Лечебные пляжи что это

Лечебные пляжи что это

Право/7. Экологическое, земельное и аграрное право

К. ю. н., доцент Данилова Н. В., Дурасов В. С.

Тюменский государственный университет, Россия

Правовой режим лечебных пляжей

На данный момент в законодательстве Российской Федерации сложилась очень странная ситуация в отношении правового режима лечебного пляжа и пляжа как такового. Необходимо отметить, что определения «лечебный пляж» и «пляж» до сих пор не закреплены законодателем.

Федеральным законом Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулируются отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. Однако ни определение лечебного пляжа, ни его правовой режим данным законом не устанавливаются. Между тем, «СанПин 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» дают определение лечебного пляжа, а также регламентируют требования в отношении лечебного пляжа и различные особенности: по его охране и т. д. Лечебный пляж – участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.

Несмотря на то, что на федеральном уровне понятие «лечебного пляжа» не установлено, его понятие введено на уровне субъекта Российской Федерации, Краснодарского края : « Лечебный пляж – участок побережья поверхностного водного объекта, оборудованный и содержащийся в соответствии с санитарными нормами и правилами, соответствующий требованиям системы классификации пляжей, пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала». В принципе, данное определение схоже с определением, установленном в «СанПин 4060-85 Лечебные пляжи».

Но в соответствие со ст. 11 Закона « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края», лечебный пляж предназначается для использования отдельной санаторно-курортной организацией, группой санаторно-курортных организаций, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности в части работ (услуг), выполняемых при осуществлении санаторно-курортной помощи, использование лечебного пляжа осуществляется в соответствии с водным законодательством.

Таким образом, на уровне отдельного субъекта Российской Федерации закрепляется определение и назначение лечебного пляжа, однако не говорится о его правовом режиме. В силу того, что лечебный пляж – это участок, который включает в себя и часть береговой полосы, и прибрежный участок, к тому же предназначенный для лечебно-профилактических процедур, можно предположить, что это территория, на которой должен устанавливаться специальный режим.

В судебной практике встречаются решения, признающие обоснованность ограждения береговой полосы, в частности, при использовании ее в качестве лечебного пляжа. Так, в деле по иску администрации г. Сочи к ОАО «Санаторий им. М.В. Фрунзе» об устранении препятствий в круглосуточном доступе неограниченного круга лиц к объекту общего пользования — береговой полосе объекта Черное море, Высший Арбитражный Суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, согласно которой санаторию, эксплуатирующему лечебный пляж, необходимо организовать ограждение и пропускной режим. В обоснование своей позиции суды ссылались на требования Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «СанПиН 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации».

На наш взгляд, такое обоснование является несколько спорным. Статья 11 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает обязанность эксплуатирующих организаций обеспечить санитарную безопасность, но не возможность ограничения доступа к водным объектам общего пользования.

Читайте также:  Крема с лечебной грязью

Совершенно очевидно, что в ряде случаев ограждение прибрежной территории просто необходимо в целях обеспечения безопасности эксплуатации водозаборных, иных гидротехнических сооружений, санитарной безопасности, охраны окружающей среды и т. п. Например, согласно ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях охраны источников лечебных ресурсов предусматривает создание округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Для охраны водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – уполномоченные органы обязаны устанавливать границы и режим зон санитарной охраны. Однако ни один из указанных законов не сопровождают эти требования правом соответствующих лиц ограничивать общедоступность водных объектов и тем более береговой полосы.

Как нам представляется, логика рассуждений в данных случаях должна быть иная. Сопоставление п. 2 и п. 8 ст. 6 ВК РФ, показывает, что если доступ граждан к водным объектам общего пользования может быть ограничен ВК РФ, другими федеральными законами, то доступ к береговой полосе – нет. По-видимому, это можно объяснить тем, что береговая полоса – это неотъемлемая «принадлежность» водных объектов общего пользования. Соответственно, прекращение режима общего (совместного) водопользования водным объектом (или его частью) влечет и прекращение режима общедоступной береговой полосы в отношении прибрежного земельного участка. Исходя из этого, основным обстоятельством, требующим рассмотрения и доказывания в таких делах, должен быть факт возникновения у лица права обособленного пользования водный объектом. Отметим, что в указанном деле, данный факт судами не был исследован.

