Лекарственные формы для детей хранение

Раздел IX. Особенности детского организма. Требование к изготовлению, отпуск и хранение лекарственных форм для новорожденных.

Периоды жизни детского организма:

Новорожденные — 1-30 дней

Грудной возраст – до 1 года

Детский возраст от 1 года до 14 лет

Особенности детского организма:

Высокая гидратация ткани до 78% воды, поэтому лекарство быстрее всасывается, быстрее лечебный эффект

Отсутствует или недоразвитая ферментная система. Труднее переваривается пища и сложнее подобрать лечебную дозу

Кровообращение проходит в 2 раза быстрее, поэтому лечебный эффект наступает быстрее

В 2 раза быстрее происходит обмен веществ

ЦНС находится в стадии формирования, поэтому ощущения вкуса, цвета, запаха часто непредсказуемы.

Более учащенное дыхание (60 дыхательных движений в минуту, у взрослых – 15-16), поэтому ингаляционный путь введения препаратов более активный и интенсивный.

Возможны судороги, отеки мозга, аллергические реакции при приеме лекарственных препаратов.

Проблемы детской лекарственной формы.

Разработка специальных пероральных лекарственных форм с улучшенным вкусом

Создание заменителей инъекций

Внедрение детских лекарственных форм

Усовершенствованная детская упаковка с дозирующим устройством

Нормативная база, регламентирующая приготовление лекарственных форм для новорожденных в аптечных учреждениях:

Приказы: №№ 308,309, 305,110,214,»Единые правила оформления ЛФ»,

Письма: 8-44 о применении салициловой кислоты 1% в виде мази в детской практике, 680 и 1026 — ДСП о приготовлении и отпуске ЛФ для новорожденных

Организация изготовление и отпуск лекарственных форм для новорожденных.

Требования для новорожденных выписываются на отдельных бланках с указанием «Для новорожденных».

Обязательное обозначение способа применения (внутреннее, примочка, капли, клизма детская, полоскание).

Препараты ПКУ выписываются на отдельных требованиях с указанием истории болезни.

На рецептах указывается точный возраст ребенка.

В ЛПУ по письму №1026 растворы для внутреннего применения отпускаются объемом 10-20 мл. Допускается отпуск объемом 200 мл при условии одномоментного использования детьми одного бокса.

Лекарство для наружного употребления отпускаются в объеме от 5 — до 30 мл для индивидуального применения или 20-100 мл – для детей одного бокса.

Масла для новорожденных отпускаются на одного ребенка по 30,0.

По амбулаторным рецептам растворы для внутреннего применения рекомендуется отпускать в объеме на 3- 4 дня 50 или 100 мл при условии хранения в холодильнике после вскрытия. Об этом делается надпись на этикетке.

Лекарства для новорожденных изготавливаются в асептических условиях приказ № 308 и 309.

Лекарства для новорожденных должны быть стерильны без указания врача.

Лекарства, не выдерживающие стерилизации (мази, порошки) приготовляют в асептических условиях.

Лекарства для новорожденных после изготовления должны сохраняться в отдельных шкафах, подвергающихся дезобработке в соответствии с приказом №309. Места хранения должны быть удалены от источников загрязнения: санитарных узлов, мест распаковки и приемки товара мест приема и хранения использованной посуды. Места для отпуска лекарств для новорожденных столами, стеллажами и поддонами для тары ЛПУ. Нельзя ставить тару на пол.

Отпуск стерильных лекарств производится в условиях, исключающих загрязнение в процессе доставки и хранения: в чистую промаркированную тару из материала, позволяющего дезинфекцию; данная тара не используется для других целей. Лекарства для новорожденных дополнительно отпускаются стерильную тканевую упаковку.

Лекарства для новорожденных храниться в соответствии со сроками годности, утвержденными приказом №214. Вскрытые флаконы хранению не подлежат.

Вскрытие и розлив в отделениях ЛПУ проводится в строго асептических условиях в стерильную тару.

В ЛПУ организуются раздельные места для хранения лекарств для внутреннего, наружного применения, очистительных клизм, дезрастворов и средств для технических целей соответственно.

Запрещается хранение вместе с медикаментами различных веществ, не включенных в формуляры препаратов, применяемых в данном отделении и любых других веществ.

Обеспечить строгое соблюдение в отделениях и кабинетах ЛПУ правил хранения и учета препаратов Списка А и Б, препаратов ПКУ.

