Лекарственные растения дикорастущие растения еще какие растения

ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ

  • В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 193-196

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЛЕКА́РСТВЕННЫЕ РАСТЕ́НИЯ, ди­ко­рас­ту­щие и куль­ти­ви­руе­мые рас­те­ния, при­ме­няе­мые для про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ния бо­лез­ней че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. На зем­ном ша­ре ис­поль­зу­ют­ся ок. 20 000 ви­дов Л. р. Их при­ме­не­ние из­вест­но с глу­бо­кой древ­но­сти. Наи­бо­лее об­шир­ны груп­пы Л. р., ис­поль­зуе­мых в нар. и тра­диц. ме­ди­ци­не раз­ных стран – араб­ской, ин­дий­ской (в т. ч. аюр­ве­ди­че­ской), ки­тай­ской, ти­бет­ской, иран­ской и др. Пред­ста­ви­те­ли этих групп Л. р., изу­чен­ные экс­пе­ри­мен­таль­но и про­шед­шие кли­нич. ис­пы­та­ния, вво­дят­ся в на­уч. ме­ди­ци­ну под назв. офи­ци­наль­ных (от лат. offici­na – ап­те­ка). Их ис­поль­зо­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, ут­вер­ждён­ных гос. ор­га­на­ми. Наи­бо­лее важ­ные Л. р. вклю­ча­ют­ся в Гос. фар­ма­ко­пеи разл. стран. В Рос­сии сис­те­ма­тич. сбор и вы­ра­щи­ва­ние Л. р. бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в нач. 17 в., по­сле об­ра­зо­ва­ния Ап­те­кар­ско­го при­ка­за. Во всех из­да­ни­ях Рос­сий­ских (и СССР) гос. фар­ма­ко­пей (ны­не дей­ст­ву­ет 11-е изд.) на­счи­ты­ва­ет­ся 440 офи­ци­наль­ных ви­дов Л. р. Сис­те­ма ле­че­ния с пре­иму­ществ. ис­поль­зо­ва­ни­ем Л. р. на­зы­ва­ет­ся фи­то­те­ра­пи­ей.

    Источник

    Конспект по биологии на тему «Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.» 6 класс

    Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

    Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

    откроется в новом окне

    Выдаем Удостоверение установленного образца:

    Урок 2 Дата___________

    Тема : Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

    Цель: Формировать представление о жизненных формах растений их распространению и многообразию.

    Закрепить знания о жизненных формах растений;

    Развивать память речь, мышление;

    Воспитывать любовь к природе.

    Метод и методические приемы: словесный, наглядный.

    Тип урока: повторение, усвоение новых знаний.

    Оборудование: ИКТ, презентация

    Актуальность знаний учащихся

    В природе существует множество видов и жизненных форм растений.растения заселяю все уголки нашей планеты. их разнообразие велико. Рассмотрем на примере сравнения культурных и дикорастущих растений.

    К ультурные растения (агрокультуры) — растения , выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов , кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

    Дикорастущие это растения растущие без влияния человека.

    По вегетативному периоду растения бывают: однолетние и многолетние.

    Одноле́тнее расте́ние — растение , жизненный цикл которого, включая созревание , цветение и смерть , занимает один вегетационный период . Пример — горох , цветная капуста , укроп . Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. Однолетние растения — всегда травянистые , и почти никогда не размножаются вегетативно (за исключением культуры тканей ).

    Двуле́тнее расте́ние — травянистое растение , полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья , стебли и корни , после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Для многих двулетних растений требуется воздействие низких температур (холодовая реактивация диапаузы) для того, чтобы они смогли зацвести. В следующий сезон стебель двулетнего растения сильно удлиняется или появляются цветки , фрукты или семена, после чего растение погибает. По сравнению с однолетними и многолетними растениями видов двулетних растений гораздо меньше.

    Многоле́тнее расте́ние — растение , живущее более двух лет. Травянистыми многолетниками называют многолетние растения, надземные части которых не деревенеют, как это происходит у деревьев и кустарников , а деревянистыми многолетниками все остальные растения. Термин «многолетнее растение» чаще всего применяют именно к травянистым многолетникам, так как деревья и кустарники всегда многолетние.

    Польза растений для человека она многогранна. Рассмотрим

    лекарственные и декоративные формы растений для чего они необходимы человеку.

    Лека́рственные расте́ния ( лат. Plantae medicinalis ) — обширная группа растений , органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

    Читайте также:  Неотложные состояния симптомы первая помощь

    Декорати́вные расте́ния — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов , парков , скверов и других участков городских и сельских территорий , предназначенных для отдыха , либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями ). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством .

    Растения различаются по продолжительности жизни. Те растения, которые живут от нескольких месяцев до одного года, называют однолетними . Растения, которые живут больше одного года называют многолетними . Существую также растения, у которых, например, в первый год формируется плод, а во второй семена. Такие растения называют двулетними . Это например морковь. У неё в первый год происходит рост растения, и только во второй год происходит цветение и появляются семена.

    Растения различают также и по внешнему облику. Общий внешний облик растения называют его жизненной формой . Всего существует несколько видов жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

    Деревья — многолетние растения, имеющие ствол из древесины с лиственной кроной. К ним относится, например, сосна, ель, яблоня, клён, берёза.

