Лечебные костюмы для дцп

Реабилитационные костюмы

Для эффективной реабилитации детей с диагнозом ДЦП сегодня применяется множество различных лечебных методик и приспособлений. Делается всё возможное для того, чтобы маленькие пациенты с нарушениями двигательных функций учились уверенно ходить, контролировать своё тело, управлять координацией движений, сохранять равновесие.

Одно из наиболее действенных средств реабилитации – специальные костюмы ДЦП для детей.

Что представляют собой реабилитационные костюмы для детей с ДЦП?

Костюм «Атлант» для реабилитации при детском церебральном параличе – это комбинезон, плотно прилегающий к телу ребёнка. В его встроены пневмокамеры, зафиксированные в соответствии с расположением мыщц – антагонистов корпуса, рук и ног.

Посредством ручного нагнетателя или компрессора, в пневмокамеры подаётся воздух. Это даёт эффект не просто плотного прилегания, а обжимания всего тела. В организме запускаются сложные процессы, стимулирующие нормализацию физического состояния пациента.

Также происходит имитация корсета, помогающего сохранять правильную осанку и выпрямляющего позвоночник.

Среди показаний к применению костюма не только диагноз ДЦП, но и такие патологии, как поражение ЦНС, травматическая болезнь спинного мозга, нейроортопедические нарушения и прочие.

Костюм «Адели» состоит из жилетки, шапки, шорт и наколенников. Каждая составляющая фиксируется на теле ребёнка при помощи ремешков. Костюм предназначен для укрепления мышц и развития мышечной памяти. Чтобы увидеть положительный эффект, необходимо выполнять в костюме упражнения – каждый день, минимум по полчаса. Один курс терапии составляет 4 недели. Повторять рекомендуется 3-4 раза в год.

Заказывайте реабилитационные костюмы в интернет-магазине компании Med-ob. Мы поставляем только оригинальную продукцию лучших производителей. Качество не вызовет сомнений!

Лояльные цены, удобные условия оплаты, оперативная доставка.

Источник

Программы реабилитации и основные методики

Наши программы

Программа «Максимальная» — реабилитация всех видов ДЦП и других заболеваний центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Узнать подробнее и записаться.

Программа «Реабилитация в костюме «Адели» — минимальный комплекс наиболее эффективных методик реабилитации. Узнать подробнее и записаться.

Программа «Ранняя помощь»— реабилитация детей до 3-х лет с различными врожденными заболеваниями и рисками их развития. Узнать подробнее и записаться.

Программа «Дистанционно-контролируемая реабилитация» — комплекс видеоуроков и онлайн консультаций в межреабилитационный период или альтернатива очному курсу. Узнать подробнее и записаться.

Программа «Помощь подросткам» — реабилитация подростков и молодых инвалидов в пубертатный период, оказание психологической помощи родителям.

Основные методики

Реабилитационный центр «Вместе с мамой» принимает на восстановительное лечение пациентов с диагнозом детский церебральный паралич и другими последствиями поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Данное хроническое заболевание провоцирует нехватку мышечной активности, нарушение координации и ментальные отклонения.

Мы обеспечиваем комплексную реабилитацию детей с дцп под руководством компетентных сотрудников. Специалисты клиники имеют большой опыт работы со всеми формами нарушений и подбирают для малышей и подростков персональные восстановительные программы высокой результативности. Начинать лечение ДЦП следует как можно раньше, при появлении самых ранних проявлений патологии, возможно до постановки официального диагноза. Грамотная реабилитация больных дцп позволяет добиться устойчивых положительных результатов и повысить качество жизни человека в будущем.

Причины ДЦП

Церебральный паралич возникает после повреждения одной или нескольких областей мозга. Данное расстройство возникает на этапе внутриутробного развития плода или в младенчестве. Причинами возникновения патологии можно считать:

  • Травмы, асфиксию в процессе родов.
  • Инфекции у новорожденного.
  • Черепно-мозговые травмы в младенческом возрасте.
  • Нарушение внутриутробного развития.
  • Кровоизлияния в мозг, гипоксию.
  • Различные осложнения во время беременности, в особенности, повлекшие за собой преждевременные роды.

Реабилитация детей с детским церебральным параличом позволяет улучшить состояние пациента. ДЦП не является наследственным заболеванием и не передается от родственников. Негативные проявления патологии усугубляются на протяжении жизни человека в случае отсутствия качественной регулярной реабилитации.

