- Коллекция лекарственных растений
- НОД по ознакомлению с культурой Дона «Образ природы как кормилицы и врачевательницы. Лечебные травы донской степи»
- Ход НОД:
- Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли»
- Конспект НОД на тему: Лекарственные растения Донской земли
- Задачи:
- Интеграция образовательных областей:
- Правила сбора лекарственных растений
Коллекция лекарственных растений
Начало создания коллекции было положено в 60-е годы прошлого столетия учеными Ботанического сада – Путилиным Александром Петровичем и Чурюкиной Анфисой Федоровной. На небольшом участке площадью 0,03 га выращивалось около 20 видов лекарственных растений-представителей местной флоры.
В дальнейшем осуществлялось планомерное пополнение коллекционного фонда за счет сбора вегетативного и семенного материала в процессе экспедиционных выездов в районы Ростовской области и бесплатного обмена с отечественными и зарубежными ботаническими садами. К 1980 г. была сформирована коллекция лекарственных растений, насчитывающая 150 видов, относящихся к 44 семействам и 130 родам, причем 70 из них являлись представителями нижнедонской флоры.
На сегодняшний день коллекция насчитывает 186 видов, относящихся к 45 семействам и 135 родам, в том числе 98 видов нижнедонской флоры. В составе коллекции содержатся 18 видов, занесенных в Красные книги РФ и Ростовской области . Все виды разделены на 14 групп по критерию фармакологического воздействия: 1. адаптогенного действия (Aralia mandchurica Rupr. & Maxim. – аралия манчжурская, Eleutherococcus senticosus (Rupr. & Maxim.) Maxim. –свободноягодник (элеутерококк) колючий, E. sessiliflorus (Rupr. & Maxim.) S.Y. Hu – с. сидячецветковый, Rhaponticum carthamoides (Willd.) Iljin – маралий корень сафлоровидный и др.), 2. ароматерапевтические (Lavandula angustifolia Mill. – лаванда узколистная, Rosmarinus officinalis L. – розмарин лекарственный, Hyssopus officinalis L. – иссоп лекарственный, Monarda citriodorа Cerv. ex Lag. – монарда лимонная и др.), 3. желудочно-кишечные (Acorus calamus L. – аир болотный, Matricaria recutita L. – ромашка аптечная, Bergenia crassifolia (L.) Fritsch – бадан толстолистный, Genista tinctoria L. – дрок красильный и др.), 4. желчегонные и применяемые при заболеваниях печени (Silybium marianum (L.) Gaertn. – расторопша пятнистая или остро-пестро, Helichrysum arenarium (L.) Moench – цмин песчаный, Hypericum perforatum L. – зверобой продырявленный, Tanacetum vulgare L. – пижма обыкновенная и др.), 5. иммуномодулирующие (Echinacea angustifolia DС. – эхинацея узколистная, E. purpurea (L.) Moench – э. пурпурная, Desmodium canadense (L.) DC. – десмодиум канадский, Agastache foeniculum (Pursh) Kuntze – многоколосник фенхельный и др.), 6. кровоостанавливающие (Sanquisorba officinalis L. – кровохлебка лекарственная, Ononis arvensis L. – стальник пашенный, Achillea millefolium L. – тысячелистник обыкновенный, Urtica dioica L. – крапива двудомная и др.), 7. применяемые при заболеваниях верхних дыхательных путей (Phytolacca americana L. – лаконос американский, Dasiphora fruticosa (L.) Rydb. – дазифора кустарниковая или курильский чай, Inula helenium L. – девясил высокий, Hyssopus officinalis L. – иссоп лекарственный и др.), 8. применяемые при кожных заболеваниях (Bidens tripartitа L. – череда трехраздельная, Macleaya cordata (Willd.) R. Br. – маклея сердцелистная, Saponaria officinalis L. – мыльнянка лекарственная, Calendula officinalis L. – календула лекарственная и др.), 9. мочегонные и применяемые при заболеваниях почек (Equisetum arvense L. – хвощ полевой, Asparagus officinalis L. – спаржа лекарственная, Borago officinalis L. – огуречник лекарственный, Gratiola officinalis L. – авран лекарственный и др.), 10. противовоспалительные (Mentha×piperita L. – мята перечная, Salvia officinalis L. – шалфей лекарственный, Stachys byzantina K. Koch – чистец византийский (шерстистый), Thymus vulgaris L. – тимьян обыкновенный и др.), 11. противоопухолевые (Conium maculatum L. – болиголов пятнистый, Chelidonium majus L. – чистотел большой, Stachys officinalis (L). Trevis. – чистец лекарственный, Colchicum laetum Stev. – безвременник яркий и др.), 12. противоревматические (Filipendula ulmaria (L.) Maxim. – лабазник вязолистный, F. vulgaris Moench.