «знахарство», сегодня продолжает существовать наряду с профессиональной медициной, иногда в значительной степени сохраняя монополию на решение проблем сохранения здоровья и лечение болезней.
Истоки народной медицины восходят к глубокой древности и связаны с мировоззрением и самосознанием народа. В ней сосредоточены древние знания этноса о природе, а также религиозно-магические представления о мире и способах взаимодействия с ним. Долгое время народная медицина являлась важным компонентом системы жизнеобеспечения, выполняя значительную роль в поддержке и укреплении здоровья всех членов общества.
У народов Ямала, ведущих традиционный образ жизни, сохранился опыт традиционной медицины с использованием природных средств, которыми так богат Ямал. В своей работе я решила собрать, изучить, систематизировать и популяризировать материал, касающийся лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней.
Объект исследования — традиционная культура коренных народов Ямала.
Предмет исследования – лекарственные травы как явление традиционной культуры коренных народов Ямала.
Целью работы является исследование лекарственных растений, используемых коренными народами Ямала для лечения и предотвращения болезней в старину, а также место лекарственных растений в современном мире.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
— выявить особенности народной медицины народов Ямала;
— выяснить, каким образом народы Ямала применяли имеющиеся лекарственные растения в своей жизни;
— в целях популяризации лекарственных растений выпустить информационные брошюры о лекарственных растениях народов Ямала;
- Особенности народной медицины коренных народов Ямала.
Народная медицина характерна практически для всех народов. Говоря об особенностях народной медицины коренных народов Ямала, в первую очередь необходимо учитывать дискомфортные и экстремальные климатические и географические условиями проживания. В данных условиях, наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность народы Ямала смогли за счет подбора особого уклада жизни, особенностей ритуалов, основных видов промысла, одежды, и, конечно же, рациона питания, продуктов животного и растительного происхождения.
Еще одной из особенностей народной медицины на Ямале является то, что она тесно переплеталась с шаманизмом. Соответственно, главными носителями знаний народной медицины ханты и ненцев в древности являлись шаманы. Изучая мировоззрение народов Ямала, ученые выяснили, что оно построено на том, что вокруг них присутствует невообразимое количество злых духов, приносящих вред и болезни человеку. Потому, в случае заболеваний они обращались к шаману.
В системе народной медицины ханты и ненцев удачно сочетались лекарственные средства растительного, животного происхождения с культово-ритуальными действиями. Например, во время камлания шаману задавали вопросы относительно перспектив охоты, оленеводства, о предстоящих погодных условиях, и шаман должен был ответить на эти вопросы. Поэтому осенью и весной шаманы отправлялись в тундру, знакомились с состоянием почвы, чтобы по различным признакам составить себе представление об «урожайности» охотничьих угодий и пастбищ, следили за прилетом птиц. [1] Таким образом, знание флоры и фауны тундры, в том числе лечебной, помогало шаману отвечать на вопросы своих клиентов, излечивать некоторые болезни.
- Лекарственные травы и растения в жизни народов Ямала.
На территории ЯНАО соседствуют сразу три природные зоны: тундровая, лесотундровая и таежная. Для каждой из них присуща собственная растительность.
Приведем некоторые примеры использования растительных средств, растущих на территории ЯНАО, в лечебной и профилактической практике ханты и ненцев.
Багульник – вечнозеленый кустарник, который растет в тундре в довольно больших количествах, наполняя воздух резким специфическим ароматом. В прошлом , использовался у народов Ямала в качестве очистительного средства при окуривании жилища или определенного лица, в случае опасного инфекционного заболевания.
Говоря о лекарственных растениях Ямала, невозможно не упомянуть о совершенно особом виде болотного мха, который называется сфагнум. Сфагнум, или сфагновый мох, благодаря его действительно уникальным свойствам, до сих пор используется народами Ямала, ведущих традиционный образ жизни. Он содержит в себе вещества, убивающие микробов, т.е. его использовали, например, в целях обеззараживания раны. В годы Отечественной войны, его нередко, за неимением бинтов, использовали в качестве перевязочного материала [2] . Также, ввиду его гигроскопичности, т.е. способности впитывать влагу, его использовали, и используют до сих пор, в качестве подстилки в люльке для маленьких детей, а порой, как средство для умывания.
В старые времена, когда русскими еще не был завезен в тундру чай, ханты и ненцы в качестве заварки использовали чагу — гриб из семейства трутовиковых, образующийся в виде нароста на стволе берез. Из чаги изготовлялся отвар, обладающий множеством полезных свойств. Чага – это уникальное природное лекарство, она обладает рядом полезных свойств:
- антисептическое, противовоспалительное;
- болеутоляющее;
- нормализует давление, снижает уровень сахара в крови, благотворно влияет на сердечную и дыхательную системы;
- укрепляет иммунную систему [3] .
