Лечебный цикл автомобильного аккумулятора

Контрольно тренировочный цикл АКБ — КТЦ

В данном случае отдельного алгоритма работы вида КТЦ — «Контрольно тренировочный цикл» в Вымпеле-55 нету.
Это больше средство для восстановления и реанимации аккумуляторных батарей.

Ниже чуть подробнее коснемся данного момента.

Мало кто знает, что для АКБ надо хотя бы ежегодно проводить «техосмотр» коим является — КТЦ — Контрольно-тренировочный цикл.
Также необходимо следить за уровнем и плотностью электролита в АКБ — в первую очередь это касается аккумуляторов в которых конструктивно это можно осуществить.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) по шагам:

1
Сначала снятую с автомобиля АКБ надо полностью зарядить от внешнего зарядного устройства.
Можно зарядить на Алгоритме 1. Затем, после отстаивания АКБ несколько часов, проверить плотность электролита.
При напряжении 12,7 вольта на клеммах АКБ без нагрузки, плотность электролита должна быть 1.17 — 1.18 г/см 3
Это есть показатель того, что АКБ полностью заряжена.

2
Затем необходимо разрядить АКБ до 10% от емкости АКБ — так называемый ток 10-ти часового режима.
Для АКБ емкостью 70Ач это 7А.
Лучше всего для разряда использовать нагрузку именно в необходимые нам 7А
Для этого можно подобрать автомобильные лампу соединенные параллельно.

Как посчитать мощность лампы, которая будет использоваться как нагрузка?
I = P / U
I — сила тока, А
P — мощность, Вт,
U — напряжение — в нашем случае 12 Вольт.

P = I х U = 7A х 12v = 84 Вт.

Таким образом для данного случая необходима лампа мощностью 84 ватта.
Или же, как было сказано ранее, подключить несколько имеющихся ламп параллельно, чтобы добиться близкой к необходимой мощности потребления.

3
Подключаем нашу нагрузку к АКБ и параллельно включаем вольтметр для контролирования напряжения на АКБ.
Процедуру разряда надо прекратить при напряжении 1,7 вольна на одной банке.
Соответственно если банок в АКБ шесть, то напряжение составит — 10,5 вольта.
Ниже этого значения разряжать АКБ не следует.

Необходимо обязательно записать время начала разряда и время его окончания.
Также желательно контролировать температуру электролита.

АКБ не должен длительное время находиться в таком состоянии!

Как рассчитать остаточную емкость АКБ
Q = I x t
Q — емкость А/ч
I — ток
t — время разряда, ч

Пример: АКБ 70 Ач при токе разряда 6А разряжалась 7 часов
Q = 6 х 7 = 42Ач
Это говорит о том, что реальная емкость нашей АКБ меньше указанной 42Ач

4
Далее незамедлительно приступаем к заряду АКБ.
Можно использовать тот же Алгоритм 1.

Советуют повторить КТЦ 2-3 раза.
Помните, что :
— это достаточно длительная процедура и оставлять АКБ без присмотра категорически не рекомендуется.
АКБ не должен кипеть!
— КТЦ необходимо делать раз в год

Десульфатация АКБ используя алгоритм 5б (КТЦ с нагрузкой Iн=0,05С)

Как говорилось выше, используя в качестве нагрузки лампу накаливания 12 вольт (например лампу дневного света) можно определить ее ток потребления — Iн
Этот ток нагрузки должен быть скомпенсирован при заряде АКБ.
К току заряда нашей АКБ прибавляется ток потребления лампы.

Предпочтительные параметры в режиме десульфатации (КТЦ с нагрузкой 1н=0,05С**):

НАПР 2 необходимо подбирать.

Проведение КТЦ для десульфатации в алгоритме 5б:
При достижении верхней границы заряда, ЗУ прекращает подачу тока, продолжая
контролировать напряжение, следя за нижней границей, при достижении которой начнется
новый цикл КТЦ.
Для борьбы с сульфатацией есть смысл провести 2. 3 цикла КТЦ.

Читайте также:  Клотримазол мазь при перхоти

Подробное рассмотрение алгоритмов Вымпел-55

Источник

Как восстановить аккумулятор контрольно — тренировочным циклом

Многие автовладельцы делятся историями о том, что аккумулятор эксплуатировался недолго, но автомобиль удаётся запустить с большим трудом. Выясняя, в чём причина, обнаруживается, что электрооборудование исправно, реле — регулятор срабатывает вовремя, и работа генератора также не вызывает нареканий. Но при этом аккумулятор совершенно не принимает заряд.

Обратившись в любой автосервис, получим совет — не искать причины такого поведения АКБ а просто заменить батарею на новую. Но не всегда стоит следовать этому совету и тратить деньги. Стоит попробовать разобраться в проблеме и добиться того, чтобы батарея начала принимать заряд.

Что такое КТЦ?

