Лекарственные растения для конкурса

Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: «Какие цветы нас лечат.

Форма работы: викторина.

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы: упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина, презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Ожидаемый результат: знание детей лекарственных растений, умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: фишки красного и зелёного цвета, жетоны-цветочки, презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!».

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина, презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат.

Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат», вопросы для викторины, тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!».

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

Подготовка к восприятию материала.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

— Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечатсреди двух команд:

— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов).

Воспитатель: ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины:

1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2)Ответ: Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава»?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3)Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4)Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5)Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7)Ответ: Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8)Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

Читайте также:  Энциклопедический справочник народной медицины

(Слайд 9)Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться:

Привяжется кашель, поднимется жар —

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10)Ответ: Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13)Ответ: Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16)Ответ: Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17)Ответ: Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18)Ответ: Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19)Ответ: Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды).

— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

медленно по лугу

скажем каждому цветку.

Я должен над цветами

Не для того, чтоб рвать

И доброе лицо им показать.

— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?

(Для поддержания здоровья.)

— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?

(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)

— Что можно приготовить из лекарственных растений?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

— В какое время суток собирают лекарственные растения?

(Утром, когда обсохнет роса.)

— Как нужно сушить лекарственное сырьё?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

— Все ли растения являются лекарственными?

— Где можно хранить лекарственное сырьё?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

— Где можно собирать лекарственные растения?

— Сколько листьев можно обрывать на растении?

Прикреплённые файлы:

kakie-cvety-nas-lechat_hq3p7.pptx | 1717,74 Кб

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Уход за комнатными растениями» Тема: Уход за комнатными растениями. Цель: Формировать внимательное и бережное отношение детей к комнатным растениям. Задачи: 1. Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Оранжевое настроение» МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Оранжевое настроение».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Птицы» Конспект НОД по окружаещему миру. Тема: «Птицы». Программное содержание: 1. Образовательная задача: 1. Продолжать учить детей определять особенности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.

Сценарий КВН по ознакомлению с окружающеим миром для подготовительной группы КВН по окружающему миру для подготовительной группы. Цели: * Закреплять знания о природе. *Развивать память, сообразительность, находчивость,.

Олимпиада по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Матроскину» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать у детей познавательный интерес, развивать.

Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Снеговик» (младшая группа) Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: 1неделя (23-27 декабря). Краткосрочный. Возраст детей: Младшая группа. Цель:.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Разнообразие животных» Ход урока: I. Организация начала урока. -Долгожданный дан звонок- Начинается урок. (слайд 2) Тихо девочки за парты сели Тихо мальчики за.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» План-конспект занятия по окружающему миру (вторая младшая группа) Тема: «Путешествие в лес» Цель: 1. Продолжать формировать представления.

Читайте также:  Кора крушины лечебные свойства

Источник

Викторина «Лекарственные растения»: с ответами

Школа навсегда врезается в память ребенка, и от того чем будет наполнен учебный процесс напрямую зависит развитие и формирование интеллекта, восприятия и прочих важных характеристик для человека. Кроме получения знаний, совместное обучение с другими детьми позволяет социализироваться, научится общаться и взаимодействовать с окружающими. С какой стороны не посмотри, а школьники все же дети и для них очень трудно парой усидеть на уроке, где преподносят малоинтересную информацию. Они постоянно отвлекаются и пытаются найти возможность для развлечений, что значительно вредит как восприятию информации, так и развитию сосредоточенности.

Крайне важно, чтобы учитель мог подобрать подход к ученику, не просто монотонно прочитать материал и выполнить методологический план, а что бы у школьника эта информация отложилась в памяти. Один из лучших способов реализации качественного донесения информации является интеллектуальная викторина.

С какой целью проводятся викторины для школьников

Викторина – это своеобразная игра, которая позволит ученику одномоментно и развлекаться, и получать знания. Кроме этого, так как на викторинах зачастую необходимо делится на команды, то в подсознании ребенка прокачивается важная способность к коллективизму. При этом, внимание школьника полностью сосредоточено на педагоге, так как он выступает ведущим и непосредственно ведет викторину контролируя при этом соблюдение участниками правил игры.

Еще одним полезным плюсом викторины является необходимость детей самостоятельно определить капитана команды и решать, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. Таким образом развиваются лидерские качества и чувство ответственности, поскольку победить хочет каждый. Вот так, казалось бы, интеллектуальная игра способна объединить развлечение с образованием, при этом как процесс, так и результат устроит всех, и учителей, и учеников, и родителей.

Список вопросов для младших школьников

Знания учащихся начальной школы о лекарственных растения не так обширны, поэтому включать в этот блок замысловатые вопросы будет не совсем корректно. Но все же, на уроках природоведения дети уже успели получить базовые знания по данной теме и вполне способны поучаствовать в тематической викторине. Предлагаем список примерных вопросов для этого блока.

