- Доклад-сообщение Лекарственные растения 2, 3, 4 класс
- Доклад Лекарственные растения
- Лекарственные растения
- Популярные темы сообщений
- Доклад-сообщение «Лекарственные растения»
- окружающий мир, биология
- Ромашка
- Одуванчик
- Мать-и-мачеха
- Подорожник
- Шиповник
- Крапива
- План урока по окружающему миру «Лекарственные растения» 3 класс
Доклад-сообщение Лекарственные растения 2, 3, 4 класс
Любое живое существо может заболеть. Но если человек употребляет лекарства, то животные лечатся сами в лесной чаще, чутьем находя растения, которые его избавляют от болезней.
Поздние письменные свидетельства применения лечебных растений сохранили жители Вавилона и древней Ассирии. В те времена уже было известно о целебных свойствах таких растений, как дурман, корень солодки. В древности сила, которая скрывалась в растениях, представлялась людям из-за нехватки багажа знаний волшебной. Они надеялись на то, что имеются такие травы, которые могут показать, где запрятан клад, отшибить память, вынудить полюбить ненавистного ему человека. Много сказаний было составлено про схожие на человечков корни женьшеня и мандрагоры. Для всех казалось чудом, что настой женьшеня возвращал уставшим людям силы. Позже ученые смогли разъяснить, почему нас врачует то или иное растение, а чудные вымыслы были отметены.
Многие растения выращивают на плантациях, например мяту, с которой, сталкивался каждый, кто чистит зубы. Свежесть и аромат зубной пасты придает ментол, являющийся одной из основных частей мятного масла. Сердечное лекарство-валидол тоже включает в себя мяту. Это растение улучшает аппетит, успокаивает. В Древнем Риме перед приходом гостей было принято опрыскивать комнаты мятным настоем, так как ее аромат способствует жизнерадостному настроению.
Когда наступает весна, то можно увидеть на пригорках желтые цветки на чешуйчатых стебельках, которые еще называют ранним медоносом. Всеми известная мать-и-мачеху применяют при ларингитах, воспалениях бронхов, зева, легких. Другое же растение, похожее на мать-и –мачеху, часто используют в пищу, так как листья одуванчика содержать много витаминов, содержат элементы железа, фосфора и кальция. Если приготовить правильно настой из корней, то, если употребляя его строго по норме, то можно вылечить почки и поднять аппетит.
Кто не любит из нас собирать ромашку и плести красивые веночки на голову?! А красивый букет всегда будет радовать нас дома. Однако, кроме своей привлекательности, это растение оказывает благотворное влияние при воспалениях горла, зубов. Отваром ромашки промывают глаза от микробов. А если постоянно промывать волосом отваром, то они приобретут золотистый цвет. А ароматный чай успокоит в любой ситуации.
В экстренных ситуациях, при ранах и ушибах, эффективным средством считают подорожник. Еще в Древнем Риме воины прикладывали тряпочки к ранам, пропитанные соком этого растения, для того, чтобы не произошло нагноение. На Руси считали, что подорожник может вернуть силы утомившемуся человеку, положив листья в обувь. Для сбора растений желательно выбирать сухую ясную погоду вдали от промышленных объектов, железных дорог и автострад. Траву и цветы следует собирать в то время, когда они цветут, а корни – в осеннее время в момент, когда увядают надземные части. Растительное сырье сушат в затемненных проветриваемых помещениях.
При сборе лекарственных трав, необходимо всегда оставлять часть их нетронутыми, чтобы сберечь эти ценные растения и на будущее.
Доклад Лекарственные растения
В природе произрастает огромное множество различных растений. Среди их числа существуют растения, которые обладают целебными свойствами. Такие виды растений называют лекарственными. Они используются для лечения, профилактики различных заболеваний человека.
Люди с древних времен пользовались тем, что давала им природа. Со временем они стали замечать, что некоторые травы, корнеплоды обладают особыми свойствами: успокаивают, снимают раздражение и зуд, заживляют раны. Знания об этих лекарственных растения накапливались веками. По сей день, люди широко используют и применяют эти знания.
Ромашка — самое широко используемое лекарственное растение. Это однолетнее ароматное растение, высотой не более 60 см. Ромашка оказывает противовоспалительное, успокоительное, заживляющее и антисептическое действие. Ее применяют при заболеваниях желудка, печени, при болезнях полости рта, заболеваниях наружных покровов, проблемах со сном.
