- Лекарственные растения Белгородской области презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лекарственные растения Белгородской области
- Урок + презентация «Лекарственные растения Белгородской области»
Лекарственные растения Белгородской области
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Цель. Закрепить и расширить знания детей о лекарственных растениях Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация «Лекарственные растения Белгородской области» | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Подготовила: Рощупкина Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области
ШАЛФЕЙ Трава долголетия, способствующая быстрому выздоровлению при многих заболеваниях. Многолетнее растение с многочисленными стеблями. Листья серебристо-зеленого цвета, покрытые легким ворсистым налетом, цветет многочисленными фиолетовыми цветами, собранными в соцветия. Он незаменим для поддержания хорошего самочувствия. В лекарственных целях используют листья, собранные во второй половине лета.
КАЛЕНДУЛА Самый популярный цветок на дачных участках, клумбах и цветниках. Однолетнее растение, цветущее с июня по октябрь ярко-оранжевыми душистыми цветками. Его народное название ноготки знакомо всем с детства . Из цветов календулы делают настойки и мази, отвары используют для примочек. МАТЬ-И-МАЧЕХА Это растение всегда спасало от многих недугов. В древние времена знахари готовили целительный отвар, вылечивающий людей от удушливого кашля. Она и сейчас является очень популярной. Помогает при простудных заболеваниях, бронхитах, бронхиальной астме. Капли из ее отвара вылечат самый сильный насморк.
ШИПОВНИК Шиповник — многолетнее, дикорастущее растение семейства Розовые. В народе его называют дикой розой . Шиповник представляет собой не высокий куст от 1,5-2,5 м в высоту с дугоподобно свисающими ветвями, покрытыми крепкими серповидными шипами . Собирают плоды шиповника до заморозков, поскольку даже слабое подмораживание уничтожает их лекарственные свойства. Его плоды — бесценный источник витаминов.
ПОДОРОЖНИК Неприглядная на вид травка знакома всем с детства. Кто из нас не прикладывал его листик к разбитой коленке . Это натуральное лекарство, благосклонно подаренное жителям земли природой. РОМАШКА Из всего разнообразия лекарственных растений особого внимания достойна ромашка. Этот нежный цветочек, обладающий мощными полезными свойствами, есть в домашней аптечке почти каждой семьи. Ведь всем известно, что с ее помощью можно избавиться от бессонницы, успокоить расшатавшиеся нервы и снять усталость. Ромашка аптечная вынослива и неприхотлива, растет в полях и на обочинах дорог, обильно цветет с весны и до поздней осени.
ОДУВАНЧИК Многолетнее травянистое растение. Листья с долями, направленными вниз и зубчатые по краю. Цветки жёлтые, собранные в соцветия-корзинки, которые расположены на верхушках цветоносов . В качестве лекарственного сырья используют и заготавливают корни одуванчика лекарственного. Заготовку проводят или осенью (октябрь) или весной (апрель).
ЗЕМЛЯНИКА Многолетнее травянистое растение семейства Розоцветные . Листья земляники, тройчатые, на длинных черешках, снизу покрыты густыми волосками, как и все растение. Цветки белые , плод — красная ягода, конической или шаровидной формы. Для лекарственных целей используют плоды и листья земляники лесной. Собирают зрелые плоды утром, когда сойдет роса, или в конце дня, потому, что влажные или собранные в жару плоды легко портятся.
ЛИПА Листопадное дерево семейства Липовые . Листья сверху зелёные, снизу сизоватые, на длинных тонких черешках, сердцевидные , зубчатые , с вытянутой заострённой верхушкой. Цветки липы правильные, мелкие , собраны в щитковидные соцветия по 3 — 11 штук, желтовато-белые с душистым ароматом. Плод — тонкостенный, опушенный одно или двусемянный орешек шаровидной или овальной формы, серого цвета. Цветет липа в июне — июле . Для лекарственных целей используют цветки липы. Заготовку проводят в период, когда большая часть цветков уже распустилась и меньшая часть находится в бутонах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эта консультация поможет родителям самостоятельно ориентироватся в лекарственных растениях белгородской области.
Цель данного ООД: учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (4-5 видов). Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарс.