– л. обыкновенный, Symphytum officinale L. – окопник лекарственный, Echinops ruthenicus Bieb. – мордовник русский и др.), 13. сердечно-сосудистые (Digitalis grandiflora Mill. – наперстянка крупноцветковая, Leonurus quiquelobatus Gilib. – пустырник пятилопастный, Patrinia intermedia Roem. & Schult. – патриния средняя, Scutellaria baicalensis Georgi – шлемник байкальский и др.), 14. успокаивающие (Pulsatilla patens (L.) Mill. – прострел раскрытый, P. pratensis (L.) Mill. [incl. P. nigricans Stöerk nom. illeg.] – п. луговой, Papaver rhoeas L. – мак-самосейка, Dracocephalum moldavica L. – змееголовник молдавский, Paeonia anomala L. – пион уклоняющийся и др.).
Наибольшим количеством видов представлены группы растений, применяемых при лечении воспалительных (50 видов) и сердечно-сосудистых (30 видов) заболеваний.
На базе коллекции проводится интродукционное изучение как местных, так и инорайонных видов лекарственных растений. В разные годы такими исследованиями были охвачены девясил высокий (Ростовская область), мачок желтый (Кавказ, Крым), гомфокарпус кустарниковый (Кавказ), катарантус розовый (Индия, о. Ява), арника облиственная (Западная Украина), эхинацея пурпурная и эхинацея бледная (Северная Америка), аралия манчжурская и элеутерококк колючий (Дальний Восток), большеголовник сафлоровидный (эндемик Южной Сибири), наперстянка шерстистая (Балканы, Закарпатская Украина и Молдавия), наперстянка пурпурная (Западная Европа). прострел луговой и прострел раскрытый (Ростовская область), лофант анисовый (Северная Америка) и другие.
Многие виды содержат эфирные масла и представляют интерес для косметической, парфюмерной, пищевой и фармацевтической отраслей.
Научный руководитель коллекции: ведущий агроном Анищенко Л.В.
Источник
НОД по ознакомлению с культурой Дона «Образ природы как кормилицы и врачевательницы. Лечебные травы донской степи»
Олеся Духанина
НОД по ознакомлению с культурой Дона «Образ природы как кормилицы и врачевательницы. Лечебные травы донской степи»
Задачи: Стимулировать интерес и желание познавать новое.
Способствовать развитию знаний о природе Донской земли.
Развитие словарной, логической историко-культурной, сенсорной памяти в активной игровой образовательной деятельности.
Закреплять представления о казачьем досуге (травяные чаи).
Материал: презентация «Путешествие по Донской степи», телевизор, картинки с лечебными травами, картина человека в полный рост, корзиночка с сушеными травами (мята, ромашка, полынь, чай с травами.
Ход НОД:
Вос-ль: Человек живет на земле. Это наша кормилица, защитница, подательница благ. Чтобы выжить, человек должен был изучать, чем же богата природа его страны, а особенно местности, где он живет. Чем может она его поддержать. С приходом весны,матушки да нянюшки выводили своих чад за порог да учили привечать: где подснежники, а где ландыши; когда появляются листочки душистой да полезной черемши (первые витамины); когда зацветет черемуха, а когда зажжет свои желтые огоньки одуванчик.
Живем мы с вами на Донской земле, окружают нас степи. А что же такое степь? (Ответы детей). Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы. Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану. А были ли вы в степи? (Ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Донской степи.