Диагностика и последствия

Реабилитация при детском церебральном параличе требует системного компетентного подхода. Первостепенную важность имеет диагностика. Требуется дифференцировать ДЦП и иные неврологические отклонения. Неправильное лечение может вызвать нежелательные последствия.

Всесторонняя оценка состояния пациента позволяет точно установить характер и степень развития отклонений.

Среди типичных клинических последствий болезни:

  • Задержка психического развития.
  • Изменение мышечного тонуса, гиперкинезы.
  • Нарушения слуха, зрения, речи.
  • Изменения костного скелета.
  • Деформации, контрактуры тканей.
  • Нарушения двигательной активности и координации.
  • Снижение мобильности.
  • Проблемы с пищеварением, дыханием, мочеиспусканием.

Восстановление детей с дцп по индивидуальным программам реабилитации поможет эффективно бороться с описанными нарушениями здоровья. Ребенок получает шанс на полноценную образовательную и социальную деятельность.

Эффективная реабилитация при ДЦП

Основой помощи детям с отклонениями развития является междисциплинарный подход. Требуется подключение компетентной команды специалистов, включая логопеда, педиатра, травматолога, ортопеда, дефектолога, психолога и иных врачей.

Реабилитация дцп включает курс лечебной физкультуры, физиотерапию, массаж, рефлексотерапию, занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, различные приемы комплементарной медицины, хорошо зарекомендовавшие себя в комплексной тепарии ДЦП. Занятия ведутся регулярно с оптимальный уровнем интенсивности. Родителей и других родственников обучают правильному уходу за ребенком, знакомят с особенности домашних восстановительных упражнений.

Лечение детского церебрального паралича предполагает проведения занятий для укрепления мышц, развития вербальных навыков и социально-бытовой адаптации. Большинство занятий проводится в игровой форме. Ребенок становится более самостоятельным и приспособленным к повседневной жизни. Положительные результаты после сеансов терапии повышают мотивацию пациентов.

Задачи комплексного лечения

Детский центр реабилитации «Вместе с мамой» в Москве оказывает полный спектр медицинских и реабилитационных услуг для лечения ДЦП. У нас можно пройти терапию для комплексного восстановления ребенка или подростка. Применяем действенные методики против развития патологий, возникших в перинатальном периоде.

Суть отклонений заключается в незавершенности структурного и функционального развития мозга. Специалисты применяют методы стимуляции физиологических навыков. Целью данного воздействия является восстановление психических, двигательных и речевых способностей.

Чтобы добиться обозначенного результата, необходимо разработать и реализовать сложный, многоэтапный план. Среди первостепенных задач команды медиков нашего центра реабилитации дцп:

  • Ликвидация патологических тонических рефлексов.
  • Укрепление расслабленных и растянутых тканей.
  • Восстановление мышечного тонуса.
  • Активизация функции дыхания.
  • Помощь при гипертонусе и гиперкинезах.
  • Расслабление спастичных участков.
  • Увеличение работоспособности.
  • Развитие координации, баланса, ходьбы.
  • Нормализация мышечной массы.

Источник

Реабилитационные костюмы для детей с ДЦП

На сегодняшний день все ведущие реабилитационные центры практикуют использование нейро-реабилитационных и реабилитационных пневнокостюмов костюмов в процессе восстановительной реабилитации детей с заболеванием ДЦП. Практика использования данных костюмов показала их высокую эффективность в борьбе с детским церебральным параличом. При относительно невысокой стоимости реабилитационных костюмов, простоты и универсальности их использования, данные технические средства реабилитации за короткий промежуток времени показывают значительные улучшения состояния пациента и высокий прогресс в лечении заболевания.

Читайте также:  Почему при похмелье ломит тело

При использовании костюм для ДЦП врачи реабилитологи отмечают положительную динамику в 98% случаев! Ни одно другое реабилитационное устройство не дает такой динамики, из чего можно сделать вывод, что практика применения методики восстановления детей с ДЦП, при помощи реабилитационных костюмов является самой быстрой и успешной на сегодняшний день.

В зависимости от тяжести заболевания и характера его проявления, все костюмы для детей с ДЦП делятся на 2 категории: нагрузочного и разгрузочного типа.