В целом растительный мир Белгородской области насчитывает 1284 вида. Каждый из выделенных типов имеет множество вариаций в зависимости от субстрата (сухой — влажный, песчаный, глинистый.
Лекарственные растения Саратовской области.
Данное занятие выполнено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией.
Источник
Лекарственные растения Белгородской области
И. Сл. 2: С давних времен растения были не только источником питания людей, но и прекрасным средством от болезней. Уже в первобытном обществе люди знали болеутоляющие свойства семейства пасленовых, растения, действующие на пищеварительный тракт и даже наркотические. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.
Цель работы: выяснить, какие лекарственные растения произрастают в Белгородской области.
Задачи: узнать, где произрастают лекарственные растения и отметить на карте.
Л. Сл. 3: Сосна меловая — это растение, находящееся под угрозой исчезновения. Сосна меловая занесена в Красную Книгу России и Украины. Растение считается реликтом третичного периода, а поэтому представляет научный интерес, связанный с пониманием эволюции растительного мира.
· Для лечения туберкулёза используют отвар незрелых почек
· Отвар из почек применяют для дизенфекции
· Почки лечат лёгочные заболевания
· Аскорбиновая кислота в хвое используется для лечения авитоминоза и цинги
· Сосновый мёд улучшает пищеварения и кровообращение.
В Белгородской области самый крупный массив «Бекарюковский бор» площадью около 50 га имеет статус регионального ботанического заказника и генетического резервата. Возраст деревьев около 200 лет.
И. Сл. 4: Черемуха относится к семейству розоцветных, представляет собой дерево или крупный листопадный кустарник, ствол и ветви которого покрыты темно-пестрой матовой корой. Черемуху высаживают в садах, скверах это красивое декоративное и лекарственное растение. В настоящее время черёмуха – очень распространённое растение, которое каждый желающий может посадить у себя во дворе. Отвары из коры черёмухи помогают при головных болях
· Отвар из цветков помогает при туберкулёзе
· Настой плодов используется при лечении конъюнктивитов
· Плоды черёмухи укрепляют иммунную систему
Л. Сл. 5: Душица обыкновенная или орегано — многолетнее травянистое пряное растение. Душица обыкновенная предпочитает расти на солнечных открытых полянках, лесных опушках, на склонах холмов. Дачники выращивают орегано как пряное овощное растение и применяют как приправу при приготовлении различных блюд. Любители чая заваривают это запашистое растение и пьют как чай. Для лекарственного сырья используют траву, которую собирают во время цветения, срезая верхние части растения
· Настои из душицы оказывают обезболивающее, ранозаживляющее и антисептическое действие и применяются для полосканий ротовой полости при зубной боли, при стоматите и гингивите и горла при ангине.
· Применяется как успокоительное средство при нервных расстройствах, при бессоннице, при эпилепсии
И. Сл. 6: Яркую и нежную гвоздику травянку мы можем встретить в травяных зарослях, на сухих и каменистых почвах. Цветёт гвоздика в июне — августе одиночными пурпурно-красными цветками, расположенными на концах вильчато-разветвлённых стеблей. Плод — продолговатая коробочка с многочисленными мелкими семенами — созревает в июле — сентябре. Размножается гвоздика семенами. Гвоздика травянка применяется в декоративном садоводстве. Особенно эффектно растение при посадке отдельными группами. Применяется:
· Настои из гвоздики используют для понижения давления
· Снимает боли в сердце
· Имеет успокаивающий и расслабляющий эффект
· Используется для лечения болезней мочевого
Растёт на лугах, в разреженных лесах, в сухих борах, на вырубках, на придорожных луговинах, на территории Белгородской области – в Губкинском районе.
Л. Сл.7: С давних времен люди знали о полезных свойствах ятрышника и использовали препараты на его основе при лечении различных заболеваний. Ценным лекарственным сырьем этого растения служат молодые клубни, иначе называемые «клубни салепа». Их собирают в конце цветения ятрышника, в период с июля по август. В клубнях содержится около 50 % слизи, 27 % крахмала, примерно 5 % белковых веществ, щавелекислый кальций, минеральные соли, сахара, небольшое количество смол.
