Лекарственные растения моего сада

Проект «Лекарственные растения нашего участка»

Елена Самонина
Проект «Лекарственные растения нашего участка»

Экологическое воспитание сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, сделанной руками и умом человека.

Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа,они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правилах сбора.

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы – на формирование знаний о лекарственных растениях.

Проектом предусмотрен объект исследования.

Предметом деятельности является процесс по изучению лекарственных растений и природоохранная деятельность.

2. Актуальность создания проекта.

Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Это направление нацело на понимание детьми зависимостей, существующих в природе, осознание влияния деятельности человека на природу, способствует систематизации знаний, активизирует умственную деятельность и познавательную сферу ребенка, помогает решать вопросы нравственно-эстетического плана, формировать трудовые навыки и активную жизненную позицию.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены в дошкольном возрасте. Уже с дошкольного возраста надо формировать у детей представления о лекарственных растениях Брянской области.

В Брянской области мы можем встретить такие растения как тысячелистник, цикорий, крапива, лопух, одуванчик и другие травы. Часть растений занесена в Красную книгу. Все меньше остается нетронутых уголков природы, нераспаханных земель. Поэтому надо приучить детей беречь и охранять природу, охранять растения, рационально использовать ее богатства.

Именно поэтому актуальным становится проект «Лекарственные растения нашего участка».

1. Создан проект «Лекарственные растения нашего участка».

Развита исследовательская, практическая деятельность.

2. Сформированы знания детей о лекарственных растениях нашего участка.

3. Повышен уровень экологической культуры у детей и их родителей.

4. Аннотация проекта.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природе, которая окружает детей и с которой они знакомятся в дошкольном детстве.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты, тайны.

Забота о здоровье детей в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Нам надо было вызвать интерес к оздоровлению своего организма с помощью лекарственных растений.

В соответствии с ВГТ проектопирается на научные принципы ее построения:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

— сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

— единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие зания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностей образовательных областей;

— решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

— принципы гуманизации, дифференциации и индувидуализации, непрерывности системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индувидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладение детьми определенным объектом информации знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта.

— Разработать систему реализации проекта на основе реальной практики и возможностей ДОУ

— Оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на 2 недели. С 8.04 по 22.04.2013. Краткосрочный проект.

Этапы, цель, сроки.

1. Подготовительно-ориентировочный этап.

2. Практический этап

3. Обобщающе-результативный этап.

6. План мероприятий. Название мероприятий, сроки, ответственные.

1 Этап. Подготовительно-ориентировочный. Беседа с детьми о необходимости растений на планете Земля.

Беседы и рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях

(подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).

Вечер загадок о лекарственных растениях.

Создание книги «Зеленые друзья»

Литературная викторина «Лекарственные растения»

Целевые прогулки и наблюдения за лекарственным растениями

Подбор информации о лекарственных растениям (стихи, загадки, рассказы, сказки….)

Ответственные: воспитатели, родители.

Выпуск газеты «зеленый бинт»

Ответственные: воспитатели, родители.

Беседы с родителями о проекте «Лекарственные растения»

Экскурсия в аптеку.

2. Практический этап.

Беседы о лекарственных растениях (подорожник, мята, крапива, чистотел, лопух).

Чтение художественной литературы, рассказов, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.

Создание детских рисунков на тему «Мое любимое лекарственное растение»

Рассматривание лекарственных растений на участке в их среде обитания.

3. Этап обобщающее-результативный.

Итоговое мероприятие НОД на тему «Лекарственные растения нашего участка»

Читайте также:  Как избавится от чувства тревоги с похмелья

Создание буклета «Лекарственные растения нашего участка» (рисунки детей).

Викторина «Лекарственные растения»

Создание фотоальбома: «Мы и наши зеленые друзья»

В результате у детей сформировались знания о лекарственных растениях. Дети научились воспринимать лекарственные растения как живые существа, сочувствовать их, оберегать их. Дети осознанно правильно относятся к растениям, помогающим здоровью человека.

