- Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
- Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Как помочь подростку?
- Лечение без потерь
- Головокружение – как болезнь
- Почему земля « уходит из — под ног»
- С чего начать?
Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
- Телесных симптомов:
- вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
- усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
Как помочь подростку?
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Источник
Лечение без потерь
Головокружение – как болезнь
Мы часто шутим, говоря, что в молодости голова кружится от успехов, а в старости от болезней. Но… в каждой шутке, есть доля правды. По данным зарубежных и отечественных специалистов, головокружением страдают до 10 % пациентов, посещающих врача-невролога или отоларинголога, и до 5% — врача общей практики. Число больных растет, только в Ростовской области их уже около 700 тысяч. И это только по официальным данным. Нередки случаи, когда на головокружение мы просто не обращаем внимания, объясняя это усталостью, недосыпом или плохой погодой. А зря.
Головокружение может быть проявлением серьезной патологии, привести к значительному ухудшению качества жизни и даже к инвалидности. Что скрывается под «маской» головокружения, и как застраховаться от грозных последствий, спросим у руководителя Областного кабинета диагностики и лечения головокружения и вестибулярных нарушений, врача-невролога ОКДЦ Ольгу Викторовну Петручик.
Почему земля « уходит из — под ног»
Информацию о положении тела в пространстве нервная система человека получает в зависимости от функционального состояния зрительной системы, вестибулярного аппарата и мышечно-суставного чувства. Ведущая роль в ощущении нами равновесия принадлежит вестибулярному аппарату, который расположен во внутреннем ухе. От вестибулярного аппарата информация поступает в центральную нервную систему. Если в вестибулярном аппарате прерывается цепочка передачи импульсов в головной мозг, то человек начинает испытывать дискомфорт и головокружение.
Нормальным считается головокружение, возникшее после катания на каруселях или после укачивания в транспорте. При головокружении окружающие предметы плывут перед глазами, а земля как будто «уходит из-под ног». В таких случаях нередко появляется тошнота, рвота и потливость.
Несмотря на то, что очень часто голова кружится и у здоровых людей, оставлять головокружения без внимания нельзя. У пациентов с перепадами кровяного давления головокружения возникают довольно часто. Голова может кружиться и при вегето-сосудистой дистонии, которая приводит к нарушению кровообращения, и при отсутствии в рационе питания мяса и других продуктов, содержащих железо. Дефицит железа в организме или анемия — самая распространенная причина головокружения у женщин.
Искривление позвоночника и остеохондроз также могут привести к нарушению кровообращения в головном мозге, в результате чего наблюдается головокружение. Кровь к головному мозгу поступает через сонную и позвоночную артерию. Позвоночная артерия считается наиболее уязвимой, так как при искривлении позвоночника или при остеохондрозе человек испытывает сильное сдавливание, в результате чего нарушается нормальное кровоснабжение мозга. Головокружение в этих случаях бывает продолжительным и сопровождается потерей координацией движения, двоением в глазах и слабостью. «Вскружить» голову может и прием лекарственных препаратов, например, снотворных таблеток и транквилизаторов.
Но, если у вас не только кружится голова, но и появились другие неприятные ощущения — нарушения зрения, шум в ушах, головная боль, немедленно вызывайте скорую помощь. Головокружение в сочетании с потерей сознания, слабостью, проблемами с координацией движения и головными болями возникает при остром нарушении мозгового кровообращения, при инсультах.
Однако, чаще всего (в 80 % случаев) причина головокружения -это заболевание вестибулярного аппарата. Такое головокружение врачи называют истинным или вертиго. Проявляется оно вращением предметов вокруг, резким ухудшением общего состояния, тошнотой, холодным потом, рвотой и потерей координации движения. Возникать такие состояния могут на фоне воспалительных заболеваний внутреннего уха — отита, который характеризуется повышением температуры и болевыми ощущениями в ухе.
Дифференциальная диагностика причин головокружения требует комплексного подхода с участием врачей различных специальностей: невролога, отоларинголога, психотерапевта и целого ряда других узких специалистов
С чего начать?
При появлении частых головокружений необходимо начать с посещения невролога, а затем обратиться к отоларингологу. При этом Вам предложат пройти вестибулярные тесты (калорическую, вращательную пробы), а также постурографию – исследование взаимодействия зрительной, вестибулярной и мышечной систем при обеспечении равновесия. Для диагностики возможного заболевания слухового аппарата могут понадобиться тональная пороговая аудиометрия, акустическая импедансометрия; чтобы узнать состояние сосудов — ультразвуковое сканирование или компьютерная томография.
Обладая навыками сбора анамнеза, методиками проведения вестибулярных проб, специальным оборудованием, а также возможностью консультирования высококвалифицированными смежными специалистами, врачи ОКДЦ ориентируются на европейские стандарты диагностики и лечения. Среди методов обследования – вестибулометрия – самый основной метод диагностики проблем вестибулярного аппарата , в него входит видеонистагмография, калоричсекая проба, вращательные тесты, также используется лабораторная диагностика, стабиллоплатформа «Стабилан-01-2», очки Френзеля. ОКДЦ располагает самым современным оборудованием для ультразвуковой и лучевой диагностики — компьютерной и магниторезонансной томографией. Гордость центра – два магнитно-резонансных томографа напряженностью магнитного поля 1,5 и 3,0 Тл. Магнитно-резонансная томография сегодня — это один из наиболее динамично развивающихся методов лучевой диагностики. МРТ обладает высокой мягко-тканной контрастностью и позволяет проводить исследование в любых плоскостях и получать трехмерные изображения для точной оценки распространенности патологического процесса, это качественно повышает диагностику сложных состояний таких как вестибулярная пароксизмия и маленькие доброкачественные опухоли (невриномы) вестибуло-кохлеарного нерва.
Кабинет диагностики и лечения головокружения и вестибулярных нарушений, который был создан на базе ОКДЦ сравнительно недавно, уже успел накопить достаточный опыт , который оценили коллеги из столичных и зарубежных центров. Наши специалисты доказали, что в большинстве случаев головокружение поддается вестибулярной реабилитации.
- Сегодня мы можем :
- восстановить статическое равновесие
- снизить риск падений
- уменьшить субъективное ощущение головокружения
- улучшить равновесие
- снизить зависимость от зрительных и сенсорных стимулов
- уменьшить тревогу при головокружении
- профилактировать появление вестибулярных приступов и управлять течением заболевания
Улучшение методов диагностики и лечения, правильно подобранная терапия, регулярный мониторинг лечебно-профилактических мероприятий неврологами, имеющими специализацию по отоневрологии, помогает облегчить состояние пациента, избавить его от неприятных симптомов и осложнений болезни.
Источник