Презентация «Путешествие по Донской степи».
2 слайд. Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы.
Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану.
3 слайд. Первыми, когда в почве еще достаточно влаги, зацветают гусиный лук, тюльпаны, ирисы.
4 слайд.В конце мая растительность продолжает изменяться: цветущий ковыль окрашивает степь серебристо-белыми красками. Здесь донская степь, это ковыльная картинка весной. Во второй половине мая зацветает ковыль и его серебристые метелочки делают донскую степь непередаваемо красивой. Цветущий ковыль похож на серебряные волосы. Или на застывший хрусталь, как на этой фотографии. Весеннее солнце светится и переливается в этих живых хрустальных гранях, делая ковыльную картинку донской степи незабываемой и очень жизнерадостной.
5 слайд. Трава чабрец, который иначе называют чабер или тимьян ползучий, издавна любим народом. А чай из ароматных пучков этой травы наполняет душу спокойствием. Собрав траву чабреца, можно приготовить очень полезный, так называемый сок, из этого растения. Применяют сок чабреца при простуде, воспалении верхних дыхательных путей, бронхите и трахеите.
6 слайд. Шалфей. Настои и отвары из шалфея для полоскания ротовой полости при инфекционных заболеваниях. Чай с шалфеем прекрасное средство для лечения заболеваний горла, он обладает противовоспалительными свойствами. Регулярное употребление чая с добавлением листьев шалфея способствует замедлению процессов старения в организме.
7 слайд. Донник в качестве лекарственного средства известен еще с древних времен. Народная медицина до сих пор использует водный настой этого растения при головной боли, бессоннице.
8 слайд. Знахари очень любят пижму. Они используют и семена, и цветочки в целебных целях. Издревле это растение было одним из самых эффективных для борьбы с паразитами (глистами, аскаридами и пр.). Очень эффективна она для лечения печени и кишечника.
9 слайд. Донские степи, как, известно, покрыты полынью. Полынь помогает пищеварению. С 18-го века на Руси сок полыни применяли для заживления и очищения ран.
10 слайд. Из истории о наших предках известно, что не только в их жизни, но и в нашей сегодняшней действительности случаются войны. Солдаты спешили отыскать тут же на поле боя травку тысячелистника, чтобы, растерев в ладонях стебелек с листьями и цветками и приложив его к кровоточащим ранам, остановить кровотечение и защитить раны от инфекции. Практически в каждой казачьей семье хранились сухие листья и цветки, которые при необходимости перетирались в порошок и этим порошком присыпали раны и бинтовали их.
11 слайд. Что же такое степь? Какие травы растут в степи? Назовите лечебные травы.
А для чего можно использовать лечебные травы, кроме настоев, отваров? (Травяные чаи.)
Вос-ль: Пора нам возвращаться в детский сад. Пока мы с вами путешествовали по степи, на столе появилась корзиночка. Ой, как хочется узнать что там. А вам? Все внимательно рассматриваем. В корзиночке оказались разные сушеные травы (мята, полынь, ромашка). Возьмите, рассмотрите, понюхайте и определите какие это травы и для чего они.
Из разных трав делали люди чаи. А какой чай хотели бы попробовать?
(Ребята сами определяют, какой чай хотели бы попробовать). А мы попросим нашего помощника заварить чай.
Вос-ль: Да, красива наша степь весной. Травы радуют глаз, а еще лечат тело. Лечебные травы собирали весной и в начале лета, сушили и хранили до следующей весны. Даже солдатам на войне помогали травки, собранные в степи. Жены и дети шили кисеты (мешочки, которые наполняли лечебными травами (подорожником, ромашкой, крапивой, тысячелистником и т. д.). Травы лечили, а запах трав, запах родной земли придавал солдату сил.
А какие лечебные травы знаете вы? (Ответы детей).
Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в игру «Помоги больному человеку». Перед вами, ребята, различные травы.Задача: определить лечебная ли эта травка и что лечат этой травой. Прикрепите картинку с нужной лечебной травой больному месту на макете человека.
После игры, все дети приглашаются на чаепитие.
