Лекарственные препараты средних веко

Лекарственные препараты средних веко

В Европе в Средние века медицинская помощь и применение лекарств часто были уделом монахов. В садах многих монастырей культивировали растения и травы, служившие источником получения лекарственных веществ. До научной эры существовала обширная документация, содержавшая сведения о травах и их применении для лечения болезней. К сожалению, с течением времени многие из этих сведений были искажены и стали, таким образом, бесполезными.
Любопытно, что там, где люди использовали яды для добывания пищи, например стрельный яд, основа их знаний о действии этих ядов оставалась неизменной вплоть до нашего времени.

Общепризнанным прародителем фармакологии как науки считают Парацельса, родившегося в Швейцарии в 1493 г. Он был сыном врача, много путешествовал по Европе и получил степень доктора медицины в Ферраре (Италия). Многое из того, о чем писал Парацельс, свидетельствует о его пророческом даре. Так, он выступал против применения сложных лекарственных смесей, что широко практиковалось в те времена, и настаивал на том, чтобы каждое лекарство (или растение) использовали отдельно.

Парацельс писал: «Задача химии состоит в том, чтобы создать лекарственные препараты для лечения болезней, ибо жизненно важные функции организма в принципе являются химическими по природе. Все вещества по своей сути яды, и нет ни одного, которое не обладало бы ядовитыми свойствами. Единственное, что делает вещество ядом, — это его доза». Это утверждение и в настоящее время представляет собой краеугольный камень фармакологии. Сейчас хорошо известно, что лекарства являются химическими веществами, изменяющими биологические свойства, и что избирательность их действия есть функция вводимой дозы лекарства.

Эволюция фармакологии определялась развитием химии, патофизиологии и ботаники
Эволюция фармакологии зависела от прогресса в изучении физиологии человека, патогенеза заболеваний (патофизиологии) и совершенствования методов научного исследования. XVII век богат открытиями в области физиологии и природы заболеваний. Следует упомянуть Уильяма Гарвея (1578-1657), применившего экспериментальный метод для изучения кровообращения, и Томаса Сиденгама (1624-1689), который ввел принцип классификации в изучение болезней, их причин и лечения.

Идея использования химических веществ в качестве лечебных средств получила свое дальнейшее развитие в трудах Ван Хельмонта (1515-1564), открывшего угольную кислоту и предложившего ввести термин «газ» в химию.

Теорию, согласно которой причина заболеваний заключается в дисбалансе химических веществ в организме, впервые предложил голландский врач Франциск Сильвиус (1614-1672), а английский физик и химик Роберт Бойль (1627-1691) был первым, кто показал, что лекарственные вещества оказывают свое действие как при внутривенном, так и при пероральном введении. Деятельность и образ мышления врачей и химиков вступали во все более тесную взаимосвязь.

Источник

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V—XVII)

Влияние алхимии и ятрохимии

В период с IV в. по начало XVI в. фармация была тесно связана с алхимией. Алхимики преследовали фантастические задачи — поиски «философского ка­мня», способного превращать неблагородные металлы в золото, и пытаясь отыскать «жизненный эликсир» и панацею — исцеляющее средство от всех болезней, накапливали опыт исследования веществ. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средне­вековую аптеку из лаборатории алхимиков. Первая аптека открылась в Багдаде в 754 г. Арабские алхи­мики изобрели водяную баню, перегонный куб, опи­сали операции плавления, декантации, вываривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции; получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлор­ную известь. Персидский ученый Абу Мансур аль Ха-рави Муваффат впервые в 975 г. описал применение дистиллированной воды для фармацевтических целей.

Важную роль в создании рациональной фармации сыграли работы среднеазиатских ученых, особенно Би-руни и Ибн Сины. Бируни в «Минералогии» описал свойства и лечебное применение различных минералов и металлов, обосновывая несостоятельность широко распространенного представления о целебных свойст­вах драгоценных камней. В этом труде Бируни привел обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие асиль», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей.

