Методические рекомендации для студентов к проведению практических работ по массажу.
учебно-методическое пособие на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методрекомендации к работам по массажу | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО
Санкт-Петербургская Академия индустрии красоты «ЛОКОН» (ГБОУ СПО СПБ Академия «ЛОКОН»)
МДК- «Проведение эстетико-технологических процессов массажа
и профилактической коррекции тела»
Специальность -100122-43.02.04 «Прикладная эстетика»
Квалификация-Технолог-эстетист с углубленной медицинской подготовкой
Нормативный срок обучения-2г.10 мес.3г.10 мес.
к проведению практических работ
Данные методические рекомендации разработаны для совместной деятельности на практических учебных занятиях по массажу.
Рекомендации написаны ясным доходчивым языком для студентов учебного заведения и всех интересующихся массажем, содержат терминологический словарь который значительно расширяет границы их использования.
Обучающая: расширить знания о лечебно-профилактическом действии различных видов массажей; применении массажа в коррекции форм и частей тела ;знания о методике проведения процедуры.
- Развивающая: научить анализировать полученные знания и
- уметь их использовать.
- Воспитательная: выработать умение мыслить,
- целеустремленность, развивать коммуникативные навыки.
Методическая: активизировать познавательную деятельность студентов, мотивировать развитие знаний, умений в проведении процедур массажа .
Понятие о массаже-сущность массажа заключается в нанесении телу пациента раздражений различной интенсивности и силы. В механизме физиологического действия массажа на организм главная роль принадлежит нервной системе. Механическое раздражение, производимое руками массажиста, в первую очередь воспринимают нервные рецепторы, связанные нервными волокнами с соматической и вегетативной нервной системой. Под влиянием механического действия, смещаются и растягиваются другие ткани, улучшается подвижность суставов и эластичность тканей, а также их сопротивляемость механическому воздействию.
Под влиянием массажа кожа массируемого очищается от остатков выделений кожных желёз, от роговых чешуек поверхностного слоя эпидермиса, очищается выводные протоки кожных и сальных желёз, в коже улучшается кровообращение, регенерация. Благодаря улучшению кровообращения ликвидируются отёки и застойные явления в коже и подкожной клетчатке, а бледная, сухая, вялая, дряблая кожа становится розовой, упругой, бархатистой. Массаж усиливает сопротивляемость кожи к механическим и температурным воздействиям. Механическая энергия во время массажа превращается в тепловую. Благодаря этому повышается температура кожи и подкожной клетчатки массируемой области, усиливается прилив крови к тканям массируемого участка. Улучшение обмена веществ в коже и подкожной клетчатке приводит к улучшению обмена веществ во всём организме.
Работа на практическом занятии.
1. Назовите и обдумайте тему практической работы модуля.
2. Перечислите знания, умения и навыки, которыми Вам будет необходимо овладеть в процессе практической работы с технологической картой .
3. Выполните работу воспользовавшись технологической картой или составьте протокол сами.
4. Ответьте на предложенные Вам контрольные вопросы и покажите приемы.
5. Отработайте до автоматизма необходимые манипуляции.
6. Обдумайте и выполните работу по заданной ситуации или протоколу работы.
7. Выполните задания для определения итогового уровня знаний.
Источник
Методическая работа по предмету Лечебная физкультура и массаж
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Жаяу Мұса атындағы Ақсу жоғары көпсалала колледжі
Аксуский многопрофельный колледж имени Ж.Мусы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ»
Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам по самостоятельному изучению предмета «Лечебная физкультура и массаж »
0101000 «Физическая культура и спорт»
Пособие содержит основные понятия и термины одной из основных дисциплин предмета « Физической культуры»
Одобрен цикловой методической комиссей спецдисцеплин гуманитарного отделения
Протокол № 1 « 29 »августа 20 20 года
Председатель методической цикловой комиссии _____________ Бульгенова .Г
2. Тематическии план
3. Содержание учебной программы
4. Перецень лабораторно практических занятий
5. Контроль плонируемого результата обучения
6. Краткое описание тем
7. Контрольные вопросы
8. Литература и средство обучения
Настоящая рабочая программа по дисциплине «Лечебная физкультура и массаж» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан технического и профессионального образования (ГОСО РК 4.05.075-2009) по специальности 0103000- Физическая культура и спорт, для квалификации 0103033 .
Цель дисциплины – ознакомить студентов с системой медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, направленной на сохранение здоровья спортсменов и поддержания соответствующего функционального состояния (спортивного долголетия), повышения физической работоспособности, применение реабилитационных и восстановительных процедур в системе подготовки спортсменов разной квалификации. В программе особое внимание уделено вопросам внедрения здорового образа жизни, физкультурном – массовым мероприятиям, соревнованиям.
Для реализации рабочий программы по дисциплине «Лечебная физкультура и массаж» рекомендуются следующие формы организации обучения: лекции, практические занятия, экскурсии.
Основной целью курса «Лечебная физкультура и массаж» в системе подготовки высококвалифицированных тренеров и педагогов является обучение студентов комплексу знаний и навыков для его будущей профессиональной деятельности.
Чрезвычайно важные задачи спортивной медицины заключаются в динамических наблюдениях за состоянием здоровья, правильном развитием функциональных возможностей организма спортсмена, уровнем общей физической и специальной работоспособности, а также за эффективностью тренировочного процесса.
Знания, полученные на курсе, используются при изучении следующих дисциплин: педагогика, психология, анатомия и физиология человека, биомеханика, спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж, самопознание.
Рабочая программа по дисциплине«Лечебная физкультура и массаж»» является основной для разработки рабочей учебной программы организациями образования.
При разработке рабочий программы организации технического и профессионального образования имеют право:
— изменять объем учебного времени, выделенного в рабочем плане на изучение дисциплин цикла в пределах 15-20%, при сохранении объема учебного времени, отведенных на цикл ( ГОСО РК 4.05-2008 «Образование среднее. Техническое и профессиональное. Основные положения»);
— распределять общий объем часов учебного времени по разделам и темам (в пределах общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
— вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала;
— заменять отдельные практические и лабораторные занятия другими, сходными по содержанию.
Перечень разделов и тем может быть изменен (в том числе за счет резервного времени) в сторону углубления и/или расширения изучаемых тем, разделов, в том числе за счет введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.
Наименование разделов и тем
История возникновения и развития ЛФК.