· Настой из корней помогает при зубной боли
· Яртышниковая слизь эффективна при кашле и воспалении горла
· Яртышник используют для роста волос
На территории Белгородской области яртышник можно встретить в Белгороде, Короче и Новооскольском районе.
И. Сл.8: Когда настает середина лета, и отцветает луговой чабрец у леса и на холмах, приходит время его мелового родича. Этот вид предпочитает для жизни голый мел на высоких холмах. Еще его называют тимьяном ползучим или тимьяном известколюбивым.
· Обладает антимикробными и антигрибковыми свойствами
· Увеличивает секрецию желудочного сока
· Помогает при воспалении лёгких
В нашей местности встречается в Ровеньском и Алексеевском районах.
Л. Сл.9: В конце июля луга, полянки и лесные вырубки покрываются жёлтыми пятнами. Это цветёт пижма, и цвести она будет до самой осени, украшая природу яркими солнечными соцветиями. Пижма обыкновенная растение неприхотливое растёт на пустырях, на свалках, на городских улицах, вдоль дорог, может расти даже на насыпях железнодорожного полотна.
· Обладает противовоспалительным воздействием
· Повышает артериальное давление
· Применяется при почечно-каменной болезни
· Используется как противоглистное средство
И. Сл. 10: Шиповник – многолетний кустарник с бордовыми плотными ягодами. Отвары, чаи, настои на плодах шиповника – одно из наиболее популярных в народной медицине оздоровительных средств. Полезные свойства шиповника используются для борьбы с различными болезнями. Этот кустарник имеет красивые цветы и обладает множеством полезных свойств. В высоту это растение может достигать до 2,5 метров, а также оно покрыто острыми шипами.
• Растение помогает справиться с простудой, заболеваниями ротовой полости, гайморитом, оздоравливает сердечно-сосудистую систему, помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нервных расстройствах.
• Плоды шиповника увеличивают общую сопротивляемость организма, выработку гормонов, стимулируют процессы регенерации, обладают противовоспалительными свойствами.
Л. Сл. 11: Боярышник обыкновенный или боярышник колючий— кустарник или небольшое дерево рода Боярышник семейства Розовые. Используют как декоративное и лекарственное растение, плоды употребляют в пищу. Боярышник произрастает практически на всей территории Европы. В природе боярышник растет одиночно или небольшими группами. Произрастает в кустарниковых зарослях, на опушках лесов, в редких лиственных и сосновых лесах, на тяжелых глинистых почвах.
• Прием плодов и цветов растения в виде настоя, настойки, отвара приносит пользу всему организму, оказывая комплексное воздействие на различные органы и системы.
• Их свойства применяются для профилактики и лечения заболеваний сердца, сосудов, нормализации давления и пищеварения, преодоления переутомления, бессонницы, устранения последствий нервного перенапряжения.
И.Сл. 12: Шалфей — житель полян и опушек, сухих лугов и светлых сосновых боров, обычное растение для средней России. Шалфей трудно не заметить в поле, яркие фиолетовые кисточки его цветов выделяются среди трав. Соцветия образуют кисти фиолетово-голубого цвета.
• Применяется соцветие при воспалительном процессе десен, бронхите, стоматите, ангине. Подавляет инфекцию, борется с микробами в ротовой полости.
• Масло из шалфея быстро заживляет рану, антибактериальное, эффективное. Им лечат язву, ожог, стоматит. Травяной отвар применяют при хронических болезнях, нарушении опорно-двигательного аппарата.
• Травяной сбор эффективен для лечения бронхита, кожного заболевания.
• Благоприятно влияет на активную деятельность головного мозга, улучшает память.
Л. Сл. 13: Одни и те же лекарственные растения могут помогать при различных заболеваний. Если знать о пользе лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении различных заболеваний. Лекарственные растения необходимо применять с осторожностью. А также лекарственные растения в некоторых случаях могут заменить химические свойства.
Источник
Урок + презентация «Лекарственные растения Белгородской области»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Выбранный для просмотра документ Лекарственные растения.doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.
ТЕМА: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА
МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Цель: воспитание биологического сознания, посредством углубления знаний о многообразие лекарственных растений нашего края.