  1. Плоды какого дерева содержат в себе витамин С?
      • плоды граната
      • плоды шиповника
      • плоды лимона

(правильный ответ – плоды лимона)

  • Листья какого растения прикладывают к ране?
      • лист крапивы
      • лист подорожника
      • лист петрушки

    (правильный ответ – лист подорожника)

  • Растение, от которого начинается частое чихание
      • каланхоэ
      • алоэ
      • подорожник

    (правильный ответ – каланхоэ)

  • Соком какого растения можно закапывать нос при насморке?
      • каланхоэ
      • алоэ
      • подорожник

    (правильный ответ – алоэ)

  • Растение, в названии которого есть название родного и неродного человека
      • иван-чай
      • мать-и-мачеха
      • дочки-матери

    (правильный ответ – мать-и-мачеха)

  • Какое лекарственное зеленое растение кладут в борщ?
      • шалфей
      • щавель
      • порей

    (правильный ответ – щавель)

  • Семена какого растения используют при выпекании вкусных булочек?
      • мак
      • щарица
      • укроп

    (правильный ответ – мак)

  • Самое горькое лекарственное растение
      • полынь
      • чистотел
      • календула

    (правильный ответ – полынь)

  • Самое ядовитое лекарственное растение
      • полынь
      • чистотел
      • календула

    (правильный ответ – чистотел)

  • Какое растение имеет своим вторым названием синоним маникюра?
      • календула
      • шалфей
      • полынь

    (правильный ответ – календула, второе название «ноготки»)

  • Какое слово нельзя составить из названия лекарственного растения «Подорожник»
      • КООРЖ
      • НОКИ
      • ДОГАРО

    (правильный ответ – ДОГАРО – т.е. дорога)

  • Из листьев какого растения заваривают чай от температуры?
      • смородина
      • малина
      • клубника

    (правильный ответ – малина)

  • От одного едкий запах, от другого слезы, а в народе говорят, что они лечат все болезни. Что это?
      • лук и чеснок
      • чеснок и лимон
      • лимон и лук

    (правильный ответ – лук и чеснок)

  • Из листьев какого растения не заваривают ароматный целебный чай?
      • малина
      • смородина
      • чистотел

    (правильный ответ – чистотел)

  • Какие ягоды самые полезные для глаз?
      • черника
      • голубика
      • ежевика

    (правильный ответ – черника)

    Подобные вопросы учитель может составить самостоятельно, опираясь на то, какие темы по природоведению он успел пройти с учащимися. Вопросы можно задавать как в виде тестов, так и приготовить для каждого вопроса наглядные пособия с картинками ответов. Так можно сделать викторину более интересной для школьников начального звена.

    Список вопросов для блока «Вопрос-ответ»

    Оформление вопросов можно составить в нескольких вариантах, все зависит от возраста учеников. Таким образом, если оформлять в сухой манере вопрос-ответ, то под тематику «Лекарственные растения» подойдет такой перечень вопросов и ответов.

    1. Какой отвар является лучшим доктором при боли в горле? (правильный ответ – отвар из луговой лекарственной ромашки)
    2. Какое растение можно использовать как заменитель ваты? (правильный ответ – мох сфагнум)
    3. Какое дерево является символом России и обладает особенной красотой и лечебными свойствами? (правильный ответ – береза)
    4. В чем польза от крапивы? (правильный ответ – она хорошо останавливает кровь)
    5. Какую траву предпочитают кошки? (правильный ответ – лекарственная валерьяна)
    6. Что за растение называют «Зеленым бинтом»? (правильный ответ – подорожник)
    7. При помощи какого растения можно заварить чай находясь в лесу? (правильный ответ – при помощи листьев малины, черники, земляники, подойдет любой вариант)
    8. Каким подручным способом возможно облегчить боль при натирании ноги? (правильный ответ – приложив лист подорожника)
    9. Очистить воду возможно бросив в нее веточку чего? (правильный ответ – черемухи)
    10. Соцветия какого именно дерева отлично помогают при простуде? (правильный ответ – соцветия липы)
    11. Какое растение помогает любителю чистить зубы каждое утро? (правильный ответ – мята)
    12. Что за овощ содержит в своем составе витамин С и оберегает людей от заболевания простудой? (правильный ответ – перец)
    13. Почки какого дерева используют в народе при изготовлении напитка, богатого на витамин С? (правильный ответ – почки сосны)
    14. Назовите второе имя лекарственной календулы? (правильный ответ – ноготки)
    15. Соком какого растения можно закапать нос при сильном насморке? (правильный ответ – сок алоэ)
    16. Из какого растения, обитателя леса, можно создать лекарство для больного сердца? (правильный ответ – из лесного ландыша)
    17. Что отлично заменяет Цикорий? (правильный ответ – кофе)
    18. Они молниеносно убивают бактерии? (правильный ответ – лук и чеснок)
    19. Плоды какого кустарника полны витамином С? (правильный ответ – смородины)
    20. Какая горькая трава предназначена для изготовления эфирного масла? (правильный ответ – полынь)
    21. Что за дерево вырабатывает сок, который так полезен для детей весной? (правильный ответ – береза)
    22. Какое растение способно произвести вкусный, лечебный мед? (правильный ответ – липа)
    23. Какое растение принято в народе называть «Бородавник»? (правильный ответ – чистотел)
    24. Что за ягода способна заменить лимон? (правильный ответ – клюква)
    25. Назовите лекарственное растение, которое человек может есть в сыром, вареном, печеном и жареном состоянии? (правильный ответ – лопух)

