- Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
- Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
- Ход занятия:
- Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста
- Ход прогулки
- Общеразвивающие упражнения:
- Дидактическая игра «Узнай растение».
- Проблемная ситуация.
- Исследовательская деятельность.
- Игра малой подвижности с мячом: «Я знаю…»
- Ход игры:
- Подвижная игра: «Найди свое лекарственное растение»
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
Татьяна Мирошникова
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
3. Закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.
— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
— Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
— Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листочки-
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответы детей: Подорожник.
Воспитатель: Путника друг — подорожник,
скромный, невзрачный листок, —
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Воспитатель: Растёт зелёный кустик.
Ответы детей: Крапива
-Чем полезна крапива?
— Кто- ни будь из вас, ребята, помнит почему обжигает крапива?
На её стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Если прикоснутся к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется.
-Ещё я хочу напомнить о том что из крапивы наши бабушки готовили полезные щи. Листья крапивы содержат соли, витамины и вещества, которые убивают микробов.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
Ответы детей: Ромашка
Воспитатель: -Ромашка очень полезное растение для организма.
Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Мы применяем настой ромашки, если вдруг заболел живот, а так же употребляем его для полоскания горла при ангине.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Дидактическая игра: Какие растения помогут, если?»
(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты растроился)
Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины Автор: Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно.
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.
Фоторепортаж «Сад лекарственных трав» Травы – лекарственные растения содержат в себе огромное количество полезных для организма человека веществ. В современном мире всё больше.
Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.
-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2
-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо,вот загадка про него:(СЛАЙД 3)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Про какое лекарственное растение загадка:
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4
Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.При простудных заболеваниях часто используют настои:
— ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)
— липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)
— мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)
Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?
«Что растет?»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка…
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Запомните правила сбора лекарственных трав:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
: — Нельзя рвать много растений.
— Нельзя пробовать плоды, корневища.
— После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.Я приготовила вам кроссворд:
-какое растение используют для заживления ран (подорожник)
-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)
-какой настой используют при простуде? (липовый)
-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
-это растение лечит почки и печень. Узнаете его,если отгадаете загадку:
Выпускает он листы
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь,
На себе их все найдёшь. (лопух)
Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.
(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)
1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, — М, 1998.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, — М, 2001.
3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.
4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.
Источник
Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста
Светлана Александровна Мажова
Конспект прогулки на тему «Лекарственные растения» для старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях.
Ход прогулки
Воспитатель: Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но и так же они помогают лечиться от болезней. Как называются растения, помогающие нам лечиться от болезней?
Дети: Лекарственные растения.
Воспитатель: Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети перечисляют известные им лекарственные растения.
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадки про лекарственные растения.
Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик, у дороги готов помочь тебе в пути.
Кто быстрее найдет на площадке ответ на загадку?
Дети ищут на площадке подорожник.
Воспитатель: Ребята, а какие лечебные свойства подорожника вы знаете?
Воспитатель: Правильно, подорожником хорошо лечить разбитые коленки, а еще он помогает при простуде. А еще какое растение помогает при простуде?
Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок,
Словно снег у них косички и как солнышко глазок.
Может кому-то приходилось лечиться с помощью ромашки?
А еще ромашка помогает больному животику. (Воспитатель демонстрирует детям гербарий из цветов ромашки).
Сверху листик гладкий, но с байковой прокладкой. (Мать-и-мачеха).
Воспитатель демонстрирует детям гербарий из мать-и-мачехи.
А цветок-то медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа).
Воспитатель: Кто быстрее найдет ответна загадку?
Дети ищут на площадке липу.
Никого не признает,
Не собака, а кусается
И погладить не дает. (Крапива).
Дети ищут на площадке крапиву.
Воспитатель: А теперь мы отправимся на полянку заданий.
Общеразвивающие упражнения:
Мы, сейчас, все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А, теперь, бежим вприпрыжку! (Дети бегут на полянку.)
Молодцы, вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг.
И на месте стой! Вот так.
Воспитатель: А, сейчас, попробуйте найти на полянке растение, которое я опишу.
Растет повсюду, доступно с ранней весны до поздней осени. Свежие молодые листья дополнение к любому салату. Применяют для лечения заболеваний кожи. Что это?
Золотой и молодой за неделю стал седой.
А денечка через два облысела голова. (Одуванчик).
Кто быстрее найдет ответ на загадку?
Дети ищут в траве одуванчик.
Дидактическая игра «Узнай растение».
Детям предлагается часть от целой картинки с изображением растения.
Необходимо собрать картинку, определить растение и найти его на полянке, рассказать о полезных свойствах. (Лопух – противовоспалительное средство, рябина – кровоостанавливающее средство, одуванчик – лечит заболевания кожи.)
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, можно ли на территории детского сада собирать и заготавливать лекарственные растения? Посмотрите как их много! От всех болезней.
Дети: Нельзя, потому что это не экологически – чистая зона, воздух в городе загрязнен и растения впитывают в себя все ядовитые вещества.
Исследовательская деятельность.
1. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, почему растение называется мать – и – мачеха.
Дети рассматривают листья растения, трогают нижнюю и верхнюю сторону листа мать – и – мачехи. (Снизу они мягкие и теплые – мать, сверху жесткие и холодные – мачеха).
2. Определить какое растение, как и одуванчик переносит свои семена на парашютах.
Детям предлагается вернуться на участок и поиграть.
Игра малой подвижности с мячом: «Я знаю…»
Цель:Закрепление знаний названий объектов природы, названий садовых и полевых цветов.
Развивать быстроту мышления, реакции, умение владеть мячом.
Ход игры:
Дети выстраиваются в руг, в центре находиться ведущий. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения). Ребенок, поймавший мяч говорит: «Я знаю пять названий…» и перечисляет.
Например: класс – лекарственные растения,
Ответ – ромашка, одуванчик, мята, подорожник, пижма.
Затем возвращает мяч ведущему.
Подвижная игра: «Найди свое лекарственное растение»
Цель: Учить детей различать лекарственные растения, действовать по сигналу воспитателя.
Упражнять в беге.
Ход игры.
На земле расставлены изображения лекарственных растений.
Детям предлагаются карточки с изображением лекарственного растения.
Как только зазвучит бубен, дети должны, как можно быстрее, собраться около своего лекарственного растения. Необходимо назвать лекарственное растение.
Самостоятельная игровая деятельность.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Источник