Значение работы по оказанию первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи
Цель и задачи дисциплины лечебной и физической культуры и массажа
Физиологическая основа лечебной гимнастики
Механизмы лечебной гимнастики
Лечебная гимнастика для лечении заболевании внутренних органов
Сердечное заболевание . Заболевание дыхательных путей
Заболевание дыхательных путей
Лечебно-профилактические мероприятия,применяемые при лечениипневмонии,плеврита,туберкулеза.
Заболевания органов пищеварения.
Лечебная гимнастика, применяемая при восполении печени.Гепатит. Виды гепатита.
Лечебная гимнастика, применяемая при заболевании желчных путей.Желчекаменная болезень .
Нарушение процесса обмена веществ ворганизме ЛФК при ожирении.Правила здорового питание.
Массаж для опорно-двигательного аппарата
Повреждение спинного мозга. Массаж при нарушений скалиоза
Лечебная гимнастика при сколиозе , остиохандрозе.
Лечебная гимнастика при плоскостопии .
Влияние массажа на кожуОборудование помещения
Виды массажа; лечебный массаж
Виды массажа ; косметический массаж спортивный массаж
Влияние массажа на крово-лимфообращения.
Работа сердца и кровеносных сосудов газообмен между кровью и тканью.
Влияние массажа на суставы.Лечебный массаж
процессы в суставах.
Гигиенический массаж . Косметический массаж .
Виды косметических массаж; паглаживани, круговое растирания,разминания,вибрация,и покалачевание
Сегментарный массаж .Точечный массаж
Виды спортивного массажа . Самомассаж.
Способы поглаживания. Способы натирания.
Дополнительное виды натерания поглаживания
Способы размягчения. Способы растирания .
4.Перечень лабораторно – практических занятий и курсового проектирование
Содержание лабороторной работы
История возникновения и развития ЛФК.
Изучить историю ЛФК
Цель и задачи дисциплины лечебной и физической культуры и массажа
Знать цель и задачии дисцеплины
Изучить виды массажа и технику массажа
Изучить виды спортивного массажа
4. Контроль планируемого результата обучения
Контроль по дисциплине «Лечебная физкультура и массаж» предусматривает проведение промежуточной аттестации, основными формами являются: контрольная работа, зачет, тестирование. Экзамен: на базе основного среднего образование в 8 семестре, на базе среднего общего образования в 6 семестре.
Контрольные работы и зачеты проводятся за счет времени, отведенного на изучение данной дисциплины; экзамены в сроки, отведенные на промежуточную аттестацию. Тестовые задания должны иметь три основных уровня сложности (минимальный, средний, сложный) для каждого уровня профессиональной квалификации.
Раздел 1. Введение 2%
Раздел 2. Организация медицинской помощи. 8%
Раздел 3. Принцепы и основы организации лечебной 11%
Раздел 4.. Современные методы физиотерапии и лечебного массажа ,применяемые 4%
Раздел 5. 5 Влияние массажа на тело . Виды массажа 18%
Раздел 6. Способы массажа 8%
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Начальный этап изучения курса «Лечебная физическая культура и массаж» предполагает обязательное повторение студентом материалов курсов анатомии и физиологии человека: о строении и функции висцеральных систем, нервно- мышечного аппарата, кровообращения и лимфообращения, ЦНС и периферической нервной системы, учение о висцеро-моторных и моторно-висцеральных рефлексах. Необходимо также повторить разделы спортивной медицины: травмы в спорте, нозологию заболеваний, медицинский контроль в спорте. При освоении теоретического материала по ЛФК и массажу студент должен осознавать практическую значимость дисциплины, опираясь на базисные принципы функциональных систем. Программа данной дисциплины предусматривает прохождение теоретического и практического разделов по лечебной физкультуре и массажу. На лекциях рассматриваются основные принципы, средства и методы лечебной физической культуры и массажа. Студент не должен является пассивным слушателем, а быть активным объектом восприятия информации, экстраполируя ее на практическую деятельность. Для этого необходима систематическая самостоятельная работа студента (СРС) с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. На практических занятиях студент должен получить навыки составления конспектов по лечебной гимнастике для лиц с разными заболеваниями, травмами, особенностями отклонений состояния опорно-двигательного аппарата, систем дыхания и кровообращения от нормы, в том числе в зависимости от возраста и пола. Кроме этого необходимо получить практические навыки проведения лечебной гимнастики. На занятиях по массажу предусматривается приобретение умений, в отношении использования всего арсенала приемов массажа (как лечебного, профилактического и корригирующего средства). Каждый из видов практического занятия должен заканчиваться зачетным выполнением задач ЛФК или массажа. Студент должен проникнуться пониманием того, СРС завершает задачи всех других видов аудиторной деятельности. В узком смысле СРС – это чтение и конспектирование первоисточников, учебников, дополнительной литературы, собственных конспектов при подготовке к лекциям и практическим занятиям, собеседованиям, зачетам и экзаменам, а также выполнение контрольных, реферативных и курсовых работ, вплоть до подготовки выпускной квалификационной работы. В широком смысле в СРС входит осмысление вопросов учебной программы, формирование и закрепление убеждений и в конечном результате – целостное формирование
При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала:
а) Теоретический раздел предполагает изучение основ лечебной физической культуры и массажа с учетом вида патологии или нарушения деятельности опорно- двигательного аппарата.
б) Практикум включает в себя освоение методов коррекции и восстановительного лечения при разных функциональных отклонениях и заболеваниях средствами физических упражнений и массажа, а также ознакомление с деятельностью кабинетов ЛФК и массажа при клинической практике.
в) Самостоятельная работа предполагает индивидуальное расширение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков.
г) Контрольная работа является самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с литературными источниками, анализировать научную информацию и формулировать выводы.
д) Основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса лечебной физической культуры и массажа.
Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников. Специалист физической культуры и спорта в результате освоения курса «Лечебная физическая культура и массаж»
— историю развития, принципы и методы ЛФК и массажа, их роль и место в общей системе физической культуры;
— основные проявления различных патологических состояний;
-показания и противопоказания к применению ЛФК и массажа: методики восстановительного лечения и их особенности при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях;
-методы контроля в сфере ЛФК и массажа;
— определять задания, режимы двигательной деятельности на тот или иной период заболевания и составлять комплексы физических упражнений;
— дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств лечебной физической культурыКлассификация физических упражнений.