7. Ресурсное обеспечение программы. Нормативно-правовые ресурсы.

— Закон РФ «Об Образовании»

— Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образовании» от 5.07.2001.

— Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

— Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Для проекта привлекаются: воспитатели.

Критерии оценивания проекта:

— Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребенка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).

— Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПина.

— Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

— Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе

8. Риски и пути преодоления рисков.

Риски – низкая активность родителей; большой объем работы, низкий познавательный интерес детей.

Преодоление рисков – привлечь родителей к активному участию в проекте вместе с детьми.

Провести родительское собрание по теме проекта: «Лекарственные растения нашего участка».

Повысить уровень самообразования.

Данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей через достижение единой цели.

Способствует развитию кругозора, бережного отношения к лекарственным растениям своей местности.

Происходит привитие трудовых навыков через исследовательскую деятельность.

Обработка материалов позволила создать буклет «Лекарственные растения нашего участка».

Дети хорошо усвоили, что такое лекарственные растения, их значение в жизни человека.

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Использование игры как основного средства в воспитании детей дошкольного возраста Актуальность темы. В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого.

Источник

Проект «Зелёная аптечка моего сада»

Данная работа носит информационный характер, предназначена для родителей, учителей и учащихся.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать, а еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и как правильно их использовать.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

Цель данной работы – изучить лекарственные растения, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Скачать:

Вложение Размер
лекатственные растения 129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

ученица 2 г класса

Манакова Екатерина Александровна

Фалалеева Елена Ивановна

г. Урай, 2019 год

  1. Основная часть
  1. Немного истории……………………………………………………………. 4
  2. Что такое лекарственные растения? ………………………………………. 5
  3. Группы лекарственных растений…………………… ……………………. 5
  4. Лекарственные растения моего сада…………………………….………. 7
  5. Правила сбора и хранения лекарственных трав………….……….……. 11
  6. Мнение учащихся и их родителей по теме проекта………………………13

Список используемых источников…………………………………………..15

«Нет растения, чтобы не было лекарственным.
Нет болезни, чтобы не вылечили растения.»
Авиценна

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать, а еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и как правильно их использовать.

У нас аптека находится практически под ногами. Мы должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав гуляя в парке, в лесу, в поле, знакомясь с нашей матушкой-природой.

Ведь каждое растение создано природой во благо человеку.

Цель: Изучить лекарственные растения, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

  • узнать какие лекарственные растения растут в саду;
  • изучить целебные свойства лекарственных растений;
  • провести опрос об использовании лекарственных растений;
  • обучить правилам сушки и сбора лекарственных растений;
  • создать гербарий лекарственных растений.

Объект – лекарственные травы .

Предмет – лекарственные травы моего сада.

Участники проекта – учитель, родители и дети.

Методы: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

Люди на самых ранних стадиях развития человечества изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, а с возникновением письменности данные о лечебных свойствах растений начали записывать и составлять «Травники».

Довольно широко лечение травами, с помощью восстановительной силы природы, применялось в Индии, Египте, Китае, Греции. Много познавательного о лечении травами упомянуто в писаниях древних мыслителей и врачевателей: Гиппократа, Плиния, Галена и др. Талантливый ученый Средней Азии Авиценна, в созданной им гениальной книге «Канон врачебной науки», рассказывает о свойствах более девятисот лекарственных растений.

Крещение Руси способствовало появлению по всей стране монастырей и православных храмов, где церковные люди с особым трепетом занимались сбором лекарственных растений. Применяя сведения травников Древней Греции, монахи использовали не только сушеные привозные травы, но и местное растительное сырье.

Издание аптекарского приказа в середине XVII века привело к тщательному исследованию и изучению не только растений местного происхождения, но и растений, растущих на осваиваемых новых землях Сибири. Началась культивация «аптекарских огородов», где выращивали специально лекарственные растения.