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор для автомобиля не вечен, срок его использования составляет примерно от 5 до 7 лет, как указывает производитель. Но в реальности на подобный срок не приходится рассчитывать, ведь режимы работы далеки от идеальных.

Низкие температуры и короткие поездки в городском режиме езды не лучшим образом сказываются на работоспособности АКБ, а если владелец халатно относится к эксплуатации аккумулятора, то онизживает себя гораздо раньше. Но порой случается так, что батарея даже при правильном обслуживании выходит из строя.

Чтобы уберечь себя от лишних денежных трат на новый аккумулятор, достаточно дважды в год проводить простой процесс — тренировку автомобильного АКБ.

Контрольно-тренировочный цикл АКБ (КТЦ) — это технологическая процедура, проводимая для восстановления аккумуляторов, полностью разряженных или находящихся в долгой эксплуатации. Благодаря этому циклу возможно не только выявить срок работы батареи и возможность для дальнейшего использования, но и повысить характеристики уставшего АКБ, и частично восстановить его. Провести КТЦ можно собственными силами.

Для тренировки аккумулятора понадобится приготовить инструмент:

  1. Устройство для заряда;
  2. Ареометр для определения плотности электролита;
  3. Понадобится нагрузка конкретной величины;
  4. Мультиметр для измерения силы тока и напряжения.

Как правильно разрядить и зарядить аккумулятор

Чтобы произвести контрольно-тренировочный цикл правильно, важно следовать инструкции по выполнению операции.

Цикл тренировки состоит из нескольких этапов:

  1. Предварительный заряд АКБ;
  2. Контрольный разряд;
  3. Окончательный заряд.

Каждый этап требуется выполнять со всей возможной точностью и качеством. Прежде чем начать работу обязательно выполните все необходимые расчёты, исходя из характеристик конкретно вашей батареи. Для проведения контрольного разряда, потребуется нагрузка определённой, конкретной величины.

Предварительный заряд АКБ

Если использовать рыночное зарядное устройство для аккумулятора, то процедура получится достаточно простой. Понадобится лишь подключить аккумулятор к зарядке и ждать окончания процесса. Но даже в этом случае, после зарядки необходимо провести замер аккумулятора ареометром, чтобы убедиться в полном заряде батареи, и выровнять, если это нужно, уровень и плотность во всех банках.

Если зарядка упрощённая, то придётся применить расчёты по формуле, хотя и в этом случае особой сложности в зарядке АКБ не возникнет. Ареометром измеряется исходная плотность электролита, учитывая заданную ёмкость батареи, рассчитывается потеря ёмкости. Узнать, на сколько процентов заряжен АКБ, можно по таблице.

Таблица заряда АКБ по плотности электролита и напряжению

«> Напряжение, В «> Плотность электролита «> Заряд, %
«> 12,72 «> 1,28 «> 100
«> 12,5 «> 1,24 «> 75
«> 12,35 «> 1,2 «> 50
«> 12,1 «> 1,16 «> 25

Например, плотность — 1,16 г/см 3 , это означает, что батарея заряжена на одну четверть. Учитывая ёмкость АКБ (к примеру, 60Ah), можно вычислить потерю ёмкости по следующей формуле:

Ёмкость АКБ умноженная на заряд (в %) и вместе, делённое на 100%

60Ah * 75% / 100% = 45 Ah

Напряжение тока заряда должно составлять 1/10 от ёмкости батареи. Чтобы вычислить время, необходимое для полного заряда аккумулятора, нужно воспользоваться формулой:

2*потеря ёмкости/зарядный ток=время заряда

Зарядный ток при 60Ah=6A.

Расчёт по формуле с учётом всех параметров получается следующий:

t = 2 * 45Ah / 6A = 15h(часов)

Следует помнить, что время по расчётам может несколько отличаться от времени по факту, поэтому дополнительно проверьте напряжение и плотность, показатели в 1,27- 1,28 г/см 3 и напряжение в 12,7вольт, и означают окончание заряда.

Правильно разряжаем АКБ

Чтобы восстановить функционирование аккумулятора, нужно, как это ни парадоксально, полностью разрядить АКБ. Однако разряд должен быть контролируемым, и производиться строго определённой силой тока.

Необходимо создать электрическую цепь из потребителя электрического тока(строго определённой ёмкости) а так же вольтметра и амперметра. Разряжать АКБ необходимо током так называемого 10-часового режима, величина которого составляет 9% — 10% от емкости АКБ.

Важно отметить, что разряд АКБ производится в зависимости от типа батареи. По типу батареи выбирается и величина тока при КТЦ.