Еще одним популярным растением в народной медицине является шалфей. В Южной Европе его еще называют – «священная трава». Шалфей – это сильное антисептическое средство, природный антибиотик, также обладает болеутоляющими свойствами. Используется при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей.
Подорожник — одно из самых древних полезных растений. История его использования восходит еще к Древнему Китаю 3000 лет тому назад. Подорожник сильное ранозаживляющее средство, жаропонижающее, Использовать его можно даже при травмах роговицы и конъюнктивите, болезнях почек.
Черника. Многие любят её за вкусные, сочные ягоды, но это не только лакомство, а также сильное противовоспалительное, противогнилостное средство. Настой из черники улучшает обмен веществ, понижает сахар в крови, а полезные вещества, входящие в состав плода, положительно влияют на зрение.
2, 3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир
Лекарственные растения
Популярные темы сообщений
Костяным кружевом принято называть резьбу по кости, которая относится к народным промыслам. Этот вид творчества известен давно, особенно он популярен среди жителей севера. Резьба по кости имеет многовековую историю. Первые изделия были незамысловатыми,
В эпоху технологических новинок и их внедрения в повседневную жизнь человечества все более актуальным становиться знания тех или иных фактов про уже обычные для нас вещи. Компьютеры, электронные банковские системы, социальные сети и т.д.
Известный детям и старшим поколениям подорожник относится к травянистым растениям. Мы привыкли видеть его повсюду: в огородах, на полянах, рядом с дорожными трассами, на пустыре, в районе водоемов, даже в песчаных карьерах и на улицах
Источник
Доклад-сообщение «Лекарственные растения»
окружающий мир, биология
Человека окружает огромный, разнообразный, мир природы. Фауна – это животный мир, флора – это мир растений. Жизнь на планете Земля невозможна без растений. Деревья, кустарники, травы и цветы вырабатывают кислород, которым мы дышим.
Растения могут быть полезными (лекарственными) и опасными (ядовитыми), бывают даже растения-хищники, способные ловить и переваривать мелких насекомых.
Люди обратили внимание на пользу некоторых растений давным-давно, наблюдая за животными. Знания о полезных свойствах растений передавались из поколения в поколение. Потом стали записывать информацию в книги, которые назывались «Травники», научились делать лекарства (настойки, микстуры и таблетки).
Рассмотрим более подробно примеры лекарственных растений.
Ромашка
Широко распространённое растение. Отваром ромашки можно полоскать горло, можно использовать как противовоспалительное, успокаивающее, мочегонное средство. Ромашку также применяют для создания шампуней, кремов и зубной пасты.
Одуванчик
Этот цветок люди знают и любят с детства, плетут венки, делают куколок. Когда одуванчик превращается в белый шар, можно подуть на него и посмотреть на разлетающиеся воздушные парашютики семян. Из цветов одуванчика можно делать салаты, и варить варенье. Одуванчик используют как отхаркивающее средство при кашле, жаропонижающее и потогонное.
Мать-и-мачеха
Листочки этого растения имеют разное покрытие. С одной стороны лист мягкий, как бархат, имеет белый оттенок, а с другой – лист зеленый, жесткий и холодный. Отсюда и такое название. Мать-и-мачеха появляется ранней весной одной из первых и радует своим ярким цветом после долгой зимы. Мать-и-мачеха укрепляет иммунитет , применяется при кашле, избавит от воспаления десен.
Подорожник
Подорожник помогает остановить кровь , заживлять раны и порезы, снимает отеки от укусов ос и пчел. Листья подорожника применяют для смягчения кашля, также они обладают успокаивающим и болеутоляющим действием.
Невероятно ароматное растение, имеющее приятный вкус и запах. Мяту добавляют в готовые блюда, напитки и выпечку, используют для приготовления маринадов. Если добавить в молоко листочек мяты, то оно долго не закиснет. Мята обладает противовоспалительным и расслабляющим эффектом, помогает при боли желудка, спазмах, изжоге, тошноте и головной боли. Мята помогает восстановить силы, снимает нервное перевозбуждение.