Реабилитационные костюмы нагрузочного типа представляют собой костюм, состоящий из жилета и шортиков, которые соединены между собой сложной системой шнуровки и специальных жгутов. В зависимости от индивидуальных особенностей проявления болезни, врач реабилитолог настраивает костюм для детей с ДЦП под каждого пациента, методом натяжки одних жгутов и ослабления других. Жесткое корсетирование тела создает равномерную нагрузку на весь организм, направляя поток импульсов от конечностей к мозгу, что оказывает влияние на восстановление утраченных связей и запускается процесс обучения. В виду сложно использования данных костюмов необходимо пройти специальное обучение.

Реабилитационный костюм разгрузочного типа представляют собой специальный костюм со встроенными пневмо-камерами. В отличие от костюмов нагрузочного типа, пневмо-костюмы действуют прямо противоположно, в противовес силе притяжения Земли, снимая излишнее напряжение в мышцах, расслабляя их. По мере заполнения камер воздухом можно регулировать нагрузку на организм ребенка.Простота использования данных костюмов для ДЦП позволяет использовать их даже дома, без прохождения специального обучения.

Вы можете купить костюм для ДЦП по выгодной цене, на условиях бесплатной доставки, обратившись в интернет-магазин Мир-Рехаб.

Источник

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом

Обзор возможностей реабилитации детей с детским церебральным параличом. В статье представлен подробный анализ видов, методов лечения и реабилитации, предназначенный для врачей-реабилитологов, врачей общей практики, узких специалистов.

This is a review of rehabilitation options for children with cerebral palsy. The article provides a detailed analysis of the types, methods of treatment and rehabilitation, intended for rehabilitation therapists, general practitioners, and subject-matter specialists.

Актуальность вопроса лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом не вызывает сомнения. Особенно важно на современном этапе, когда оценка терапии должна проводиться с помощью доказательных методов. Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка. Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случая на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Среди недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%. У новорожденных с массой тела менее 1500 г распространенность заболевания увеличивается до 5–15%, а при экстремально низкой массе тела — до 25–30%. Многоплодная беременность повышает риск развития ДЦП: частота при одноплодной беременности составляет 0,2%, при двойне — 1,5%, при тройне — 8,0%, при четырехплодной беременности — 43%. В Российской Федерации распространенность зарегистрированных случаев ДЦП составляет 2,2–3,3 случая на 1000 новорожденных [1].

Оптимальное оказание помощи пациенту подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, обращающих свое внимание на потребностях не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации больного. Являясь дисфункциональным состоянием, заболевание требует непрерывной ежедневной реабилитации с первых дней жизни пациента, учитывающей следующие медицинские и социальные аспекты задачи:

  • передвижение, поддержание позы и двигательная активность ребенка;
  • коммуникация;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • ежедневная активность;
  • уход за ребенком;
  • качество жизни пациента и членов семьи;
  • мотивационная и эмоциональная поддержка.

У ребенка до 4 месяцев (согласно классификации К. А. Семеновой) диагноз не всегда очевиден. Наличие отягощенного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребенка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребенка педиатром, реабилитологом, эрготерапевтом, психологом, дефектологом, механотерапевтом, гидрореабилитологом и неврологом. На первом этапе реабилитации оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжается на втором этапе — в специализированных отделениях при детских больницах и в дальнейшем переходит на третий этап — амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей-специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.). Первичное обследование пациента и дальнейшее лечение могут проводиться в условиях стационара, дневного стацио­нара и амбулаторно в детской поликлинике, что определяется степенью тяжести общего состояния пациента. Дополнительным этапом восстановительного лечения является направление пациентов в учреждения санаторного профиля, а также центры социальной реабилитации. Продолжительность непрерывного пребывания такого ребенка в лечебном учреждении зависит от тяжести двигательных нарушений и сопутствующей патологии. Важным является не только проведение курсов комплексного восстановительного лечения в условиях медицинского учреждения, но и выполнение рекомендаций относительно уровня и характера физических нагрузок, использования технических средств реабилитации в домашних условиях. Ключевыми принципами оказания помощи при этом заболевании являются ее раннее начало, непрерывность и преемственность всех этапов реабилитации или мультидисциплинарный подход.

