Минздрав России планирует запустить программу лекарственного страхования для граждан, включенных в систему ОМС
Tolikoff Photography / Shutterstock.com |
Разработанную Минздравом России программу лекарственного страхования для граждан, включенных в систему ОМС, обсудили в ходе состоявшегося вчера в Совете Федерации круглого стола эксперты. Напомним, что министерство предлагает выдавать пациентам по рецепту врача бесплатные лекарства, включенные в перечень жизненно необходимыхи важных лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП). При этом специалисты Минздрава России предлагают предоставить гражданам возможность по желанию приобрести более дорогой препарат, оплатив разницу между ценой препарата из ЖНВЛП и рыночной стоимостью аналогичного лекарства. Однако система еще на практике не внедрена и ее реализация вызывает ряд вопросов у профессионального сообщества. Например, каких расходов потребует внедрение новой системы.
По словам директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елены Максимкиной, общая потребность в финансировании проекта – порядка 500 млрд руб. ежегодно, при этом речь идет об обеспечении лекарствами по перечню ЖНВЛП всех граждан. Однако она не исключает необходимости введения дополнительных программ софинансирования лекарственного страхования, таких как соплатежи или частичная компенсация. «Такая практика существует во многих развитых странах и себя оправдала», – добавила представитель министерства.
Вместе с тем с предложением обеспечить граждан лекарствами только из перечня ЖНВЛП не согласился директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский. От отметил, что в прошлом году граждане потратили на лекарства 660 млрд руб. При этом из общего объема на препараты из перечня ЖНЛП потрачено лишь 246 млрд руб. Таким образом, по его мнению часть продукции этого перечня не востребована. «Около 20% средств, потраченных государством на закупку ЖНВЛП, расходуются на препараты с недоказанной эффективностью», – считает он.
Кроме того, он не поддержал идею полного возмещения стоимости лекарственных препаратов за государственный счет, так как, по его мнению, это может привести к бесконтрольному расходованию бюджетных средств. Крестинский предлагает возмещать только 50% от средней стоимости препарата. Такой подход, он считает, позволит гражданам обращаться в медучреждения за льготным лекарством только в случае необходимости.
В целях ответственного использования гражданами такой льготы директор ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Владимир Назаров предложил перенять опыт зарубежных стран. По его мнению, можно создать накопительный счет пациента. То есть, когда часть денег, направленных на медицинское страхование гражданина, направляется конкретно на его счет, а гражданин осуществляет эти расходы тогда, когда это необходимо. «Такая практика позволит существенно повысить ответственность граждан за использование денежных средств, предназначенных на лечение», – считает эксперт.
Концепцию внедрения системы лекарственного страхования поддержал и представитель общественности. Так, по мнению президента Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александра Саверского, граждане в основном получают инвалидность ради того, чтобы воспользоваться льготами на лекарства. «Только из-за того, что неправильно организовано лекарственное обеспечение, мы тратим 150 млрд руб. на пенсии инвалидам, которые могли бы не получать ее», – считает эксперт.
Помимо обсуждения вопросов обеспеченности населения лекарственными препаратами, специалисты выразили озабоченность проблемой неисполнения пациентами назначений врачей. Отмечается, что это приводит к рецидивам заболеваний и дополнительным расходам бюджетных средств. Начальник отдела защиты медико-социальных прав Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяна Рейхман считает, что ответственное отношение граждан к выполнению лечебного режима необходимо закрепить на законодательном уровне, так как асоциальное поведение граждан, невыполнение назначений врача ведет к повышенным расходам бюджета. Она рассказала, что при исследовании результатов одной из городских больниц было выявлено, что 8% пациентов не выполняют врачебные назначения. «Когда за год пролечено 2100 человек, то 8% – это 160 человек. Так, с открытой формой туберкулеза один человек смог заразить еще 14. А для лечения их самих первая химиотерапия на ранней стадии стоит около 20 тыс. руб. за 4 месяца, а после – почти 1,5 млн руб. на каждого пациента. Они не лечатся изначально, потом мы тратим бюджетные деньги», – обозначила проблему ТатьянаРейхман. В связи с чем, по ее мнению, необходимо ввести ответственность граждан, в том числе путем заключения с ними специального договора с условием принудительного лечения в случае обнаружения фактов нарушения лечебного режима.