Формы занятий ЛФК : лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, дозированная ходьба и бег, терренкур, лыжи, игры и др.
Методы ЛФК : Двигательные режимы как составной элемент лечебного режима.
Краткая характеристика двигательных режимов в стационаре, реабилитационном центре, санатории.
1.Анализ и демонстрация различных видов физических упражнений, применяемых в ЛФК.
2.Составление комплекса утренней гимнастики (гигиенической) и проведение группового занятия.
3.Краткая история возникновения и развития ЛФК в мире.
4.Значение работ выдающихся русских ученых для развития отечествен- ной ЛФК.
5.Организация занятий ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.
6.Задачи и обязанности инструкторов и методистов ЛФК.
7.Оценка эффективности за- нятий ЛФК.
8.Основные знания, умения и навыки.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛФК
1.Краткая характеристика о возникновения о развития ЛФК .
2.Механизмы лечебного действия физических упражнений .
3.Особенности методики ЛФК при разных заболеваниях .
4.Особенности методики ЛФК при повреждении мягких тканей (мышц, связок, сухожилий), при переломах костей (конечностей, таза, позвоночника, повреждениях суставов).
5.Краткий исторический очерк воз- никновения и развития лечебного массажа.
6.Механизмы физиологического влияния массажа на организм: нервный, гуморальный, механический.
Исторические сведения о возникновении и развитии массажа в Индии, Египте, Китае, Древней Греции, Древнем Риме, Европе. История возникновения и развития массажа в России (М. Я. Мудров, И. В. Заблудовский, Е. Н. Залесова, С. Г. Зыбелин и др.). Роль отечественных ученых в научном обосновании теории и методики массажа. Отечественная история спортивного массажа и его развития. Место спортивного массажа в физической культуре и спорте. Сегментарный, точечный, периостальный массаж. Основные знания и умения
ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Студент должен знать этиологию, патогенез и клинические проявления травм и заболеваний , методы восстановительного лечения средствами ЛФК, механизмы лечебного действия физических упражнений. Оказывать медицинсой помощ при кровотечении ,при обморке ,при травмах
Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы физических упражнений, оценивать эффективность их применения.
Владеть навыками проведения занятий ЛФК для лиц с травматическим повреждением .
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕЧЕБНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССА
Студент должен знать цель и задачи, методы восстановительного лечения средствами ЛФК, механизмы лечебного действия физических упражнений. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы физических упражнений, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения занятий ЛФК для лиц с травматическим повреждением . Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать этиологию, патогенез и клинические проявления травмы , методы восстановительного лечения средствами ЛФК, механизмы лечебного действия физических упражнений.
Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы физических упражнений, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения занятий ЛФК для лиц с травматическим повреждением
ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИИ
Теоретический раздел . Краткие данные об этиологии, патогенезе и основных симптомах заболеваний органов дыхания (острая и хроническая пневмония, бронхит, плеврит, бронхиальная астма, эмфизема легких).
1.Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях внутренних органов .
2.Особенности методики лечебной физической культуры при отдельных заболеваниях внутренних органов.
3.Специальные упражнения внутренних органов.
4.Разработка и проведение комплексов ЛФК, ориентированных для лиц с различными нарушениями и функциями.
5.Анализ содержания комплекса физических упражнений и оценка качества его проведения.
ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ .СЕРДЕЧНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Краткие данные об этиологии, патогенезе и основных симптомах заболеваний сердца (инфаркт миокарда ,пороки развития сердечных заболевании). Механизмы лечебного действия физических упражнений и методика ЛФК при заболеваниях сердца . Особенности методики ЛФК отдельных заболеваний сердца. Механизмы лечебного действия физических упражнений при расстройствах обмена веществ. Особенности методики ЛФК при отдельных расстройствах обмена веществ. Составление и проведение комплекса лечебной гимнастики, ориентированных для лиц с заболеваниями органов сердце обмена веществ, его проведение. Анализ содержания комплекса физических упражнений и оценка качества его проведения. Дисфункции кишечника и желчевыводящих путей: основные клинические данные, механизмы лечебного действия физических упражнений и методика ЛФК. Основные знания, умения и навыки.
ВЛИЯНИЕ МАССАЖА НА КОЖУ.ОБОРОДУВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Краткие данные об влиянии массажа на кожу .
1.Основные клинические данные заболеваний органов
2.Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
3.Методы лечения и механизмы лечебного действия физических упражнений.
4.Методика ЛФК при отдельных заболеваниях органов
5.Разработка и проведение комплексов ЛФК, ориентированных для лиц с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.
6.Анализ содержания комплекса физических упражнений и оценка качества его проведения.
ВЛИЯНИЕ МАССАЖА НА КРОВО-ЛИМФООБРОЩЕНИЯ
Краткие данные о проявлениях заболеваний кровеносных систем . Расстройства движений (спастические и вялые параличи, гиперкинезы), чувствительности, функций вегетативного отдела и трофической функции нервной системы) Понятие об основных поражениях цен- тральной нервной системы. Основные клинические данные о нарушениях мозгового кровообращения и повреждениях спинного мозга в зависимости от уровня локализации.
1.Задачи и особенности методики ЛФК.
2.Классификация и характеристика средств ЛФК: лечение положением, пассивные упражнения, схема восстановления и характеристика активных движений, борьба с синкинезиями (непроизвольными добавочными движениями), восстановление навыков ходьбы, бытовых и трудовых на- выков и т.д. Основные клинические данные о заболеваниях и травмах периферической нервной системы.
3.ЛФК при заболеваниях кровеносных системы .
Гигиенический массаж является активным средством укрепления здоровья, сохранения нормальной деятель ности организма, предупреждения заболеваний. Его применяют чаще всего в форме общего массажа. Одним из видов гигиенического массажа является косме тический массаж; цель его — уход за нормальной и
пораженной кожей, предупреждение ее преждевременного старения, избавление от различных косметических недо статков (например, рубцовые изменения кожи и др.).
Спортивный массаж применяется в спортивно-физ культурной практике с целью физического совершен ствования спортсмена, сохранения его спортивной формы, а также для быстрейшего устранения утомления и восстановления сил во время спортивной тренировки, соревнований, перед подготовкой к спортивному вы ступлению. Методика применения спортивного массажа
носит специальный характер.
Общие основы лечебной физкультуры
Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.
Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведени занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими,, что обеспечивает общую и специальную тренировки. Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа. У больных пожилого возраста, с органическими поражениями ЦНС следует сочетать показ и словесное объяснение упражнений. Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители.
Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность. Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.
Классификация физических упражнений
Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Г и м н а с т и ч е с к и е у п р а ж н е н и я
Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).
Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.
Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.
Гимнастические упражнения подразделяют на группы:
по анатомическому признаку;
по характеру упражнения;
по видовому признаку;
по признаку активности;
по признаку используемых предметов и снарядов.
По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:
для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),
По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:
Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.
Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.
По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.
По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:
Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.
По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:
Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.
Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.
Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.
Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.
Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).
Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.
В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:
упражнения без предметов и снарядов;
упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.
Д ы х а т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я
Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.
При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.
К статическим дыхательным упражнениям относят:
упражнения, изменяющие тип дыхания:
вышеописанный полный тип дыхания;
грудной тип дыхания;
упражнения с дозированным сопротивлением:
диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);
диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);
верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;
нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;
верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;
использование надувных игрушек, мячей.
Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.
Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.
Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя. Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.
С п о р т и в н о — п р и к л а д н ые у п р а ж н е н и я
К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах.применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную — 60-80 шагов в минуту, среднюю — 80-100 шагов в минуту, быструю — 100—120 шагов в минуту и очень быструю — 120-140 шагов в минуту. В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.
Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ.
Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.
Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами.
В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.
Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.
Дозирока физической нагрузки
Дозировка в ЛФК — это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре).
Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:
Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.
Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц — увеличивают.
Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.
Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.
Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.
Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.
Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.
Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.
Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения — снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.
Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.
Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.
Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.
Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.
Р е ж и м д в и ж е н и й (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.
Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.
Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.
Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин.
На свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.
Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин — у детей.
В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.
Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).
Щадяще-тренирующий режим допускает средние физиче-ские нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.
Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.
Формы и методы лечебной физкультуры
Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).
Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.
Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.
Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.
В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:— 60-80 % всего времени занятия.
В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.
Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.
Очень важна плотность занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.
Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.
Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.
При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.
Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.
Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.
Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.
Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.
Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.
Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.
Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.
Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.
Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.
Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.
Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания (табл. 3).
Таблица 3. Схема процедуры лечебной гимнастики при недостаточности киовообоашения I степени
Упражнения для корпуса, комбинированные движения рук и ног, рук и корпуса попеременно с дыхательными упражнениями в ИП сидя
Тренировка сердечно-сосудистой системы путем охвата более крупных мышечных групп корпуса в сочетании с правильной постановкой движений. Способствовать уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости путем движения корпуса и периодического изменения внутрибрюшного давления как в сторону повышения, так и понижения
Элементарные упражнения конечностями и дыхательные упражнения
Снижение общей физиологической нагрузки. Создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы. Усилить присасывающую деятельность грудной клетки упражнениями в глубоком дыхании
Упражнения в ограниченном сопротивлении сидя или упражнения с гантелями
Тренировка сердечной мышцы путем применения движений с возрастающим усилием
Заключительные элементарные и дыхательные упражнения
Снижение общей физической нагрузки на организм
В схеме нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии со схемой составляют комплекс упражнений — с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений).
Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений.
Примерный комплекс физических упражнений при недостаточности кровообращения I степени
ИП — сидя на стуле, руки на бедрах. Спокойное дыхание статического характера (3-4 раза).
ИП — сидя, руки на коленях. Разгибание рук г лучезапястном суставе (6-8 раз).
ИП.— сидя. Тыльное сгибание стоп в голеностопном суставе (6-8 раз).
ИП — сидя, руки опущены. Руки в стороны — вдох, опустить — выдох (4-5 раз).
ИП — то же. Выбрасывание прямых рук вперед, в стороны, опустить (5-6 раз). .
ИП — сидя. Поочередное поднимание бедер. Втягивать живот при приведении бедер (5-6 раз).
ИП — сцдя. Отвести руки в стороны — вдох, опустить — выдох (4-5 раз).
ИП — сидя, руки фиксированы на спинке стула. Прогибание спины, не отрывая рук. При прогибании — вдох, при сгибании — выдох.
ИП — сидя, руками держаться за сиденье, ноги вытянуты. Разведение и сведение прямых ног со скольжением стоп по полу (6-8 раз).
ИП — сидя, кисти рук на подбородке. Развести локти в сторону — вдох, привести плечи, сдавить грудную клетку и слегка наклонить корпус— выдох (4-5 раз).
ИП — сидя, руки на бедрах, ноги расставлены на ширину плеч. Наклоны корпуса поочередно вправо — влево на выдохе. При выпрямлении — вдох (3-4 раза).
ИП —-сидя, руки опущены, поднимание рук в стороны вверх — вдох, опускание — выдох (3-4 раза).
ИП —сидя на стуле, руки на бедрах. Упражнение в поднимании, опускании, отведении назад и приведении вперед плечевого пояса (6 — 8 раз).
ИП — сидя на краю стула, руками держаться за сиденье. Имитация движений велосипедиста со скольжением стоп по полу (10-12 раз).
ИП — сидя. Спокойное дыхание статического характера (3-4 раза).
ИП — сидя. Поднимание рук в стороны, вверх —вдох, опустить — выдох (3-5 раз).
ИП — сидя. Круговые движения в лучезапястных суставах (5-6 раз в обе стороны).
ИП — сидя. Перекатывание стоп с пальцев на пятку (5-6 раз).
Показания, противопоказания и факторы риска в лечебной физкультуре
Лечебная физкультура п о к а з а н а в любом возрасте почти при всех заболеваниях, травмах и их последствиях, Она находит широкое применение:
в клинике внутренних болезней;
в неврологии и нейрохирургии;
в травматологии и ортопедии;
после хирургического лечения заболеваний внутренних органов;
в акушерстве и гинекологии;
в офтальмологии — при неосложненной миопии;
в онкологии — у больных без метастазов после ради-кального лечения.
Перечень противопоказаний весьма небольшой и касается в основном начального периода острой стадии заболевания или обострения хронических болезней, острого периода травмы, при показаниях к хирургическому вмешательству, при кровотечениях.
Общие п р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:
острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;
острый период заболевания и его прогрессирующее течение;
злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;
выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;
наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;
острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;
острые тромбозы и эмболии;
нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;
общее тяжелое состояние больного;
значительно выраженный болевой синдром;
отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;
В р е м е н н ы е п р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:
обострение хронических заболеваний;
осложнение в течении заболевания;
интеркурентные заболевания инфекционного или воспалительного характера;
появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;
сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);
нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.
