Лекарственные растения крыма для дошкольников

«Лекарственные растения Крыма»
план-конспект занятия (средняя группа)

«Лекарственные растения Крыма»

Скачать:

Вложение Размер
Конспект НОД в средней группе по реализации регионального компонента 23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лекарственные растения Крыма»

Гукина Наталья Валентиновна

— расширять представления детей о лекарственных растениях родного края .

Задачи : — Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них.

— Развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь. Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику.

— Воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом, желание помогать друг другу.

Материалы: кукла — Красная Шапочка, корзинка с угощениями, волчок со стрелкой, карточки- схемы» Правила сбора лекарственных растений», мешочки с растениями (Чайная роза, можжевельник, лаванда, мята), мольберт, иллюстрации по теме « Лекарственные растения», разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», картина с нарисованным фоном ромашкового поля без цветов, краска- гуашь белого и желтого цветов, нижняя часть бутылки на каждого ребенка, кисточки, баночка с водой, салфетки, клеенка.

Наблюдение за растениями, рассматривание деревьев, кустарников, трав; чтение художественных произведений о растениях, рассматривание картинок и иллюстраций, д/игра «Правила сбора лекарственных растений».

Дети стоят в кругу на коврике.

-Здравствуйте! -ты скажешь человеку.

-Здравствуй! -улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Воспитатель : — Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)

Дети, как называется наш полуостров? (Крым) Правильно. Чем богат наш Крым? (Морем, горами, растениями, животными, чистым воздухом..)

Слышится плач. На стульчике сидит Красная шапочка с корзинкой.

Воспитатель : — Ребята, слышите кто-то плачет? Кто же это может быть? Посмотрим. Кто это, ребята? (Красная Шапочка) Что случилось, Красная Шапочка? Почему ты плачешь?

Красная Шапочка: — Здравствуйте, дети. Моя бабушка заболела и мама попросила отнести ей лекарства. Я ходила, ходила по лесу, но лекарств там нет. Только руки себе расцарапала колючками пока к вам пришла.

Воспитатель : — Ребята, скажите, разве в лесу продают лекарства? (Нет, их продают в аптеке) Молодцы. Тогда, что мы посоветуем Красной Шапочке. Чем можно вылечить бабушку Красной Шапочки? (Лекарственными растениями) Правильно.

Красная Шапочка: — А я не знаю, какие это растения.

Воспитатель : — Не волнуйся, усаживайся поудобнее. Наши ребята тебе помогут в этом разобраться. Правда, ребята? (Да)

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: — Перед тем, как собирать лекарственные растения, необходимо знать правила их сбора. Предлагаю поиграть в игру «Волчок вращаю, правило называю».

Д/и. «Волчок вращай, правило называй»

Дети по карточке-схеме называют соответствующее правило сбора и хранения лекарственных растений.

Физ. минутка «Вместе мы гулять идем…»

Вместе мы гулять идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Дети, сколько растений вокруг. Предлагаю вам их собрать за столами и назвать, какая часть растения нам пригодиться.

Д/и «Собери растение»

(Дети самостоятельно за столами собирают из частей изображение лекарственного растения. Несколько детей работают у доски и рассказывают о пользе этого растения)

Одуванчик служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

Ромашка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. Ромашка поможет и больному животику. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней

Календула успокаивает нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои , настойки и мази.

Крапивой лечат раны, она убивает микробы. Ещё она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы, повышает гемоглобин.

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен . Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

Плоды и цветы шиповника укрепляют организм от болезней, придает силы. Масло шиповника используют при ожогах.

Листья мяты заваривают в чай. Мята успокаивает нервы, улучшает аппетит, помогает при бессоннице, тошноте. Применяют в косметологии: добавляют мяту в мази, крема, зубную пасту, лекарства для носа и полости рта.

Лаванда лечит ожоги, заживляет раны, успокаивает нервы, влияет на хороший сон. Из-за приятного аромата лаванду используют в косметике (шампунь, мыло, лосьон для тела, массажное масло, гель для душа, бальзам, духи).

Динамическая пауза «Я прошу тебя, цветок…»

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.

Воспитатель : -Растения имеют запахи, давайте сейчас попробуем по запаху определить то или иное растение.

Д/и «Определи растение по запаху»

(Дети нюхают мешочки с растениями и называют какого растения этот аромат)

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Красная Шапочка, тебе все стало понятно какие растения бывают и для чего их нужно применять?

Красная Шапочка: — Спасибо, ребята. Вы помогли мне разобраться с лекарственными растениями. Теперь я знаю какое растение от какой болезни помогает.

Воспитатель: — На память мы с ребятами хотим подарить тебе картину «Ромашковое поле», которое сейчас нарисуют дети.

(Дети рисуют ромашки способом «отпечатывания» бутылкой).

Красная Шапочка благодарит детей и угощает мятными пряниками и леденцами.

Воспитатель : — Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Источник

Конспект беседы «Лекарственные растения Крыма»
материал (подготовительная группа) на тему

Содержит сведения о ромашке, зверобое, подорожнике, шалфее и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект содержит информацию. о лекарственных растениях Крыма 725.04 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Лекарственные растения Крыма – зверобой, ромашка, подорожник, шалфей, душица, чабрец»

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: лаванда, шалфей, зверобой, чабрец подорожник, ромашка
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход беседы:

Ребята, вы уже много знаете о растениях Крыма. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет .

Рассказ о подорожнике : Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах.

Давайте посмотрим картинки и назовем их – зверобой, чабрец, кизил, шиповник, душица и многие другие. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

МБДОУ «Детский сад № 1 г. Феодосии Республики Крым

Источник

Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Лекарственные растения Крыма».

Конспект НОД по краеведению в старшей группе «Лекарственные растения Крыма».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Крыма.

Программное содержание: Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Расширять словарный запас словами- названиями лекарственных растений. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование: картинки и фотографии растений — ромашка подорожник,

шалфей, зверобой, лаванда, душица; высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Воспитатель: — Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего крымского полуострова. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? (Ответы детей).

Воспитатель: — За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав?

От каких болезней? Какими травами? (Ответы детей)

Воспитатель: — Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. А кто угадает это растение?

Воспитатель загадывает загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

Найдите это растение среди других. (ребёнок находит картинку с изображением подорожника). Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Воспитатель: — А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда», на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Воспитатель: Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животу.

Воспитатель: — Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горло.

А ещё можно лечиться травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Воспитатель: — Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственное растениеи отличать его от ядовитых растений.
  2. Собирать растениялучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растенияв городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Растениятам отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).
  4. Сорванные растенияскладывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растенияс корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Воспитатель: — Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Источник

Читайте также:  Что при похмелье разжижает кровь
Оцените статью