Лекарственные формы с ядовитыми веществами

Фармакология. Конспект лекций

В данной книге предельно сжато изложен курс по общей фармакологии. Сведения наиболее полно систематизированы и конкретизированы. Благодаря четким определениям основных понятий, их признаков и особенностей студент может сформулировать ответ, за короткий срок усвоить и переработать важную часть информации, успешно сдать экзамен. Куре лекций будет полезен не только студентам, но и преподавателям при подготовке и проведении занятий.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Общие положения
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Лекарственные формы
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Фармакодинамика и фармакокинетика

Из серии: Экзамен в кармане

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фармакология. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Лекарственные формы

1. Понятие о лекарствах. Рецепт, правила его оформления

Лекарство — это вещество, применяемое с целью лечения какого-либо заболевания или для его профилактики.

Лекарственное вещество — это одно вещество или смесь веществ природного или синтетического происхождения.

Лекарственный препарат — это лекарственное средство в готовом для применения виде.

Лекарственная форма — это лекарственное вещество в наиболее удобной для приема больным форме.

Все лекарственные средства подразделяются на три группы:

1) список А (Venena — яды);

2) список Б (heroica — сильнодействующие);

3) лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача.

Рецепт — это обращение врача к фармацевту об отпуске больному лекарств с указанием лекарственной формы, дозы и способа применения. Он является медицинским, юридическим и денежным документом в случае бесплатного или льготного отпуска лекарств.

Выписывание рецепта и отпуск по ним лекарств осуществляется согласно требованиям приказа Минздрава от 23 августа 1999 г. № 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями) и приказа Минздрава России от 12 ноября 1997 г. № 330».

Доза выражается в массовых или объемных единицах десятичной системы и обозначается арабскими цифрами. Число целых граммов отделяется запятой (1,0). Чаще используется: 0,1 — один дециграмм; 0,01 — один сантиграмм; 1,001 — один миллиграмм. Капли, входящие в состав лекарства, обозначаются римской цифрой, перед которой пишется gtts. Биологические единицы действия в рецепте указывают таким образом 500 000 ЕД.

Жидкие вещества в рецептах указываются в мл (0,1 мл). Рецепт заверяется подписью и личной печатью. В рецепте в обязательном порядке указываются: возраст больного, дата выписки рецепта, фамилия и инициалы больного; фамилия и инициалы врача, порядок оплаты лекарства. Причем льготные рецепты выписываются на специальных бланках, имеющих штамп и печать.

На специальных бланках другого образца выписывают также средства из списка наркотических веществ, снотворные, анорексигенные средства.

Причем рецепт выписывает сам врач, ставит свою подпись и заверяет личной печатью. Кроме того, его подписывает главный врач или его заместитель, рецепт имеет круглую печать и штамп лечебного учреждения.

Такой же порядок прописывания определен и для препаратов-анаболиков, а также фенобарбитала, циклодола, эфедрина гидрохлорида, клофелина (глазных капель, ампул), мази сунореф. На других формах рецептурных бланков прописываются нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, препараты, содержащие этиловый спирт и др.

Запрещается выписывать амбулаторным больным эфир для наркоза, хлорэтил, фентанил, сомбревин, кетамин. Рецепт начинается со слова Recipe (Rp. — сокращенно), что значит «возьми», затем перечисляются названия и количества выписываемых лекарственных веществ в родительном падеже. Сначала называется основное, затем вспомогательные.

Далее обозначают необходимую лекарственную форму. Например Misce ut fiat pulvis (M. f. pulvis) — «смешай, чтобы получился порошок».

Для дозированных пишут: «Da tales doses numero 10» — «выдай таких доз числом 10». В конце рецепта после слова Signa (S) — «обозначь» на русском (или национальном) языке указывают способ употребления лекарства.

Рецепт на наркотические и ядовитые средства действителен 5 дней; на спирт этиловый — 10 дней; на все другие — до 2 месяцев со дня выписки.