После консультации поступающего на реабилитацию пациента врачебной мультидисциплинарной бригадой выставляется реабилитационный диагноз (в категориях международной классификации функционирования или МКФ), определяются краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации, составляется индивидуальный реабилитационный план. Постоянно происходит увеличение числа и совершенствование существующих традиционных и альтернативных методик лечения пациентов с ДЦП, однако принципиальная цель остается прежней — своевременная компенсация функциональных нарушений, развившихся в результате повреждения головного мозга ребенка, и минимизация вторичных биомеханических деформаций и социальных последствий заболевания. При невозможности патогенетического воздействия на причину ДЦП задачей является оптимальная адаптация ребенка к существующему дефекту, основанная на принципах пластичности нервной системы.

На современном этапе хирургическая коррекция является одним из самых эффективных методов реабилитации детей с детским церебральным параличом. Сложность проблемы заключается в том, что принятие решения требует понимания целого ряда факторов, влияющих на прогноз и перспективы пациента. Хирургические методы лечения показаны лишь в случае выраженной спастичности и касаются только резистентных состояний ДЦП, особенно после того, как все консервативные методы оказались несостоятельными. Хирургическое лечение всегда должно проводиться в комплексе с использованием мультидисциплинарного подхода, основываясь на тщательной клинической и нейрофизиологической оценке. Цель этой оценки — определить роль спастичности в формировании патологической позы и двигательного стереотипа и влияние этой спастичности на степень нарушения критериев жизнедеятельности. Необходимо помнить, что в ряде случаев больной может осуществлять свою двигательную активность лишь при наличии определенного уровня спастичности и ее отмена может фактически приводить к ухудшению состояния. Поэтому на этапе выбора тактики лечения очень важно выделить так называемую «функциональную» спастичность, которая помогает сохранить определенный уровень ежедневной активности пациента, и «патологическую», являющуюся собственно инвалидизирующей. Важно также разделить мышечные и суставные контрактуры. При выборе «подходящего кандидата» необходимо очень четко определить цели для конкретного больного, которые должны быть достигнуты в ходе предстоящей операции. Целями предстоящего оперативного вмешательства могут быть повышение качества жизни и независимости, улучшение функции конечностей, уменьшение выраженности ортопедических нарушений.

Читайте также:  Что такое стенокардия сердца первая помощь

Подходы к оперативному лечению спастичности при детском церебральном параличе можно подразделить на несколько групп в зависимости от уровня воздействия, конкретной задачи и способа ее решения [2]:

1. Нейрохирургическое лечение:

1.1. Деструктивные нейрохирургические методики:

а) стереотаксическая энцефалотомия;
б) продольная (лонгитудинальная) миелотомия;
в) заднешейная ризотомия;
г) селективная дорсальная ризотомия;
д) нейротомия.

1.2. Функциональная нейрохирургия:

а) стимуляция мозжечка;
б) стимуляция спинного мозга (шейный отдел, поясничный отдел).

2. Ортопедохирургическое лечение:

2.1. По месту воздействия:

а) операции на костях и суставах.
б) операции на сухожилиях.
в) операции на мышцах.

2.2. По способу воздействия:

а) компрессионно-дистракционные методики;
б) костные внутрисуставные операции;
в) костно-пластические операции.

Преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса по-прежнему остаются центральными задачами большинства реабилитационных методик при ДЦП. Вместе с тем следует понимать, что высокий мышечный тонус может играть определенную опорную роль при перемещениях пациента с ДЦП, его снижение не всегда ведет к улучшению двигательной функции [3].

Лечебная физкультура (ЛФК) чрезвычайно эффективный метод, обязательно включаемый в реабилитацию детей с ДЦП [4]. Задачами лечения со стороны ЛФК являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • нормализация двигательных навыков;
  • повышение подвижности суставов;
  • повышение силы и силовой выносливости основных групп мышц;
  • оптимизация и профилактика спазмированости мышц.

Массаж представляет собой мануальное воздействие на кожу и подлежащие образования пациентов с ДЦП. Процедура массажа является традиционной и наиболее назначаемой в структуре комплексной терапии. Массаж решает те же лечебные задачи, что и ЛФК, во главе этих задач лежит спастичность. Массажные техники оказывают воздействие либо на зоны основного поражения — так называемые триггерные точки, либо на организм в целом — проведение общего расслабляющего массажа, либо на рефлекторно-сегментарные области — рефлекторный, паравертебральный массаж. Отдельного внимания заслуживают дозировки массажа при ДЦП. Они на порядок выше, чем при других неврологических заболеваниях и составляют 5–7 массажных единиц.