Шиповник
Высокий куст, густо усеянный шипами. В ягодах шиповника содержится большое количество витаминов и минералов. Шиповник используют для лечения болезней печени, как легкое слабительное средство. Шиповник улучшает обмен веществ , понижает давление, укрепляет стенки кровеносных сосудов. Чай с плодами шиповника будет не только вкусен, но и очень полезен.
Из листьев алоэ делают сок, который применяется в медицине, а гель из алоэ применяют в косметологии. В соке алоэ содержится много полезных микроэлементов. Он способствует укреплению иммунитета, очищению крови, лечит заболевания глаз, заживляет раны и язвы.
Крапива
Крапива знаменита не только своими жгучими качествами, но и полезными свойствами. В крапиве содержание витамина С больше чем в лимоне, а каротина больше чем в моркови. Опытные кулинары знают много рецептов приготовления блюд из крапивы. Крапива также широко применяется в медицинских целях. Крапива улучшает работу сердца, облегчает мышечные боли, нормализует работу пищеварительной системы, обладает заживляющим эффектом. Применяется в косметологии для ухода за волосами и кожей головы.
Источник
План урока по окружающему миру «Лекарственные растения» 3 класс
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1
Разработка урока в 3 классе
по теме: « Лекарственные растения »
Слепцова Сардана Дмитриевна
учитель начальных классов
Цели и задачи урока :
Образовательные: научиться определять и применять распространённые лекарственные растения родного края; приобрести умения собирать, засушивать, заваривать фиточай из лекарственных растений.
Развивающие: развитие умения работать в группе; умение работать по алгоритму.
Воспитательные: рассмотреть основные экологические правила поведения в природе; воспитывать сплочённость, аккуратность, организованность, бережное отношение к природе.
Компьютерное оборудование; слайды: «Лекарственные растения родного края»; правила поведения в природе (о растениях); разрезные бумажные полоски с названиями лекарственных растений; лекарственные растения в баночках с надписью: липа, сосновые почки, душица, шиповник, калина…; ложки столовые, стаканы с крышками, чайник с кипятком; аптечка «Лесная аптека»; карточки с заданиями; алгоритм «Приготовь по рецепту»; рисунки земляники, ягод с плодоножками красных, зелёных (по количеству учеников); жетоны.
II . Создание проблемной ситуации.
( Слайд по ситуации)
— Миша с сестрой Леной отправились в поход. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть?
III . Актуализация знаний о лекарственных травах. Сообщение темы и задач урока.
Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.
— А как оказать помощь без лекарств?
-Применить лекарственные растения.
-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?
— О лекарственных растениях.
— Тема урока: Лекарственные растения родного края. Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
— Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём.
IV . Работа по теме урока.
— Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы в гостях у природы. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать.
А вот и хозяин леса. Кто он? (Лесовичок). (Слайд)
1.Правила друзей природы.
Вспомни и назови «Правила друзей природы». (Слайд)
— Не шуми! (Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).
— Не срывай растения для букетов.
— Лекарственные растения собирай только там, где их много.
— В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
— Не повреждай кору деревьев.
-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (150 цветов).
-Какой вывод можно сделать? (От красоты луга, леса не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетов»).
— Выросший здесь цветок находится у себя дома. Чтобы ты чувствовал, если тебя выгнали из дома? Поэтому, помни: собирая, сохраняй .
— А теперь, добро пожаловать в лес.
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? ( С. Погореловский )
— Почему мы с лесом дружим?
— Лес наше богатство. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это чистый воздух и здоровье. Лес – богатство и краса, береги свои леса. (Слайд)
2. Показ слайдов «Лекарственные растения родного края». ( Поиск решения проблемы учениками.)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
Цветы липы являются потогонным средством.
— Если сделался больной,
Быстро в баню – там в парной
Бабушки и деды лечили эти беды.
Когда кашель от мороза, парься веником березовым.
Вкусен и полезен березовый сок. За этот целебный дар люди часто губят березку.
— Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть б е реза , как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу. (В. Боков)
— Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.
С осна там красна, где взросла.
Всякая сосна своему бору шумит.
Вместе с кленом,
Посади их вместе
Разом.( М. Садовский.)
Из почек готовят «сосновый мёд», который полезен при весеннем недостатке витаминов.
На кустах колючей дикой розы
Витамина С большие дозы. (Шипов н ик)
Растение используется как витаминное, общеукрепляющее, иммуномоделирующее средство.