Дозировки лекарственных средств пишут с учетом возрастных особенностей. Высшие дозы для взрослых людей старше 25 лет. Старше 60 лет — 1/2 от взрослого возраста. До года — 1/24 — 1/12 — дозы для взрослого.

2. Твердые лекарственные формы

К твердым лекарственным формам относятся таблетки, драже, порошки, капсулы, гранулы и др. Таблетки (Tabulette, Tab.) получают методом прессования смеси лекарственного и вспомогательного вещества. Различают простые и сложные по составу.

1. Rp.: Tab. Analgini 0,5 № 10

D. S. По 1 таблетке 2–3 раза в день.

Butadioni aa 0,125

S. По 1 таблетке 3 раза в сутки (после еды).

Драже (Dragee) изготавливается путем наслаивания лекарственных и вспомогательных веществ на гранулы.

D. t. d. № 50 in dragee

S. По 2 драже 4 раза в день во время еды.

Порошки (Pulveres, Pulv.) предназначены для внутреннего, наружного или инъекционного (после растворения) применения. Различают недозированные, простые и сложные по составу порошки, в том числе и присыпки, и дозированные, простые и сложные по составу порошки.

Масса дозированного порошка должна составлять 0,1–1,0. При дозе меньше 0,1 к составу добавляют индифферентные вещества, чаще всего сахар (Saccharum).

Летучие, гигроскопические дозированные порошки отпускают в специальной бумаге (вощеной, парафинированной или пергаментной) и в рецепте указывают: D. t. d. № 20 in charta (paraffinata, pergaminata).

D. S. Для присыпки ран.

2. Rp.: Pul. foliorum Digitalis 0,05

S. По 1 порошку 2 раза в день.

Капсулы (Capsulae) — желатиновые оболочки, в которые включены дозированные порошкообразные, гранулированные, пастообразные, полужидкие и жидкие лекарственные вещества.

D. t. d. № 30 in capsules gelatinosis

S. 1 капсуле на прием.

Гранулы (Granulae) — твердая лекарственная форма в виде частиц размером 0,2–0,3 мм, предназначенная для приема внутрь.

В состав гранул входят как лекарственные, так и вспомогательные вещества.

Rp.: Granulum urodani 100,0

S. По 1 ч. л. 4 раза в день (перед едой, в 0,5 стакана воды).

Кроме того, бывают пленки и пластинки (Membranulae et Lamellae) — специальные твердые лекарственные формы, в которых на полимерной основе содержатся лекарственные вещества; глоссеты (Glossetes) — небольшие таблетки, предназначенные для сублингвального или защечного применения; карамели (Caramela) готовят в виде конфет с содержанием сахара и патоки.

Применяются для лечения заболеваний полости рта припарки (Cataplasmata) — полутвердые препараты, оказывающие противовоспалительное и антисептическое действие.

Растворимые таблетки (Solvellenae) растворяют в воде. Раствор применяют наружно (например, таблетки фурацилина).

3. Жидкие лекарственные формы

К ним относятся растворы, галеновые и новогаленовые препараты, дисперсные системы и др.

Растворы (Solutiones, Sol.) получают методом растворения лекарственных веществ в растворителе.

Их можно выписывать развернутым, сокращенным или полусокращенным способом.

Концентрацию в сокращенном варианте выражают в процентах или в виде соотношения массы и объема. Различают водные и спиртовые растворы.

1. Rp.: Natrii bromidi 3 % — 200 ml

D. S. По 10 капель 2 раза в день во время еды.

2. Rp.: Sol. Ergocalciferoli spirituosae 0,5 % — 10 ml

D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.

Галеновые препараты — это извлечения из растительного сырья, полученные с помощью нагревания или растворения соответствующих экстрактов. В качестве растворителя используют воду или спирт.

Читайте также:  Первая помощь подавившемуся человеку ответ

Настои (Infusa, Inf.) и отвары (Decocta, Dec.) являются водными извлечениями из сухих частей лекарственных растений.

Rp.: Inf. herbae Leonuri 15,0: 200 ml

D. S. По 1 ст. л. 1–4 раза в день.

Настойки (Tincturae, T-rae) и экстракты (Extracta, Extr.) — спиртовые (спиртоводные или спиртоэфирные) вытяжки из лекарственного сырья без нагревания.