Задачи: углубить знания обучающихся о лекарственных расте ниях; раскрыть их значение для человека и медицины; учить готовить сообщения, познакомить с правилами сбора лекарственных растений; формировать умение определять эти растения по гербарию.
— развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
— продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, практический.
Приёмы: объяснение, рассказ, работа с дополнительной литературой и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.
Оборудование: мультимедиа, презентация урока «Лекарственные растения», гербарий лекарственных растений, дополнительная литература о лекарственных растениях.
I . Организационный момент.
II . Актуализация знаний.
III . Изучение нового материала.
1.Решение проблемной ситуации.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
3. Проектная работа в группах «Зелёная аптека».
4. Продолжение рассказа учителя.
V . Подведение итогов.
I . Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я буду вести урок биологии. Меня зовут Марина Сергеевна. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах –
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
II . Актуализация знаний.
— Над какой темой вы работали на прошлых уроках?
— О чём говорили на прошлом уроке?
— С какими еще отделами растений вы познакомились?
Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, плауны, хвощи.
Изучение нового материала.
1. Решение проблемной ситуации.
И сегодня мы тоже продолжим знакомиться с царством растений. Сейчас вы отгадайте загадки и попробуйте определить тему нашего урока.
Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник)
На больших столбах подряд
Лампы белые весят,
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной. (Ландыш)
Для бани веничек готовят,
Листочки прочно так сидят,
Его плоды – зверей накормят,
Если ты крепок – с ним сравнят. (Дуб)
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
— Как можно назвать все эти растения?
— Какая тема нашего урока, кто догадался?
Тема нашего урока: «Лекарственные растения Белгородской области».
Запишите в тетрадь тему урока.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений нашей области. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств.
2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.
Ребята, у всех вас дома есть аптечки с лекарственными средствами, и вы, наверное, не задумывались, что в состав многих из них входят окружающие нас растения, называются они лекарственные, потому что их применяют для лечения людей и животных.
Запишите определение в тетрадь.
Лекарственные растения – это те растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.
Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей.
Первобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».
На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра 1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах. Впоследствии из этих «огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.
От истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.
Фитотерапия – лечение растениями, зародилась в глубокой древности.
В настоящее время травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов.
3. Проектная работа.
Ребята, сейчас поработаем группами над проектом. У вас на столах лежит дополнительная литература, гербарий, конверт с заданием. Откройте конверт, прочитайте название растения. И подберите информацию и гербарий об этом растение. Затем от каждой группы выходит один учащийся показывает гербарий растения и читает информацию о нём. (2-3 мин)
Все лекарственные растения нашей области мы не сможем с вами рассмотреть за один урок. К этой группе относятся: малина, земляника, лопух, калина, черемуха, пастушья сумка, зверобой, череда, рябина и многие другие.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу: Горицвет (адонис весенний), Кубышка желтая, Колокольчик широколистный, Багульник болотный, Черника, Сосна меловая и другие. Информацию о лекарственных растениях, которые занесены в Красную книгу можно узнать из Красной книги Белгородской области. (демонстрация книги)
4. Правила сбора лекарственных растений.
Ребята, а знаете ли вы, что при сборе лекарственных растений необходимо соблюдать определенные правила? Давайте же познакомимся с этими правилами.
ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки — в начале цветения, плоды — в период полного созревания, корни — осенью.
2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.
4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни — выкапывать.
5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.
запомните три правила:
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:
(потому что некоторые растения могут быть ядовитыми)
Лекарственные растения можно собирать в природе, это — целая наука,
а также их можно купить в аптеке.
Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
Игра «Угадай-ка». Угадайте растение на картинке (слайде).
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других лекарственных растений, которые произрастают в нашей Белгородской области.
Я надеюсь, что наша встреча не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям.
Сегодня на уроке получают оценки.
Выразите свое мнение об уроке: покажите цветок (прикрепите на поляну цветов), который соответствует вашему настроению: красные – было интересно и все понятно; синие – было безразлично и что-то не понятно; желтые – не понятно и не интересно.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир лекарственных растений нашей местности.
Какую часть используют
Применение в медицине
Проектное задание. Предложите меры по сохранению численности и распространению лекарственных растений вашей местности.
Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку лекарственные растения.ppt
Источник