К ф а к т о р а м р и с к а, при которых может возникнуть повреждение костно-суставного аппарата, относят:
выраженный остеопороз у пожилых людей, особенно у женщин;
значительное усилие со стороны больного при неокрепшей костной мозоли после переломов костей конечностей, у больных со спастическими параличами с нарушенной болевой чувствительностью.
Осторожность следует соблюдать после переломов, чтобы не допустить возникновения ложного сустава, артроза. При аневризме грудной или брющной аорты не следует применять упражнения с усилием, сопротивлением. Лечебная физкультура может являться самостоятельным методом лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, а также ЛФК хорошо сочетается со всеми видами медикаментозного лечения, физиобальнеотерапиёй, грязелечением, до и после оперативного вмешательства.
Общие сведения Учебно-методический комплекс содержит шесть разделов, в которых описаны основные требования к учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж», перечень тем, распределение их по часам и семестрам, краткое содержание курса, включая лекционные занятия, практикумы, учебно-методическое обеспечение, а также вопросы для самоконтроля знаний, дана тематика контрольных работ и рефератов, перечень вопросов для подготовки к зачетам и экзаменам. Отдельно представлены методические рекомендации для студентов и преподавателя, список рекомендуемой литературы и глоссарий. Данный комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 032101 – Физическая культура и спорт как программный материал к курсу «Лечебная физическая культура и массаж», соответствующий федеральному компоненту цикла Общепрофессиональных дисциплин
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
1. Методика ЛФК и массажа при гипертонической болезни (клиническая харак- теристика, показания и противопоказания, задачи ЛФК и массажа, методиче- ские указания).
2. Методика ЛФК и массажа при гипотонической болезни.
3. Методика ЛФК и массажа при ишемической болезни и инфаркте миокарда в послебольничный период и санаторно-курортного лечения.
4. Методика ЛФК и массажа при пневмонии.
5. Методика ЛФК и массажа при бронхиальной астме.
6. Методика ЛФК и массажа при эмфиземе легких.
7. Методика ЛФК и массажа при последствиях нарушения мозгового кровооб- ращения (инсульт).
8. Методика ЛФК и массажа при вялых параличах.
9. Методика ЛФК и массажа при спастических параличах.
10. Методика ЛФК и массажа при шейном остеохондрозе позвоночника.
11. Методика ЛФК и массажа при пояснично-крестцовом остеохондрозе позво- ночника.
12. Методика ЛФК и массажа при радикулите.
13. Методики ЛФК и массажа при ушибах, вывихах и растяжениях.
14. Методика ЛФК и массажа при повреждениях менисков коленного сустава.
15. Методика ЛФК и массажа при травматических повреждениях позвоночника.
16. Методика ЛФК и массажа при травматических повреждениях костей таза. 17. Методика ЛФК и массажа при заболеваниях суставов (артриты, артрозы). 18. Методика ЛФК и массажа при миозите.
19. Методика ЛФК и массажа при бурсите.
20. Методика ЛФК и массажа при ожирении.
21. Методика ЛФК и массажа при сахарном диабете.
22. Методика ЛФК и массажа при подагре.
23. Методика ЛФК и массажа при рахите.
24. Методика ЛФК и массажа при язвенной болезни желудка и двенадцатиперст- ной кишки.
25. Методика ЛФК и массажа при гастритах.
26. Методика ЛФК и массажа при заболеваниях печени и желчного пузыря. 27. Методика ЛФК и массажа при ожогах и отморожениях.
28. Методика ЛФК и массажа при ампутациях.
29. Методика ЛФК и массажа при сколиотической болезни.
30. Методика ЛФК и массажа при дефектах осанки и плоскостопии.
. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТАМ
1. Общая характеристика средств ЛФК.
2. Формы проведения занятий ЛФК.
3. Способы дозировки физических упражнений в ЛФК.
4. Классификация физических упражнений в ЛФК.
5. История развития лечебной физической культуры в России.
6. Организация службы ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.
7. Учение о моторно-висцеральных рефлексах, его значение в ЛФК.
8. Методы оценки эффективности средств ЛФК.
9. Периоды применения лечебных физических упражнений.
10. Показания и противопоказания к назначению ЛФК.
11. Механизмы лечебного действия физических упражнений.
12. Клиническая характеристика, лечение и профилактика заболеваний вен.
13. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо- леваниях сердечно-сосудистой системы.
14. Цель и методика лечебной гимнастики при инфаркте миокарда при различных двигательных режимах.
15. Цель и методика ЛФК при гипертонической болезни.
16. Цель и методика ЛФК при гипотонической болезни.
17. Классификация дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой).
18. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо- леваниях органов дыхания.
19. Цель и методика ЛФК при пневмонии.
20. Цель и методика ЛФК при бронхиальной астме. Физическое воспитание детей с бронхиальной астмой.
21. Цель и методика ЛФК при эмфиземе легких.
22. Цель и методика ЛФК при нагноительных заболеваниях легких (абсцессы, бронхоэктазы и др.).
23. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при нару- шениях осанки.
24. Цель и методика ЛФК при дефектах осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника.
25. Цель и методика ЛФК при дефектах осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника.
26. Цель и методика ЛФК при плоскостопии.
27. Сколиоз. Цель и методика ЛФК.
28. Характеристика деформаций позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
29. Признаки сколиоза. Классификация сколиозов.
30. Структура и содержание занятия по корригирующей гимнастике.
31. Особенности обучения, воспитания и лечения детей с деформациями позво- ночника в специализированных школах-интернатах.
32. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо- леваниях суставов.
33. Цель и методика ЛФК при артритах и артрозах.
34. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо- леваниях нервной системы.
35. Цель и методика ЛФК при остеохондрозе позвоночника.
36. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при нару- шениях обмена веществ.
37. Лечебная физическая культура при нарушениях обмена веществ.
38. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при забо- леваниях органов пищеварения.
39. Цель и методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения.
40. Двигательные режимы в травматологии.
41. Классификация переломов, принципы и методы их лечения.
42. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при лечении переломов.
43. Лечебная гимнастика при компрессионных переломах позвоночника.
44. ЛФК при переломах позвоночника с повреждением спинного мозга.
45. Лечебная гимнастика при переломах таза.
46. Лечебная физическая культура при переломах лучевой кости.
47. Лечебная физическая культура после ампутации конечности.
