Лекарственные растения башкортостана проект

Научно-исследовательская работа «Лекарственные травы Башкортостана»
проект по окружающему миру (4 класс)

Описаны четыре вида лекарственных трав: душица, мелисса, зверобой, иван-чай.

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_travy.docx 30.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ башкирская гимназия имени Н.Наджми г.Дюртюли

Исследовательская работа «Лекарственные травы Башкортостана»

Выполнила ученица 4а класса

Проблема проекта, гипотеза, цель, актуальность проекта…………..…2 стр.

Правила сбора, сушки и хранения………………………………………9 стр.

С наступлением летних каникул , почти всё время я провожу у своей любимой бабушки Назили в деревне Султанбеково. Она у меня знаменитая травница. С началом сезона она собирает, сушит и заготавливает различные травы , готовит смеси и сборы . Моя бабушка предпочитает лишний раз не пользоваться лекарствами, по возможности лечиться народными способами.

Наблюдая и рассматривая множество трав, которые сушила, хранила и использовала моя бабушка при лечении ,я решила узнать о значимости лекарственных растений, их целебных свойствах.

Я предполагаю, что некоторые травы обладают целебной силой.

Цель : изучить лекарственные растения Башкортостана такие, как душица, мелиса, зверобой, иван-чай.

1 . используя источники, изучить известные виды лекарственных растений, характерных для нашей местности. Это мелиса, душица, иван-чай, зверобой.

2.научиться правильному пользованию лекарственных растений

3.научиться правильному сбору лекарственных растений

4.распространить свой опыт наблюдения среди своих сверстников, одноклассников,

5.уметь применять накопленный опыт на практике, т.е. в различных жизненных ситуациях.

1.расширить кругозор о видах лекарственных растений,

2.развивать навыки исследовательской работы.

1. воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения являются источником лечения и в наше время. Сейчас всевозможные лекарственные травы дополняют, а иногда полностью заменяют лекарства, которые изготовлены химическим путём. В состав последних входит химический продукт. А это не всегда хорошо. Лекарственные растения – это экологически чистый продукт. В умеренных дозах практически каждый человек активно использует лекарства, основой которых являются лекарственные травы.

Лечение травами – это наиболее древний способ борьбы со всевозможными болезнями. За тысячи лет своего существования, человеком были найдены и изучены целебные свойства сотен лекарственных растений, способных помочь притом или ином заболевании. За долгую историю, было создано множество эффективных рецептов, многие из которых дошли и применяются в народной медицине и в наши дни.

Лекарственные травы, используемые в народной медицине, могут быть свежими или засушеными, применяться как снаружи, так и внутрь. Лекарственные травы значительно безопаснее для здоровья человека, чем фармацевтические препараты. Они имеют и меньше противопоказаний, и побочных воздействий на организм.

Душица обыкновенная является многолетним растением, представителем семейства губоцветных, в высоту она может вырасти до 80 см. Стебель душицы имеет четырехгранную структуру, он немного красноват в верхней части. Листья этого растения имеют продолговатую форму, каждый такой лист расположен друг напротив друга. Они шершавые на ощупь, нижние листья более крупнее, нежели верхние. Цветки душицы имеют фиолетово-розоватую окраску, все они собираются в соцветия-метелки. Душица обладает приятным ароматом. Период цветения этого растения припадает на лето, июль-август месяц. Оно растет на лесных опушках, у дорог и в зарослях кустарников на всей территории России. Душица любит солнечную теплую местность. В народе ее еще называют матрешкой.

Собирают душицу в период ее цветения. Собирают ее верхнюю часть (30% растений необходимо оставлять для восстановления природных запасов). Срезают при помощи ножниц или секатора. Сушится это растение в затененных местах на свежем воздухе. Сушится оно быстро, при этом нужно следить за тем, чтобы температура воздуха не превышала +35°С, при более высоких температурах начинают улетучиваться эфирные масла, содержащиеся в растении. Используются только цветы и листья. Хранятся они в плотно закрытых тарах. Если вы заготовили душицу правильно, то она будет приятно пахнуть, отдавая горько-пряным привкусом.
Душица обладает успокоительным эффектом, поэтому ее употребляют при бессоннице, а так же при гипертонии, эпилепсии, нервных потрясениях и истощении, судорогах . Душицу используют и наружно. Отварами из этого растения осуществляют полоскание горла и полости рта при лечении ангины, стоматитов и при устранении проблем с деснами. Отвар из душицы добавляют в ванны для лечения заболеваний кожи (лишаи, высыпания). Компрессы на основе душицы устраняют головную боль. Ее можно добавлять, как приправу для консервации, блюд из мяса и птицы. Даже некоторые люди используют в кулинарии.