Запрещается любое приготовление лекарств, их расфасовка, замена этикеток, перекладывание из одной тары в другую.

Источник

КАК ПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ ЛЕКАРСТВА: СОВЕТЫ ПРОВИЗОРОВ

Лекарство — сложный, часто многосоставной продукт, изготовленный в стерильных условиях и в соответствии со строгими правилами производства. К лекарствам нужно относиться серьезно: многие из них портятся при воздействии высокой температуры, прямых солнечных лучей и влаги. Условия хранения должны обеспечить сохранение лечебных свойств в течение всего срока годности. Вспомните свою домашнюю аптечку: где лежит коробка? В кладовой, на кухне в шкафу, и все «в кучу»? Это, скорее всего, вредит лекарствам. Мы попросили провизоров «Планеты Здоровья» рассказать о правилах обращения с препаратами.

Каковы главные принципы хранения лекарств?

— Первое: не хранить лекарства с нарушенной или поврежденной первичной упаковкой. Бывает, хранят половину таблетки, свечки или ампулы — такие препараты лучше не употреблять. Второе: не хранить и тем более не употреблять лекарства с истекшим сроком годности. Третье: регулярно просматривать состояние и сроки годности лекарств — без сожаления удаляйте просроченные, намокшие или поврежденные лекарства. Четвертое: у детей и животных не должно быть доступа к лекарствам.

В чем нужно хранить лекарства?

— Для этого подойдет просторная металлическая или пластмассовая коробка либо специально созданный для домашней аптечки контейнер — кейс или сумочка. Важный момент: храните все лекарства в заводских упаковках, не выкидывая инструкцию! Инструкция — главный документ препарата, там подробно написаны все правила приема и хранения.

Читайте также:  Остеоартроз коленных суставов 2 степени лечение народными средствами

Как разобраться в температурных режимах хранения?

— В том случае, если рекомендуется хранение при комнатной температуре или она не указана, препарат следует хранить при температуре от +15° до +25°С. «Хранить в прохладном
месте» — это от +8 до +15°С, а «в холодном месте» — это от +2 до +8°С (холодильник). Хранение в темном месте предполагает защиту упаковки от дневного света; если же указано «хранить в сухом месте» — относительная влажность воздуха места, где размещен препарат, не должна быть более 60%.

Какие препараты лучше хранить раздельно?

— Постарайтесь хранить отдельно (можно просто в разных пакетах) медикаменты для наружного и внутреннего употребления. Жидкие формы повышенной маркости и пахучести (йод, зеленка, перекись водорода, другие окислители) также стоит хранить отдельно, желательно в герметичной емкости. Лекарства во флаконах должны быть плотно закрыты, а препараты в виде аэрозолей нужно оберегать от ударов и механических повреждений. Травы храните в бумажных коробках или пакетах, а не в полиэтилене.

Как долго можно хранить лекарства?

— Лучший ответчик — инструкция или маркировка на упаковке. Обычно лекарства можно хранить длительно, от двух до пяти лет. Но есть некоторые исключения. Водные настои, микстуры, отвары портятся быстрее всего (2–3 дня). Вскрытые упаковки глазных, ушных или назальных капель, как правило, хранятся не более 4 недель. Антибиотики в виде суспензии можно оставить в холодильнике на неделю, не более.

Каковы признаки порчи медикаментов?

— Узнать, что препарат испортился, можно по его внешним характеристикам: цвету, блеску или матовости, размеру, плотности, консистенции. Лекарства, не соответствующие параметрам, описанным в инструкции, несут угрозу для здоровья. Настораживающие признаки для жидкостей, капель в уши, глаза и нос — помутнение, появление осадка, изменение запаха и цвета. Линименты и мази не должны изменять свою однородность (помните, линимент — текучий, мазь — нет).

Что еще важно знать о лекарствах домашней аптечки?

— Многие люди из года в год покупают привычные препараты, и список наименований домашней аптечки совершенно не меняется. Однако не следует забывать, что время идет, появляются современные, более удобные и безопасные аналоги. Например, вместо привычных спирта и ваты при дезинфекции перед уколом можно воспользоваться спиртовыми салфетками в индивидуальной упаковке, вместо раствора бриллиантового зеленого — зеленкой-фломастером, и таких примеров масса. Чаще интересуйтесь у своего лечащего врача новостями фармацевтики!

