- ВС РФ подтвердил обязанность регионов закупать для своих льготников лекарства, даже не зарегистрированные в РФ
- Новости
- Счетчик обращений граждан и организаций
- Росздравнадзор провел масштабную проверку регионов по льготному лекарственному обеспечению граждан
- Особенности льготного лекарственного обеспечения регионов России
- История развития льготного обеспечения ЛС
- Современное правовое регулирование ОНЛС
- Проблемы обеспечения ЛС в некоторых регионах страны
- Заключение
ВС РФ подтвердил обязанность регионов закупать для своих льготников лекарства, даже не зарегистрированные в РФ
AllaSerebrina / Depositphotos.com |
Верховный Суд РФ оставил в силе решение районного суда, которое обязывало областной минздрав закупить для ребенка инвалида необходимый ему по жизненным показаниям лекарственный препарат «Церлипоназа альфа», не зарегистрированный на территории РФ (Определение Верховного Суда РФ от 12 августа 2019 г. № 29-КГ19-1).
Решение районного суда было мотивировано тем, что ребенок страдает орфанным заболеванием, единственно возможным вариантом лечения которого является назначение ей лекарственного препарата, не зарегистрированного в нашей стране. Спорное лекарство назначено малышке консилиумом врачей ФГБУ «РДКБ» и врачебной комиссией этого же учреждения, затем – консилиумом врачей-специалистов областной детской клинической больницы. Ребенок является инвалидом. Стало быть, у него есть право на бесплатное обеспечение лекарством, в дозе, рекомендуемой медорганизацией, за счет средств бюджета Пензенской области. А отсутствие спорного препарата в перечне ЖНВЛП не может являться основанием для снижения уровня гарантий по сравнению с установленными Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более того, райсуд обратил свое решение к немедленному исполнению.
Однако областной суд это решение отменил и в иске отказал. Дело в том, что:
- орфанное заболевание, которым больна девочка, хоть и поименовано в Перечне редких (орфанных) заболеваний, опубликованном 7 мая 2014 г. на официальном сайте Минздрава РФ, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 № 403;
- а право на лекарственное обеспечение за счет средств субъекта РФ возникает у тех «орфанников», чей диагноз поименован именно в упомянутом постановлении Правительства РФ № 403. Список же орфанных заболеваний, который размещен на сайте Минздрава РФ, таких правовых последствий не порождает;
- кроме того, спорный препарат не зарегистрирован на территории РФ, а стало быть, не предусмотрен стандартом медпомощи и не входит в перечень ЖНВЛП, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно;
- в РФ разрешено применять по жизненным показаниям незарегистрированные лекарства, и даже регламентирован порядок их ввоза в страну, однако закон не предусматривает возможность обеспечения такими лекарственными препаратами детей-инвалидов за счет средств бюджета;
- наконец, областной минздрав запросил мнения Минздрава РФ о возможности обеспечения этой конкретной пациентки препаратом «Церлипоназа альфа» за счет бюджета области. Но Минздрав РФ предпочел отмолчаться.
Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу мамы ребенка, оставил в силе решение суда первой инстанции. При этом ВС РФ сослался на нормы международного права и международные договоры РФ:
- Всеобщая декларации прав человека, принятая 10 декабрь 1948 Генеральной Ассамблеей ООН, гарантирует каждому человеку право на жизнь. При этом дети имеют право на особую заботу и помощь;
- согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и в максимально возможной степени обеспечивают выживание и здоровое развитие ребенка. Государства-участники также признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишён своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения;
- государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006, ратифицирована РФ 25 октября 2012) принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка;
- Конституция РФ определяет нашу страну как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В РФ каждый имеет право на жизнь и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, каковая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
- областной суд отказал ребенку в обеспечении спорным препаратом на том основании, что его болезнь, хотя, объективно, и орфанная, однако не включена в Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Правительством РФ (№ 403). А ведь между тем, инвалидность-то ребенку установлена именно по этому заболеванию!
