Конспект НОД «Лекарственные растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формировать представления о лекарственных растениях, их свойствах;
Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.lekarstvennye_rast.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
«Лекарственные растения вокруг нас»
Цель : формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
-Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
-Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, аптечная настойка календулы.
Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада, сбор гербария.
Воспитатель: Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли в детский сад думать, узнавать много нового. Наша планета удивительна! Посмотрите, ребята! Что это? Ответы детей.
Да, это глобус! Это наша планета Земля, но только очень маленькая! Посмотрите внимательно на глобус и скажите : «Какой цвет преобладает на глобусе?» . Ответы детей.
Большая часть – вода, то есть водоемы, которые есть на нашей планете. Остальная часть – земля. На земле живут люди, находятся города, дороги, поля и растут леса .
Наша Земля – зеленая планета! Это растения подарили ей зеленый цвет. Вот и давайте сегодня поговорим об этом удивительном зеленом царстве.
Воспитатель : каждый день, выходя на прогулку, мы общаемся с природой. Мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще за кем или чем мы можем наблюдать?
Воспитатель : Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав. Мы ходим по траве и не замечаем, что у нас под ногами настоящее богатство.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать .
В.Рождественский
Вы ходите узнать, что же это за богатство? Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях и постараемся разгадать их тайну.
Перед вами картинки с изображением растений, многие из них вам известны, но вы пока еще не знаете их главную тайну – это не простые растения, а лекарственные.
— Что означает слово лекарственные? Ответы детей.
Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива).
Верно – это крапива.
Предлагаю ребенку найти и показать всем крапиву.
Ребята, у нас на территории детского сада мы видели крапиву, скажите, где она у нас растет?
Воспитатель : Нам не стоит обижаться за «злую» крапиву, ведь растение это очень полезное. Правда, не нужно срывать ее голыми руками.
— Как же защитить свои руки при сборе крапивы? (Надеть перчатки).
Из крапивы можно приготовить витаминный борщ, щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она умеет останавливать кровь, поэтому хорошо заживляет раны. Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.
Угадайте, о каком лекарственном растении я говорю?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Правильно это всем известный подорожник.
— Найдите картинку с изображением дорожника. Почему он так называется? — Чем же он так хорош?
Ответы детей.
Правильно,
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Демонстрация картинки подорожника).
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои! »
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Давайте немного подвигаемся и отдохнем:
Вместе мы гулять идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг . (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! ( Потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк, (Наклоны с касанием ступней ног пальцами рук)
Медуница, кашка, клевер.
И на право и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули . ( Потягивания — руки вверх .)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели . ( Дети садятся.)
Следующая моя загадка также о лекарственном растении, которое мы видим с вами каждый день на нашей клумбе:
(Показ растения).
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы».
Воспитатель: Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Дети коллективно делают аппликацию ромашки.
Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Лекарственные растения можно встретить на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Можно сказать, что Природа – это огромная Зеленая Аптека, где для лечения любых болезней можно отыскать свое лекарство. Но помните, что собирать и использовать лекарственные растения нужно только под присмотром взрослых, ведь среди лекарственных растений встречаются и ядовитые.
Источник
Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»
Людмила Кириллова
Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, познакомить с правилами поведения при сборе лекарственных трав.
Задачи: 1) научить детей слушать и отвечать на вопросы;
2) воспитывать у детей бережное отношение к растениям;
3) научить детей делать соответвующие выводы о том, какое значение имеют растения в здоровье их организма;
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Предварительная работа: экскурсии на луг, прогулки по участку (лесная зона, сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению, разучивание стихов, загадок.
Оборудование: гербарий засушенных растений, пакеты с травами, настойка (календула).
Ход занятия: на столе лежат сухие веточки, коробочки с лекарственными травами, гербарий.
Вам здоровья даст,
Вдруг раздается стук в дверь. Входит девочка Маша с корзинкой в руках.
Маша: Здравствуйте, дети! Я гуляла по полям и лугам, собрала очень много лекарственных растений, но вот как они называются я не знаю. Поэтому я решила прийти к Вам, в детский санаторий. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и назовем растения, которые она собрала.
Воспитатель берет из корзины растения, показывает их детям, они говорят названия растений: мята, душица, крапива, одуванчик, вереск, пижма и др.
Воспитатель: Машенька, оставайся у нас в гостях, ты узнаешь для чего нужны лекарственные растения и как они хранятся.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что такое лекарственные растения?
Дети: это растения, которыми пользуются при лечении разных болезней.
Воспитатель: Правильно, дети! Кроме лекарств, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями.
Давайте с Вами поиграем в игру «Назови и расскажи». Надо назвать место, где растет то или иное растение (в поле, на лугу, на участке, в лесу, когда его собирают для сушки, чтобы потом применить для лечения.
Дети загадывают и отгадывают загадки.
Ребенок 1: Пусть пижма скромна, да лечебная, все же не зря цветки на таблетки похожи. Еще на цыплят ярко-желтых пока, на ощупь — на замшевый носик щенка (Пижма).