    Кустарники — многолетние растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. Это, например, сирень, малина, барбарис, смородина.

    Кустарнички — низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами. К ним относится брусника, черника, клюква.

    Травы — растения, не образующее одревесневших стеблей. Например, подорожник, зверобой, тысячелистник. К травянистым растениям относится также банан. Он хоть и достигает высотой в несколько метров, но не имеет одеревеневших стеблей.LOL

    Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения, а также некоторые бактерии способны использовать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических, при этом они поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания.

    Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

    Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

    Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

    Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

    Ежегодно потребляется огромное количество древесины — в качестве строительного материала, источника для получения целлюлозы и др.

    Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

    Читайте также:  Гипергликемия симптомы причины первая помощь

    До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

    По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?

    Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.

    Объясните значение растений для природы и человека.

    Источник

    Технология. 6 класс

    Конспект урока

    Технология, 6 класс

    Урок 28. Дикорастущие растения и их использование человеком

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

    1. Основные группы используемых человеком дикорастущих растений.
    2. Характеристика дикорастущих растений.
    3. Значение дикорастущих растений для жизнедеятельности человека.

    Дикорастущие растения – это растения, за которыми никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает.

    Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.

    Эфиромасличные – это дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ.

    Дубильными называются растения, в корнях, коре, стебле, листьях, плодах которых содержатся вяжущие вещества (таннины), пригодные для дубления кож в кожевенной промышленности.

    Лекарственные растения – это группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств с лечебными или профилактическими целями в народной медицине, производства лекарственных препаратов.

    Камеденосные растения – это растения, части которых содержат особые вещества – камеди, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы, или набухать, образуя студни.

    Красильными – называют растения, части которых содержат красящие вещества, используемые в разных видах промышленности.

    Основная и дополнительная литература по теме урока

    1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
    2. Дикорастущие полезные растения СССР. И. А. Губанов, И. Л. Крылова, В. Л. Тихонова. –М.: «Мысль», 1976.
    3. Сайт: https://zooclub.ru/flora/gruppy_poleznyh_rastenii.shtml.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.

    Дикорастущие растения обладают большой энергетической ценностью.

    Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

    Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

    Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:

    1. Деревья, кусты, травы;

    2. По основному способу их применения: пищевые эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.

    К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:

    Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;

    Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;

    Корни: корневище аира болотного, одуванчика;

    Стебли: сахарный тростник;

    Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;

    Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

    Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфиромасличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. Почти половина всех видов эфиромасличных растений в жарком климате: цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь. В нашей стране собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.

    Дубильные. Дубильные растения, или таниноносы, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). Особенно дубильными веществами богаты ими растения тропиков. В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение. Особое значение имеют дубильные растения как лекарственные средства: плоды черники, корневища горца змеиного, лапчатки прямостоячей, например, обязаны своим лечебным действием содержащимся в них дубильным веществам.

    Читайте также:  Седые волосы окраска народными средствами

    Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.

    Многие растения содержат химические вещества, оказывающие лечебное действие на организм человека. Это эфирные масла, дубильные вещества, алкалоиды, гликозиды и др. Дубильные вещества оказывают вяжущее, противовоспалительное и кровоостанавливающее средство; эфирные масла используют чаще всего как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. К лекарственным растениям в широком смысле этого слова можно отнести и растения, содержание витамины. Для производства разных витаминов ежегодно заготовляется тысячи тонн плодов шиповника, облепихи, рябины, смородины — важнейших витаминоносных растений. Это далеко не полный перечень физиологически активных веществ, присутствие которых в растениях дает возможность применять их как лекарственные средства.

    Современные исследования растений позволяют синтезировать необходимые вещества и производить лекарственные препараты без использования растительного сырья. Однако лекарственные растения до сих пор играют важнейшую роль в медицине. И сегодня многие заболевания лечат в первую очередь препаратами, полученными из растительного сырья.

    Смолоносные растения. Смолы содержатся в разных органах растений в особых вместилищах. Они могут быть твердыми или жидкими. В нашей стране основной источник получения смол — хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности. Хотя в последние годы натуральные смолы стали вытесняться синтетическими, подсочка и получение живицы до сих пор играют огромную роль в лесохимическом производстве.

    Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Растения, образующие камеди, свойственны главным образом областям сухого климата, например, трагакант. Набухающие свойства трагакантовой камеди и её клейкость широко используются в фармацевтической практике для приготовления эмульсий, таблеток и пилюль. Трагакант находит широкое применение в различных отраслях промышленности. Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.

    Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии. Производство синтетических красителей сократило область применения природных красителей, однако в пищевой промышленности они сохраняют свое значение.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Задание 1. Укажите растения, относящиеся к группе культурных растений. Выберите несколько вариантов ответа.

    Правильный вариант ответа: капуста, картофель.

    Пояснение: Культурными называются растения, специально выращиваемые человеком, здесь это картофель и капуста.

    Задание 2. Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.

    Правильный вариант ответа:

    Пояснение: Травы – это многолетнее или однолетнее растение, не образующее одревесневающих стеблей. Кустарник – многолетнее древовидное растение, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола. Дерево – многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем – стволом.

    Источник

    Оцените статью