При Петре I на Руси «аптекарские огороды» были основаны при военных госпиталях практически во всех больших городах. В то же время пошла тенденция больших заготовок дикорастущих растений, что впоследствии позволило практически отказаться от привоза дорогих лекарственных растений из других стран.

В конце XVIII в. исследованиями лекарственных растений отечественной флоры стали заниматься ботаники и врачи. Проверенные и систематизированные ими данные из народной медицины увеличили арсенал лечебных препаратов ценными растениями, которые, в большинстве, не потеряли свою актуальность и сегодня.

В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

  1. Что такое лекарственные растения?

Лекарственные растения — обширная группа растений, органы или части которых (листья, корень, цветки) являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

В настоящее время описано около 320 тысяч видов растений, из них лишь небольшая часть, всего 21 тысяча видов используется в медицине.

Из лекарственных растений изготавливают настои, отвары, экстракты, сок, порошок из высушенных трав, мази.

Несмотря на эффективность лечения лекарственными травами, их следует употреблять с осторожностью и после консультации с врачом.

  1. Группы лекарственных растений.

По характеру действия лекарственные растения делятся на различные группы: антисептические, болеутоляющие, вяжущие, желчегонные, кровоостанавливающие, мочегонные, отхаркивающие, желудочно-кишечного, сердечно-сосудистого действия, слабительные, успокаивающие и т.д.

Мне было очень интересно узнать о том, что лекарственные растения содержат в себе биологические активные вещества, которые представляют собой различные химические соединения:

Алкалоиды (от арабского «щелочь») – это растительные вещества щелочного характера. Многие из алкалоидов являются высокоэффективными лечебными препаратами и широко применяются при лечении различных сердечно-сосудистых, нервных, желудочно-кишечных и др. заболеваний.

Гликозиды (от греческого «сахар») – широко распространенные в растительных и животных организмах вещества, молекулы которых состоят из двух компонентов: сахара и агликона. В медицине применяются обычно не гликозиды в чистом виде, а настои и настойки и т.д.

Сапонины (с латинского «мыло») – сложные безазотистые растительные вещества из группы гликозидов, которые дают, подобно мылу, растворы, легко пенящиеся при взбалтывании и обладающие прекрасными моющими свойствами. Применяются в медицине для лечения различных заболеваний, но наибольшее значение имеют растения, обладающие отхаркивающим действием.

Флавоноиды (от латинского «желтый») – безазотистые вещества сложной гетероциклической структуры. Они находят применение при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, а также при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Кумарины – это растительные вещества сложной гетероциклической структуры, обладающие высокой физиологической активностью. Они обладают антибактериальным и антигрибковым действием, сильным действием на центральную нервную систему, сосудорасширяющим и спазмолитическим свойством.

Дубильные вещества – различные вещества растительного происхождения, способные превращать недубленые шкуры в дубленую кожу. Встречаются почти во всех растениях. В медицинской практике применяются как вяжущие и противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, для полоскания горла, при воспалительных процессах.

Эфирные масла – разнородные летучие вещества, образующиеся в определенных органах растений, обладающие специфическим, часто приятным запахом, употребляются при лечении болезней горла.

Витамины – группа органических соединений разнообразного химического строения, выполняющие важнейшие функции в живых организмах. Наиболее важны из них витамины групп: А, В, С, группы Д, витамин Е, группы К, РР и пр.

  1. Лекарственные растения моего сада.

Пройдя по своему садовому участку, я узнала, что многие лекарственные растения являются сорняками, которые растут везде, т. е. прямо «под ногами». Я насчитала более 20 различных видов трав и растений, которые обладают лечебной силой. Нужно только знать, каким образом они могут помочь нам, и уметь правильно собрать и заготовить их.

Хочу представить лишь некоторые виды лекарственных растений и их действие на организм человека.

Чистотел – наши бабушки хорошо знают это растение как средство от бородавок и мозолей. Самоназвание как бы говорит, что, если вы будете пользоваться этим растением, у вас будет «чистое тело».