Читайте также:  Воспалилась миндалина народные средства

Другое сочинение Бируни «Фармакогнозия» («Ки-таб ас-сайдана») представляет собой обширный многоязычный аннотированный словарь лекарственных средств. «Сайдана, — пишет Бируни, — это знание простых лекарственных средств по их родам, видам и лучшим их формам, а также составление сложных лекарств по их записанным рецептам или согласно предписанию заслуживающего доверия и правильно действующего исследователя».

Наиболее знаменитой книгой в истории медицины является «Канон врачебной науки» (1020 г.) Ибн Сины. В пятой книге «Канона» (Фармакопее) он

2!

описал кашки, терьяки, порошки, сиропы, лепешечки, отвары, пилюли и другие сложные лекарственные средства. По современной терминологии — это лекар­ственные формы и галеновые препараты.

В средние века, как и в древности, многие средст­ва, особенно растительного и животного происхожде­ния, применялись в нативном виде. «Кожу, содранную с овцы, сейчас же накладывают на ушибленное место». Корой вяза обертывали, как повязкой, ушибы и раны.

Изготовление порошков включало стадии измель­чения, просеивания, смешивания. В состав порошка от лихорадки, рожи и других заболеваний входили мус­кус, камфора, шафран, кардамон, красная роза и дру­гие (всего 12 компонентов). Лепешечки готовили путем растворения растворимых компонентов, расти­рания нерастворимых ингредиентов, смешения, фор­мования и сушки. При изготовлении отваров исполь­зовали в качестве экстрагентов воду, вино, уксус. Отвары считались более нежными и умеренно дейст­вующими средствами, чем пилюли и порошки, но более сильными, чем настои.

В арсенале лекарств значительное место занимали терьяки (териаки). Ибн Сина наиболее совершенным лекарством считал «терьяк фарук», что означало бу­квально «разделяющий терьяк, т. е. отделяющий болезнь от здоровья или смерть от жизни, или яд от человеческой натуры». Терьяк применялся при укусах змеи, скорпиона, бешеной собаки, а также многочи­сленных болезнях. В пропись терьяка Андромаха, при­дворного врача римского императора Нерона, входили лепешечки из гадюки, опий, бобровая струя и т. д., всего 64 ингредиента, не считая меда и вина.

В качестве лекарственных препаратов использова­лись варенья. Горькие вещества применялись обычно в виде пилюль. От современных пилюль они отлича­лись существенно меньшим размером и массой. Напри­мер, «вонючие пилюли ал-Кинди» готовились в виде перечных зерен.

В состав мазей и пластырей входили в разных сочетаниях свинца оксид, сурьма трехсернистая, «уби­тая ртуть», сода, квасцы, негашеная известь, камеди, смолы, опий, воск, озокерит, гусиный жир, ланолин, сало, вареные яичные желтки и т. д. В ступке или тазу измельчали твердые ингредиенты, просеивали (иногда через шелковое сито), расплавляли воск и подобные

вещества, все компоненты тщательно перемешивали.

В форме суппозиториев применяли смесь горного воска с мукой, золу кожуры грецкого ореха, смесь крапивы с миррой и т. д.

Способы приготовления лекарств в труде Ибн Си-ны характеризуются сочетанием рациональных обос­нований и заблуждений, обусловленных уровнем знаний того времени.

Продолжая традиции Диоскорида, Цельса, Галена и других предшественников, Ибн Сина создал меди­цинскую и фармацевтическую энциклопедию, которая в течение веков была обязательным руководством в учебных заведениях многих стран.

В средневековой Западной Европе были широко распространены мистические представления. В лечении использовались талисманы, гороскопы и магические заклинания. Летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная, считалась противозачаточным средством.

Лучшее из того, что было создано античной меди­циной, было развито в Салернской медицинской школе. В Салернском «Антидотарии» — книге наибо­лее часто применяемых лекарственных ■ средств — их количество дозировалось по массе: в гранах, унциях, скрупулах и драхмах.