Rp.: T-rae Leonuri 3 % — 200 ml

T-rae Valerianae 10 ml

M. D. S. По 1 ст. л. 3 раза в день.

Экстракты (Extractum, Extr.). Различают жидкие, густые и сухие экстракты.

Rp.: Extr. Eleutherococci fluidi 50 ml

D. S. По 40 капель 2 раза в сутки (за 30 мин до еды).

Новогаленовые препараты получают в результате специальной отработки с высокой степенью очистки лекарственных препаратов (Adonisidum).

Дисперсные системы есть системы, где дисперсионной средой является жидкость (вода, масло, газ и др.), а дисперсной фазой — нерастворимые мелкие частицы. Это суспензии, аэрозоли, микстуры.

К жидким лекарственным формам относятся также аппликации, бальзамы, коллодии, кремы, лимонады, сиропы. Аппликации (Applicationes) — жидкие или мазеподобные препараты, применяемые для нанесения на кожу с лечебной целью.

Бальзамы (Balsama) — жидкости, получаемые из растений и обладающие ароматическим запахом, антисептическими и дезодорирующими свойствами.

Rp.: Balsami contra tussim 30 ml

D. S. По 10 капель 3 раза в день.

Коллодии (Collodia) — растворы нитроцеллюлозы в спирте с эфиром (1: 6), содержащие лекарственные вещества. Применяются наружно.

Кремы (Cremores) — полужидкие препараты, содержащие лекарственные средства, масла, жиры и другие вещества, но менее вязкие, чем мази.

Лимонады (Limonata) — жидкости сладкого вкуса или подкисленные для приема внутрь. Сиропы (Sirupi) — густоватые, прозрачные, сладкие жидкости для приема внутрь.

4. Лекарственные формы для инъекций. Мягкие лекарственные формы

Лекарственные формы для инъекций включают стерильные водные и масляные растворы. Различают простые и сложные по составу.

Rp.: Sol. Glucosi 5 % — 500 ml;

Rp.: Sol. Camphorae oleosae 20 % — 2 ml

Steril.! D. t. d. № 10 in amp.

Растворы в ампулах, имеющие условное название, но отличное от растворенного препарата.

Rp.: Cordiamini 2 ml

S. Под кожу — по 2 мл 2 раза в сутки.

К мягким лекарственным формам относятся мази, пасты, линименты, свечи, пластыри. В качестве формообразующих основ используют жиры и жироподобные вещества, получаемые из нефти, синтетические полимеры.

Основы животного происхождения — это свиной жир, ланолин, спермацет, желтый воск, растительные масла, а вещества из нефти — вазелин, вазелиновое масло, нефть (нафталанская) рафинированная и продукты из синтетических веществ (полиэтиленгликоли или полиэтиленоксид).

Мази (Unguenta, Ung.) — мягкая лекарственная форма вязкой консистенции, применяемая для наружного применения и содержащая менее 25 % сухих (порошковых) веществ.

Различают простые и сложные по составу, кроме того, подразделяют на официнальные простые по составу и официнальные фирменные.

Rp.: Ung. Tetracyclini hydrochloridi 1 % — 3,0

D. S. Закладывать за веко 4 раза в день.

Rp.: Methyluracili 2,5

Lanolini aa 25,0

D. S. Наносить на рану.

Пасты (Pastae, Past.) содержат не менее 25 % сухих веществ.

Rp.: Pastae Lassari 30,0

D. S. Наносить на пораженные места.

Линименты (Linimtnta, Lin.) — жидкие мази, в которых растворенные вещества равномерно распределены в жидкой мазевой основе. Перед употреблением его взбалтывают. Свечи (суппозитории, Suppositoria, Supp.) — лекарственная форма твердая при комнатной температуре, но расплавляющаяся при температуре тела. По способу изготовления бывают аптечными и заводскими; по способу применения — ректальными и вагинальными. Пластыри (Emplastra) — лекарственная форма в виде пластической массы, которая при температуре тела размягчается и прилипает к коже.