- более того, на недопустимость отказа орфанным пациентам в лекарственном обеспечении за счет средств региональных бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 № 21-6/10/2-4878, где разъяснено, что Закон об основах охраны здоровья граждан не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями;
- вследствие этого пациент как ребенок-инвалид согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 № 890 имеет право на обеспечение за счет бюджета области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе препаратами, не входящими в перечень ЖНВЛП;
- кроме того, спорный препарат был назначен решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарством, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям;
- наконец, областной суд был неправ, указывая, что спорный препарат не предусмотрен стандартом оказания медпомощи, поскольку в решении консилиума врачей ФГБУ РДКБ указано, что назначение препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения ребенка,
- таким образом, с учетом того, что назначенный консилиумом препарат «Церлипоназа альфа» – единственно возможный вариант лечения девочки, отказ минздрава области в обеспечении ее этим препаратом за счет областного бюджета нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Источник
Новости
Счетчик обращений граждан и организаций
Росздравнадзор провел масштабную проверку регионов по льготному лекарственному обеспечению граждан
По поручению главы Минздрава России Вероники Скворцовой Центральным аппаратом Росздравнадзора в первом полугодии 2019 года проведено 6 плановых контрольных мероприятий в Ивановской, Смоленской областях, Республике Ингушетия, Чукотском АО., Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Северная Осетия-Алания и внеплановая выездная проверка в городе Севастополе.
По итогам проведенных проверок установлено, что полномочия, переданные субъектам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, исполняются не в полном объеме, с нарушениями требований законодательства. В ряде субъектов выявлены грубые нарушения прав граждан России на льготное лекарственное обеспечение, в том числе детей и инвалидов.
В первом квартале территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в рамках контроля за льготным лекарственным обеспечением провели 149 проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации в основном в связи с поступлением обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
В результате были выявлены нарушения прав граждан в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и/или регионального бюджета в следующих субъектах РФ:
Брянской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Самарской Ульяновской, Кемеровской областях; республиках Карелия, Коми, Адыгея, Крым, Мордовия, Хакасия, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Краснодарском крае.
Несвоевременное лекарственное обеспечение по выписанным льготным рецептам зафиксировано в 9 субъектах:
Брянской, Тверской, Ярославской, Республике Коми, Адыгее, Алтае, Хакасии, Дагестане и Краснодарском крае.
Отсутствие контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением за определением потребности в лекарственных препаратах, а также использованием закупленных лекарственных препаратов выявлено в 7 субъектах:
Тверской, Самарской областях, республиках Коми, Адыгее, Башкортостане, Хакасии, Чукотском АО.
Отсутствие выписки лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний в 5 субъектах РФ:
Орловской, Ярославской, Самарской областях, Республике Адыгея и Чеченской республике.
Кроме того, в Ульяновской области 40% рецептов, выписанных гражданам в соответствии с медицинскими показаниями остаются необеспеченными. Остаются проблемы и в других регионах, что подтверждают обращения граждан.
Большое количество жалоб на грубые нарушения поступают из Краснодарского края и Саратовской области. Значительное число касается отсутствия обеспечения сахароснижающими препаратами.
В Республике Мордовия отмечены высокие показатели рецептов, по которым при первичном обращении в аптеку, гражданам не выдавали лекарства. Более 300 рецептов по федеральной льготе, более 1800 — по региональной льготе. После вмешательства Росздравнадзора ситуация в Республике Мордовия выравнивается.
В марте 2019 года в Ярославской области граждане не могли получить лекарства для лечения бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых, неврологических и других заболеваний по причине несвоевременно проведенной закупки органом исполнительной власти региона. Также на протяжении длительного периода времени не закупались медицинские изделия для контроля уровня глюкозы в крови. По вине департамента здравоохранения Ярославской области пациенты не были обеспечены своевременно жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медизделиями. Росздравнадзор совместно с прокуратурой провел контрольно-надзорные мероприятия с последующими мерами реагирования.