Что вам сегодня понравилось? Что запомнилось? Какие лечебные травы вы теперь знаете? Зачем нам нужны эти знания?
Источник
Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли»
Светлана Полигузова
Конспект НОД по формированию целостности картины мира в старшей группе «Лекарственные растения Донской земли»
Конспект НОД на тему: Лекарственные растения Донской земли
закрепить представления о лекарственных травах Ростовской области.
Задачи:
— способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Ростовской области, их пользе для человека;
— формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.
— формировать эмоционально-ценностные отношения к природе донского края;
— развивать психические познавательные процессы: внимание, память, мышление;
-развивать умение правильно работать с посадочным материалом;
— воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру.
— в процессе занятия закреплять и развивать навыки речевого общения (диалог, монолог, связную речь)
Оборудование: ноутбук- презентация «Лекарственные растения донского края», сбор лекарственных трав, напиток из лекарственных растений и кружки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Безопасность», «Художественная литература», «Физическая культура»
Ход занятия.
Организационный момент (дети находятся в группе, стук в дверь, появляется Колобок)
-Здравствуйте, ребята! Как люблю я приходить к вам в гости, но сегодня я пришел к вам за помощью. Мой друг, мышонок Пик — заболел и не хочет пить лекарства, как ему помочь я не знаю. Слайд-3
Воспитатель- Ребята мы поможем мышонку. Тогда отправляемся в путь, а он у нас не близок, ведь в нашей области степи сменяются полями, поля лесами, леса – лугами. На чем же мы отправимся в путешествие (Ответы детей) Сегодня мы будем путешествовать пешком, потому что то, что нам необходимо растет у нас под ногами –это лекарственные травы.
Постановка проблемы и её решение:
— Ребята, мы с вами уже много знаем о разнообразии растений нашего донского края, без растений не смогли бы мы жить на нашей Земле. Все знают, что растения помогают людям и животным дышать. Очень давно люди заметили, что все животные лечатся травами и они помогают им от разных болезней. Человек стал больше обращать внимание на то, что растет вокруг. Степь и лес, поле и луг стали первой аптекой для человека. Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно.
— Ребята, скажите, кто знает, как назывались люди, которые собирали травы, лечили людей, записывали все рецепты в книги. (Ответы детей.)
— Правильно, это были знахари, лекари, травники. За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.
Встанем в круг, поднимем руки к солнышку, оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: Небо, солнце, природа, дайте здоровья мне, моим друзьям и родным!
А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом, сделаем глубокий вдох. (ароматерапия)
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Колобок: Ребята,стойте! Смотрите – одуванчики (Слайд- 4)
Воспитатель: -Колобок, ты ошибся. Это- Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, похоже на одуванчик, но меньшего размера
Жёлтый глаз из-под земли
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать?
Вы знаете, почему оно так называется? У неё с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке «Золушка», она была злая. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки Мать — и — мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Очень хорошо помогает от кашля.
–Колобок, а мышонок Пик кашлял? Нет, тогда собирать мать – и –мачеху не будем. Идемте дальше!
— Посмотрите на это растение, а еще лучше понюхайте, что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей)
Слайд-5 Не приметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится? –(Ароматная душица.)
Запах у неё приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название — душица. Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда, но она нам тоже не подходит….Идем дальше!
Воспитатель: Вот и подорожник (Слайд- 6)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Подорожник – дети, а знаете почему эта трава называется подорожник (Ответы) Семена подорожника прилипают к обуви и разносятся вокруг. В народе его ещё называли “порезник, ранник”. Догадались, почему? (у него ранозаживляющие свойства)
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника: «Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею, Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.» Колобок, а у мышонка есть раны? Нет?
-Ребята. я смотрю вы устали давайте сделаем привал….
Ритмическая игра «Одуванчик»
Солнце греет, всем тепло. (руки в сторону)
Семя уж росток дало.