Источник

Теория. Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни
учебно-методический материал

Теоретический материал по теме Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни для специальности Фармация

Скачать:

Вложение Размер
lf_dlya_novorozhdennyh.doc 93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

теоретического занятия для преподавателя

Тема: « Лекарственные формы для новорожденных и детей 1 – го года жизни »

МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01. « Фармация»

Составитель: Сухова Л.П.,

изготовления лекарственных форм

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни .

Продолжительность занятия : 90мин.

— Сформировать у студентов теоретические знания о лекарственных формах для новорожденных и детей первого года жизни.

— Дать представление о лекарственных формах для новорожденных и детей первого года жизни, правилах их изготовления

— Развивать логическое мышление

— Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

— Особенности детского организма

— Правила приема рецептов на препараты для новорожденных и их отпуска

— Особенности изготовления лекарственных форм для новорожденных

Студент должен уметь:

— Проводить необходимые расчеты

— Подбирать оптимальную технологию изготовления лекарственной формы

— Подбирать средства упаковки и укупорки лекарственных форм

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями :

— ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

— ОК.2. Организовывать собственную деятельность

— ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

— ОК.6.Уметь работать в коллективе

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями :

— ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

— ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

— ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

— ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия : теоретическое

Тип занятия : лекция — урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

— Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.

— Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

— Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.

— Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

— Изготовление твердых, жидких, мягких лекарственных форм

— Контроль качества лекарственных средств

— Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

— Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

— Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

1. Организационный момент — 2 мин.

2. Мотивация и постановка целей — 3 мин.

3. Повторение пройденного материала – 5 мин

4. Изложение нового материала — 75 мин.

5. Закрепление материала — 3 мин.

6. Задание на дом — 2 мин.

  1. Организационный момент : Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
  1. Мотивация и постановка целей : Преподаватель сообщает тему, цель занятия, предлагает записать план :

— Особенности детского организма

— Правила приема рецептов на препараты для новорожденных и их отпуска

— Характеристика лекарственных форм для новорожденных

— Пути совершенствования лекарственных форм для новорожденных

По данной теме будет проводиться практическое занятие, поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности при выполнении самостоятельной работы.

3. Повторение пройденного материала:

Преподаватель проводит опрос по ранее изученной теме (приложение № 1 )

4. Содержание нового материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 2) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания об изготовлении твердых, жидких, мягких лекарственных форм и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.

5. Закрепление материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос ( приложение № 3 )

6. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения и подготовки к следующему занятию ( приложение № 4 )

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни

Повторение пройденного материала:

1. Почему лекарственные формы с антибиотиками должны готовиться в асептических условиях?

2. Каковы особенности антибиотиков как веществ?

3. В чем особенность изготовления лекарственных форм с пенициллином?

4. В чем особенность изготовления лекарственных форм с левомицетином?

5. Каковы пути совершенствования лекарственных форм с антибиотиками в аптечных условиях?

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни

Изложение нового материала:

С момента рождения и до 14-18 лет в организме происходят резкие изменения, связанные с его ростом и развитием. Они и обусловливают анатомо-физиологические особенности растущего организма ребенка. Наиболее выражены эти особенности у новорожденных и детей первого года жизни. Именно поэтому лекарственная терапия детей этого периода развития имеет существенные отличия от таковой у взрослых людей.

Каковы же особенности детского организма? У новорожденных и детей 1-го года жизни не все системы достаточно развиты. Например, содержание воды у взрослого человека около 58, 5 %, у новорожденного – 74,7 %. Суточный обмен внеклеточной жидкости у взрослого составляет 14 %, у младенца – 5,6 %. Это способствует быстрому попаданию лекарственного вещества во внеклеточную жидкость и быстрому его выведению из нее. У новорожденных отмечают проницаемость ряда лекарственных веществ через гематоэнцефалический барьер. У детей этого возраста другие уровни всасывания, метаболизма и выведения лекарственных веществ. Печень новорожденного извлекает меньше лекарственных веществ из кровяного русла и в меньшей степени задерживает их в своих клетках, к тому же в этом возрасте окисляющие ферменты печени имеют крайне низкую активность, выделение лекарственных веществ происходит значительно медленнее, понижена степень связывания лекарственных веществ белками плазмы крови, поэтому высокая их концентрация в крови, органах и тканях сохраняется на высоком уровне длительное время.

