Лечебный звон колоколов церковных
Звоны воскресные. Всенощное бдение
Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днём, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, производит благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Благовест совершается в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста — трезвон в один приём. Во второй главе Типикона об этом сказано: «По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю. Тоже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны или глаголя псалом 50-й, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед клеплет во вся кампаны».
Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приёма, иначе говоря, два трезвона через небольшой промежуток времени, что означает начало Утрени и символически знаменует наступление нового времени в жизни человечества, Утро жизни вечной. «По чтении же великом святых апостол, исходит параекклесиарх и клеплет в великий и прочия кампаны». (Типикон, гл. 2.)
При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее, до возгласа священника в начале Утрени.
Звон к Евангелию — это трезвон в один приём, совершаемый во время пения степенных антифонов, на «славу» антифона, в момент выноса из алтаря Евангелия. Предназначение этого звона — прославить Спасителя. «Та же степенны гласа, в нихже исходит кандиловозжигатель и ударяет в колоколы». (Типикон, гл. 2.)
Для православных, находящихся в этот момент вне храма — это знак, что сейчас в церкви будет читаться Евангелие. Поэтому не имеющие возможность в этот момент быть в храме должны, услышав этот звон, приостановиться. «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» — возглашает предстоящий лик. К этому возгласу трезвон следует закончить.
Звон «На Честнейшую» именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой поётся песнопение «Величит душа моя Господа», в припеве которого поют: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 здесь, конечно же, не случайна — она обозначает 9 ангельских чинов, к которым причислена в этом песнопении Матерь Божия. Удары в колокол желательно распределить равномерно через одинаковые интервалы в момент исполнения песнопения.
Раньше в этом месте службы благовестили к предстоящему молебну, поэтому звон совершали в разные колокола, в зависимости от статуса предстоящего молебна, и не регулировали продолжительность звона количеством ударов. В настоящее время этот звон приобрёл символический смысл и стал совершаться только в праздничный колокол.
В конце воскресной всенощной звонов не положено. Во всяком случае, указаний в Типиконе на это счёт нет. Однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей по окончании службы совершать трезвон.
Молитвы звонаря
Названия колоколов
Виды звонов. Благовест
Виды звонов. Трезвон
Виды звонов. Перезвон
Виды звонов. Перебор
Звоны воскресные. Литургия
Звоны будничные
Звоны Великого Поста. Общие положения
Звоны Великого Поста. 1 седмица
Звоны Великого Поста. 2 седмица
Звоны Великого Поста. 3 седмица
Звоны Великого Поста. 4 седмица
Звоны Великого Поста. 5 седмица
Звоны Страстной седмицы
Звоны на Пасху и Светлую седмицу
Звоны на Архиерейских богослужениях
На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве. Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия, также представлен на нашем сайте.
Источник
Тюльганское благочиние
церковь-тюльган.рф
Свежие записи
Колокольный звон
Звуки, которые издают подвешенные колокола при ударе языка по их краям — образуют ритмичный, специфический тембр, господствующих тонов. Различные сочетания разных по звучанию колоколов создают ритмично-тембровую музыку. Колокольный звон зависит от размеров, веса, формы и других факторов колоколов, собранных в группу.
Православный колокольный звон
Колокольный звон Церковью используется для призыва верующих людей на богослужение, извещения об окончания службы, сообщения о других важных событиях церковной жизни. Православный звон колоколов — это особый вид молитвы в звуке. Он врывается неожиданно, взрывая тишину. Красота звучания колокольного ликования даёт человеку исцеление, излечивает не только тело, но и душу. Перемежающиеся мелодии возрождают в сердце любовь, создают гармонию, умиротворяют спокойствием. В храмах, монастырях удары в колокола бывают двух видов:
- благовест — равномерные одиночные удары в один большой колокол, которым прихожане созываются на службу);
- колокольный звон(перезвон, перебор) — это одновременное звучание нескольких колоколов.
Благовест бывает двух видов:
- праздничный (одинокие удары совершаются в самый большой колокол);
- постный (звучит меньший по величине колокол в седмичные дни Великого Поста).