Источник

Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими средствами (практ)
методическая разработка

Методическая разработка практического занятия «Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными средствами» предназначена для самостоятельного (дистанционного) выполнения задания студентами 2 курса специальности Фармация

Скачать:

Вложение Размер
poroshki_a_stud.doc 43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Междисциплинарный курс 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»

Тема: «Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами »

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Вид подготовки: базовый

Курс II, семестр 3

Составлена преподавателем Суховой Л.П.,

в соответствии с требованиями Федерального государственного

среднего профессионального образования

Рассмотрено на Утверждаю

заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет при

«___» __________ 2016г. информационно-методическом центре

Председатель ЦМК ГАУ АО ПОО АМК

1. Пояснительная записка ………………………………………………….. 4 стр.

2. Тема занятия, паспорт ………………………………………………….. 5 стр.

3. Содержание занятия ……………………………………………………. 7 стр.

4. Информационный блок………………………………………………….. 9 стр.

5. Контроль исходного уровня знаний…………………………………… 10 стр.

6. Задания для выполнения ………………………………………………. 11 стр.

7. Алгоритм действия ……………………………………………………… 13 стр.

8. Закрепление материала (ситуационные задачи) ……………………… 15 стр.

9. Итоговый тестовый контроль ………………………………………….. 16 стр.

Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью оказания помощи студенту в овладении основными знаниями и умениями по изготовлению порошков с ядовитыми и наркотическими веществами. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек довольно часто встречаются прописи порошков, содержащих вещества ядовитые или наркотические. Знание фармацевтом особенностей изготовления порошков с данными веществами и умение проводить точные расчёты необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами. Перед началом работы студенту следует внимательно ознакомиться со структурой и содержанием разработки. Для облегчения работы с методической разработкой составлено содержание. В разработку включены контрольные вопросы и ситуационные задачи для проверки уровня подготовки студента к занятию, задания для индивидуального выполнения с алгоритмом действия, ситуационные задачи и тестовые задания для проверки уровня освоения пройденного материала. Для освоения данной темы отводится 270 мин.

Практическое занятие № 5

Тема: Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами.

Цель занятия: Научиться готовить порошки с ядовитыми и наркотическими веществами (далее сп. А), оформлять их к отпуску и оценивать качество приготовленной лекарственной формы.

Методическая цель : создание условий для формирования навыков изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами

Образовательная цель: формирование навыков изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами

Воспитательная цель: воспитание чувства профессионализма, понимания важности своей профессии, внимательности, аккуратности

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, логическое мышление

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Уметь работать в коллективе

ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля

ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета

Студент должен иметь практический опыт : изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими веществами

По окончании занятия студент должен:

— Правила выписывания рецептов на порошки

— Правила хранения ядовитых и наркотических веществ

— Физико-химические свойства лекарственных веществ

— Теоретические основы процесса измельчения и смешивания лекарственных веществ в порошках

— Приборы для взвешивания и дозирования порошков

— Правила упаковки и оформления порошков

— Оценивать правильность выписывания рецептов

— Рассчитывать количества лекарственных веществ

— Выбирать и обосновывать технологию изготовления лекарственной формы в зависимости от свойств лекарственных веществ

— Осуществлять основные технологические операции (отвесить, измельчить, смешать, упаковать)

— Оформлять лекарственные формы к отпуску

— Заполнять паспорт письменного контроля

— Оценивать качество приготовленной лекарственной формы

Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.