48. Ожоговая болезнь. Методика ЛФК.
49. Отморожения. Методика ЛФК.
50. Лечебная гимнастика при повреждениях мягких тканей.
51. Симптомы центральных и периферических парезов и параличей.
52. Лечебная физическая культура при периферических параличах.
53. Общая характеристика и методика ЛФК при детском церебральном параличе.
54. Лечебная физическая культура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
Абсцесс (гнойник, нарыв) – отграниченное гнойное воспаление с расплавлением ткани и образованием полости, заполненной гноем.
Аденоиды – гипертрофированные глоточные (носоглоточные) миндалины; обу- словливают затрудненное носовое дыхание, выделения из носа, снижение слуха, час- тые воспаления в носоглотке и полости носа.
Анамнез – (опрос, беседа) метод исследования состояния здоровья, позволяющий путем устного анкетирования выяснить паспортные данные, историю жизни и динамику спортивной деятельности пациента.
Антропометрический профиль – графическое изображение величины признаков физического развития индивидуума, оцениваемых по сигмальному отклонению от стандартной величины.
Ангина (тонзиллит) – инфекционное заболевание с выраженными воспалитель- ными изменениями в небных миндалинах; проявляется болью в глотке и общей ин- токсикацией организма.
Анемия – состояние, характеризующееся уменьшением количества гемоглобина в крови.
Аномалия – отклонение от общей закономерности. Анурия – прекращение выделения мочи.
Аритмия сердца – нарушение частоты или последовательности сердечных со- кращений: учащение (тахикардия) или замедление (брадикардия) ритма, преждевре- менные сокращения (экстрасистолия), дезорганизация ритмической деятельности (мерцательная аритмия) и т. д.
Артралгия – боль в одном или нескольких суставах.
Артрит – воспаление сустава или нескольких его элементов.
Артроз (остеоартроз) – дегенеративно-дистрофические заболевания суставов. Астения – состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, частой сменой настроения, слезливостью, расстройством сна и др.
Астма – приступ удушья, развивающийся либо вследствие спазма бронхов, ли- бо вследствие сердечной недостаточности (преимущественно левожелудочковой). Атеросклероз – хроническое заболевание, в основе которого лежит нарушение липидного обмена.
Атрофия – увядание, объемное уменьшение органа и его качественное изменение с нарушением функций.
Бальнеопроцедуры – средства гидротерапии: ванны, души.
Баромассаж – воздействие пониженного атмосферного давления на отдельные участки тела с помощью барокамеры В. Д. Кравченко.
Бронхит – воспаление бронхов.
Бронхопневмония – воспаление легочной ткани; связано с воспалением бронхов и имеет очаговый характер.
Бронхоспазм – сужение просвета бронхов и бронхиол вследствие спастического сокращения мышц бронхиальной стенки.
Варикозное расширение вен – заболевание вен, сопровождающееся увеличени- ем их длины, змеевидной извитостью подкожных вен и мешковидным расширением просвета.
Васкулит – воспаление стенок кровеносных сосудов.
Вегетативные неврозы – функциональные заболевания вегетативной нервной системы.
Вибрационный массаж – воздействие вибраций (колебаний определенной ам- плитуды и частоты), которые создаются за счет электромоторов и передаются по те- лу массируемого с помощью специальных насадок.
Вывих – ненормальное стойкое смещение костей в суставах, когда суставные поверхности перестают соприкасаться.
Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка.
Гастроэнтерит – воспаление слизистых оболочек желудка и тонкой кишки. Гемартроз – скопление крови в полости сустава.
Гемопневмоторакс – скопление крови и воздуха в плевральной полости.
Геморрой – болезнь, обусловленная расширением сосудов прямокишечного ве- нозного сплетения; проявляется ректальными кровотечениями и болью в области прямой кишки.
Гепатит – заболевание печени, характеризующееся воспалительными и дегенера- тивными изменениями ее ткани; часто сопровождается желтухой.
Гепатохолецистит – сочетанное воспаление печени и желчного пузыря.
Герпес – общее название болезней, которые вызываются вирусами одноименной группы и характеризуются высыпанием на коже или слизистых оболочках сгруппи- рованных пузырьков на гиперемированном основании.
Гидровибромассаж – воздействие на организм механических колебаний через водную среду (различные виды ванн) с помощью специальных аппаратов. Гидромассаж – воздействие ручного массажа под водой, водяной струей на воздухе (душ Шарко, шотландский душ), водяной струей высокого давления (12 атм.) под водой.
Гипергликемия – повышенное содержание сахара в крови.
Гиперменорея – расстройство менструаций, характеризующееся повышенным отделением крови без нарушения менструального цикла.
Гиперплазия – чрезмерное развитие структурных элементов, ведущее к необычно- му увеличению органа.
Гипертензия – повышенное гидростатическое давление в сосудах, органах и по- лостях организма.
Гипертрофия – увеличение объема органов, тканей, клеток при сохранении их конфигурации.
Гипогликемия – пониженное содержание глюкозы в крови.
Гипоменорея – расстройство менструаций, характеризующееся незначительным кровоотделением при сохранении нормального их ритма и продолжительности. Гипоплазия – неполное развитие или недоразвитие тканевых структур или целого органа.
Гипотензия артериальная – пониженное артериальное давление.
Гипотиреоз – недостаточность функции щитовидной железы, характеризующая- ся понижением умственной и физической работоспособности, отеками лица, конеч- ностей и туловища, брадикардией.
Гонит – воспаление коленного сустава.
Грыжа – выпячивание внутренних органов через естественные или патологические отверстия из полости, занимаемой ими в нормальных условиях, под покровы тела или в другую полость.
Дерматиты – воспалительные заболевания кожи.
Дефект осанки – патологическое состояние, при котором отмечается изменение величины физиологических изгибов позвоночника (увеличение или уменьшение) вследствие слабости мышц спины, шеи, грудной клетки, живота, являющееся основой смещения и дисфункции органов грудной и брюшной полостей.
Диабет – общее название группы болезней, характеризующихся избыточным вы- делением из организма мочи.
Диабет сахарный – заболевание, обусловленное нару- шением углеводного обмена; характеризуется повышением содержания сахара в крови (гипергликемией), выделением сахара с мочой (гликозурией), усилением жажды. Диабет несахарный связан с прекращением или понижением выработки антидиуре- тического гормона, продуцируемого гипофизом, что приводит к резкой жажде и обильному выделению мочи с низкой относительной плотностью, не содержащей сахара.