Зверобой – травянистое растение многолетнего типа, имеющее двух или четырехгранный стебель, мелкие листья и одиночные цветки желтого цвета. Известно около пятидесяти видов растения. На территории РФ в основном встречаются два из них – обыкновенный (продырявленный) и четырехгранный. Отыскать траву можно на лесных полянах, опушках, вдоль дорог. Цветение происходит с июня по август. Сбор лекарственного растения осуществляют после 24 июня. Лечебные свойства травы «Зверобой» с древних времен применяется при лечении множества болезней.

Чаще всего зверобой заваривают в качестве успокоительного средства. Помимо успокоительного эффекта, зверобой применяют как антисептик, как обезболивающее и общетонизирующее средство.. Издавна трава получила известность как «молодецкая кровь». В средневековье зверобой использовался для местного лечения гнойно-воспалительных процессов и ушибленных ран, которые часто возникали после кулачных боев.

Мелисса — это многолетнее травянистое растение семейства Яснотковые (Губоцветные). При благоприятных условиях может оставаться на одном месте до 8—10 лет, но при старении кустов уменьшается устойчивость их к морозу. Стебли прямостоячие, ветвистые, опущенные, четырехгранные от 30 до 80 см высоты. Является хорошим медоносом.
Ее заваривают, добавляют в чай, на основе ее получают настойки и используют, как ценный ингредиент во многих кулинарных изысках.

Трава мелиссы лимонной обладает свойством стимулировать аппетит, нормализует функции желудочно-кишечного тракта. Неказистое растение может оказывать противовоспалительное действие, снимать спазмы, помогает при нарушениях пищеварения и служит потогонным средством. Помимо всего этого, имеет мелисса полезные свойства, о которых знают очень многие — она природный антидепрессант, успокаивающе действующий на нервную систему.

Ученые считают иван-чай уникальным растением, так как он отличается содержанием большого количества полезных веществ. Прежде всего, это витамин С , которого в иван-чае в несколько раз больше, чем в цитрусовых, еще в нём очень много составляющих, способные благотворно влиять на внутренние системы человеческого организма.

В листьях содержатся дубильные вещества, большое количество слизи , которая обладает обволакивающим действием, а также танин с противовоспалительными свойствами. Растительные волокна благотворно влияют на пищеварительную систему. В состав семян входят жирные масла. Кроме того, в этом растении нет кофеина и некоторых кислот, входящих в состав обычного черного чая и кофе, из-за которых нарушается обмен веществ и возникает привыкание, а иногда и вредная зависимость.

Иван-чай обладает множеством положительных качеств за счет огромного количества полезных веществ, подробно рассмотренных выше. Одними из основных можно выделить противовоспалительное и спазмолитическое свойства — два в одном.

Мы с семьей каждый год собираем иван-чай, вместе его обрабатываем, сушим и всю зиму пьем его. Почему ? Спросите вы. Это потому, что иван-чай способен помочь исцелить человека от многих болезней.

Достаточно взглянуть на тот список болезней, при которых медики рекомендуют употреблять отвары и настои из иван-чая:

  • разные виды неврозов;
  • головная боль и бессонница;
  • малокровие;
  • конъюнктивит;
  • отит;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта

повышенное артериальное давление

  • различные воспалительные заболевания
  • заболевания селезенки;
  • дерматиты
  • герпес;
  • практически все виды отравлений
  • пониженный иммунитет и авитаминоз.

Правила сбора, сушки и хранения.

Чтобы лекарственные растения были действительно полезными, надо знать и соблюдать правила сбора, сушки и хранения.

Много лекарственных растений существует в природе .Но у разных растений лекарственными являются разные части ,у одних цветы такие ,как ромашка и ноготки ,у других листья например ,как у крапивы или череды , а у третьих корни ,как у солодки и женьшеня.

Почему так происходит? Из книг я узнала, что именно в этих местах накапливаются биологически активные вещества, а еще они накапливаются в разные периоды развития растения. Это и определяется срок его заготовки .Заготовка лекарственного сырья дело ответственное и требующее знаний и навыков. Нужно соблюдать правило сбора:

1.Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья .

2.Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы .

3.Не собирать в одну тару разные виды сырья .

4.Оставлять на месте не менее 20%не убранных растений для возобновления

5.Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5-7 лет.

6.Не хранить свежесобранные растение больше 1-2 часа

Листья и траву собирают в период бутонизации. Цветки и соцветия в фазе начало цветения и суша не медленно или цветки почернеют .Плоды и семена заготавливают при полном созревании .Семена сушат в воздушных сушилках ,а плоды на огневых сушилках .

Корни корневища собирают осенью или весной до начала вегетации растений. Их выкапывают, освобождают от надземной части, моют в проточной воде ,крупные из них разрезают вдоль и отправляют на сушку в огневые сушилки.

Сушить следует так чтобы прямые солнечные лучи, дождь или роса ,не попадали на сырье иначе оно потеряет свои свойства.

В огневых сушилках соблюдают режим.

Хранить высушенное сырьё нужно в сухих,чистых помещениях защищённых ,от прямых солнечных лучей и не заражённых вредителями.

Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.

При выполнении данной исследовательской работы я изучила соответствующую литературу в источниках интернета, находила ответы на вопросы в книге «Лекарственные травы. Друг или враг» А самое главное я много времени проводила со своей бабушкой. Мы вместе собирали, сушили, заготавливали разные лекарственные травы. Она меня научила правилам сбора и заваривания. Рассказала какое растение при каких недугах помогает. Мы всей семьей пользуемся советами бабушки и ,думаю, благодаря этому мы редко болеем в холодное время года простудными заболеваниями. При головных болях, расстройствах кишечника мы так же используем бабушкин сбор.И они действительно способно исцелять человека, при этом не нанося вред. Если лекарственные травы помогают при некоторых болезнях, значит, они имеют целебную силу. Моя гипотеза нашла свое подтверждение.

Источник

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения Башкортостана»

Альбина Шарафиева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения Башкортостана»

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие.

Раздел: Ознакомление с миром природы.

Тема: Лекарственные растения Башкортостана.

Возрастная группа: подготовительная.

Имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 16 лет

— расширять представления детей о растениях Башкортостана.

познакомить детей с новым лекарственным растением;

познакомить с новым словом «фитобар»;

— расширять знания о пользе и применении лекарственных растений;

— расширять знания детей о растениях, занесённых в Красную книгу;

формировать представление о пользе лекарственных растений.

— развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность.

— воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

— воспитывать умение правильно вести себя на природе.

Средства реализации: телевизор, термос( 3 штуки, одноразовые стаканы,

картинки с изображением лекарственных растений формат А3, презентация, «Красная книга Республики Башкортостан», разрезные картинки (по количеству детей, контейнеры наполненные засушенными лекарственными травами.

Методы и приемы: беседа художественное слово, вопросы к детям, объяснение.

Интеграция областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: беседа о Красной книге, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

I. Организационный момент

— Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло.

II. Основная часть

Дети садятся на свои места (обратить внимание на осанку детей).

Воспитатель: Как называется наша Малая Родина?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения нашего башкирского поэта М. Карима

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

Воспитатель: Посмотрите на карту, силуэт Башкирии напоминает березовый листок. (Показ слайда).

Воспитатель: Наш Башкортостан очень красивый. Башкортостан — зеленый край. Перед нами зеленые леса, горы, реки. Башкортостан очень богатый край.

Презентация слайдов (леса, горы, реки).

Воспитатель: Лес — это природное богатство нашего края. А для чего нам нужны леса?

Дети: Для животных, для чистоты воздуха.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах?

Дети: Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

Воспитатель: Какие животные живут в лесах Башкирии?

Дети: Медведь, лиса, заяц, волк, лось.

Воспитатель: Какие растения вы знаете?

Дети: Травы, цветы, деревья.

Воспитатель: Вы назвали животных Башкортостана, растения нашего края. Я вам хочу рассказать о необычных растениях нашей Республики о лекарственных травах. Какие вы знаете, кто перечислит?

Дети: Мать-и-мачеха, подорожник, душица, зверобой, ромашка, крапива, тысячелистник.

Воспитатель: Почему их называют лекарственными травами?

Дети: Потому что, они обладают лечебными свойствами.

Показ иллюстраций лекарственных трав Башкортостана.