Вид занятия : комбинированное занятие

Уровень усвоения: 2 (репродуктивный)

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

1. Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя

2. Материально – техническое оснащение: лекарственные вещества, ступки с пестиками, весы аптечные, разновес, марлевые салфетки, капсулы вощеные, этикетки, бумажные пакеты

3. Технические средства обучения: доска, компьютер, телевизор, презентация

— Дозирование по массе

— Нормирование качества порошков

— Изготовление сложных дозированных порошков

— Латинский язык (перевод рецептов)

— Фармакология (правила выписывания порошков)

— Контроль качества лекарственных средств(свойства лекарственных веществ, обязательные виды внутриаптечного контроля)

— Организация экономики фармации (правила хранения лекарственных средств)

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

  1. Организационная часть 5 мин.
  2. Целевая установка 5 мин.
  3. Контроль исходного уровня знаний 45 мин.
  4. Самостоятельная работа 180 мин.
  5. Закрепление материала 15 мин.
  6. Подведение итогов 18 мин.
  7. Задание на дом 2 мин.
  1. Организация начала занятия

Цель : Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение

Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие рабочего дневника, подготовить рабочее место.

  1. Ознакомление с целями и планом занятия

Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности

Деятельность студента : Внимательно выслушать преподавателя, записать тему занятия.

  1. Контроль исходного уровня знаний

Цель: Проверить степень теоретической подготовленности к занятию

Деятельность студента: 1.Ответить на контрольные вопросы (приложение № 1)

2.Решить ситуационные задачи (приложение № 2)

4. Самостоятельная работа

Цель: Сформировать навыки изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами

1.Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.

2. Под руководством преподавателя:

— Получить индивидуальное задание (приложение № 3)

— Перевести рецепт на латинский язык

— Ознакомиться со свойствами входящих в пропись ингредиентов

— Провести необходимые расчеты

— Выбрать правильную технологию изготовления порошка

3. Самостоятельно, пользуясь алгоритмом действия (приложение № 4):

А) Приготовить порошок согласно прописи рецепта

Б) Заполнить паспорт письменного контроля

В) Оценить качество приготовленной лекарственной формы

5. Закрепление материала

Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний по технологии изготовления порошков с ядовитыми и наркотическими веществами.

1.Решить ситуационные задачи (приложение № 5)

2.Тестовый контроль (приложение № 6)

6. Подведение итогов

Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной работы

Деятельность студента : Сдать преподавателю дневник, приготовленную лекарственную форму для проверки. Получить оценку за занятие.

7. Задание на дом

Цель: Подготовка к следующему практическому занятию.

Деятельность студента: Записать тему и вопросы для подготовки к следующему занятию.

Тема: « Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими веществами»

Вопросы для самоподготовки:

1.Какие лекарственные средства относятся к списку А?

2. Каковы правила хранения веществ списка А?

3. Каковы правила работы с веществами списка А?

4. Что такое тритурация?

5. В каких случаях используется тритурация?

6. Как рассчитать количество тритурации?

7. Каковы правила введения ядовитых и наркотических веществ в состав сложных порошков?

8. Каковы правила оформления порошков, содержащих ядовитые и наркотические вещества?

Литература для самоподготовки:

1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.

2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.

3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

Лекарственные средства списка А – это ядовитые и наркотические вещества, хранение, работа, отпуск и применение которых должны проводиться с осторожностью. Хранят эти вещества в специальном сейфе. Наркотические и особо ядовитые вещества хранят во внутреннем, запирающемся на замок отделении сейфа. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть надпись «А» и «Venena», список находящихся в сейфе веществ, их высшие дозы и антидоты. Надписи на штангласах белого цвета на черном фоне с обязательным указанием ВРД и ВСД. В сейфе должны быть отдельные весы, разновес, ступка с пестиком. Обработку и мытье посуды проводит сам фармацевт или под его присмотром отдельно от другой посуды. Сейф в течение рабочего дня закрывается, ключ у ответственного лица. По окончании рабочего дня сейф опечатывают. Ядовитые и наркотические вещества отвешивает провизор-технолог в присутствии фармацевта у места их хранения, после чего штанглас убирается обратно в сейф, а вещество сразу используется для изготовления лекарственной формы. На обратной стороне рецепта фармацевт расписывается в получении, провизор–технолог в отпуске ядовитого или наркотического вещества с указанием его наименования на латинском языке и количества прописью. Запрещается отвешивать вещества сп.А про запас.

