массаж и самомассаж в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью
презентация
Материал поможет воспитателям работающим с детьми с ОВЗ и инвалидностью укрепить здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh_bez_risunkov.pptx | 313.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Массаж и самомассаж в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью» Каргина Ирина Викторовна Воспитатель МБДОУ д / с №8 город Североморск
создание у детей с ОВЗ и инвалидностью устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни Цель:
Задачи: Упражнять детей в овладении приемами массажа и самомассажа в игровой форме. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Развивать интеллектуальные функции, двигательную память. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Развивать коммуникативные навыки, тактильное восприятие.
Значение для здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью : — снижение заболеваемости детей; -повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; — укрепление физического и психического здоровья; — познание возможностей собственного организма; — формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья; -закрепление правил здорового образа жизни.
Виды массажа и самомассажа, используемые с детьми с ОВЗ и инвалидностью : Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья. Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.
Приёмы массажа и самомассажа При выполнении самомассажа приемы применяются в следующем порядке: поглаживание, выжимание , растирание , активные и пассивные движения, разминание , потряхивание , похлопывание , встряхивание.
«НЕБОЛЕЙКА» Ч тобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживают шею ладонями сверху в низ) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирают крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны) «Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело (раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону) Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна . (потираем ладошки друг о друга) Массаж для профилактики простудных заболеваний
Точечный самомассаж лица для детей Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.
Массаж лица «БЕЛЫЙ МАЛЬЧИК» Белый, белый мальчик Сел на облака (Провести пальцами по лбу от середины к вискам) Из мешка посыпалась Белая мука (Легко постукивать по щекам пальцами.) Радуются дети, Лепят колобки, Заплясали санки, Лыжи и коньки. ( Указательным пальцем массировать крылья носа по кругу от себя Раздвинув указательный и средний пальцы массировать точку за ушами и перед)
Самомассаж рук 1. «Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони. Очень холодно зимой, Мёрзнут ручки – ой, Надо их погреть, Посильнее растереть. 2. «Добываем огонь» — энергично растирать ладони друг о друга, чтоб стало горячо Мы как древние индейцы Добываем огонёк: Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. 3. «Братцы» — обеими руками одновременно растирать о большие пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза. Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо – удальцы!
Оздоровительный массаж тела Чтобы не зевать от скуки (движения выполняются по тексту) Встали и потёрли руки. А затем ладошкой в лоб Хлоп-хлоп-хлоп. Щёки заскучали тоже Мы и их похлопать можем. Ну-ка, дружно не зевать Раз, два, три, четыре, пять. Вот и шея, ну-ка, живо Переходим на загривок. А теперь уже гляди Добрались и до груди, Постучим по ней на славу, Сверху, снизу, слева, справа. Постучим и тут и там, И немного по бокам. Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу. Чуть нагнулись, ровно дышим, Хлопаем как можно выше.
Самомассаж «Лепим ушки» Лепим, лепим ушки детям и зверюшкам (разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх). Чуткому зайчонку (потянуть за уши вверх), Мудрому слоненку (потянуть за мочки ушей вниз). Веселой обезьянке (потянуть за уши в стороны). Собачке Каштанке (взять сверху за уши и опустить их вниз). И себе слепили (разминать уши движением сверху вниз). За ушками погладили (поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами). Ладошками приладили (поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями).
Массаж спины Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом! ( Дети похлопывают друг друга по спине). По весёлой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! ( Постукивают пальцами). Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите. Бом! Бом! Бом! А уйду- тогда гуляйте. Бом! Бом! Бом! ( Поколачивают кулачками). Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше- Бом! Бом! Бом! ( Поглаживают).
Игры-массажи с «ёжиками» — мячиками
Испечем мы каравай Месим, месим тесто, ( Сжимаем мяч, мяч в правой руке) Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем) Испечем мы каравай, ( несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками ) Перекидывай , валяй! ( катаем мяч между ладошками)
Колючий еж Гладь мои ладошки , еж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно)
Итоги — Снизилась заболеваемость, укрепилось физическое и психическое здоровье детей с особыми образовательными потребностями; -Произошли позитивные изменения в развитии двигательных навыков и психических функций; — Познакомились с правилами здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является масса.
Консультативный материал для родителей детей с ОВЗ.
Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нар.
Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, несп.
Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменн.
Статья посвящена вопросам применения логопедического массажа и самомассажа в коррекционной работе с детьми с ТНР.
Источник
«Массаж рук» использование его перед занятием с детьми ОВЗ
Елена Коробова
«Массаж рук» использование его перед занятием с детьми ОВЗ
Массаж рук.
Массаж позволяет активизировать
и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга,
В. А. Сухомлинский утверждал,
что «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
Массаж пальчиков очень полезен ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец — с сердцем,
безымянный — с печенью,
средний — с кишечником и позвоночником,
указательный — с желудком,
большой — с головным мозгом.
Все массажныедвижения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:
от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Очень полезен в таких играх массажный мяч — Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.
В технику массажавходят следующие приемы:
— поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
— похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
— поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
— вращение пальцев (отдельно каждого, круговые повороты кисти, отведение-приведение
— поворот руки ладонью вверх — ладонью вниз;
— поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые
движения в центре ладони.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке.Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке,кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его,говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил.» и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. (Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)
Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)
В прятки пальчики играются, Открываются, (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять. (Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу. Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
Массажот 3 до 7 лет
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий,либо длинный карандаши:
— перекатывать между ладонями;
— катать по тыльной стороне руки;
— раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
— удерживать одним пальцем руки;
— раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
— прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
— кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
— прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
— скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
— прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
— раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
— удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж пуговицами
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску,затем выполните упражнения:
— проведите ладонями по поверхности пуговиц;
— зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
— погрузите руки глубоко в пуговичное «море» и поплавайте в нем;
— перетирайте пуговицы между ладонями;
— пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками,
— захватите «щепотку» пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Комплексы по самомассажу и массажу
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» — энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» — имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.
«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» —
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» — обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец, растирание каждого пальца по 2 раза.Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,Быстро мука мелется.
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.
«Точим ножи» — активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,И терпения набраться.
«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Комплексы по самомассажу и массажу
«Надеваем браслеты» — одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью, круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
На другой руке сначала.
«Пружинка» — спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» — пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Очень сочная трава.
«Человечки» — указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Человечки ходят браво.
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Всёбыстрее: скок -поскок.
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Вдруг споткнулись и упали.
Иглбол со стихами
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение
Использование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.
Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.
Использование тополиного пуха в творчестве с детьми За окном, в разгаре лета, Побелела вся земля. Неужели снег? Нет, это — Пух роняют тополя! Автор: Санин Е. На дворе конец мая, начало июня.
Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Использование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.
Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .
Консультация для воспитателей «Точечный массаж в детском саду» В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Источник