Чтобы правильно выбрать данную величину, можете ориентироваться на таблицу:

«> Тип батареи «> Разрядный ток, Ампер «> Тип батареи «> Разрядный ток, Ампер
«> 6СТ — 140Р » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 12.6 «> 6СТ — 190 «> 17.0
«> 6СТ — 45 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 4.2 «> 6СТЭН — 140М » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 12.6
«> 6СТ — 50 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 4.5 «> 3МТ — 12 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 1.2
«> 6СТ — 55 «> 5.0 «> 3МТ — 8 «> 0.7
«> 6СТ — 60 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 5.4 «> 6МТС — 9 «> 0.8
«> 6СТ — 75 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 6.8 «> 6МТС — 22 «> 2.0
«> 6СТ — 82 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 7.5 «> 12СТ — 85Р «> 8.0
«> 6СТ — 90 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 8.1 «> 12СТ — 70М «> 7.0
«> 6СТ — 105 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 9.5 «> 12СТ — 70 «> 7.0
«> 6СТ — 132 «> 12.0 «> 3СТ — 150 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 13.5
«> 6СТ — 182 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 16.5 «> 3СТ — 215 » data-sheets-numberformat=»<"1":5,"2":"d.m","3":1>«> 19.5

Первая цифра в маркировке означает количество банок аккумулятора, СТ — значит стартерная а цифры обозначают номинальную ёмкость АКБ. Нас интересуют стандартные автомобильные аккумуляторы, начинающиеся на: 6СТ- …

В случае с аккумулятором в 60 — это 5.4 ампера. Можно просто приобрести обычную автомобильную лампочку максимально приближенную по мощности.

  • Подобрать можно, рассчитав необходимую характеристику лампы по формуле: P = I * U

где: P – мощность измеряемая в Вт, U напряжение(12 Вольт), а I — необходимая для нас сила тока.

  • Подставляя все значения, находим: 5.4 A * 12v = 64.8 Вт.

Иными словами для проведения КТЦ, аккумулятору в 60 Ah, потребуется лампочка в 65 ватт.

При выполнении разряда обязательно следите за состоянием аккумулятора!

  1. Температура электролита в начале операции должна быть от 18 до 27 °C. При разряде батареи нужно тщательно следить за постоянством тока.
  2. Напряжение и температура измеряются перед установкой батареи на разрядку, затем замеряются через каждые 2 часа.
  3. Когда напряжение упадёт до 1,85 В, замеры делают каждые 15 минут.
  4. Как только напряжение понизится до 1,75 В, процесс разряда нужно контролировать непрерывно.
  5. При напряжении в 1,7 В разряд следует закончить.

Если время разряда аккумулятора значительно уменьшилось, это значит, что параметры батареи заметно ухудшились. Батарея будет работать, но в соответствии с оставшейся ёмкостью.

Чтобы рассчитать остаточную ёмкость АКБ, можно воспользоваться формулой:

Q=величина тока * разряд (в часах)

К примеру, паспортная ёмкость составляет 60 Ah, а на его разряд током 5,4 ампер, ушло 6 часов. То количество остаточной ёмкости можно вычислить просто перемножив по формуле:

Q = 5,4 * 6 = 32.4 Ah.

Полученная реальная ёмкость намного меньше указанной в паспорте аккумулятора, что говорит о том, что такой аккумулятор постепенно выходит из строя.

Важно! При контрольном разряде следует обязательно засекать время начала и окончания, записывать начальную и конечную температуру.

После завершения этого этапа необходимо приступать к окончательному заряду как можно скорее, иначе ёмкость аккумулятора значительно снизится. Нельзя оставлять АКБ в разряженном состоянии!

Заряжаем разряженную батарею

Окончательный заряд батареи не отличается от предварительного полного заряда. Полезно выполнить весь цикл контрольной тренировки раза два или три. После окончания всего процесса нужно тщательно очистить клеммы аккумулятора, стереть остатки электролита.

Контрольно-тренировочный цикл позволит полностью зарядить аккумулятор, восстановить его работоспособность, а также узнать, в каком состоянии он вообще находится. Проводившие КТЦ автолюбители делятся опытом, что на полный цикл этого процесса уходит около двух дней. А также предупреждают, что оставлять АКБ во время процедуры заряда или разряда категорически нельзя.

Не известно, что может произойти с батареей без присмотра, и велика вероятность, что вместо положительного результата аккумулятор будет испорчен. Кроме того, не рекомендуется сильно разряжать АКБ или заряжать его током под высоким напряжением во избежании кипения. Неосмотрительное отношение приведёт к печальным последствиям.

Важно! Если нет уверенности в собственных силах, лучше доверить работу с аккумулятором специалистам в автосервисе.

Заключение

Проведение контрольно-тренировочного цикла АКБ довольно ювелирный процесс, для него требуется тщательность и предельная внимательность, однако эффективность КТЦ неоднократно доказана большим количеством автолюбителей. Если подойти к данной операции ответственно и соблюдать все правила, а также провести её несколько раз, то старым аккумуляторам можно дать новую жизнь, и утилизировать их не придётся.

Источник

Оцените статью