При приеме рецептов, изготовлении лекарственной формы, содержащей вещества сп.А фармацевт должен обращать внимание на правильность выписывания рецепта, возраст больного, правильность дозировки, совместимость ингредиентов. Ядовитое вещество и его количество подчеркивается красным карандашом, исправления не допускаются. Рецепты на наркотические средства действительны 10 дней, на ядовитые – 15 дней со дня выписки.

В рецепте названия ядовитых и наркотических веществ пишут в начале рецепта, затем сильнодействующие и все остальные. Наркотические средства для амбулаторных больных должны выписываться на бланках установленного образца (розового цвета) с приложением штампа, серийного номера, круглой печати ЛПУ и личной подписи и печати врача. Кроме того, такой рецепт должен иметь подпись главного врача ЛПУ или его заместителя или заведующего отделением, которые несут ответственность за назначение наркотических средств и психотропных веществ, и заверяется круглой печатью поликлиники. Врач имеет право завышать дозы веществ сп. А и Б. Если врач намеренно завышает разовую дозу такого вещества, он обязан написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак (Rp: Atropini sulfatis 0,01 (один санти)!). В случае выписывания врачом вещества сп.А в дозе, превышающей ВРД без соответствующего оформления рецепта, фармацевт обязан отпустить это лекарственное вещество в количестве ½ от ВРД.

Тритурация – это смесь ядовитого (наркотического) вещества с молочным сахаром в соотношении 1:10 или 1:100. Молочный сахар используют для приготовления тритурации потому, что он не гигроскопичен, наиболее индифферентен, без запаха, сладкого вкуса, нетоксичен, его плотность близка к плотности многих ядовитых веществ.

Лекарственные препараты, содержащие ядовитые, наркотические и приравненные к ним вещества опечатываются, снабжаются предупредительной этикеткой «Обращаться осторожно». Рецепт остается в аптеке, а больному выписывается сигнатура – точная копия рецепта. Текст этикетки, включая способ применения препарата, пишут на русском или национальном языке. До прихода больного приготовленная лекарственная форма хранится в отдельном, запирающемся шкафу. Запрещается отпускать наркотические средства по иногородним рецептам.

Тема: Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами

Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы.

1. Какие лекарственные средства относятся к списку А?

2. Каковы правила хранения веществ списка А?

3. Каковы правила работы с веществами списка А?

4. Как должен поступить фармацевт, если доза ядовитого или наркотического вещества завышена?

5. Что такое тритурация и в каких соотношениях она готовится?

6. В каких случаях используется тритурация?

7. Как рассчитать количество тритурации?

  1. Каковы правила введения ядовитых и наркотических веществ в состав сложных порошков?

9. Каковы правила оформления порошков, содержащих ядовитые и наркотические вещества?

10. Как проводят оценку качества порошков?

Тема: Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами

Контроль исходного уровня знаний. Ситуационные задачи.

Возьми: Атропина сульфата 0,00025

Папаверина гидрохлорида 0,015

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 20

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

Алгоритм выполнения задания:

— проверить дозы ядовитого и сильнодействующего веществ

— рассчитать количества лекарственных веществ

— найти общую массу и развеску (массу 1 порошка)

Тема: Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами

Индивидуальные задания для выполнения:

1.Возьми: Платифиллина гидротартрата 0.003

Папаверина гидрохлорида 0,04

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку в день

2.Возьми: Скополамина гидробромида 0,0002

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

3.Возьми: Атропина сульфата 0,00025

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку на ночь

4.Возьми: Этилморфина гидрохлорида 0,005

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

5. Возьми: Платифиллина гидротартрата 0.004

Папаверина гидрохлорида 0,03

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Дай. Обозначь. По 1 порошку на ночь ребенку 14 лет

6. Возьми: Атропина сульфата 0,0001

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 6

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

7. Возьми: Скополамина гидробромида 0,0001

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

8. Возьми: Этилморфина гидрохлорида 0,004

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день ребенку 7 лет

9.Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,002

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день

10. Возьми: Скополамина гидробромида 0,0003

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 6

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

11. Возьми: Атропина сульфата 0,0002

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

12. Возьми: Этилморфина гидрохлорида 0,0015

Эфедрина гидрохлорида 0,025

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

13. Возьми: Платифиллина гидротартрата 0,001

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 5

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день

14. Возьми: Атропина сульфата 0,0005

Папаверина гидрохлорида 0,02

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 6

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

15. Возьми: Скополамина гидробромида 0,00025

Смешай, чтобы получился порошок

Дай таких доз № 6

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день

Тема: Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными веществами

Алгоритм действия при изготовлении порошков

1.Проверить разовые и суточные дозы веществ сп. А и сп. Б.