Сегодня, современной медицинской наукой доказано, что рацион питания является одним из важнейших факторов, которые влияют на сохранение и развитие здоровья.
Можно предположить, что первыми лечебными средствами явились различные травы и ягоды, которые употреблялись в пищу. Конечно же, ханты и ненцы не могли знать о многих лечебных функциях, о наличии множества витаминов в той пищи, которую они употребляли в своем повседневном рационе.
Сегодня, у современных народов Ямала, ведущих кочевой образ жизни, во многом сохранилась та основа рациона питания, что была в древности. В основном, это пища, содержащая большое количество жиров, витаминов, способствующая укреплению организма, это свежая рыба, мясо, которое варят или едят в сыром виде, а также ягоды, в большом количестве растущие на территории проживания и каслания ямальских народов. Это морошка (морох рэх), брусника (вурты рэх), голубика (востэ рэх), черника, шиповник, рябина, водяника – можно сказать, что плоды этих ягод занимали не меньшее значение в рационе ханты и ненцев, обеспечивая поступление необходимых витаминов в организм человека.
Практически все без исключения ягодные кустарнички Ямала относятся к лекарственным растениям, где содержится много важнейших питательных веществ.
Например, отвары и настои из брусничных листьев, собранных до цветения, принимают в качестве мочегонного средства, при ревматизме, артрите, подагре и болях в суставах и мышцах.
Отвар из листьев брусники применяют также при лечении диабета.
Морошка же, северная родственница малины, предотвращает рост желудочно-кишечных вредных микроорганизмов; оказывает сильное антимикробное действие; укрепляет общий иммунитет; является мощным антиоксидантом (способна предупредить заболевания артерий); делает сосуды прочнее.
Ягоды ханты и ненцы употребляли также в различном виде – в сыром, или в вареном — в виде укрепляющих отваров, варенья.
Современные медицинские исследования доказали, что большое употребление ягод, которые содержат витамин С, является физиологической потребностью организма человека в суровых климатических условиях, так как аскорбиновая кислота способствует не только предупреждению заболеваний, но и повышению устойчивости к холоду.
Задолго до прихода русских на Ямал, до открытия там первых медицинских учреждений, сложившаяся в течение всего существования народа лечебная практика, в совокупности с рационом питания, позволила выжить и сохраниться народам ханты и ненцев в суровых климатических условиях.
Список лекарственных растений, растущих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включает в себя ста видов. Большая часть лекарственных средств, используемых в народной медицине ханты и ненцев, действительно обладает лечебными свойствами, которые часто в старину облекались в мифологизированную форму, а сегодня часть из них применяется в официальной медицине.
Данная работа, в силу своего потенциала, предполагает дальнейшее, более детальное изучение и развитие. В ближайших планах присутствует поездка в один из национальных поселков Приуральского района – Зеленый Яр, где в памяти старожилов еще сохранены некоторые рецепты использования лекарственных растений в лечении и профилактике болезней.
Список использованной литературы:
- Биология . Современная иллюстрированная энциклопедия » Гл . ред . А . П . Горкин ; М . :Росмэн , 2006
- Жеребина Т. В. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. – Спб.: Амфора, 2009
- Живая традиция заговора Сибири: сакрально-ритуальный дискурс знахарской практики / под. ред. И. С. Карабулатовой. – Спб.: Алетейя, 2010
- Западная Сибирь: история и современность. Краеведческие записки. Выпуск III. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2000. — С.44-46
- Калиничева Н. Дикорастущие – питательные, целебные… //Ямальский меридиан. – 2005.-№12.-С.50
- Калиничева Н. Источник красоты и дополнительного питания. //Ямальский меридиан. – 2006.-№3.-С.52-53
- Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984
- Липатова Л. Травница. //Ямальский меридиан. – 2001.-№7.-С.20-24
- Народы западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв.ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин, З. П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2005. –
- Середин Р. М, Соколов С. Д. Лекарственные растения и их применение – Ставропольское книжное издательство, 1973;
- Хомич Л. В. Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири ( по материалам второй половины XIX – начала XX в.). – Л., 1981.
[1] Хомич Л. В. Шаманы у ненцев //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири ( по материалам второй половины XIX – начала XX в.). – Л., 1981. – С. 5 – 42.
[2] Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь : Справ. пособие/ Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 244
[3] «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия» Гл. ред. А. П. Горкин; М.:Росмэн, 2006
Источник