Эта трава обладает болеутоляющим действием и даже излечивает от чешуйчатого лишая, рака и туберкулёза кожи. Иногда чистотел рекомендуют при астме. Настой чистотела назначают при заболеваниях печени и желчного пузыря.

Клевер ползучий – семейство клеверов многочисленно, и клевер ползучий занимает в нем одно из почетных мест. Это растение высоко ценится за целебные свойства и в лечебных целях используют все его части.

Клевер белый способен проявлять следующие лечебные свойства: слабительное, противовоспалительное, ранозаживляющее, мягчительное, обезболивающее, мочегонное, антитоксическое, тонизирующее.

Лютик луговой — одни из самых удивительных цветков, которые создала природа. Они соединяют несоединимое: силу и слабость, пользу и вред, жизнь и смерть, лекарство и яд. Яркие желтые цветы издавна привлекали к себе людей.

Из-за высокого содержания яда лютик применяют для излечения только наружных заболеваний: сок разбавляется водой и наносится на кожу (борьба с чесоточным клещом). Слабый раствор используется для промывки ячменя на глазу, загноившихся ран.

Марьин корень – травянистое многолетнее растение марьин корень (Paeonia anomala), еще именуемый пион необычайный, либо пион марьин корень, либо пион уклоняющийся, либо пион неправильный, является видом, входящим в род Пион.

Такое растение как пион марьин корень содержит флавоноиды, эфирное масло, дубильные вещества, стерины, сапонины, сахара и смолы, галловую и салициловую кислоты. Положительное влияние оказывают на состояние и работу нервной системы.

Крапива — один из самых распространённых сорняков. Она встречается на сухих и на влажных местах, около домов, по обочинам дорог. Стебель и листья растения усажены жгучими волосками, которые ранят кожу. Заготавливают только листья крапивы без цветков и стеблей. Листья крапивы богаты витаминами С, К и каротином.

Используют как кровоостанавливающее средство при внутренних кровотечениях, анемии, атеросклерозе, болезнях печени, почек, мочевого пузыря.

Зверобой — препараты зверобоя снимают спазмы кровеносных сосудов, оказывают капилляро-укрепляющее действие, улучшают венозное кровообращение кровоснабжение некоторых внутренних органов, увеличивают диурез.

Горькое вещество, содержащееся в траве зверобоя, возбуждает секрецию желудка, улучшает аппетит. А также полезен чай зверобоя, постоянное применение которого способствует стимулированию желез внутренней секреции, регулирует работу желудочно-кишечного тракта, усиливает защитные функции организма.

Зверобой пользуется широкой популярностью в традиционной медицине.

Малина обыкновенная издавна славится в народе, да и признана традиционной официальной медициной, как великолепное лекарственное растение.

Своими поистине чудесными лекарственными свойствами, малина обязана своему химико-биологическому составу.

Плоды-ягоды, молодые стебли (побеги первого года) и листья применяют в виде настоев при ОРВИ, гриппе, малярии, цинге, ревматизме, различных простудных заболеваниях, для улучшения работы желудочно-кишечного тракта, при болях в желудке, для улучшения аппетита и при упадке сил. Свежие ягоды просто необходимо кушать весь сезон при экземах.

Ромашка аптечная не только один из любимых полевых цветов, символ России, это ещё и лекарственное растение. Она растёт по лугам, сорным местам, пустырям.

У ромашки собирают корзиночки цветков до того, как они начинают осыпаться. Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан молока, стакан воды, щепотку ромашки и ложечку липового мёда, смешай всё, вскипяти, процеди, остуди и пей вместо чая».

Ромашку используют при флюсах, зубной боли, для промывания гнойных ран, нарывов, как примочку для глаз. Делают ванны при ревматических болях и от золотухи. Ею моют волосы, чтобы был красивый золотистый цвет, и используют в косметологии.

Мята перечная — полезные свойства перечной мяты весьма разнообразны, а их проявление зависит от способа использования и типа существующей проблемы.

