- Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
- Ход занятия.
- Прикреплённые файлы:
- Викторина «Лекарственные растения»: с ответами
- С какой целью проводятся викторины для школьников
- Список вопросов для младших школьников
- Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»
- Список вопросов для викторины для среднего звена школы
- Вместо заключения
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «Какие цветы нас лечат?».
Форма работы: викторина.
вторая реабилитационная группа
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет.
Форма и методы работы: упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина, презентация слайдов, блиц-опрос.
Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.
2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,
обогащение природоведческого словаря.
Ожидаемый результат: знание детей лекарственных растений, умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: фишки красного и зелёного цвета, жетоны-цветочки, презентация слайдов, грамоты.
1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!».
2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.
3. Основная часть – беседа, викторина, презентация слайдов.
4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.
Викторина «Какие цветы нас лечат?».
Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.
2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,
обогащение природоведческого словаря.
Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат», вопросы для викторины, тексты стихотворений.
Ход занятия.
1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!».
2. Вводная часть.
Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
Подготовка к восприятию материала.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
3. Основная часть.
— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
— Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат?»среди двух команд:
— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
(Совещание команд, выбор названия, капитанов).
Воспитатель: ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины:
1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2)Ответ: Подорожник
2. Какое растение получило название «мяун-трава»?
Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3)Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4)Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5)Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.
5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7)Ответ: Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
(Слайд 8)Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9)Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар —
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10)Ответ: Нивяник обыкновенный.
10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13)Ответ: Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16)Ответ: Каланхоэ перистое.
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17)Ответ: Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18)Ответ: Лиственница.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд 19)Ответ: Плоды чёрной смородины.
4. Заключительная часть.
— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
(Подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды).
— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
медленно по лугу
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Не для того, чтоб рвать
И доброе лицо им показать.
— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
— Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
— В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
— Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
— Все ли растения являются лекарственными?
— Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
— Где можно собирать лекарственные растения?
— Сколько листьев можно обрывать на растении?
Прикреплённые файлы:
kakie-cvety-nas-lechat_hq3p7.pptx | 1717,74 Кб |
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Уход за комнатными растениями» Тема: Уход за комнатными растениями. Цель: Формировать внимательное и бережное отношение детей к комнатным растениям. Задачи: 1. Расширить.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Оранжевое настроение» МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Оранжевое настроение».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Птицы» Конспект НОД по окружаещему миру. Тема: «Птицы». Программное содержание: 1. Образовательная задача: 1. Продолжать учить детей определять особенности.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.
Сценарий КВН по ознакомлению с окружающеим миром для подготовительной группы КВН по окружающему миру для подготовительной группы. Цели: * Закреплять знания о природе. *Развивать память, сообразительность, находчивость,.
Олимпиада по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Матроскину» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать у детей познавательный интерес, развивать.
Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.
Проект по ознакомлению с окружающим миром «Снеговик» (младшая группа) Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: 1неделя (23-27 декабря). Краткосрочный. Возраст детей: Младшая группа. Цель:.
Урок по окружающему миру во 2 классе «Разнообразие животных» Ход урока: I. Организация начала урока. -Долгожданный дан звонок- Начинается урок. (слайд 2) Тихо девочки за парты сели Тихо мальчики за.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» План-конспект занятия по окружающему миру (вторая младшая группа) Тема: «Путешествие в лес» Цель: 1. Продолжать формировать представления.
Источник
Викторина «Лекарственные растения»: с ответами
Школа навсегда врезается в память ребенка, и от того чем будет наполнен учебный процесс напрямую зависит развитие и формирование интеллекта, восприятия и прочих важных характеристик для человека. Кроме получения знаний, совместное обучение с другими детьми позволяет социализироваться, научится общаться и взаимодействовать с окружающими. С какой стороны не посмотри, а школьники все же дети и для них очень трудно парой усидеть на уроке, где преподносят малоинтересную информацию. Они постоянно отвлекаются и пытаются найти возможность для развлечений, что значительно вредит как восприятию информации, так и развитию сосредоточенности.
Крайне важно, чтобы учитель мог подобрать подход к ученику, не просто монотонно прочитать материал и выполнить методологический план, а что бы у школьника эта информация отложилась в памяти. Один из лучших способов реализации качественного донесения информации является интеллектуальная викторина.
С какой целью проводятся викторины для школьников
Викторина – это своеобразная игра, которая позволит ученику одномоментно и развлекаться, и получать знания. Кроме этого, так как на викторинах зачастую необходимо делится на команды, то в подсознании ребенка прокачивается важная способность к коллективизму. При этом, внимание школьника полностью сосредоточено на педагоге, так как он выступает ведущим и непосредственно ведет викторину контролируя при этом соблюдение участниками правил игры.