Воспитатель: Что можно вылечить с помощью подорожника?

Дети: Приложить к ране, остановить кровь.

Воспитатель: Эти лекарственные растения растут в изобилии, а есть которые на грани исчезновения. Предлагаю вам посмотреть сказку про пользу лекарственных растений.

Показ фрагмента мультфильма «Сказка про лекарственные растения».

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

И направо и налево. (Наклониться направо и налево.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели.

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Наш край богат, но некоторые животные и растения исчезают и поэтому люди решили взять под охрану исчезнувшие виды животных и растений. На территории нашей Республики была издана Красная книга РБ.

Почему ее назвали Красной книгой?

Дети: Потому что красный цвет — это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Подумай о природе!

Воспитатель: Красная книга, ребята, это документ, в который занесены растения и животные, которые исчезают, которые необходимо оберегать. В эту книгу занесены и редкие лекарственные растения. Я хочу познакомить вас с ними.

Солодка — многолетнее травянистое растение из семейства бобовых. Цветки мотылькового типа, бледно-фиолетовые. Для лекарственных целей используют корни и корневище. Корни выкапывают осенью или ранней весной. Они тщательно очищаются от земли и сушатся. Отвар из корней солодки способен нейтрализовать действие многих ядов. Интересные сведения дает и тибетская медицина, утверждающая, что корни солодки способны укреплять силы пожилого и детского организма. Препараты солодки оказывают противовоспалительное, мочегонное, отхаркивающее и слабительное действие. Его добавляют в кислородный коктейль.

Воспитатель: Пришло время самим собрать лекарственные растения.

Игра «Узнай и собери растение».

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель: Света, у тебя какое растение?

Дети: Одуванчик, ромашка.

Воспитатель: У кого на картинке изображена крапива? Кто собирал картинку с растением, с которым мы сегодня познакомились? Как называется это растение?

Воспитатель: Лекарственные растения пахучие.

Игра «Узнай по запаху». (Детям предлагаются киндеры наполненные листьями: мяты, мелиссы, ромашки, душицы, зверобоя.)

Воспитатель: Как они пахнут?

Дети: Резко, сильно, вкусно.

Воспитатель: Для большой пользы лекарственные растения заваривают. Я приглашаю вас и всех гостей в фитобар, отведать наш чай с лекарственными растениями: мяты, душицы, ромашки. Кто знает, что такое «фитобар»?

Дети: Это специальное место, где пьют чаи, отвары из лекарственных трав.

-Что нового узнали на занятии? Что вам запомнилось? Какое новое лекарственное растения вы узнали? Хорошо на занятии работали Эльзара, Жасмин, Роман, Аделия, а остальным нужно стараться. Дежурные убирают рабочие места.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия по детскому саду» Конспект ООД Ознакомление с окружающим миром, 5-6 лет Экскурсия по д/саду Программные задачи: Знакомить с традициями детского сада. Закреплять.

Конспект интегрированной ООД по ознакомлению с окружающим миром «Луна — спутник Земли» «Луна — спутник Земли» Цель: Формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди. Продолжать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Конспект НОД в подготовительной группе «Растения, которые лечат» Задачи: • Расширить представления детей о комнатных растениях и травах,.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью «Где и с кем я живу» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Тема «Где и с кем я живу»Цели: -ввести понятие «семья», подчёркивая.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомьтесь мой друг-компик» Цель. Ознакомление детей с отдельными элементами компьютерной техники: монитор, мышка, клавиатура, системный блок (процессор) ; формировать.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Посуда» вторая младшая группа Муниципальное образовательное дошкольное учреждение комбинированного вида детский сад №42 «Пингвиненок» г. Брянска ОО «Познавательное.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Лекарственные растения» Цель: развитие познавательной активности. Задачи приоритетной области: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, возможностях.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения» Конспект занятия : «Комнатные растения» Цели : закрепить знания детей о комнатных растениях. Поговорить с детьми о том, зачем нужны комнатные.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы. Цыпленок» Конспект ООД Педагог _Новикова Любовь Сергеевна___ ОО _Познавательное развитие___ Раздел Ознакомление с окружающим миром.

Конспект ООД использованием ИКТ «Лекарственные растения Магаданской области» Конспект ООД По познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области.

Источник

Читайте также:  Группы доз лекарственных препаратов
Оцените статью