По причине невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок Росздравнадзором выдано за I квартал 2019 года 13 протоколов следующим субъектам-нарушителям: Брянской, Новгородской, Саратовской областях, Республике Крым. Вся информация о результатах проверок направлена в прокуратуру и другие органы государственной власти.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения продолжает держать на особом контроле обеспечение населения лекарственными препаратами во всех субъектах Российской Федерации.
К началу 2019 года в регионах России были сформированы товарные запасы препаратов в объеме более 3-месячной потребности как за счет федерального, так и за счет региональных бюджетов.
По данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.06.2019 объем товарных запасов лекарственных препаратов в субъектах Российской Федерации, сформированных за счет средств федерального бюджета, составляет 17 704 млн. руб., что исходя из среднемесячного расхода (расчетный показатель) соответствует потребности на 5 мес.
В рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по состоянию на 10 июня 2019 г.обслужено 20 395 771 рецептов на сумму 31,2 млрд. рублей (с учетом переходящего остатка лекарственных препаратов, закупленных в предыдущие годы). На отсроченном обеспечении находились10 446рецептов, или 0,05 % от общего количества рецептов, предъявленных в аптечные организации (в декабре 2018 г.–0,01 %, январе 2019 г. – 0,25 %, феврале 2019 г.–0,11 %, марте 2019 г. – 0,07 %), апреле 2019 г. – 0,07 %, мае 2019 г. – 0,04 %).
Источник
Особенности льготного лекарственного обеспечения регионов России
Обеспечение необходимыми лекарствами на льготной основе получило неравномерное развитие по российским регионам. И совершенствование этой системы является основной задачей в сфере ОНЛС. Как развивалась программа ОНЛС в регионах России? Какими нормативными актами регулируется льготное лекарственное обеспечение в регионах? Как обстоит ситуация с финансированием и обеспечением необходимыми лекарственными средствами программы льготного лекарственного обеспечения в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.
История развития льготного обеспечения ЛС
Развитие рыночной экономики обозначило проблему льготного предоставления лекарственных средств. В 90-е годы стали проявляться многочисленные проблемы: ухудшавшееся здоровье населения и снижение уровня и продолжительности жизни, дефицит финансирования здравоохранения. Все это привело к большим долгам фармацевтическим компаниям за производство и отпуск медикаментов по бесплатным рецептам. Тогда, в 1994 году, Постановлением Правительства №890 были утверждены категории граждан, заболевания которых требуют бесплатного или льготного отпуска ЛС. Однако должного финансирования программа не получала: долги накапливались по несколько месяцев на фоне роста товарооборота, что отрицательно сказывалось на качестве лекарственной помощи.
Контроль порядка отпуска ЛC в экономически стабильных регионах давал прекрасные результаты: больше не выдавались поддельные рецепты, выявлялась необоснованная выписка лекарств. Однако практически повсеместно обеспечение не производилось в полном объеме. Государством и регионами не выделялись необходимые средства для реализации программы. Реформирование системы здравоохранения в рамках льготного лекарственного обеспечения началось с 2005 года. В законодательстве были определены основополагающие идеи, на которых в 2017 году выстроено ОНЛС. К его основным принципам относятся:
- Персонификация учета помощи;
- Единство ценовой политики;
- Пропорциональное распределение финансирования регионов.
В настоящее время много внимания уделяется вопросам ценообразования. Предлагается несколько вариантов изменения ценообразования. При этом важно подчеркнуть, что практика показала необходимость возвращения к регулируемому подходу к ценообразованию. Для расчета референтных цен, безусловно, сначала придется зарегистрировать цены на ЛС, а потом производить необходимые расчеты.