1. При распределительном способе выписывания порошков разовая доза вещества указана в прописи рецепта. Чтобы найти суточную дозу, необходимо разовую дозу умножить на число приемов в сутки. Сравнить с ВРД и ВСД, указанных в ГФ Х.

1.Разовая и суточная дозы не превышают высших доз.

2. Рассчитать количества лекарственных веществ на все дозы и развеску (массу одного порошка)

2.1. Определить способ выписывания порошка:

— при распределительном способе указывается количество каждого вещества на одну дозу (порошок) и число выписанных доз;

— при разделительном способе указывается количество каждого вещества на все дозы и на сколько равных доз эту массу нужно разделить.

2.2. При распределительном способе количество каждого вещества умножить на число выписанных доз; полученные массы сложить -получится общая масса; общую массу разделить на число выписанных доз и получить развеску (А) — массу одного порошка.

2.3. Если количество ядовитого вещества на все дозы меньше 0,05, использовать тритурацию. Для этого массу ядовитого вещества на все дозы умножить на разведение тритурации 10 или 100. От общей массы сахара отнять массу тритурации.

2. Проверить расчеты:

При распределительном способе сложить выписанные массы отдельных ингредиентов – получить массу одного порошка (А) — развеску.

3. Выбрать оптимальный способ изготовления порошка

3. Оценить физико-химические свойства прописанных лекарственных веществ, обратить внимание на способ применения порошков.

4. Произвести измельчение и смешивание лекарственных веществ

4.1. Затереть поры ступки веществом простого списка, прописанным в большем количестве, или тем, потери которого при растирании наименьшие. Далее смешать вещества по принципу « от меньшего к большему».

4.2. При измельчении и смешивании веществ вращать пестик равномерным круговым движением кисти руки, избегая сильного надавливания. Необходимо периодически порошковую массу снимать скребком со стенок ступки и пестика в центр.

4. При надавливании пестиком на массу порошка отсутствуют отдельные видимые частицы. Цвет массы однородный.

5. Провести дозирование порошковой массы

5. С помощью ручных аптечных весов, разновеса и капсулаторки развесить порошковую массу на равные дозы: на левую чашку поместить разновес, соответствующий массе одного порошка (развеску), на правую насыпать порошковую массу. Под правую чашку положить капсулу.

5. Отклонения в массе отдельных доз не превышают допустимые нормы

6. Упаковать отдельные дозы порошка

6. Отдельные дозы порошка поместить в капсулы

вощеные или парафинированные, все дозы сложить по 3-5 и уложить в бумажный пакет.

6. Порошки упакованы в соответствии со свойствами прописанных веществ, при переворачивании капсул порошок не просыпается. Отдельные дозы аккуратно уложены в бумажный пакет.

7. Оформить приготовленные порошки к отпуску

7. На бумажный пакет наклеить основную этикетку в зависимости от способа применения ( «Внутреннее» или «Наружное»), на которой указать № рецепта, аптеки, Ф.И.О. больного, способ применения, дату изготовления, цену; «Обращаться осторожно». При необходимости наклеить другие дополнительные этикетки («Детское», «Хранить в защищенном от света месте»). Заполнить лицевую сторону ППК с указанием даты, номера рецепта, аптеки, перечислением наименований и количеств взятых лекарственных веществ в порядке их использования. Указать общую массу, массу одного порошка и число доз, подпись приготовившего.

7. Основная этикетка соответствует способу применения порошков. Дополнительные этикетки отражают свойства прописанных веществ. Заполнен ППК.

Источник

Оцените статью