Виды колокольных звонов
Звучание колоколов подразделяется на такие виды:
- Трезвон — ритмичные удары во все колокола, повторяющиеся трижды после непродолжительных пауз (звон в три приема). Его испльзуют перед Всенощным бдением и во чтения часов на литургии.
- Двузвон — звонят во все колокола в два приёма (дважды). Применяется на Всенощном бдении.
- Перезвон — поочередные удары в каждый колокол, сначала в большой и до самого маленького, повторяющиеся несколько раз. Этот приём используют на литургии и в особо торжественных службах: в Неделю Крестопоклонную; во время вечерни Великой Пятницы перед выносом Плащаницы; во время утрени Великой Субботы; в день Воздвижения Креста; когда свершается таинство Рукоположения.
- Перебор — сначала редкие удары в каждый колокол начиная с самого маленького до самого большого, затем одновременно бьют во все колокола сразу. Перебор повторяется много раз в дни отпеваний, поэтому его называют похоронным (погребальным) звоном. Этот звон подчеркивает грусть и скорбь об усопшем. Но в конце используют трезвон, как символ радостной вести о воскресении мёртвых.
Имена колоколов
Колокольный звон связан со статусом службы, поэтому названия колоколов согласуются с названиями дней церковного календаря.
- Праздничный колокол — самый большой по размерам и весу. В него звонят в дни Великих Церковных праздников и в особо торжественных случаях.
- Воскресный колокол немного меньший по величине, звучит в воскресные службы.
- Полиелейный колокол используют в вечерних богослужениях с полиелеем.
- Будничный колокол звонит в обычные, будничные дни.
- Постный колокол применяют в Великий Пост.
- Часовой колокол задействуют перед чтением великопостных часов.
Колокольный звон исцеляющий и очищающий Давно замечено благотворное влияние колокольного звона на верующих людей. Ожидаемый эффект зависит от веры христианина в силу звона, способности человека прислушиваться к голосу Господа, потому что именно колокольный звон определяет назначение церковной православной музыки. Колокольный звон исцеляет, очищает, даёт благость. Он создаёт мелодию духовности православных людей, в основе которой лежит непоколебимая Вера и Божья благодать. Именно они ведут по жизненному пути к спасению Души. Слушать колокольный звон очищающий и исцеляющий нужно как можно чаще. Замечено, что когда звонят колокола, люди останавливаются, вслушиваются, крестятся, произносят молитвы.
Видео: благодатный колокольный звон.Очистка и благодать для души…
1 комментарий
Спаси Господи, за статью.
Люблю слушать колокольный звон. Когда звонят колокола, губы сами склыдваются в улыбку и на сердце становится легко и радостно, и на душе тепло. Удивительно у колокольного звона так много значений, он передает Пасхальную радость, торжество, пробуждение, тревогу, напоминает о кратковременности этой жизни и о вечности. Когда слышишь звон, он как буд-то не от мира сего, как и сама Церковь. Пока звонят колокола, человек слышит зов пробуждающий и зовущий его к главному – Богу. Пока звонят колокола, еще есть время, чтобы они разбудили чье-то сердце, напомнили о времени покаяния. Но, когда умолкнут колокола, как тогда человек вспомнит, что есть Церковь Божия, что идет грядущий Суд, где каждый даст ответ за СВОИ дела и слова?…
Источник
Лечебный звон колоколов церковных
При реставрации архивных звукозаписей мы избегали какого-либо шумоподавления, иначе звучание колоколов оказалось бы чрезмерно искажено. В то же время, мы постарались избавить слушателей от избыточных шумов. Записи низкого качества сделаны нами с редких старых магнитофонных лент. При обнаружении более качественного материала, соответствующие файлы будут заменены.
На сайте представлены также собственные записи студии Общества Церковных Звонарей. Мы осуществляем звукозапись колокольных звонов и выпускаем компакт-диски, а также применяем профессиональную звукозапись для научных исследований колоколов и звонов.
Надеемся, что этот аудио-архив будет полезен для первоначального впечатления о богатстве колокольной традиции. Коллекция записей на нашем сайте будет пополняться и впредь.