Диагноз – выраженное в краткой форме врачебное заключение о характере и сущ- ности заболевания.
Дискоз – дегенеративно-дистрофическое поражение межпозвонковых дисков. 50 Дисплазия – расстройство развития тканей, ведущее к структурным преобразо- ваниям органов.
Живот острый – клиническое понятие, объединяющее ряд острых заболеваний органов брюшной полости, подлежащих срочному хирургическому вмешательству.
Зоб – видимое увеличение щитовидной железы.
Инсульт – острое нарушение кровообращения мозга с развитием стойких симпто- мов поражения центральной нервной системы.
Инфантилизм – патологическое состояние, характеризующееся задержкой фи- зиологического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростково- му возрасту.
Инфаркт – участок органа или ткани, подвергшийся некрозу (омертвению) вследствие внезапного нарушения его кровоснабжения.
Ишемия – уменьшение кровоснабжения участка тела, органа или ткани вследст- вие ослабления притока артериальной крови.
Ишиас – состояние, характеризующееся сильными болями по ходу седалищного нерва.
Кардиомиопатия – заболевание, которое характеризуется невоспалительным поражением миокарда и протекает с выраженной и прогрессирующей недостаточ- ностью кровообращения и (или) тяжелыми нарушениями ритма и проводимости. Кардиосклероз – заболевание, характеризующееся замещением волокон миокар- да соединительной тканью.
Кифоз – физиологический изгиб позвоночника в грудном и крестцовом отделах, обращенный назад.
Коксалгия – боль в области тазобедренного сустава.
Коксартроз – заболевание тазобедренного сустава, в основе которого лежит де- генерация суставного хряща.
Коксит – воспаление тазобедренного сустава.
Колит – воспаление слизистой оболочки толстой кишки.
Конституция – совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразные реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
Контрактура – стойкое ограничение движений в суставе.
Коронарная недостаточность – несоответствие кровотока по венечным артери- ям сердца потребности миокарда в кислороде, ведущее к диффузной или локальной ишемии миокарда.
Коронароспазм – временное сужение просвета венечных артерий сердца; про- является приступом стенокардии.
Крапивница – болезнь, характеризующаяся внезапным распространенным вы- сыпанием зудящих волдырей, окруженных зоной артериальной гиперемии; обычно имеет аллергическую природу.
Кровоизлияние – скопление излившейся крови в тканях или полостях тела; все- гда является результатом кровотечения.
Ларингит – воспаление гортани.
Ларингоспазм – внезапно возникающий приступообразный судорожный спазм мускулатуры гортани, который вызывает полное закрытие голосовой щели и протека- ет с инспираторной одышкой.
Лимфаденит – воспаление лимфатического узла.
Лордоз – естественный изгиб позвоночника вперед в шейном и поясничном отделах при осмотре в боковой проекции
Люмбаго – приступообразная интенсивная боль в поясничной области.
Массаж – дозированное механическое и рефлекторное воздействие на тело человека с помощью специальных массажных приемов и аппаратов.
Мастопатия – дисгормональная гиперплазия молочных желез с очагами уплотнения ткани.
Медицинские средства восстановления – средства, направленные на оценку состояния здоровья, рационализацию питания, использование некоторых естествен- ных растительных и фармакологических средств, правильную организацию суточ- ного режима, климатические и физические факторы.
Менингит – воспаление оболочек головного или спинного мозга.
Мигрень – приступообразная головная боль, чаще односторонняя, сопровож- дающаяся головокружением, тошнотой, светобоязнью.
Миелит – воспаление спинного мозга.
Миозит – воспаление скелетных мышц.
Миокардит – воспаление сердечной мышцы.
Невралгия – приступообразная боль, распространяющаяся по ходу нерва или его ветвей.
Неврастения – заболевание центральной нервной системы, относящееся к нев- розам. Неврит – заболевание периферического нерва.
Неврозы – заболевания центральной нервной системы, обусловленные воздейст- вием психотравмирующих факторов.
Некроз (омертвение, «местная смерть») – гибель клеток и тканей в живо
Непроходимость кишечника – нарушение прохождения по кишечнику содер- жимого, которое проявляется задержкой стула и газов, острыми болями в животе, рвотой, явлениями интоксикации.
Нефрит – воспаление почки, в первую очередь клубочков (гломерулонефрит); характеризуется изменениями в моче (появление белка, форменных элементов кро- ви), отеками, артериальной гипертонией.
Нефроз – заболевание почек с преимущественным поражением почечных ка- нальцев. Нефролитиаз – почечнокаменная болезнь.
Оксигенотерапия – лечение кислородом.
Осанка – привычная поза человека в положении стоя или сидя.
Остит – воспаление кости.
Остеомиелит – воспаление костного мозга, обычно распространяющееся на компактное и губчатое вещество кости и надкостницу.
Остеопороз – заболевание, характеризующееся снижением массы костной ткани. Остеохондроз (позвоночника) – заболевание, характеризующееся дистрофиче- скими изменениями в межпозвоночных дисках и телах позвонков.
Отит – воспаление уха.
Панкреатит – воспаление поджелудочной железы.
Паралич (парез) – отсутствие произвольных движений.
Парез – уменьшение амплитуды и силы произвольных движений.
Пароксизм – внезапное (обычно повторяющееся) быстрое появление или усиление признаков болезни.
Патогенез – учение о механизмах развития и исходах заболеваний.
Патология – учение о болезненных состояниях организма.
Перенапряжение хроническое – патологические изменения со стороны отдельных органов и систем (чаще сердечно-сосудистой) при сохранении обшей рабо- тоспособности, вызванные длительной перегрузкой организма.
Переутомление – пограничное состояние между физиологическим утомлением, как результатом физической нагрузки, и перетренированностью. Вызвано наслоением утомления в течение какого-то времени, длительным недовосстановлением.
Пиелонефрит – воспалительный процесс с преимущественным поражением ин- терстициальной ткани почки и ее чашечно-лоханочной системы.
Плеврит – воспаление плевры.
Плоскостопие – деформация стопы с уменьшением размеров продольного и поперечного сводов, в основе которого лежит слабость мышечно-связочного аппа- рата стопы и голени.
Пневмовибромассаж – воздействие вибраций через воронкообразные насадки путем сжатия и разрежения воздуха, поступающего из цилиндра аппарата.