При лечении больного ребенка различие между низкими неэффективными дозами и токсическими незначительна. Детский организм в силу незаконченного формирования очень чувствителен к микроорганизмам, которые могут быть и в лекарственных препаратах. Нередко возникает пирогенная реакция организма в ответ на введение препаратов, обсемененных микроорганизмами. Кожа новорожденного обладает высокой всасывающей способностью, ранима. Защитная реакция значительно ниже, чем у взрослого.

В связи с вышесказанным, все лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни готовят в асептических условиях независимо от способа их применения, а растворы для внутреннего и наружного применения, глазные капли, масла для обработки кожи должны быть кроме того стерильными.

Игнорирование специфических особенностей детского организма приводит к проявлению токсических свойств лекарственных веществ, вторичному инфицированию, тяжелым осложнениям и даже к летальному исходу.

Все эти факты не остались без внимания со стороны МЗ РФ. Были разработаны документы: Приказ МЗ РФ № 1026 «Об усилении контроля за качеством состояния родильных домов, детских ЛПУ и аптек»

«Методические указания по правилам изготовления, хранения и отпуска лекарственных форм для новорожденных» № 42.

Особое внимание аптек, обслуживающих родильные дома и детские ЛПУ обращается на безусловное соблюдение технологического режима и установленного порядка контроля качества (приказ № 214).

Рецепты для новорожденных и детей 1-го года жизни выписывают с указанием точного возраста ребенка.

При приеме рецепта или требования на индивидуальное изготовление препарата нужно помнить о том, что некоторые лекарственные вещества:

— не назначают вообще до 1 года – морфина гидрохлорид, промедол, кодеин, кофеин, левомицетин, теофиллин

— детям до 6 мес. не назначают – бутадион, кодеина фосфат, эуфиллин, папаверина гидрохлорид

— только при неотложных показаниях назначают – атропина сульфат, аминазин, эуфиллин, сульфаниламиды

Требования на ЛФ для новорожденных должны выписываться на отдельных бланках с обозначением «Для новорожденных». При фармацевтической зкспертизе прописи рецепта следует особое внимание обращать на выписанный объем или массу препарата, т.к. их единовременный отпуск строго регламентирован. В отделения больницы аптеки растворы для внутреннего применения отпускают в объеме для индивидуального использования 10 – 20 мл для одноразового приема. Допускается объем до 200 мл, рассчитанный на нескольких детей, но из расчета 10-20 мл на одного ребенка при условии одномоментного использования.

Препараты наружного применения отпускают в объемах (массах) для индивидуального применения 5 – 30 мл (гр) или для нескольких детей — массой не более 20 – 100 мл (гр).

Содержимое флакона должно использоваться немедленно и хранению не подлежит.

По рецептам для амбулаторного лечения растворы внутреннего применения отпускают из аптек в объемах, рассчитанных на хранение не более 3-х суток и не более 100 мл (гр).

Согласно методическим указаниям, все предлагаемые растворы для новорожденных и детей первого года жизни готовят в асептических условиях, массообъемным методом, на воде очищенной или апирогенной, без добавления консервантов и стабилизаторов. Растворы стерилизуют в автоклавах при 119 – 121 0 С. Для растворов термолабильных веществ используют стерильную фильтрацию.

Для хранения ЛФ для новорожденных в аптеках и ЛПУ должны быть отведены отдельные шкафы, которые подвергаются ежедневной влажной уборке и дезинфекции. Доставку препаратов из аптеки в ЛПУ производят в стерильной, продезинфицированной и промаркированной таре.

Особенности изготовления лекарственных форм для новорожденных.

Порошки для внутреннего употребления. В нарушение нормативной документации иногда в аптеках порошки готовят из таблеток (кавинтон, панангин, тавегил), что недопустимо из-за наличия в них наполнителей, красителей, стабилизаторов и других добавок.

В соответствие с требованиями ГФ готовят порошки с эуфиллином и сахаром. Замена сахара на глюкозу запрещена ввиду того, что эуфиллин с глюкозой не подлежит длительному хранению, отсыревание порошков начинается уже через 2-6 дней после изготовления и сопровождается пожелтением. А вот порошки эуфиллина с сахаром можно хранить до 20 дней в темном месте. Часто в аптеках готовят порошки с фенобарбиталом, витаминами и др.