Закрепляя правовой режим лечебных пляжей, считаем, что необходимо отнести их к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, а именно к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Это земли, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Вместе с тем, при уточнении правового режима лечебного пляжа необходимо отметить его отличие от режима водоохраной зоны. Несмотря на то, что и то, и другое – территория, примыкающая к береговой линии водного объекта, водоохранная зона устанавливается в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Лечебный пляж – предназначен для проведения лечебно-профилактических процедур. В связи с этим напрашивается вопрос, а каким образом будет организован доступ граждан к водному объекту общего пользования через лечебный пляж? Должно быть, при установлении правового режима лечебного пляжа перед законодателем также встанет вопрос о контроле допуска граждан на данную территорию, при этом ему необходимо будет учитывать правило общедоступности водных объектов общего пользования, изложенные в ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации.

1. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

Читайте также:  Отек бронхов лечение народными средствами

2. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ // Собрание законодательства РФ . – № 44. – Ст. 4147.

3. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах , лечебнооздоровительных местностях и курортах » от 23 февраля 1995 № 26- ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 9. – Ст. 713.

4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2010 г. № ВАС-7095/10 по делу № А32-38708/2009-15/550 // Картотека дел Высшего Арбитражного Суда РФ.

Источник

«Лечебные» и общедоступные пляжи Южного берега Крыма: в чем отличие

Количество общедоступных пляжных территорий на Южном берегу Крыма увеличивается с каждым годом. Даже при том, что «заборную тему» до конца изжить не удается, и периодически то в одном, то в другом месте на пути к морю возникают ограждения и шлагбаумы, немедленно вызывающие всплеск недовольства граждан и резкую реакцию местных властей, гости, регулярно посещающие полуостров еще с украинских времен, обращают внимание , что проходы к берегу стали свободными практически повсеместно.

Уменьшилось в ялтинском регионе и количество пляжей, имеющих статус «лечебных». «И такая тенденция сохраняется все последние годы», – уверяет начальник территориального отдела по городу Ялте межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Виталий Задорожний, напоминая, что лечебный статус пляжей в Крыму их арендаторы и пользователи должны подтверждать заключением этого ведомства.

По его информации, многие пользователи пляжных территорий, особенно на Южном берегу Крыма стремились сохранить или получить такой статус, учитывая, что в соответствии с действующими в Российской Федерации санитарными нормами и правилами (СанПиН) юридическими лицами могут вводиться ограничения на их посещение и использование. «Однако положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правил СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» установлены и обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию», – подчеркивает Задорожний.

С одной стороны, считает он, ограничение количества посещений пляжа облегчало бы арендатору обслуживание этой территории и поддержание ее в надлежащем состоянии, а также позволяло устанавливать определенный порядок ее посещения с возможностью взимания дополнительной платы. И в то же время представитель Роспотребнадзора напоминает: «Но требования к лечебным пляжам по их материально-техническому обеспечению настолько высоки, что выполнить их удается далеко не всем претендентам на этот статус». И речь идет, уточняет Виталий Задорожний, прежде всего о наличии собственной лечебной базы.

В частности, он обращает внимание на то, что согласно пункту 2.1 СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» «лечебный пляж – это участок побережья естественного или искусственного водоема с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала». «В соответствии с пунктом 3.1 этого документа лечебный пляж должен размещаться на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом», – напоминает Виталий Задорожний, отмечая, что в то же время в правилах установлены минимально допустимые нормы площади на 1 место для лечебных пляжей, а также предусмотрено наличие в зоне обслуживания лечебного пляжа проходной.