Пневмония – воспалительный процесс в тканях легкого.
Полиневрит – множественное воспаление периферических нервов.
Полиомиелит – острая инфекционная болезнь, вызываемая одноименным виру- сом; характеризуется поражением центральной нервной системы.
Психологические средства восстановления – средства, действие которых на- правлено, главным образом, на восстановление нервного равновесия и устойчивости психики спортсмена в связи с большими нагрузками и соревнованиями.
Радикулит – воспаление корешков спинномозговых нервов.
Растяжение – патологическое увеличение длины ткани (связка, мышца) без по- вреждения коллагеновых волокон.
Ревматизм – системное заболевание соединительной ткани с преимуществен- ным поражением сердечно-сосудистой системы.
Рожа – острое инфекционное заболевание, вызываемое стрептококком; ха- рактеризуется высокой температурой и болезненностью кожи с резко ограниченной краснотой.
Сепсис (общее заражение крови) – патологическое состояние, обусловленное непрерывным или периодическим поступлением в кровь микроорганизмов из местного очага воспаления.
Сердечно-сосудистая недостаточность – патологическое состояние, обусловленное одновременно сердечной и сосудистой недостаточностью.
Склероз – уплотнение органа, обусловленное заменой его погибших функцио- нальных элементов соединительной (обычно фиброзной) тканью или гомогенной гиа- линоподобной массой.
Сколиоз – патологическое боковое искривление позвоночника.
Сотрясение – закрытое механическое повреждение тканей и органов, характери- зующееся нарушением их функций без явно выраженных морфологических изменений.
Спондилез – хроническое заболевание, характеризующееся дегенеративно- дистрофическим поражением тел позвонков.
Спондилит – воспалительное заболевание элементов позвоночника (межпозво- ночных суставов, дисков, тел позвонков).
Спондилоартроз – дегенеративно-дистрофическое поражение мелких межпо- звонковых суставов.
Спортивная травма – повреждение ткани организма в результате внешнего фактора, в том числе превышавшего физиологическую прочность ткани в процессе занятий физической культурой и спортом.
Ссадина – поверхностное повреждение кожи вследствие резкого трения о твер- дый предмет. Стандарт – нормативное значение показателя.
Стеноз – сужение трубчатого органа или его наружного отверстия.
Стенокардия – проявление острой ишемии миокарда, выражающееся приступом боли за грудиной.
Телосложение – размеры, формы, пропорции, особенности взаимного распо- ложения частей тела, в том числе особенности состава тела.
Тонзиллит – воспаление небных миндалин.
Точечный массаж – воздействие массажными приемами на биологически активные точки.
Травма – повреждение тканей с нарушением их целостности или без него, вы- званное каким-либо внешним воздействием.
Трахеит – воспаление слизистой оболочки трахеи.
Тромбоз – прижизненное выделение из крови плотных масс (тромбов) и осаж- дение их на стенках сосудов.
Тромбофлебит – воспаление вены с ее тромбозом.
Ультразвуковой массаж – воздействие на организм ультразвуковых колебаний с помощью физиотерапевтической аппаратуры.
Ушиб – закрытое механическое повреждение мягких тканей или органов без ви- димого нарушения анатомической целости.
Физическое развитие – комплекс морфологических и функциональных пока- зателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования.
Флебит – воспаление вены.
Фобия – навязчивый страх.
Фотодермато з – болезнь кожи, обусловленная ее повышенной чувствительно- стью к солнечному излучению.
Фурункулез – заболевание, характеризующееся появлением множественных фурункулов; возникает на фоне нарушений обмена веществ, особенно углеводного, а также пониженной сопротивляемости организма.
Холецистит – воспаление желчного пузыря.
Цирроз – разрастание фиброзной ткани в паренхиматозном органе, сопровож- дающееся перестройкой его структуры и сморщиванием (цирроз печени, легкого).
Шок – угрожающее жизни состояние, характеризующееся тяжелыми рас- стройствами гемодинамики, дыхания и обмена веществ. Шок приводит к гипоксии клеток и тканей с последующим обратимым или необратимым повреждением органов. Клинические проявления шока: гиподинамия, гипорефлексия, гипотензия, гипотермия и др.
Эдема – отек, припухлость.
Эмфизема – растяжение органа или ткани воздухом, попавшим извне или газом, образовавшимся в тканях.
Энтероколит – воспаление слизистой оболочки тонкой и толстой кишки.
Энцефалит – воспаление головного мозга.
Энцефаломиелит – сочетанное воспаление головного и спинного мозга.
Эпилепсия – заболевание, обусловленное поражением головного мозга; проявляется повторными судорожными припадками с потерей сознания, выделением пены изо рта, непроизвольным мочеиспусканием и др.
Этиология – наука о причинах и условиях возникновения болезни.
Язва – дефект кожи или слизистой оболочки и подлежащих тканей со слабо вы- раженной тенденцией к заживлению
1. Бирюков, А. А. Массаж [Текст] : учеб. для ин-тов физич. культуры / А. А. Бирюков. – М. : ФиС, 2002. 480 с. 2. Бирюков, А. А. Лечебный массаж [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заве- дений / А. А. Бирюков. – М. : Академия, 2007. 368 с. 3. Дубровский, В. И. Спортивный массаж [Текст] : учеб. пособие / В. И. Дубровский. – М. : Шаг, 1994. 448 с. 4. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура (кинезиотерапия) [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. И. Дубровский. – М. : ВЛАДОС, 2001. 608 с. 5. А. А. Спортивный массаж [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культуры / А. А. Бирюков. – М. : ФиС, 1988. 128 с. 10. Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах [Текст] : учеб. пособие / Э. Г. Булич. – М. : Высшая школа, 1986. 253 с. 11. Васичкин, В. И. Справочник по массажу [Текст] / В. И. Васичкин. – Л. : Ме- дицина, 1991. 192 с. 12. Винокуров, Д. А. Частные методики лечебной физической культуры [Текст] / Д. А. Винокуров. – М. : Медицина, 1970. 176 с. 13. Глейберман, А. Н. Упражнения в парах [Текст] / А. Н. Глейберман. – М.: ФиС, 2005. 256 с. 14. Глейберман, А. Н. Упражнения с предметами (гимнастическая скамейка, стенка) [Текст] / А. Н. Глейберман. – М. : ФиС, 2005. 224 с. 15. Добровольский, В. К.
Источник