Методы физической реабилитации традиционно представлены механотерапией, а в ряде медицинских центров и клиник — роботизированной аппаратной терапией с использованием специализированных тренажеров, в том числе основанных на принципе биологической обратной связи (БОС). Наиболее эффективными устройствами сегодня являются аппараты серии «Локомат» (Locomat) — роботизированный ортопедический тренажер для восстановления навыков ходьбы. Предлагаемое устройство применяется в разных комплектациях с учетом особенностей реабилитируемых пациентов. Тренажер «Армео» (Armeo) — это роботизированный комплекс для функциональной терапии верхних и нижних конечностей с биологически обратной связью. Одним из наиболее эффективных механизмов для диагностики, контроля и лечения пациентов с ДЦП является стабилоплатформа, выпускаемая в разных вариантах, дающая возможность не только оказывать лечебный эффект, но и определять состояние пациента в данный период времени, то есть определять качество и динамику реабилитационного процесса. В системе комплексного восстановительного лечения детей важным компонентом являются вертикализаторы различных модификаций. Эти тренажеры создают возможность создания и придания правильного постепенного вертикального положения больного в пространстве. Прорывной методикой в лечении пациентов с ДЦП стало появление экзоскелетов различных видов. Эти тренажеры дают возможность пациенту создать и выработать полное ощущение паттерна ходьбы при крайне низких физиологических возможностях. Отдельно рассматривают тренажерную систему «Моушен Мейкер» (Motion Maker), показавшую высокую доказательную эффективность. Отечественной разработкой, нашедшей широкое применение в комплексной реабилитации таких пациентов, явилось использование метода динамической проприоцептивной коррекции, осуществляемой при помощи специализированных костюмов («Адели», «Гравистат», «Атлант»), систем, состоящих из опорных эластичных регулируемых элементов, с помощью которых создаются целенаправленная коррекция позы и дозированная нагрузка на опорно-двигательный аппарат пациентов с целью нормализации проприоцептивной афферентации.

Традиционно в России при реабилитации пациентов с ДЦП широко используются физиотерапевтические методы, в том числе основанные на природных факторах воздействия: аппликации грязей, парафина, фангопарафина, озокерита с антиспастической целью. Также активно применяются электрофизиологические методы — различные виды электростимуляции, электрофорез с лекарственными веществами. Хорошие результаты показала методика фотохромотерапии, предлагаемая на различные значимые рефлексогенные зоны. Активно используются с хорошим терапевтическим эффектом методы воздействия на головной мозг (Томатис и биоакустическая коррекция). К физиотерапевтическим методам лечения детей с ДЦП также относится метод гипербарической оксигенации, хорошо зарекомендовавший себя при атаксических формах заболевания. Для оптимизации настроения, повышения эмоционального состояния и профилактики витамин D-дефицитных состояний детям с ДЦП назначают гелиотерапию с использованием аппарата «Искусственное солнце».

В случаях, когда речевые и умственные возможности пациента с ДЦП нарушены в той или иной степени, в комплекс реабилитационных мероприятий подключается специалист логопед-дефектолог. В зависимости от направления поражения (речь, умственные, когнитивные нарушения) назначаются те или иные методики. Логопедическая коррекция предусматривает проговаривание определенных звуков, их сочетаний, слогов и слов в определенной последовательности. Также используются различные авторские гимнастики, дающие возможность улучшить состояние челюстно-лицевого аппарата. Как дополнительная помощь специалисту предлагается к применению логопедический массаж лица, языка и нижней челюсти, который проводится мануально или с помощью специальных зондов. Дефектолог проводит обучающие программы, которые улучшают умственное и логическое состояние ребенка с ДЦП.

Для нормализации психоэмоционального статуса семей, в которых живут дети с ДЦП, в программе комплексной реабилитации специалист — клинический психолог решает следующие задачи:

  • оценка психологического статуса ребенка с ДЦП и семьи;
  • углубленная оценка когнитивных функций ребенка (памяти, внимания);
  • оценка эмоционального состояния, диагностика тревог, депрессий;
  • проводит консультирование и психологическую помощь и коррекцию семье и ребенку.

Оценка проводится по специальным опросникам и шкалам, дающим возможность объективно оценивать данные состояния и проводить соответствующую коррекцию.

К методам с высокой доказательностью относят технологии альтернативной коммуникации и различные варианты игровой терапии (сказка-терапия и другие методы).