Звон Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры
Звон записан Н.Н. Померанцевым в 1978 году. По своему характеру звон близок к ростовской традиции, звон был создан в Лавре после Великой Отечественной Войны на исторических колоколах, собранных из различных храмов. Звон отличает отсутствие явно выраженной трели в верхнем регистре, а также насыщенное, стройное звучание средних и больших колоколов.
Звон большой колокольни Троице-Сергиевой Лавры
Звон записан Н.Н. Померанцевым в 1978 году. Вы услышите классическое звучание лаврского звона, который много десятилетий совершается на втором ярусе Лаврской колокольни. Множество сложнейших ритмико-мелодических попевок, характерный раскатистый трезвон, словно эхом разносится окрест. С чем сравнить его? — с птичьими руладами, с праздничным пением Пасхального Канона, с сверкающим потоком кристально-чистой воды.
Звон Владимира Ивановича Машкова в Новодевичьем монастыре
Владимир Иванович оставил по себе множество учеников, он передал нам всем традиции старо-московской школы звона. Его звон отличается особой рассудительностью, уравновешенностью. Как говорил он сам: «Звон должен быть, как стихи, чтобы всё в рифму звучало».
Суздальский звонарь Валерий Гаранин звонит на колокольне Новодевичьего монастыря в Москве
Послушаем современную студийную запись звона колоколов Новодевичьего монастыря (Общество Церковных Звонарей, 2004). Эта запись сделана для второго компакт-диска из серии «Колокольные звоны Пасхальной Москвы», диск сейчас готовится к изданию.
Ионинский звон Ростова Великого. Запись 1963 года
Лучшее, что может сформировать церковного звонаря — это внимательное изучение Ростовской традиции звона. Удивительная стройность звучания, которую всегда отмечают слушатели, достигается не только свойствами самих колоколов. Но и по-особому тактичным отношением звонарей к своим колоколам, как к церковной святыне.
Акимовский звон Ростова Великого. Запись 1963 года
В отличие от Ионинского звона, Акимовский звон представляет собою более привычный для нас трезвон в подвижном темпе. Это второй из классических звонов Ростова. На пластинке, выпущенной в 1985 году, названия дорожек были составлены с ошибками. Именно поэтому настоящая запись Акимовского звона долгое время ускользала от внимания исследователей.
Егорьевский (Георгиевский) звон Ростова Великого. Запись 1963 года
Знаменитый классический звон, своеобразная «визитная карточка» Ростова Великого. Эта запись стала излюбленной у отечественных кинематографистов, она превосходно сочетается с историческими картинами старой России. Можно только удивляться удивительной мягкости одновременного удара многотонных Ростовских колоколов.
Красный звон Ростова Великого. Запись 1963 года
Трезвон 19 века. Искусную трель исполняет Александр Сергеевич Бутылин, талантливый церковный звонарь, благодаря которому мы можем составить представление о величии колокольной культуры Царской России.
Будничный звон Ростова Великого. Запись 1963 года
Еще один вариант трезвона 19 века, но уже без больших колоколов. Благовестник для этого звона — «Красный» колокол Ростовской соборной звонницы.
Колокольный звон в селе Павловская слобода Истринского района Московской обл.
Звон в современные колокола производства «Литэкс» в исполнении Константина Мишуровского.
Колокольный звон в храме прп. Сергия в Крапивниках (Москва)
Звонарь — Игорь Васильевич Коновалов, художественный руководитель звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.
Звон в современные колокола, отлитые в мастерской Николая Шувалова. Запись вошла в компакт-диск «Колокольные звоны Пасхальной Москвы» (с) Общество Церковных Звонарей, 2003
Большой пасхальный звон Храма Христа Спасителя
Колокола Храма Христа Спасителя, отлитые на ЗИЛе в 1995 году.
Синхронный звон во все колокола, включая тяжелые благовестники. Звонят штатные звонари Храма Христа Спасителя.
Запись вошла в компакт-диск «Колокольные звоны Пасхальной Москвы» (с) Общество Церковных Звонарей, 2003
Источник