Еще одним полезным плюсом викторины является необходимость детей самостоятельно определить капитана команды и решать, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. Таким образом развиваются лидерские качества и чувство ответственности, поскольку победить хочет каждый. Вот так, казалось бы, интеллектуальная игра способна объединить развлечение с образованием, при этом как процесс, так и результат устроит всех, и учителей, и учеников, и родителей.
Список вопросов для младших школьников
Знания учащихся начальной школы о лекарственных растения не так обширны, поэтому включать в этот блок замысловатые вопросы будет не совсем корректно. Но все же, на уроках природоведения дети уже успели получить базовые знания по данной теме и вполне способны поучаствовать в тематической викторине. Предлагаем список примерных вопросов для этого блока.
- Плоды какого дерева содержат в себе витамин С?
-
- плоды граната
- плоды шиповника
- плоды лимона
-
(правильный ответ – плоды лимона)
-
- лист крапивы
- лист подорожника
- лист петрушки
(правильный ответ – лист подорожника)
-
- каланхоэ
- алоэ
- подорожник
(правильный ответ – каланхоэ)
-
- каланхоэ
- алоэ
- подорожник
(правильный ответ – алоэ)
-
- иван-чай
- мать-и-мачеха
- дочки-матери
(правильный ответ – мать-и-мачеха)
-
- шалфей
- щавель
- порей
(правильный ответ – щавель)
-
- мак
- щарица
- укроп
(правильный ответ – мак)
-
- полынь
- чистотел
- календула
(правильный ответ – полынь)
-
- полынь
- чистотел
- календула
(правильный ответ – чистотел)
-
- календула
- шалфей
- полынь
(правильный ответ – календула, второе название «ноготки»)
-
- КООРЖ
- НОКИ
- ДОГАРО
(правильный ответ – ДОГАРО – т.е. дорога)
-
- смородина
- малина
- клубника
(правильный ответ – малина)
-
- лук и чеснок
- чеснок и лимон
- лимон и лук
(правильный ответ – лук и чеснок)
-
- малина
- смородина
- чистотел
(правильный ответ – чистотел)
-
- черника
- голубика
- ежевика
(правильный ответ – черника)
Подобные вопросы учитель может составить самостоятельно, опираясь на то, какие темы по природоведению он успел пройти с учащимися. Вопросы можно задавать как в виде тестов, так и приготовить для каждого вопроса наглядные пособия с картинками ответов. Так можно сделать викторину более интересной для школьников начального звена.
Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»
Оформление вопросов можно составить в нескольких вариантах, все зависит от возраста учеников. Таким образом, если оформлять в сухой манере вопрос-ответ, то под тематику «Лекарственные растения» подойдет такой перечень вопросов и ответов.
- Какой отвар является лучшим доктором при боли в горле? (правильный ответ – отвар из луговой лекарственной ромашки)
- Какое растение можно использовать как заменитель ваты? (правильный ответ – мох сфагнум)
- Какое дерево является символом России и обладает особенной красотой и лечебными свойствами? (правильный ответ – береза)
- В чем польза от крапивы? (правильный ответ – она хорошо останавливает кровь)
- Какую траву предпочитают кошки? (правильный ответ – лекарственная валерьяна)
- Что за растение называют «Зеленым бинтом»? (правильный ответ – подорожник)
- При помощи какого растения можно заварить чай находясь в лесу? (правильный ответ – при помощи листьев малины, черники, земляники, подойдет любой вариант)
- Каким подручным способом возможно облегчить боль при натирании ноги? (правильный ответ – приложив лист подорожника)
- Очистить воду возможно бросив в нее веточку чего? (правильный ответ – черемухи)
- Соцветия какого именно дерева отлично помогают при простуде? (правильный ответ – соцветия липы)
- Какое растение помогает любителю чистить зубы каждое утро? (правильный ответ – мята)
- Что за овощ содержит в своем составе витамин С и оберегает людей от заболевания простудой? (правильный ответ – перец)
- Почки какого дерева используют в народе при изготовлении напитка, богатого на витамин С? (правильный ответ – почки сосны)
- Назовите второе имя лекарственной календулы? (правильный ответ – ноготки)
- Соком какого растения можно закапать нос при сильном насморке? (правильный ответ – сок алоэ)
- Из какого растения, обитателя леса, можно создать лекарство для больного сердца? (правильный ответ – из лесного ландыша)
- Что отлично заменяет Цикорий? (правильный ответ – кофе)
- Они молниеносно убивают бактерии? (правильный ответ – лук и чеснок)
- Плоды какого кустарника полны витамином С? (правильный ответ – смородины)
- Какая горькая трава предназначена для изготовления эфирного масла? (правильный ответ – полынь)
- Что за дерево вырабатывает сок, который так полезен для детей весной? (правильный ответ – береза)
- Какое растение способно произвести вкусный, лечебный мед? (правильный ответ – липа)
- Какое растение принято в народе называть «Бородавник»? (правильный ответ – чистотел)
- Что за ягода способна заменить лимон? (правильный ответ – клюква)
- Назовите лекарственное растение, которое человек может есть в сыром, вареном, печеном и жареном состоянии? (правильный ответ – лопух)
Для развития логического мышления и аналитического склада ума можно предоставить возможность вариантов ответов, которые с одной стороны помогут при помощи метода исключения ответить правильно, а с другой стороны могут сбить с толку.