Современное правовое регулирование ОНЛС
И сегодня в регионах система обеспечения бесплатными лекарствами функционирует нестабильно ввиду дефицита финансов. Современная структура, основанная на Федеральном законе «О государственной социальной помощи» значительно сужает охват граждан. По сути, она является дискриминационной для значительной части населения. Даже при наличии льгот в регионах значительную часть лекарств приходится покупать самостоятельно. Причин этому несколько: недостаточность закупок, их несвоевременность, низкое качество закупаемых по контракту ЛС.
С 2008 года в стране кардинально иначе стали распределяться полномочия между федеральными органами и властями субъекта. В соответствии с Федеральным законом №230 был внесен ряд поправок в отдельные законодательные акты. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения стала реализовать и контролировать дополнительное лекарственное обеспечение для нуждающихся в дорогостоящем медикаментозном лечении гемофилией, болезнью Гоше, рассеянным склерозом и пр.
Вторая составляющая программы, предусматривающая выдачу лекарственных средств и лечебного питания для детей-инвалидов в формате компонента набора социальных услуг регламентирована Федеральным законом №178. В соответствии с этим законом ОНЛС реализуется на уровне субъекта, но за счет федерального бюджета. Часть денежных средств выделяется и из региона.
Проблемы обеспечения ЛС в некоторых регионах страны
За период реализации программы гражданам стали более доступны жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов по ряду нозологий, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения. Однако в каждом регионе есть свои проблемы и особенности реализации ОНЛС. К примеру, в Тамбовской области анализ сложившейся ситуации показывает следующее:
- Количество больных по семи высокозатратным нозологиям растет, при этом помощь получает меньше граждан, по сравнению с прошлыми годами;
- Снижение трат на лекарства при условии роста затрат на отпуск препаратов и увеличения количества выписываемых бесплатных рецептов;
- Уменьшение льготников в регионе, записанных в Федеральный реестр лиц, получающих НСУ, однако все больший процент из них обращается за обеспечением необходимыми лекарственными средствами;
- Увеличение численность льготников, обладающих правом на льготное обеспечение ЛС из средств региона, но вот обращаются за лекарственной помощью они реже, чем еще 5-7 лет назад.
В области случаются перебои с лекарственными средствами. Особенно чувствуется это в январе, когда поставки по новым государственным контрактам еще не произведены. Складские остатки в крайне малых объемах выдаются больным, однако порой этого не хватает, соответственно, людям приходится за собственный счет покупать дорогие препараты. Таким образом, в области намечена тенденция к постепенному увеличению выписываемых в поликлиниках рецептов, росту их стоимости и наращиванию финансирования контрактов на закупку отпускаемых медикаментов.
Санкт-Петербург, несмотря на статус города федерального значения, также не безупречен по части бесплатного отпуска ЛС. Жители отмечают нехватку лекарств, особенно, в начале года. Задержки могут длиться до четырех месяцев. При этом в дефицитный список попадают и жизненно важные препараты – инсулин, спреи, блокирующие приступы астмы. Их отсутствие может привести, в том числе к тяжелым последствиям и даже летальному исходу.
Недостающие препараты являются, как правило, дорогостоящими, что делает весьма затруднительным процесс их покупки. А дальнейшая компенсация становится возможной только после изучения комиссией социального положения гражданина. Кроме того, предоставление такого рода помощи обычно разовое и не покрывает значительной части расходов человека.
В Республике Дагестан недостаточное обеспечение лекарствами спровоцировало отказ многих льготников от набора социальных услуг. По мнению жителей региона, получение рецептов затруднено и затянуто. Добиться качественных зарубежных препаратов сложно. Так, практически повсеместно возникают перебои даже с жизненно необходимыми препаратами.
Заключение
Стоит отметить, что, несмотря на реформирование системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в стране, все еще на современном этапе развития есть проблемы со стабильностью поставок, трудностью получения рецептов. Подобные трудности наблюдаются в большинстве регионов страны. В целом же, программа развивается и становится все более эффективной и экономически, социально оправданной.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Источник