При употреблении растения и лекарств на его основе внутрь, важен его состав.

Чай с мятой обладает успокаивающим действием. Приём его за ужином улучшает сон, что помогает чувствовать себя более бодрым после пробуждения. Вещества в составе мяты снимают тревожность и угнетают ЦНС. Поэтому мятные настои часто дают детям перед сном.

Ландыш майский — многолетнее травянистое растение.

Настойку и экстракт травы ландыша применяют при неврозах сердца, а также при недостаточности сердечной деятельности. Используют для уменьшения отеков различного происхождения, при расстройствах нервной системы, заболеваниях глаз.

Применять необходимо с осторожностью из-за ядовитости растения.

Имеет охранный статус из–за бездумного уничтожения ради красивых букетов и заготовки сырья.

Мать-и-мачеха — ещё один незаменимый компонент грудных сборов. Применяют как отхаркивающее и мягчительное средство, а также листья этого растения входят в состав грудных и потогонных чаев при бронхитах и ларингитах.

Если есть проблемы с выпадением волос и обильной перхотью, хорошо поможет отвар мать-и-мачехи пополам с отваром крапивы.

Собирать цветки травы мать-и-мачехи нужно ранней весной, приблизительно в полдень, и обязательно должен быть хороший, солнечный день.

Подорожник — многолетнее травянистое растение. Народные названия «попутник», «порезник», «чирьевая трава» указывают на его применение.

Свежие листья подорожника используют как ранозаживляющее средство при порезах, укусах насекомых, ушибах, а высушенные– в язвенной болезни.

В народной медицине настой из листьев подорожника издавна применяется в качестве отхаркивающего средства при болезнях лёгких и бронхов. В последнее время начали применять и семена подорожника как лёгкое слабительное средство и при хронических поносах и дизентерии.

1.5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других — листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвёртое: где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

НЕЛЬЗЯ собирать лекарственные растения, занесенные в Красную книгу (арника горная, солодка, водяной орех и многие др.)

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

Несколько правил хранения лекарственных трав:

1.Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.

2.Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.

3.Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.

4.Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.

5.Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения и дату сбора.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет, плоды — до 3 лет, кора и корни — до 5 лет.

  1. Мнения учащихся и родителей по теме проекта.

Чтобы выяснить мнение учащихся и родителей по теме проекта, мною было проведено анкетирование по нескольким предложенным вопросам. В анкетирование приняли участие 25 учащихся моего класса и их родители. Приложение №1.

Целью анкетирования является определения знаний среди учащихся и родителей о лекарственных растениях, их свойствах, сборе и о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человеком в наше время.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм, на основании которых сделаны выводы по каждому вопросу. Приложение № 2.

Лекарственные растения занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни.

Также лекарственные растения входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее.

Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами.

На основании изученных материалов, проведенного анкетирования и полученных результатов были сделаны выводы:

  • все родители и большое количество учащихся знают, что есть лекарственные растения, которые обладают лечебными или профилактическими целями.
  • родители знают лекарственных растений до 10 и более наименований, однако учащиеся знают лишь до 5 растений и только шестая часть учащихся знает более 10 наименований.
  • родители занимаются сбором лекарственных растений, и половина из них приобщают к сбору своих детей.
  • лишь третья часть родителей и их детей занимаются посадкой и разведением лекарственных растений на своих участках и в садах.
  • большинство родителей и их детей используют лекарственные растения при лечении заболеваний или для профилактики.
  • родителям и их детям лекарственные растения помогают при лечении заболеваний или для их профилактики.

В ходе проектной работы я многое узнала. Работа помогла мне понять, что лекарственные растения являются частью природы, и мы люди, должны бережно относиться к ней.

Из собранных лекарственных растений своего сада мы сделали наглядное пособие в виде гербария. Приложение 3.

Для себя я решила, что в дальнейшем, вместе со своей семьей, будут выращивать в нашем саду лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Источник

Оцените статью