    Для развития логического мышления и аналитического склада ума можно предоставить возможность вариантов ответов, которые с одной стороны помогут при помощи метода исключения ответить правильно, а с другой стороны могут сбить с толку.

    Список вопросов для викторины для среднего звена школы

    Для учеников более старших классов стоит придумать викторину посложнее. Они должны уметь формулировать и обосновывать свои ответы, что позволяет отрабатывать дикцию и уверенность в своих знаниях. Примерами таких вопросов и ответов являются следующие.

    1. Какие полезные свойства жасмина Вам известны? (его аромат принято считать самым сильным антидепрессантом. Жасмин отлично подойдет при лечении неврозов, бессонницы, а также способен бодрить человека получше любого кофе)
    2. Чем Шалфей может быть полезен для женщин? (он способен омолаживать женский организм, а также способствует регенерации клеток, укрепляет суставы, хрящи и соединительные ткани)
    3. По какой причине жжется крапива? (по причине нахождения в острых волосках ее листьев находится муравьиная кислота. При взаимодействии с телом, кончик острого волоска образует ранку, кислота попадает в нее от чего и появляется ощущение жжения)
    4. Для чего люди используют можжевельник? (его плоды используют для ароматизации кулинарных блюд из мяса)
    5. Где люди используют растение Алтей? (при изготовлении лекарств, при уходе за кожей и волосами, в изготовлении веревки, грубой бумаги, а также добавляют в муку)
    6. Где растет зверобой? (средняя Азия, Европейская часть России, Казахстан, а также на Кавказе)
    7. Какие лечебные свойства зверобоя вам известны? (он способен лечить мигрень и кашель, а также заболевания почек и печени)
    8. В чем заключается польза растения Мать-и-Мачеха? (его используют для лечения таких как: бронхиальная астма, заболевание ЖКТ, золотуха, при образовании мозолей, ожогов, а также при заболевании почек)
    9. Из каких витаминов и минералов состоит люцерна? (витамины группы В, Е, С, Д, К, аскорбиновая кислота и каротин. Что касается минералов, то люцерна богата на магний, кремний, железо, хлор, марганец, фосфор и цинк.)
    10. Какие виды подорожника вам известны? (подорожник бывает большой, средний, ланцетолистный и блошиный.)
    11. Какое название в народе на Руси имела трава Чистотел? (Ее называли «подтынником» из-за широкого распространения, способности прорастать при любых условиях, даже под тыном.
    12. Какое самое известное блюдо можно приготовить из Щавеля? (из щавеля можно приготовить зеленый борщ, а также щи)
    13. Среди каких вкусностей можно встретить семена мака? (семена мака могут находиться в кондитерских изделиях)
    14. Как правильно принимать Иван-чай? (в виде настойки или отвара для приема внутрь. Также можно ставить компрессы, и полоскать горло)
    15. С какими правилами сушки лекарственных растений вы знакомы? (с правилом сушки под навесом, желательно на чердаке, без прямого контакта со светом. При этом необходимо травы разложить тонким слоем. В день необходимо три-четыре раза перебирать растения отделяя от общей массы сухие.)
    16. При каких условиях необходимо собирать лекарственные растения? (тогда, когда в них накапливается как можно больше питательных веществ. Если это цветки – то в период начала цветения, листья – перед цветением, корни – весной и осенью.)
    17. Для каких целей предназначена горькая полынь? (для приготовления настойки повышающей аппетит и улучшающей пищеварение)

    Представленные вопросы или аналогичные им желательно оформить в виде слайдов, так современным детям будет удобнее воспринимать информацию. Но мало просто оформить вопросы в слайды, стоит позаботиться о сценарии викторины, разбавлять вопросы небольшими перерывами на проведение зарядки для мозга.

    Вместо заключения

    Немало важным будет момент объяснения правил викторины для детей. Так как они, в силу своего возраста, все равно будут норовить их нарушить, следует позаботиться о системе штрафных балов или другой ответственности за нарушение правил. Таким образом автоматически будет прививаться понимание в необходимости соблюдения таковых. При соблюдении всех рекомендаций и использовании указанных вопросов детям обязательно понравится организация интеллектуальной викторины и они будут с удовольствием развиваться таким приятным способом.

    Источник

  • Оцените статью