Лекарственные препараты для детей с зрр

Медикаментозное лечение при аутизме, ЗРР, СДВГ, дизартрии

Лекарственная терапия – одна из трех составляющих помощи детям с ЗРР, аутизмом, дизартрией, СДВГ и другими нарушениями психоречевого и речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, какие препараты обычно рекомендуют врачи, действительно ли они помогают и как можно усилить их положительный эффект.

Когда назначают лекарства?

Как правило, препараты выписывает невролог или невропатолог после тщательного обследования (КТ, ЭЭГ и др.), в ходе которого были выявлены те или иные патологии центральной нервной системы, возникшие в результате ранее перенесенных тяжелых инфекций или травм, повышенного внутричерепного давления и других причин.
Основные показания к медикаментозному лечению:

  • Ребенок не вступает в эмоциональный контакт с людьми.
  • Для его поведения характерны частые вспышки агрессии, неуправляемость, истерики, «дикие» выходки, гиперактивность.
  • Он не понимает обращенную к нему речь.
  • У малыша плохая память, скудный словарный запас, он невнимателен и рассеян.

Медикаментозная терапия необходима, прежде всего, для того, чтобы:

  • обеспечить нервные клетки речевых зон полноценным питанием,
  • улучшить мозговое кровообращение,
  • нормализовать передачу нервных импульсов,
  • скорректировать поведение (например, при СДВГ),

то есть они «запускают» работу нервной системы в нужном направлении.

Что такое ноотропы и зачем они нужны?

При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:

  • препараты йода;
  • витамины группы В;
  • глицин;
  • L-каротин.

Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.

Одни из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.

Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:

  • повышение умственной работоспособности;
  • регулировка обменных процессов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • нормализация защитного торможения в ЦНС.

В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе.

Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.

Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.

Мы перечисли самые распространенные препараты, которые назначаются при нарушениях речевого и психоречевого развития. Возможно, Ваш лечащий врач назначит ребенку другие лекарства подобного действия.

Уважаемые родители, мы приводим информацию о препаратах исключительно с ознакомительной целью. Пожалуйста, не давайте их ребенку без консультации со специалистом.

Помогут ли одни лекарства?

Как видите, лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Многие родители детей-«молчунов» отмечают, что значительные сдвиги в развитии речи произошли именно после курса того или иного препарата. Однако без регулярных занятий с логопедом и дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты.

Занятия с логопедом или дефектологом направлены на:

  • постановку звуков и введение их в речь;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи – построение связного высказывания, умение составить небольшой рассказ по
  • картинке, чтение, изложить свои мысли, описать ощущения и т. д.

Таким образом, медикаментозное лечение следует обязательно сочетать с занятиями у логопеда и дома. Процесс коррекции речевого и психоречевого развития должен быть всесторонним и непрерывным, только в этом случае можно добиться хороших результатов.

Можно ли самостоятельно «назначать» ноотропы и другие препараты?

Нет, ни в коем случае. Назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.

Дата публикации: 15.03.2018. Последнее изменение: 16.08.2018.

Источник

Консультация 5. Таблетка «для речи» или вся правда о лекарствах от невролога

Материал переработан,оригинал вы можете прочитать вот здесь: http://ru-happychild.livejournal.com/350350.html

Позицию зарубежных медиков по вопросу целесообразности назначения всевозможных лекарств нашим детям с целью стимуляции и коррекции развития озвучил на своем семинаре Джон Филипс — врач из Америки — доктор медицины, профессор педиатрии и детской неврологии, клинический директор Научно-исследовательского института мозга, директор отделения детской неврологии университета Нью-Мексико (США). Он говорит, что нет никаких доказательств эффективности ноотропов. При этом, особо отмечается – врач он очень осторожный, сам все время говорит, что он скептик и пока не увидит исследований, ничего определенного говорить не будет. Разумеется, есть случаи, когда медикаменты нужны – применяется и ботокс, и даже нейротоксичный фенол в ряде острых случаев, и противоэпилептические препараты. Но только когда это индивиудально выверенно. Никаких «общих протоколов». Никаких «давайте попробуем и посмотрим». Ибо «давайте попробуем и посмотрим» — это есть ЭКСПЕРИМЕНТ над вашим ребенком, и тогда все должно проходить по правилам эксперимента – вы подписываете договор, ваше участие в эксперименте оплачивается. (А не наоборот).
Дорогие родители! Я знаю, что мы все не обязаны становиться врачами. Но ведь никто не запрещает нам быть внимательными, осторожными, вдумчивыми. У всех у нас есть интернет. Если вы не знаете английского, придите в сообщество и попросите найти независимые абстракты по эффективности и побочным эффектам тех препаратов, которые вам назначили, на НЕЗАВИСИМЫХ научных сайтах. Соберите информацию, взвесьте, обсудите возможность безопасных альтернатив. Сообщите, какого эффекта вы ждете – это должен вам сказать врач, зачем и с какой целью он назначает ту или иную таблетку. Исходя из целей – не спит, не ест, бьется головой об стенку, не помнит свое имя и тд – можно обсудить вариант замены. (Да будет вам известно, высокие дозы витамина С действуют ТОЧНО с тем же механизмом, что и галоперидол. Но «неплохой психиатр», даже если и знает об этом, никогда не скажет вам).
Вот некоторые препараты, о которых говорят зарубежные врачи как о небезопасных и достоверную информацию по которыми можно при желании найти в Интернете. Итак, по данным Формулярного комитета Российской академии медицинских наук:

1. Гопантеновая кислота ( Пантогам, Пантокальцин ) — гомолог пантотеновой кислоты, отличающийся от нее удлиненной на один атом углерода главной цепью. Действует предположительно как антагонист пантотеновой кислоты, в силу чего способен вмешиваться в энергетический обмен, и порой губительно.
Применение данного препарата в Японии было прекращено в начале 1990-х после ряда смертельных осложнений, протекавших в виде Рейе-подобного синдрома, синдрома Ретта и т.д. В других развитых странах данный препарат не применялся.
В энциклопедии Meyler’s «Побочные эффекты лекарств» гопантеновой кислоте посвящен целый параграф:
«Hopantenate (кальций D-(+) -4 — (2, 4-дигидрокси-3,3-imethylbutyramido) бутират полугидрат), или кальция гопантенат, является гомоаналогом L-пантотената. Был использован в Японии для лечения психической отсталости с поведенческими отклонениями. Представляет собой одну из многих попыток, которые были сделаны, пока безуспешно, произвести производные вещества от веществ, принадлежащих к витаминам В- группы, в качестве средств для лечения головного мозга или нервной системы. Побочные эффекты, иногда со смертельным исходом, были зарегистрированы у пациентов, принимающих кальция гопантенат, в частности, от энцефалопатии с метаболическим ацидоз, сопорозного состояния, и Рейе-подобного синдрома; это могло быть связано с недостаточностью пантотеновой кислоты, антогонистом которой является гопантеновая кислота. У пожилых людей были зарегистрированы дисфункция печени и желудочно-кишечные расстройства. В Японии, где препарат был введен в оборот 1978 году, контролирующие органы в 1988 году издали ряд предупреждений в отношении проблем, вызванных гопантенатовой ксилотой»

С учетом отсутствия доказательств эффективности, предполагаю, что смертельный риск, которому подвергается любой пациент назначением Пантогама, не оправдывает никакую теоретическую пользу от него, существование которой доказательной медицине неизвестно.

2. Винпоцетин и Кaвинтон — это вещество, получаемое из листьев растения Vinca minor. Препарат мало изучен. Посему в США и многих других странах относится к БАД, а не к лекарствам. . $15 баночка на месяц приема. Врачи, как правило, не назначают. В Японии изъят из продажи из-за явной неэффективности.

5. Актовегин, Церебролизин, Солкосерил , (гидролизаты мозгов)– препараты с доказанной неэффективностью! Есть исследования применения в дозе 30 мл.в сутки у больных с доказанной деменцией с некоторым улучшением. Только у нас появляются новые препараты с прионным действием — например, КОРТЕКСИН (весь мир напуган коровьим бешенством, а у нас препарат изобрели — из мозгов крупного рогатого скота и свиней). Церебролизин — далеко не единственный препарат, который производится за рубежом СПЕЦИАЛЬНО для России. Точно также производится рибоксин и куча других препаратов, которые в мире не применяются. Церебролизин — ноотропное средство, способствующее улучшению обмена веществ в мозговой ткани. Препарат для лечения больных с нарушениями функций центральной нервной системы, задержками развития, нарушением внимания, деменцией (например, синдромом Альцгеймера), но в России (а также в Китае) наиболее широко применяется для лечения ишемического инсульта. В 2010 году Cochrane Collaboration, наиболее авторитетная международная организация, специализирующаяся на обобщении сведений о доказательных исследованиях, опубликовала обзор результатов рандомизированных клинических испытаний церебролизина, проведенных медиками Л. Зиганшиной, Т. Абакумовой, А. Кучевой: «Согласно нашим результатам ни один из 146 обследуемых не показал улучшений состояния при приеме препарата. Нет никаких оснований для подтверждения эффективности применения церебролизина в лечении пациентов с ишемическим инсультом». В процентном соотношении не было никакой разницы между количеством летальных исходов — 6 человек из 78 в группе, получавших церебролизин, против 6 из 68 в группе, получавших плацебо. Состояние членов первой группы не улучшалось в сравнении с членами второй.