Читайте также:  Лекарственные растения содержат полисахариды

Период со второй четверти XVI в. до середины XVII в. — время расцвета ятрохимии, т. е. «врачеб­ной химии». Ее основателем считается врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493—1541), получивший известность под именем Парацельса. Он выдвинул ■идею присоединения химии к «великой матери» — медицине, которую считал универсальной наукой. Главную задачу химии Парацельс выразил в бес­смертных словах: «Я считаю химию необходимой, без нее не может быть знания медицины. Природа полна тайн и нужно уметь их раскрывать. Химик должен уметь из каждой вещи извлекать то, что приносит пользу людям. Долой ложных адептов нашей божест­венной науки, которые считают, что ее цель — полу­чение золота и серебра. Химия, которую они позорят и проституируют, имеет только одну цель: приготов­лять лекарства, которые возвращают людям потерян­ное здоровье» (перевод В. О. Мохнача). Парацельс связывал возникновение болезней с нарушением рав­новесия в организме трех начал алхимиков — ртути, серы и соли. Поэтому широко применял для лечения

различные минеральные вещества, в том числе препа­раты ртути, мышьяка и сурьмы, коллоидный раствор золота («золотую тинктуру»). Парацельс, как и мно­гие его предшественники, считал «внутреннюю при­роду» лекарств духовной. Он называл ее тинктурой (от лат. tingo — крашу), так как окраска вещей, по его убеждению, зависит от их внутренней природы. Парацельс рекомендовал применять не лекарственные растения в нативном виде, а выделенные из них чистые действующие вещества. Уровень знаний того времени позволял ятрохимикам получать ■Только экстракты, настойки и эликсиры.

В XVII в. были осуществлены первые попытки внутривенных вливаний лекарственных средств и пе­реливания крови. Не имея научной основы, они неред­ко кончались гибелью больного.

Источник

Медицина Средневековья. Самые странные лекарства

Древняя медицина…

Точно так же, как и сегодня, люди в древние и средневековые времена беспокоились о своем здоровье и о том, что они могли бы сделать, чтобы предотвратить болезнь или облегчить симптомы, если бы они действительно заболели.

В этой статье мы расскажем о некоторых из самых необычных средств, которые раньше использовали люди.

Кровопускание

Венозная резекция, или флеботомия, была одной из наиболее распространенных медицинских практик, выполнявшихся хирургами с древности до конца XIX века, в течении более 2 тыс. лет. В отсутствие других методов лечения гипертонии кровопускание было популярно как метод, который временно успокаивал больных и помогал им чувствовать себя лучше.

Рог единорога

В Средневековье существовало поверье, что единороги пасутся на землях, которые никогда не посещал человек. Для правителей раннего средневековья единорог был символом сакральной, духовной силы. Тексты о чудесной силе единорогов и их рогов были распространены в Средние века, но большинство реликвий, считавшихся сделанными из “рога единорога”, скорей всего, были попросту бивнем нарвала. Любопытен тот факт, что рог в те времена был почти в 50 раз дороже золота.

Мышьяк

Мышьяк это один из древнейших элементов, используемых человеком, он встречается в природе в свободном виде. Его возможно относительно легко выделить из соединений. Он очень токсичен в своей неорганической форме.

Боясь быть отравленным, русский царь Иван Грозный (1530 – 1584 гг.) каждый день принимал небольшие количества мышьяка, самого распространенного и легко добываемого яда в то время, чтобы выработать устойчивость к нему и выдержать возможное отравление.

Как было задокументировано в середине 1800-х гг., горцы центральной Австрии (Штирии) употребляли мышьяк один или два раза в неделю в качестве общего стимулятора и тонизирующего средства. Они получили известность как ” Пожиратели мышьяка”, и некоторые из них, по слухам, переняли эту практику как средство формирования иммунитета к отравлениям.