Быстро выросло оно. (руки вверх)
А потом и расцвело (руки вверху. пальцы раскрыты)
Одуванчик солнцу рад (все улыбаются)
Качается вперед-назад (дети качаются)
Вот он к солнцу потянулся (поворачиваются вполоборота)
И довольно улыбнулся (все улыбаются)
Стебель тоненький, как пальчик. (дети вытягиваются)
Голова как шар пушистый (показывают шар руками)
Если ветер быстрый, быстрый (дыхание
На головку налетит
Все вокруг зашевелит (качают руками)
Одуванчика пушинки (поднимают открытые ладошки)
И останутся кружиться (кружатся)
И сольются с небосводом
И на землю упадут (приседают)
Там останутся лежать
Чтобы снова по весне
Одуванчиками стать. (поднимаются)
Продолжаем наше путешествие в поисках лекарственного растения для мышонка.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
Мы ее заварим. (Ромашка) Слайд-7
— Правильно ребята, это ромашка,а название переводится как милая простота и правильно называть её ромашка аптечная, потому что из неё много готовится полезных лекарств, она очень хорошо помогает от больного животика, если у тебя жар или появился кашель.
Злая как волчица
Жжется как горчица
Что это за диво?
Это же (Крапива)Слайд-8
Воспитатель: Русское название- крапива, происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из стеблей получали волокно для выработки тканей. А в давние времена из нее ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали. Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но и польза от крапивы людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Она раны вычистит и заживит. В крапиве содержится вещество, убивающее микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Игра «Береги руки».
Колобок: Точно, точно вот, что необходимо мышонку –витаминный салат, это он просто после зимы хандрит.
Колобок: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.
Воспитатель:— Ребята,а вы знаете,что не все лекарственные травы можно собирать, потому что некоторые из них занесены в Красную книгу. Я хочу рассказать вам о Красной книге. (Слайд-9) Ученые со всего мира организовали международный союз охраны природы. Они заметили, что примерно с конца прошлого столетия участились случаи исчезновения с лица Земли некоторых видов животных и растений.
Существует целое экологическое движение. Дети тоже могут помочь, участвуя в обществах по охране природы.
По всему миру создаются ботанические сады, заповедники и национальные парки Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
Красная книга – это сигнал: обратите внимание!
В ней печатают собранные учеными факты, показывающие состояние численности того или иного вида. В книге указываются редкие, исчезающие растения, животные,птицы, рыбы, насекомые.
В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите, но включают в такую книгу их не навечно, а с надеждой, что вследствие принятых охранных мер растения перестанут нуждаться в защите. Спасенное животное или растение переводят, в Зеленую книгу- спасенных. Но, к сожалению, не всегда так бывает
Колобок: Мы будем беречь и охранять все живое.
Еще много лекарственных растений можно найти на территории Ростовской области на лугах, в лесу, степи. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.
Правила сбора лекарственных растений
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;
3. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
4. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
5. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их.
6. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
7. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Вот и я вам предлагаю в заключении нашего занятия приумножить богатства лекарственных трав, посадить на нашем «огороде» лекарственное растение –Календула, которое многие знают под названием- Ноготки. (Слайд-11) Дети, что это такое? (семена) Для чего они нужны?
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, это семена Календулы. Какие они? (изогнутые, серые).(Слайд-12)
Сегодня мы с вами посеем семена Календулы. Сеять будем в рассадный ящик, а потом высадим на клумбу.
В ящик нужно насыпать землю, легко ее примять, затем палочкой сделать лунки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы будущим растениям не было тесно. Положите по одному семечку и закройте лунки землей, (дети выполняют задание (Слайд-13,14)
Что нужно сделать потом, чтобы семена проросли?
Дети: Нужно их полить. (Слайд-15
Воспитатель: Поливать нужно осторожно, а куда нужно поставить посевы, чтобы семена лучше проросли?
Дети: На самое светлое место, на окно.
Воспитатель: Я закрою прозрачной пленкой — сделаем парничок и будем ухаживать за посевами. Что мы будем с вами для этого делать (Слайд-16)
Дети: поливать, опрыскивать, вести наблюдения. (Слайд-17)
Итог.
1. Ребята, с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?
2. Для чего нужна Красная книга?
3. Как правильно собирать лекарственные травы?
Источник