Добавим, что сегодня граждане обеспечиваются лекарствами в рамках программы госгарантий бесплатно только в стационарных условиях (ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Источник
ФАС в СМИ: Лекарственное возмещение. Почему мечты разбиваются об экономию
Как должна функционировать система фармпомощи, при которой за пациента платит государство? Каковы составные части её механизма? На эти вопросы попробовали ответить участники I Всероссийского конгресса «Право на лекарство».
«К сожалению, разговоры о праве пациента чаще всего происходят у прокуроров, в судах, в кабинетах главных врачей, когда это право уже нарушено», — констатирует президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. И разъясняет: фармацевтическая помощь больному человеку — неотъемлемая часть помощи медицинской. Той самой, которая по Конституции обязана быть бесплатной во всех медицинских учреждениях, кроме коммерческих клиник.
Жизнь или кошелёк?
По мнению Саверского, ответ на вопрос «Кто в стране платит за медицину?» — ключевой показатель зрелости общества в целом и системы здравоохранения в частности. В средние века больной платил за себя сам: данное самой природой право на жизнь полностью зависело от кошелька.
Шли годы и десятилетия, появлялись первые больничные кассы — и в конце концов молодой стране по имени Советский Союз удалось создать модель здравоохранения, основанную на принципе доступности лечения для каждого человека. В наши же дни российская система медицинской помощи стремительно движется в. эпоху средневековья. Пациент всё чаще платит сам. За действия врача, спасающие его жизнь. За лекарства для лечения рака и других тяжёлых заболеваний, цена которых в сотни и даже тысячи раз выше, чем стоимость противопростудных препаратов.
Решение проблемы, казалось бы, очевидно — лекарственное возмещение. Именно оно защищает больных людей в ряде европейских стран, где значительную часть расходов на медикаменты несёт государственный бюджет. Но. Как недавно сказал один из отечественных медработников, «у нас в Перми ничего бесплатного нет». Под ударами кризиса заявку на льготные лекарства была вынуждена уменьшить даже Московская область. Что говорить о других регионах?
Даже тот «экономный» вариант лекарственного обеспечения, в который вошли далеко не все рецептурные препараты, работает с перебоями. Полноценная же система возмещения вызывает ещё больше вопросов.
И снова взаимозаменяемость
«Бесплатными для кого должны стать лекарства? Для того, кто заботится о своём здоровье, или для тех, кто бездумно его тратит? Что значит “все препараты”? О каких наименованиях идёт речь — о торговых или о международных непатентованных, в рамках которых цены иногда отличаются в сотни раз?» — удивляется директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава РФ Елена Максимкина. Действительно, за какое обезболивающее средство должно заплатить государство — за диклофенак или всё же за вольтарен? Вопрос о подлинной взаимозаменяемости лекарств, формально принадлежащих одному и тому же МНН, — главный камень преткновения для любого проекта лекарственного возмещения.
Можно ли считать «одинаковыми» два «аналогичных» препарата, если первый, сделанный из европейской фармсубстанции, действует в два раза сильнее второго, изготовленного из китайского сырья?
Без качества — никуда!
«В первую очередь необходимо создать такую систему обеспечения качества лекарственных препаратов, которой люди смогут доверять», — считает начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. По его мнению, единственный шанс перейти к лекарственному возмещению — строгое соблюдение стандартов надлежащей практики на всех этапах создания и обращения лекарств. Если одни таблетки произведены на современном заводе, а другие — в подвале, взаимозаменяемость опасна для жизни пациента. Кроме того, обязательные для всех правила фармпроизводства помогут справиться и с разбросом цен на препараты одних и тех же МНН.
У России есть возможность конкурировать на мировом фармрынке.
Причин не доверять фармпрому сегодня достаточно и у врача, и у пациента. Во‑первых, почему процесс создания лекарств курирует Минпромторг, а не Минздрав? Во‑вторых, кем гарантируется соблюдение долгожданных стандартов GMP? Если проверка на соответствие этим правилам будет носить «желательный» или «заявительный» характер, не стоит ожидать ни контроля, ни качества. Как отмечает исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков, «блок, связанный с производством лекарственных средств, выпал из-под государственного контроля и надзора».