Ртуть

Ртуть хорошо известна своими токсичными свойствами, но когда-то ее использовали в качестве обычного эликсира и местного лекарства. Древние персы и греки считали ее полезной мазью, а китайские алхимики II столетия ценили жидкую ртуть, и красный сульфид ртути за их предполагаемую способность увеличивать продолжительность жизни и укреплять жизненные силы. Некоторые целители даже обещали, что, употребляя ядовитые варева, содержащие ядовитую ртуть, серу и мышьяк, их пациенты обретут …вечную жизнь… и способность ходить по воде. Одной из самых известных жертв ртути был первый император Китая Цинь Шихуанди, который якобы скончался после приема ртутных таблеток, призванных сделать его бессмертным (см. Терракотовая армия).

Читайте также:  Лечебная настойка вино чеснок

С эпохи Возрождения до начала XX столетия ртуть также использовали в качестве популярного лекарства от венерических заболеваний, таких как сифилис. В то время как некоторые источники утверждали, что лечение тяжелыми металлами помогало в борьбе с инфекцией, пациенты зачастую умирали от повреждения печени и почек, вызванного отравлением ртутью.

Змеиное масло

В Европе XVIII в. масло гадюк применяли от множества недугов, к примеру, ревматизма и кожных заболеваний, со временем лечившихся маслом гремучих змей. В Поднебесной масло из жира китайской водяной змеи традиционно использовали для лечения боли в суставах.

В Америку змеиное масло пришло в XIX в. с рабочими из Китая, и стало брендом, под которым выпускали снадобья, не содержащие змей, поддельные (без действующих веществ) или действующие, но разрекламированное едва ли не как панацея. В состав многих из такого рода «лекарств» входили наркотические вещества: спирт, кокаин или опий. Отсюда змеиное масло в переносном смысле — лекарство “пустышка”, а продавец змеиного масла — ассоциируется с человеком, сознательно продающим поддельное снадобье, то есть шарлатаном.

Драгоценные камни

Во все времена люди ценили драгоценные камни. Их использовали в качестве красивых украшений, религиозных символов, амулетов и талисманов удачи и в медицинских целей.

Раньше люди верили, что некоторые драгоценные камни способны защитить их от болезней и несчастий. Список суеверий, связанных с драгоценными камнями, длинный и иногда противоречивый. К примеру, некоторые полагали, что опал приносит несчастье, в то время как другие считали его символом надежды.

В Европе в Средневековье, а еще позже в Индии, фармацевты продавали перетертые в порошок драгоценные камни в качестве лекарств. Их как правило принимали с водой или травяным чаем. Считалось, что самые дорогие драгоценные камни обладают наибольшей целебной силой. Красные камни должны были помочь остановить кровотечение. Зеленые считалось помогают глазам, потому что зеленый-это спокойный цвет, а желтые камни лечат желтуху.

Алкоголь

С тех времен, как были открыты первые алкогольные напитки, люди начали использовать их в качестве лекарства. Помимо снимающего стресс, расслабляющего воздействия алкоголя на тело и разум, алкоголь является антисептиком и в больших дозах оказывает обезболивающее действие. Это комбинация спирта и натуральных растительных компонентов, которая создает гораздо более эффективное лекарство и используется в качестве такового в течении тысячелетий. Именно отсюда произошел самый известный тост “Выпьем за здоровье”, который существует во многих языках мира.

Одна из самых ранних записей о лекарственном спирте принадлежит Роджеру Бэкону, который получил известность как Удивительный доктор — английский философ, алхимик и естествоиспытатель XIII в. Согласно переводу (опубликованному в 1683 году) Бэкон предполагал, что вино помогало: “сохранить желудок, усилить естественное тепло, помочь пищеварению, защитить тело от разложения, переваривать пищу, пока она не превратится в саму кровь. Но он также признает опасность употребления в избытке: “если его будут слишком много пить, оно, напротив, принесет много вреда: ибо оно затуманит разум, плохо повлияет на мозг… породит дрожание конечностей и помутнение сознания.”

Источник

Оцените статью