Лечебный валик для ног
О вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 сантиметров, вопреки распространённому мнению, это не врождённый порок, не наследственное качество, а приобретённый дефект.
Искривление ног появляется чаще всего через несколько месяцев после того, как ребёнок встал на ноги и начал ходить, это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и слабым ещё мышечно-связочным аппаратом.
Основной причиной деформации ног является рахит, перенесённый в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелечённая форма, в тяжёлых случаях возможно искривление костей голени выпуклостью кнутри. К более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врождённый вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов, неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес малыша. Однако, у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у астеников, девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом.
При вальгусной деформации основные изменения происходят в коленном суставе: неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных, приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи). Связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность, если посмотреть на такого ребёнка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение (пятки отклонены кнаружи), развивается плоскостопие. В далеко зашедших случаях страдает походка- ребёнок ходит неуверенно, неловко, быстро устаёт, жалуется на боли в ногах, если одна нога искривлена больше другой- часто развивается искривление позвоночника, сколиоз.
Лечение вальгусной деформации- дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания и настойчивости, постарайтесь убедить малыша в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.
Во-первых, ребёнок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами, стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи, зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого- нести тяжесть тела.
Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.
В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата.
Упражнения для ног необходимо делать ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку, упражнения для других мышечных групп стоит, по возможности, выполнять из исходных положений сидя, сидя по-турецки. Очень полезны таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке, трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде. Снижение излишнего веса так же приводит к уменьшению нагрузки на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп. Во время прогулок следует носить специально подобранную ортопедическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирующими стельками, но вопрос о ношении такой обуви должен решать врач-ортопед. В любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя донашивать чужую) и обязательно с жёстким задником, дома, если нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше ходить босиком, чтобы тренировать мышцы стопы, летом так же очень полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, предоставляя стопам и пальцам свободу движений.
В случае значительных деформаций ног применяется лечение ортопедическими шинами, корригирующими укладками, хирургическое лечение. Лечебная гимнастика и массаж- стабильность и нормальное функционирование коленного и голеностопных суставов зависит от состояния окружающих мышц, с помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряжённые.
Массаж проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами две-четыре недели, интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребёнка должно оставаться приятное ощущение после массажа. Исходное положение- ребёнок лежит на животе, под голеностопный сустав кладётся небольшой валик- массаж спины- поглаживание, растирание (кончиками пальцев, пиление, гребнеобразное), разминание, снова поглаживание, не забывайте- поглаживание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после каждого приёма, поглаживание всего тела- в начале и в конце сеанса. Пояснично-крестцовая область- поглаживание, интенсивное растирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз. Ягодичная область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание. Задняя поверхность бедра- поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание. Задняя поверхность голени- общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, растирание дифференцированное- наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка)- более интенсивно, разминание одной или двумя руками по всей мышечной группе, по внутренней поверхности- лёгкие ударные приёмы, по наружной- вибрация, растягивание, в конце- обязательное поглаживание. Область коленного сустава (коррекция)- поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность (внутренний мыщелок бедра), при надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой удерживайте голень в нижней трети и старайтесь привести её к средней линии. Ахиллово сухожилие- поглаживание и растирание (щипцеобразное). Исходное положение: ребёнок лежит на спине, под коленями- валик- передняя поверхность бедра- поглаживание, мягкое, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной чашечки вверх и кнаружи. Переднебоковая поверхность голени- поглаживание от стопы вверх до колена, лёгкое растирание, поглаживание. Коленный сустав (коррекция)- круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени. Стопа- поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно- вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание.
После массажа обязательно проделайте несколько упражнений- сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах проводится поочерёдно для одной ноги, затем для другой, можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой фиксировать голень. Вращение стоп, сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем другая, если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть мягким, безболезненным. Захват игрушки стопами, предложите ребёнку захватить и удерживать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и тому подобное). Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой- во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс, некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя по-турецки, поэтому следует сажать ребёнка таким образом как можно чаще. Вставание из позы сидя по-турецки, малыш сидит по-турецки, предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп, помогайте ребёнку, поддерживая за руки, при повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в исходном положении Сидя сверху была поочерёдно то левая, то правая нога. Приседание с разведением колен, поддерживая ребёнка под мышки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен, полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп (они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно). Вставание на носки, предложите ребёнку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу. Ходьба на наружных краях стоп, попросите малыша пройти немного, опираясь на наружные края стоп (мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенку поёт). Ходьба на двускатной ребристой доске, по узкой дорожке, приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу, с этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 сантиметров) доску, полосу на ковре, можно нарисовать узкую дорожку мелом, отметить её верёвками, следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребёнка по бревну на детской площадке, поребрику тротуара и тому подобное. Упражнения в воде- всё вышеперечисленное (кроме двух последних) можно делать во время купания, тёплая вода снимает излишнее напряжение мышц и облегчает движения, полезно также ходить по рифлёному коврику, подпрыгивать на нём.
Источник
Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
| На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
| На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
| На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
| На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
| | |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.
Рис. 7
На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
| | |
| | |
| | |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
✔ ❌ | ✔ ❌ |
| |
| |
| |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | | |
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | | |
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | | |
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ||
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | | |
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | | |
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | | |
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | | |
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | | |
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
Источник