6. Когитум – не доказан. То есть ваши дети участвуют в эксперименте.
7. Нооторопил, Пирацетам, Фезам, Аминалон, Фенибут, Пантогам, Пикамилон, Инстенон Милдронат,Циннаризин, Мексидол -плацебо-препараты. (Как и подтвердил в очередной раз профессор Филипс).
Ноотропил используется для улучшения обменных процессов, происходящих в коре головного мозга. Активное вещество ноотропила — пирацетам — является основой порядка 20 аналогичных препаратов на российском рынке, например, пиратропила, луцетама и ряда лекарств, в названии которых присутствует само слово «пирацетам». Это вещество довольно широко применяется в неврологической, психиатрической и наркологической практике. В базе данных Medline указаны публикации 1990-х годов о клинических исследованиях, согласно которым пирацетам умеренно эффективен при восстановлении пациента после инсульта, а также в лечении деменции и дислексии. Однако результаты рандомизированного многоцентрового исследования PASS (Piracetam in Acute Stroke Study) 2001 года показали отсутствие эффективности пирацетама в лечении острого ишемического инсульта. Информация об улучшении работы коры головного мозга у здоровых людей после приема пирацетама также отсутствует. В настоящее время он исключен американской FDA из списка лекарственных средств и отнесен к биологически активным добавкам (БАД). Он не разрешен к продаже в аптеках США, однако его можно заказать через интернет или ввезти из соседней Мексики. В 2008 году Формулярный комитет Британской академии медицинских наук сделал заявление о том, что «результаты рандомизированных клинических исследований 1990-х годов по использованию ноотропного препарата пирацетам были методологически ошибочными». Тем не менее в некоторых случаях он может помогать пожилым людям с когнитивными расстройствами. В России пирацетам активно используется в терапии мыслительных функций у детей с синдромом Дауна. Однако согласно исследованию, проведенному в 2006 группой ученых во главе с Нэнси Лобаф, пирацетам не подтвердил своей эффективности в этой сфере: у 18 детей с синдромом Дауна после четырехмесячного курса когнитивные функции остались на прежнем уровне, в четырех случаях наблюдалась агрессия, в двух — возбудимость, в одном — повышенный интерес к сексу, в одном — бессонница, в одном — отсутствие аппетита. Ученые пришли к выводу: «Пирацетам не обладает доказанным терапевтическим эффектом по улучшению когнитивных функций, но обладает нежелательными побочными эффектами».
! Пирацетам, как и фенибут, и еще несколько разных слов относятся к модификациям гамма-аминомасляной кислоты. ГАМК не проходит гемо-энцефалический барьер. Но если уж очень хочется, то давайте ребенку чистую ГАМК от хорошего производителя.
16. Гинко-билоба,Танакан – согласно проведенным испытаниям не оказывают положительного влияние на обещанные в инструкции память и когнитивные функции.

22.Гомеопатия пр-во НЕLL Церебрум композитум, Неврохель, Лимфомиозот, Грипп-хель ,и др. не являются лекарственными препаратами.
Обратите внимание, что я хочу сказать в этом пункте. Гомеопатия помогает очень многим детям. И вообще, гомеопатия – помогает и работает! Но если гомеопатия назначается в логике аллопатического лечения – «такой-то «хель» от насморка» — это не гомеопатия, а бред. Гомеопатия – это скрупулезная, многочасовая, длительная работа с врачом-гомеопатом, который ищет не лекарство «от насморка» или «от поноса», а лекарство «для Пети», лекарство «для Кати», лекарство «для Васи». Вреда не будет, но ни у кого здесь кошелек не резиновый. В гомеопатии цену имеет ДОКТОР, а не препарат.

Профессор Джон Филипс показывал много роликов и слайдов. На одном была очень впечатляющая картинка. Его пациентка, которая в 3 года перенесла хирургическую резекцию правого полушария мозга. Фото МРТ, в котором только левое полушарие, а справа – черный провал. Девушке с половиной мозга 20 лет, заканчивает колледж, говорит на двух языках. Это к вопросу о том, как нейропластичен мозг, какие уникальные шансы у наших детей, имеющих, к счастью оба полушария, и которые мы, вместо поддержки, готовы долбить таблетками. Сложите деньги, которые вы потратили или планируете потратить на пантогам, прибавьте к этому гонорар «неплохого психиатра» и купите дополнительный курс массажа. Если не ребенку, то себе – тоже будет польза.

На своих семинарах Л.А. Ясюковой (доктор психологических наук) говорит об этом же: что когда она занимается с особыми малышатами, сразу видит, что у ребенка «лекарственная интоксикация». И ее основная мысль заключается в том, что обучать малышат нужно в обход травмированных функций, а не пытаясь во что бы то ни стало скорректировать медикаментозно физиологию.
Она утверждает, что если подобрать систему обучения корректно, то «высшие психические функции компенсируют все» (её выражение).

Источник

Читайте также:  Капотен как первая помощь
Оцените статью