Ребенок 2: В огороде хрупкий зонт, понемногу вверх растет, как зовут тебя? «Прокоп», — громко скажет нам. (укроп).
Ребенок 3: Пряность это и приправа, чай с ней удался на славу, догадаются, ребята, ну, конечно, это. (Мята).
Ребенок 4: Неприметна среди трав, у нее спокойный нрав, кто полезностью гордится? Ароматная. (душица).
Ребенок 5: Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог, как присяду на диванчик, вспомню желтый. (Одуванчик).
Ребенок 6: Обожжет без огня, и тебя, и меня, а живет у плетня. (крапива).
Дети вспоминают и рассказывают чем и как их лечат мамы.
Воспитатель: Какие вы молодцы, дети. Я немного дополню, что цветки ромашки собирают летом, листики подорожника — весной, можно и в начале лета, одуванчик — весной, когда они только-только цветут, крапиву-весной, когда она только вырастает, корни лопуха-в течении всего лета. При ангине горло полощут отваром ромашки, к ранке прикладывают листья подорожника, когда детям и взрослым нужны витамины (обычно весной, зимой) используют отвар шиповника, чай из мяты — успокаивает и т. д.
Машенька тоже включается в игру, показывает растения, просит о нем рассказать. Спрашивает у детей, что же надо пить, когда болит горлышко и т. д.
Машенька: Дети, когда я собирала травы, то нечаянно порезала пальчик, как же мне его подлечить.
Дети: Приложить лист подорожника.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте отдохнем и пригласим Машеньку.
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут, становятся все больше (Дети встают).
Вдруг полетел ветер, стал дуть на одуванчики (Дети раскачивают руками). Ветер подул еще сильнее (дети бегают на носочках).
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).
Там, где упали парашютики, будут расти одуванчики (дети встают).
Машенька: А еще из одуванчика можно приготовить вкусный салат. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.для приготовления салата потребуется:
— 100 гр листьев одуванчиков
— 90 гр зеленого лука
— 15 гр растит масла
Соль, перец по вкусу. Листья одуванчика надо выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанную петрушку, зеленый лук соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, перемешать, украсить вареным яйцом.
Воспитатель: Мы обязательно попробуем салат, про который нам рассказала Маша.
Машенька: Дети, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Весь в пыли, хоть сел немного, у дороги он стоит, у него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Маша: Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички
Воспитатель: Дети! Вы сегодня очень много рассказали о лекарственных растениях. Я думаю, что теперь Машенька уже знает их названия и знает для чего их применяют.
А теперь я предлагаю Вам вспомнить правила сбора лекарственных растений.
— нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог;
— нельзя пробовать растения на вкус;
— нельзя рвать много растений;
— нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это делать днем, когда сухо и ясно;
— собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно;
— после сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки;
Машенька: Ребята, хочу еще раз назвать растения, которые я собрала, а вы проверьте, правильно ли?
Дети: Маша, а почему эти растения называются лекарственными?
Маша: Потому что они применяются в лечении различных болезней.
Дети вместе с Машей пьют напиток «Здоровье», стараются определить, какие травы здесь использованы.
Затем отыскивают это растение на картинке, показывают Машеньке.
Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
Машенька благодарит детей за помощь, прощается с ними и уходит.
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» Занятие Тема: «Путешествие в мир лекарственных растений». Цель: Расширение знаний детей о пользе лекарственных растений. Задачи: 1. Закрепить.
Конспект НОД «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в мир лекарственных растений Верх-Чебулы» Воспитатель Гарбузова Т. П. Цель:.
Конспект занятия для старшей группы по познавательному развитию «Царство растений» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Царство растений» Образовательные задачи:.
Конспект занятия «Путешествие в лес. Ознакомление с миром природы» для детей подготовительной к школе группы Программные задачи: закреплять знания детей о лесе, о жизни животных в осенний период, об их повадках и особенностях поведения. Повторить.
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Поможем Красной Шапочке» для детей среднего дошкольного возраста Цель: закреплять знания детей о ягодных кустарниках родного края:лекарственными голубика брусника боярышник лимонник клюква шиповник и ядовитыми.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Царство растений: лук — чародей» для подготовительной группы Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Царство растений: лук – волшебник» (подготовительная группа) Цель: обобщение представлений.
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе Программное содержание: учить правильно называть и узнавать.
Консультация для родителей «В царстве лекарственных растений» Хакунова Светлана Алиевна. г. Майкоп. МБДОУ №16. Мы живем в мире разнообразных растений. Среди «зеленых спутников» человека, сопровождающих.
Ознакомление с окружающим миром «Мир доброты и вежливости» для старшей группы Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Мир доброты и вежливости» Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.
Проект «В мире лекарственных растений» 1. Название проекта «В мире лекарственных растений» 2. Проблемное поле проекта Наблюдая и рассматривая растение в группе, на улице, и узнав,.
Источник