«Скорее всего, мы опять потратим очередные сто миллиардов на “информатизацию” и не получим ничего, — опасается Нижегородцев. — Если брать на вооружение только систему платежей за лекарства и не учитывать другие факторы, результатом будет один лишь беспорядок. Без учёта состояния инфраструктуры все проекты — фантазии». По мнению представителя ФАС, путь к возмещению невозможен без нескольких обязательных этапов. Вначале — обеспечение качества, затем — разработка концепции взаимозаменяемости. Только завершение этих двух процессов позволит наладить регулирование цен на лекарства — и даст зелёный свет системе лекарственного страхования.
Государственные аптеки: возможно ли фармрынку вернуться к советской системеЧитайте подробнее
Вперёд, в средние века?
Владимир Шипков приводит весьма любопытные цифры. В 2014 году расходы россиян на лекарства составили более 500 миллиардов рублей. Госбюджетные траты на медикаменты оказались скромнее — порядка 280 миллиардов. «Вряд ли государство может позволить себе сейчас такую роскошь, как лекарственное возмещение», — приходит к неутешительному выводу руководитель AIPM. Шипков предполагает, что с каждым годом нагрузка на кошелёк нашего пациента будет только расти. А вот размеры государственных расходов если и поменяются, то лишь в меньшую сторону. Процент отечественного ВВП, который идёт на здравоохранение, оптимизма не внушает. По этому показателю нас обгоняют даже Болгария, Эстония, Венгрия и Греция.
«Полноценное лекарственное страхование было обещано ещё в 2009 году! И что мы видим сейчас?» — возмущается директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, старту системы возмещения мешает обилие препаратов, прошедших клинические исследования на 10–15 больных, однако же успешно преодолевших все регистрационные барьеры. Есть и другие нерешённые проблемы.
«Что мы будем возмещать — арбидол? Как будем определяться с препаратами? Сегодня в одном только перечне ЖНВЛП — 101 эналаприл. И у всех этих эналаприлов разные цены. Нет у нас и регистров пациентов. Мы не знаем, сколько людей чем болеют. Говорите о взаимозаменяемости? Тогда где наша, российская, оранжевая книга?» — обращается эксперт к профессиональному сообществу.
Мелик-Гусейнов объясняет, во сколько обойдётся госбюджету экономичный проект лекарственного возмещения для лекарств по рецепту. Сегодняшние объёмы фармацевтического рынка — это примерно 800 миллиардов рублей. В ценах потребителя и с учётом НДС. 250 миллиардов из этой суммы приходится на долю безрецептурных препаратов. Около 100 миллиардов стоит закупка медикаментов для больниц. Ещё 45 миллиардов стоят средства для лечения орфанных заболеваний и «Семи нозологий». Исходя из этого, для запуска лекарственного обеспечения достаточно. 200 миллиардов рублей. Но только при условии, что фармрынок попрощается с супердорогими аналогами и откажется от наценки на лекарства в пользу тарифа за упаковку.
Кстати, именно наценка — главная виновница того, что в кризис из аптек исчезают дешёвые препараты. Спасение для пациентов, которым всё остальное не по карману.
Источник
Лекарства, приобретенные пациентом или благотворителями, можно использовать в стационаре
|
phodopus/ Depositphotos.com |
Минздрав России разрешил медицинским учреждениям использовать лекарственные препараты, предоставленные самим пациентом или благотворительными фондами. До настоящего времени за реализацию подобных схем учреждению грозили штрафные санкции. Согласно прежней редакции Приказа № 231н, в соответствии с которым проводится контроль за условиями предоставления медпомощи по ОМС, учреждению могли уменьшить объем финансирования медицинской помощи или отказать в оплате, если лечение в стационаре осуществлялось препаратами, приобретенными пациентами самостоятельно, либо предоставленными благотворительными фондами (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 июля 2021 г. № 696н (зарег. в Минюсте 29 июля 2021 г.)).
Новый Приказ Минздрава России № 696н вносит существенное изменение в Правила обязательного медицинского страхования и Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС: из Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи исключено ранее считавшееся нарушением положение об использовании медицинской организацией лекарственных препаратов, предоставленных пациентом или иной организацией, действующей в интересах пациента, из иных источников финансирования.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В пояснительной записке к проекту подчеркивается: приказ разработан в целях обеспечения возможности благотворительным фондам предоставлять пациентам дорогостоящие лекарственные препараты для оказания им медицинской помощи в стационарных условиях, и не применения штрафных санкций к медицинским организациям в таких случаях.
Поправки вступают в силу 9 августа 2021 года.
Источник