Эрготерапия — новое направление в реабилитации. В современной медицине на уровне мультидисциплинарной бригады всегда присутствует эрготерапевт, особенно тогда, когда двигательные возможности пациентов в структуре бытовых навыков снижены или нарушены в значительной степени. Эти специалисты помогают детям обрести комфорт в бытовой повседневной деятельности. По образованию эрготерапевт — это психолог или специалист по адаптивной физической культуре, прошедший соответствующую подготовку. В задачи лечения, стоящие перед эрготерапевтом, входят:

  • оценка стресса на бытовую деятельность;
  • оценка деятельности пациента на бытовом уровне;
  • оценка тревожности при ограничении деятельности;
  • восстановление или развитие деятельности, которая была ограничена или нарушена;
  • оценка возможностей самостоятельной деятельности. Профилактика гиперопеки семьи;
  • включение пациента в деятельность по самообслуживанию и перемещению;
  • обследование среды обитания и ее адаптации для дальнейшей деятельности пациента;
  • восстановление двигательных возможностей в бытовой сфере;
  • профилактика ограничений бытовых движений.
Читайте также:  Проблемы при регистрации лекарственных

Основное направление занятий с социальным педагогом — обучение коммуникативным техникам и взаимодействию с окружающей средой. Оно проводится, как правило, в индивидуальном режиме в течение длительного времени. Создается на основании индивидуальной программы социального обслуживания (ИПСО). Проводится в социальных центрах реабилитации инвалидов, городских поликлиниках или отделениях медицинских центров реабилитации и включает в себя:

  • работу со специалистами;
  • создание образовательной среды в учреждениях дополнительного образования;
  • взаимодействие с родителями (просветительская работа);
  • диагностику профессиональной направленности и подготовку к обучению;
  • работу с семьей больного ребенка;
  • исследование проблем семьи;
  • социально-педагогическое патронирование семьи;
  • социально-педагогическую подготовку к реабилитационному процессу;
  • работу непосредственно с ребенком;
  • педагого-психологическую диагностику;
  • разработку программ индивидуальной реабилитации;
  • коррекционно-развивающую работу.

Большую роль в качестве жизни детей с ДЦП играют ортопедические устройства. К ним относятся специально изготовляемые стельки, ортопедическая обувь и так называемые ортезы для поддерживания голени. Все эти устройства способствуют нормализации паттерна ходьбы или возможности создания вертикального положения в зависимости от степени инвалидизации ребенка.

Помимо традиционных методов лечения ДЦП предлагаются альтернативные программы реабилитации. К альтернативным методам лечения и реабилитации пациентов относят акупунктуру и иглорефлексотерапию, мануальную терапию, краниосакральные техники, канистерапию, иппотерапию и дельфинотерапию, йогу, тайцзицюань, методы китайской традиционной медицины, однако согласно критериям доказательной медицины эффективность и безопасность данных методик в настоящее время не оценивалась. Также с недостаточной доказательной базой в лечении ДЦП предлагается кинезиотейпирование. Метод, дающий возможность компенсировать нарушения тонуса и оптимизировать двигательные навыки.

Важным и перспективным изобретением в современных гидрореабилитационных технологиях лечения сопутствующих синдромов ДЦП является метод подводного вытяжения. Конструкция аппарата водного вытяжения представляет собой ванну, наполненную водой, с установленным в ней специальным механизмом, в которую погружен пациент. При этом нижние конечности пациента зафиксированы. За плечевой пояс с помощью специального устройства осуществляется тракция, имеющая электронную регулировку вытяжения. Вытяжение осуществляется по специально разработанной методике с учетом заболевания и индивидуальных особенностей пациентов. Больного подвозит к аппарату специальная платформа, которая создает неподвижность в горизонтальном положении. Метод подвод­ного вытяжения оказывает лечебное воздействие на деформации грудной клетки, нарушения осанки различной степени и болевые синдромы, вызванные компрессией, что часто встречается у пациентов с ДЦП. Механизм действия водного вытяжения направлен на снижение компрессии и вытяжения позвоночного столба, а вместе с ним и грудной клетки. Подводное вытяжение оказывает как лечебное, так и профилактическое действие на заболевания позвоночника и на состояние пациента с ДЦП в целом. Метод подводного вытяжения предусматривает возможность изолированной тракции заданных отделов позвоночного столба (можно воздействовать на любой отдел позвоночника). Сама процедура не вызывает болезненности и негативных ощущений. Противопоказанием к назначению подводного вытяжения могут быть нестабильность различных отделов позвоночника, подвижность в отделах позвонков, дисплазия соединительной ткани («растянутость» связок). Также не назначается водное вытяжение при наличии общих противопоказаний для реабилитации. Курс лечения методом подводного вытяжения составляет в среднем 15–18 процедур через день в составе комплексной терапии детей с ДЦП. Рекомендовано проводить не менее 3 курсов в течение года. К методическим особенностям проведения процедуры относят силу и длительность вытяжения в килограммах, определяемую индивидуально. Также индивидуально необходимо определить темп (скорость) вытяжения.