— На синем лугу распустилась ромашка. Какая на ней золотая рубашка!
Я глаз от нее отвести не могу. Да это же солнце на синем лугу!
Настоем цветов ромашки полощут горло при боли .
Под зелёным под листом
Я люблю устроить дом.
А когда я повкуснею,
А когда я покраснею,
Ребятишки тут как тут! –
Обязательно найдут! (Земл я ника)
Ягоды земляники восстанавливают слабый организм .
ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ
— Как только не ругают меня. Я виновата лишь в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом рука будет «гореть». На моём стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснёшься ко мне, иголочками вопьюсь в кожу и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Конечно же я… ( Кр а пива) Плешаков А. А.
Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!
— Путника друг подорожник,
Скромный невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим из нас невдомёк
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног. . ( П одорожник) В. Рождественский .
— Листья растения останавливает кровотечение.
Снег не весь ещё сошёл
Обогрелся чуть песок,
А на нём уже расцвёл
Жёлтый маленький цветок. (Ма т ь-и-мачеха).
Отвар травы полезен при кашле.
– Почему так названо растение? ( С одной стороны листья мягкие, а с другой жёсткие)
Для зверей плохой.
Заживляет раны человека .
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Отвар плодов применяют при повышенном кровяном давлении .
— Этот цветок очень любопытный. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило и осветило его желтым лучиком. Пожелтел цветок и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — на восток смотрит, поднимется в зенит — поднимет головку кверху, приблизится к закату — не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Что это за растение?
(Одув а нчик) С. Красиков .
Сок одуванчика применяется при бородавках.
— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. (Слайд)
3. Разгадывание кроссворда и чтение ключевых слов.
— Молодцы, ребята. Мы посетили с вами л есную аптеку. Здесь живут разнообразные лекарственные растения. С их помощью человек лечит и предупреждает болезни. Их собирают и сдают в государственные учреждения — аптеки. Но, собирая, соблюдай правила сбора и всегда помни: не навреди природе.
V Станция «Отдыхай-ка». Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться) (Слайд)
VI . Применение знаний учащимися. Правила сбора и сушки.
1 . Работа в группах по карточкам. (Слайды)
К. — 1. «Где собирать лекарственные растения? О бозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.
Собирай растения около автомобильных дорог .
К. — 2. «Когда собирать лекарственные растения? О бозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай растения в дождливую погоду.
Собирай растения в сухую погоду.
К. — 3. «Какие лекарственные растения собирать? О бозначь знаком «+»правильный ответ.
Собери травы с пятнами.
Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.
К. — 4. «Как собирать лекарственные растения? О бозначь знаком «+»правильный ответ.
Собирай лекарственные растения все до единого.
Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.
К. – 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. О бозначь знаком «+» правильные ответы .
Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.
Избегай прямого попадания солнечного света.
Суши растения в сырой комнате.
2. Игра «Целители». (Приготовление фиточая) (Слайд)
Составление алгоритма «Приготовь по рецепту».
Построй алгоритм из заданных действий.
2. Работа в группах. Приготовление фиточая по алгоритму «Приготовь по рецепту» и проведение исследования. ( Каждая группа получает баночку с лекарственным растением и готовит фиточай по совместно составленному рецепту)
Заполни таблицу. (Слайд)
Из лесной аптечки ребята достают баночки с лекарственными растениями.
1 группа Фиточай «От жара»; трава – липа.
2 группа Фиточай «От кашля» трава — сосновые почки.
3 группа Фиточай «От волнения» трава – душица.
4 группа Фиточай «Витаминный»; трава — шиповник
5 группа фиточай «От повышенного кровяного давления» — калина
3. Реклама «Наш фиточай самый полезный». (Ввывешивание заполненных таблиц и обоснование приготовленных продуктов)
VI . Рефлексия. Самооценка ответов учащихся.
— Что вы нового узнали на уроке?
— Как помочь Мише и Лене, бабушке и маме? Чем их лечить?
— Как правильно собирать растения, не навредив природе?
— Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!
VII . Домашнее задание.
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.
— Ребята, если вам понравился урок, наклейте на землянику красные спелые ягоды. А кто недоволен уроком – зелёные недозревшие ягоды.
Всегда живи в ладу с природой. (Слайд )
Источник