Читайте также:  Народные средства для повышения прогестерона у женщин

Кроме того, представитель Роспотребнадзора подчеркивает, что Совет министров Крыма своим распоряжением еще в мае 2015 года утвердил Методические рекомендации по организации пляжного отдыха в Республике Крым, в которых указано, что на лечебном пляже должны быть выделены и оборудованы и функциональные зоны: лечебная – с участком строгого медицинского контроля и зона обслуживания, где предполагается наличие пляжного павильона, теневых навесов, кабин для переодевания, туалетов, душевых и прочих объектов санитарно-гигиенического назначения и пляжного инвентаря. «Помимо этого лечебный пляж должен быть оборудован информационным щитом: «Пляж лечебный» с указанием наименования хозяйствующего субъекта и номера его телефона»,– добавил Виталий Задорожний и заверил, что выполнить полностью все установленные требования имеют возможность далеко не все базы размещения.

Накануне нынешнего летнего курортного сезона Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю было выдано 13 санитарно-эпидемиологических заключений пользователям пляжных территорий в ялтинском регионе с функциональным назначением «Лечебный пляж».

«Согласно выданным заключениям, статус «лечебный» присвоен пляжам ФГБУ «Санаторий «Гурзуфский», ООО «Дельфин-2001», ФГБУ «Военный санаторий «Ялта», ЧУ «Санаторий «Узбекистан», ФГКУ «Санаторий «Черноморье», ФГБУ «Санаторий «Нижняя Ореанда», ООО «Санаторий «Сосновая Роща», ГМУ «Санаторий «Белоруссия», АО «Санаторий «Дюльбер», АО «Санаторий Дюльбер» (3-е отделение Санаторий «Морской прибой»), ФГКУ «Алупкинский военный санаторий», ФКУЗ «Санаторий Алупка» и ООО «Ист Инвестментс» (Пансионат им.Терлецкого)», – рассказал Виталий Задорожний, отметив, что их число уменьшилось по сравнению с прошлым годом более, чем в 2 раза.

Далеко не все пользователи «делают» свои прибрежные территории лечебными, даже выполняя все установленные требования. Например, среди пляжей санаториев сети «Курорты Крыма» есть как лечебные в «Дюльбере» и «Морском прибое», так и общего пользования – в «Ай-Петри» и «Мисхоре».

«Пляж санатория «Ай-Петри» протяженностью более 350 метров. Он благоустроен по всем нормативным правилам: здесь есть душевые кабинки, туалеты, мусорные контейнеры, кабины для переодевания, теневые навесы. Сейчас, на исходе июля, на пляже в день отдыхают около 400 человек, за их безопасностью следят в общей сложности 6 спасателей – никаких чрезвычайных происшествий с начала сезона не было. Пляж всегда заполнен, потому как отдыхающим нравится, что его территория всегда чистая и безопасная – здесь есть полный перечень необходимого сервиса», – рассказал матрос-спасатель пляжа санатория «Ай-Петри» Никита Голиков.

Кроме того, благодаря камере на пляже санатория «Ай-Петри» на официальном сайте здравницы можно посмотреть на территорию онлайн.

Очень людно сейчас и на открытом пляже санатория «Мисхор», где отдыхающим не приходится искать место почище – здесь чисто на всей площади. «Пляжи наших санаториев отвечают всем необходимым нормам Роспотребнадзора. У контролирующих органов не было никаких нареканий, территория всегда чистая и безопасная. Мы гордимся, что нашими пляжами довольны и постояльцы санаториев, и просто отдыхающие», – рассказал директор по связям с общественностью сети санаториев «Курорты Крыма» Антон Вертунцов.

При этом городские власти признают, что приравнивать абсолютно все пляжи к общедоступным также не совсем правильно. «Потому как наша задача – сохранить интересы, уникальность и значимость санаторно-курортного комплекса, который, собственно, и формирует бюджет. Поэтому нужно найти в этом вопросе золотую середину», – уверяют и в министерстве курортов и туризма Крыма.

Источник

Оцените статью