В комплексной реабилитации детей с ДЦП, имеющих двигательные нарушения, отдельным направлением в лечении является использование воды температуры 36–38 °С в бассейне вместе со специальными упражнениями. Эти водные гимнастики, или гидрокинезотерапия, способствуют значительному повышению подвижности суставов и расслаблению мышц, что приводит к нормализации двигательных способностей у пациентов. Упражнения проводятся в воде инструктором, чаще в пассивном режиме вместе со специальными перемещениями и скольжениями по поверхности воды. В занятии могут применяться ныряния и подныривания. Эти движения выполняют с разной скоростью в разных плоскостях и направлениях по строго определенной методике. В начале курса восстановительного лечения необходимо протестировать пациента с ДЦП на толерантность к физической нагрузке и по результатам проб сделать правильные назначения дозировки упражнений.

Важным моментом в прогнозе пациентов с ДЦП являются возможность сохранения двигательных навыков в течение всей жизни и собственно продолжительность самой жизни. Уровень смертности среди пациентов с ДЦП находится в прямой зависимости от степени двигательного дефицита и сопутствующих заболеваний. Другим предиктором преждевременного летального исхода служит снижение интеллекта и неспособность к самообслуживанию. Так, было показано, что в европейских странах пациенты с ДЦП и коэффициентом интеллекта менее 20 в половине случаев не достигали возраста 18 лет, тогда как при коэффициенте интеллекта более 35 — 92% пациентов с ДЦП жили более 20 лет. Что касается прогноза двигательных возможностей, то он не столь оптимистичен. К сожалению, доказано [5], что в подростковом и взрослом возрасте двигательная функция и ходьба ухудшаются и только половина (!) детей с III уровнем моторных функций по шкале GMFCS (Global Motor Function Classification System) продолжают ходить со вспомогательными средствами, уже став взрослыми.

Уровень V — лежачие пациенты, и они достигают максимума своего двигательного развития к 3 годам. Детям IV–V уровня реабилитация должна проводиться по «паллиативным» принципам.

В целом качество жизни и прогноз социальной адаптации пациентов с детским церебральным параличом в значительной степени зависят от своевременного оказания медицинской, педагогической и социальной помощи ребенку и его семье. Социальная депривация и недоступность комплексной помощи могут оказать негативное воздействие на развитие ребенка с ДЦП, возможно, даже большее по своей значимости, чем исходное структурное повреждение головного мозга.

Литература

  1. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. https://minzdrav.gov-murman.ru/documents/poryadki-okazaniya-meditsinskoy-pomoshchi/_kr_dcp.pdf.
  2. Шалькевич Л. В., Зарецкий С. В. Хирургические методы лечения спастичности у детей при детском церебральном параличе: основные положения, показания, эффективность // Медицинская панорама. 2005, № 11.
  3. Rosenbaum P. L., Dan B. The continuing evolution of «Cerebral Palsy» // Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. 2019, 24. S1877–0657(19)30152–6.
  4. Немкова С. А. Детский церебральный паралич: ранняя диагностика и восстановительное лечение // Лечащий Врач. 2007, № 5.
  5. Rosenbaum P. L., Livingston M. H., Palisano R. J., Galuppi B. E., Russell D. J. Quality of life and health-related quality of life of adolescents with cerebral palsy // Developmental Medicine & Child Neurology. 2007, Jul; 49 (7): 516–521.

Л. Б. Куранова* , 1 , кандидат медицинских наук
Б. И. Херодинов**, кандидат медицинских наук

* ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург
** ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом/ Л. Б. Куранова, Б. И. Херодинов
Для цитирования: Лечащий врач № 12/2019; Номера страниц в выпуске: 45-48
Теги: дети, задержка психомоторного развития, двигательная активность

Источник

Оцените статью