ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ
В книжной версии
Том 17. Москва, 2010, стр. 193-196
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ, дикорастущие и культивируемые растения, применяемые для профилактики и лечения болезней человека и животных. На земном шаре используются ок. 20 000 видов Л. р. Их применение известно с глубокой древности. Наиболее обширны группы Л. р., используемых в нар. и традиц. медицине разных стран – арабской, индийской (в т. ч. аюрведической), китайской, тибетской, иранской и др. Представители этих групп Л. р., изученные экспериментально и прошедшие клинич. испытания, вводятся в науч. медицину под назв. официнальных (от лат. officina – аптека). Их использование осуществляется на основе нормативных документов, утверждённых гос. органами. Наиболее важные Л. р. включаются в Гос. фармакопеи разл. стран. В России систематич. сбор и выращивание Л. р. были организованы в нач. 17 в., после образования Аптекарского приказа. Во всех изданиях Российских (и СССР) гос. фармакопей (ныне действует 11-е изд.) насчитывается 440 официнальных видов Л. р. Система лечения с преимуществ. использованием Л. р. называется фитотерапией.
Источник
Конспект по биологии на тему «Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.» 6 класс
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Урок 2 Дата___________
Тема : Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Цель: Формировать представление о жизненных формах растений их распространению и многообразию.
Закрепить знания о жизненных формах растений;
Развивать память речь, мышление;
Воспитывать любовь к природе.
Метод и методические приемы: словесный, наглядный.
Тип урока: повторение, усвоение новых знаний.
Оборудование: ИКТ, презентация
Актуальность знаний учащихся
В природе существует множество видов и жизненных форм растений.растения заселяю все уголки нашей планеты. их разнообразие велико. Рассмотрем на примере сравнения культурных и дикорастущих растений.
К ультурные растения (агрокультуры) — растения , выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов , кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.
Дикорастущие это растения растущие без влияния человека.
По вегетативному периоду растения бывают: однолетние и многолетние.
Одноле́тнее расте́ние — растение , жизненный цикл которого, включая созревание , цветение и смерть , занимает один вегетационный период . Пример — горох , цветная капуста , укроп . Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. Однолетние растения — всегда травянистые , и почти никогда не размножаются вегетативно (за исключением культуры тканей ).
Двуле́тнее расте́ние — травянистое растение , полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья , стебли и корни , после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Для многих двулетних растений требуется воздействие низких температур (холодовая реактивация диапаузы) для того, чтобы они смогли зацвести. В следующий сезон стебель двулетнего растения сильно удлиняется или появляются цветки , фрукты или семена, после чего растение погибает. По сравнению с однолетними и многолетними растениями видов двулетних растений гораздо меньше.
Многоле́тнее расте́ние — растение , живущее более двух лет. Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, надземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников , а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Термин «многолетнее растение» чаще всего применяют именно к травянистым многолетникам, так как деревья и кустарники всегда многолетние.
Польза растений для человека она многогранна. Рассмотрим
лекарственные и декоративные формы растений для чего они необходимы человеку.
Лека́рственные расте́ния ( лат. Plantae medicinalis ) — обширная группа растений , органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Декорати́вные расте́ния — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов , парков , скверов и других участков городских и сельских территорий , предназначенных для отдыха , либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями ). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством .
Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними . Растения, которые живут больше одного года называют многолетними . Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними . Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.
Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой . Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.
Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.
Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.
Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.
Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.LOL
Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения, а также некоторые бактерии способны использовать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания.
Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.
Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.
Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.
Ежегодно потребляется огромное количество древесины — в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.
Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.
До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.
По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?
Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.
Объясните значение растений для природы и человека.
Источник
Технология. 6 класс
Конспект урока
Технология, 6 класс
Урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.
- Характеристика дикорастущих растений.
- Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.
Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.
Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.
Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.
Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.
Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.
Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.
Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
- Дикорастущие полезные растения СССР. И. А. Губанов, И. Л. Крылова, В. Л. Тихонова. –М.: «Мысль», 1976.
- Сайт: https://zooclub.ru/flora/gruppy_poleznyh_rastenii.shtml.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.
Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.
Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.
Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.
Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:
1. Деревья, кусты, травы;
2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.
К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:
Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;
Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;
Корни: корневище аира болотного, одуванчика;
Стебли: сахарный тростник;
Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;
Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.
Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.
Дубильные. Дубильные растения, или таниноносы, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.
Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.
Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины — важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.
Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.
Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол — хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.
Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Растения, образующие камеди, свойственны главным образом областям сухого климата, например, трагакант. Набухающие свойства трагакантовой камеди и её клейкость широко используются в фармацевтической практике для приготовления эмульсий, таблеток и пилюль. Трагакант находит широкое применение в различных отраслях промышленности. Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.
Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Укажите растения, относящиеся к группе культурных растений. Выберите несколько вариантов ответа.
Правильный вариант ответа: капуста, картофель.
Пояснение: Культурными называются растения, специально выращиваемые человеком, здесь это картофель и капуста.
Задание 2. Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Травы – это многолетнее или однолетнее растение, не образующее одревесневающих стеблей. Кустарник – многолетнее древовидное растение, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола. Дерево – многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем – стволом.
Источник