Список вопросов для викторины для среднего звена школы
Для учеников более старших классов стоит придумать викторину посложнее. Они должны уметь формулировать и обосновывать свои ответы, что позволяет отрабатывать дикцию и уверенность в своих знаниях. Примерами таких вопросов и ответов являются следующие.
- Какие полезные свойства жасмина Вам известны? (его аромат принято считать самым сильным антидепрессантом. Жасмин отлично подойдет при лечении неврозов, бессонницы, а также способен бодрить человека получше любого кофе)
- Чем Шалфей может быть полезен для женщин? (он способен омолаживать женский организм, а также способствует регенерации клеток, укрепляет суставы, хрящи и соединительные ткани)
- По какой причине жжется крапива? (по причине нахождения в острых волосках ее листьев находится муравьиная кислота. При взаимодействии с телом, кончик острого волоска образует ранку, кислота попадает в нее от чего и появляется ощущение жжения)
- Для чего люди используют можжевельник? (его плоды используют для ароматизации кулинарных блюд из мяса)
- Где люди используют растение Алтей? (при изготовлении лекарств, при уходе за кожей и волосами, в изготовлении веревки, грубой бумаги, а также добавляют в муку)
- Где растет зверобой? (средняя Азия, Европейская часть России, Казахстан, а также на Кавказе)
- Какие лечебные свойства зверобоя вам известны? (он способен лечить мигрень и кашель, а также заболевания почек и печени)
- В чем заключается польза растения Мать-и-Мачеха? (его используют для лечения таких как: бронхиальная астма, заболевание ЖКТ, золотуха, при образовании мозолей, ожогов, а также при заболевании почек)
- Из каких витаминов и минералов состоит люцерна? (витамины группы В, Е, С, Д, К, аскорбиновая кислота и каротин. Что касается минералов, то люцерна богата на магний, кремний, железо, хлор, марганец, фосфор и цинк.)
- Какие виды подорожника вам известны? (подорожник бывает большой, средний, ланцетолистный и блошиный.)
- Какое название в народе на Руси имела трава Чистотел? (Ее называли «подтынником» из-за широкого распространения, способности прорастать при любых условиях, даже под тыном.
- Какое самое известное блюдо можно приготовить из Щавеля? (из щавеля можно приготовить зеленый борщ, а также щи)
- Среди каких вкусностей можно встретить семена мака? (семена мака могут находиться в кондитерских изделиях)
- Как правильно принимать Иван-чай? (в виде настойки или отвара для приема внутрь. Также можно ставить компрессы, и полоскать горло)
- С какими правилами сушки лекарственных растений вы знакомы? (с правилом сушки под навесом, желательно на чердаке, без прямого контакта со светом. При этом необходимо травы разложить тонким слоем. В день необходимо три-четыре раза перебирать растения отделяя от общей массы сухие.)
- При каких условиях необходимо собирать лекарственные растения? (тогда, когда в них накапливается как можно больше питательных веществ. Если это цветки – то в период начала цветения, листья – перед цветением, корни – весной и осенью.)
- Для каких целей предназначена горькая полынь? (для приготовления настойки повышающей аппетит и улучшающей пищеварение)
Представленные вопросы или аналогичные им желательно оформить в виде слайдов, так современным детям будет удобнее воспринимать информацию. Но мало просто оформить вопросы в слайды, стоит позаботиться о сценарии викторины, разбавлять вопросы небольшими перерывами на проведение зарядки для мозга.
Вместо заключения
Немало важным будет момент объяснения правил викторины для детей. Так как они, в силу своего возраста, все равно будут норовить их нарушить, следует позаботиться о системе штрафных балов или другой ответственности за нарушение правил. Таким образом автоматически будет прививаться понимание в необходимости соблюдения таковых. При соблюдении всех рекомендаций и использовании указанных вопросов детям обязательно понравится организация интеллектуальной викторины и они будут с удовольствием развиваться таким приятным способом.
Источник