Часто родители в порошки добавляют подсластители (варенье, сироп, сок), что нежелательно, т.к это может привести к изменению фармакологического эффекта. Поэтому изыскиваются возможности замены порошков стерильными растворами и др. лекарственными формами, обеспечивающими высокую скорость всасывания веществ, стерильность , увеличение срока хранения.

Порошки для наружного применения (присыпки). Термостабильные вещества стерилизуют воздушным методом в открытых биксах, а затем в асептических условиях укупоривают. Хранятся до 15 дней.

Растворы внутреннего употребления (глюкозы, аскорбиновой кислоты, димедрола). Готовят без стабилизаторов.(сл.) Раствор димедрола – 0,02 %, фасовка по 10 мл, что связано с его ВРД = 0,002 (для новорожденных).

Растворы наружного применения – бриллиантового зеленого, перманганата калия, перекиси водорода и др. Готовят согласно приказу № 214.

Глазные лекарственные формы – раствор сульфацила натрия 10 %, 20 % и 30 %, раствор колларгола 2 % и 3 %.

Масла для обработки кожи (подсолнечное, оливковое, вазелиновое) – стерилизуют в воздушных стерилизаторах при 180 о С, хранят в темном месте до 30 дней.

Мази дерматологические – готовят на стерильной мазевой основе, хранят до 15 дней.

Суппозитории – одна из перспективных форм, могут содержать анальгетики, спазмолитики, антибиотики, седативные, противоаллергические и др.средства. Форма и размер суппозиториев должны быть указаны в рецепте (0,5 – 1,0).

Преимуществом использования суппозиториев в педиатрии является возможность введения в тяжелом или бессознательном состоянии, более быстрое действие по сравнению с таблетками и порошками.

Однако, при их применении возможны и осложнения:

— в зависимости от высоты введения в прямую кишку может быть разный фармакологический эффект, т.к. всасывание веществ в прямой кишке детей непостоянно, что сопровождается изменением биодоступности;

— возможно раздражение слизистой оболочки прямой кишки лекарственными веществами или компонентами основы из-за небольшой поверхности слизистой с последующим ухудшением всасывания

Растворы для инъекций – готовят по общим правилам, но применяют в меньшей дозировке, которая регулируется медперсоналом при введении. Особенно важна чистота растворов.

В настоящее время ведутся исследования, направленные на создание лекарственных препаратов, которые минимально травмируют психику детей, ориентированы на физиологические особенности возраста, имеют приятный вкус, запах, цвет, вид, обеспечивают оптимальный фармакологический эффект.

Разработка и создание лекарственных препаратов для детей ведется по 2 направлениям:

  1. уменьшение до детских дозировок уже известных лекарственных препаратов для взрослых в традиционных лекарственных формах
  2. создание специальных лекарственных форм для детей

Пути решения проблемы введения лекарственных препаратов детям:

— более широкое использование ингаляционного введения препаратов общего действия, особенно в условиях стационара, внедрение ректальных лекарственных форм;

— создание корригированных, стабильных, стерильных препаратов перорального применения с жидкой дисперсной средой или «сухих» суспензий

В настоящее время уже разрешены к промышленному производству корригированные растворы натрия бромида, калия бромида, кальция хлорида с фруктовыми сиропами.

Самостоятельную научную проблему представляет разработка упаковки препаратов для детей. Она должна трудно открываться, быть одноразовой, обеспечивать точность дозировки и полное использование препарата, стерильность, быть красивой.

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни

  1. Почему лекарственные формы для новорожденных должны готовиться в асептических условиях?
  2. Почему нужно учитывать специфические особенности детского организма?
  3. Каким образом должно быть обеспечено хранение препаратов для новорожденных в аптеках и ЛПУ и их отпуск?
  4. Почему не готовят порошки эуфиллина с глюкозой?
  5. Какие лекарственные формы можно считать перспективными в педиатрии?

Тема: Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни

  1. Каковы особенности детского организма?
  2. На что нужно обращать внимание при приеме рецептов на индивидуальное изготовление препаратов для новорожденных и детей 1-го года жизни?
  3. В каких объемах готовят и отпускают лекарственные формы для детей до года?
  4. Какие лекарственные формы для новорожденных можно готовить в аптеках и в чем особенность их изготовления?
  5. Какая работа ведется по созданию лекарственных форм для детей?

Источник

Оцените статью