Лечебные источники пензенской области

По России на авто

сайт всех любителей автотуризма по родной стране, то бишь, России

Святые источники — Пензенской области

Святые источники — Пензенской области

Сообщение Рогожин Илья » 30 янв 2006 10:39

Для пополнения информации по Пензенской области решил поделиться имеющейся информацией по «Святым источникам» в Пензенской области.
Сам пока не был в Пензенской области,по-этому информация не подтвержденная, может кто-нибудь заедет и расскажет.

1. «Источник 40 мучеников»
с.Скано, вблизи от Троице-Сканового Монастыря

Главная достопримечательность ансамбля — величественный пятиглавый Троицкий собор. В его нижнем этаже находится Успенская придельная церковь, где хранится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, написанная в 1765 г. В 1920-х годах монастырь, в числе прочих, был закрыт и вновь возрожден лишь в 1990 году. Не менее знамениты и расположенные неподалеку святой источник и пещерный монастырь, созданный в XIX веке. Он представляет собой трехъярусные подземные лабиринты протяженностью свыше 600 м, где сохранилась подземная церковь и кельи, ставшие сегодня местом паломничества.

2. Святой источник св. Иоанна Оленевского, св. источник Параскевы и св.источник Серафима Саровского
с. Соловцовка

Здесь возле церкви Сергия Радонежского покоится прах старца иерея св. Иоанна Оленевского. А неподалеку, где была обретена почитаемая икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, находится чудотворный родник. Над ним поставлена часовня и сооружена купальня.

3.Салалейские святые источники
пос. Салалейка, 10 км от г.Нижнего Ломова, Нижнеломовский район

В лесу, неподалеку от Нижнего Ломова, где по преданию во время разинского бунта были убиты 40 монахинь, из крутого косогора забили 40 родников, являющихся целебными.

4. Святой источник «Казанской иконы Божией Матери»
г.Нижний Ломов

«В 1643 году явилась на источнике Казанская икона Богородицы в полуверсте от реки Нор-Ломова, в двух верстах от города Нижнего Ломова и в 96 верстах от Пензы. Граждане поставили деревянную часовню на месте явления и в часовню поставили чудотворную икону. В 1648 году, по прошению нижнеломовских граждан, царь Михаил Федорович дозволил вместо часовни выстроить церковь, снабдил ее ризами, книгами и другими церковными вещами и велел тут устроить монастырь. Средства из царской казны поступали в Нижнеломовский монастырь более 100 лет. Нижнеломовская икона совершенно сходна с Казанскою, но на четверть аршина менее ее мерою. В грамоте императора Петра I Нижнеломовская икона названа чудотворною и многоцелебною». Святой источник Казанской иконы Божией Матери находится в собственности нижнеломовского водоканала. Сейчас это охраняемый режимный объект — насосная станция. Вода в этом месте буквально вырывается из земли. Производительность станции — 180 кубометров в час.
В Н.Ломове есть краеведческий музей.Находится в здании, представляющем собой исторический памятник архитектуры. Это одно из первых каменных двухэтажных зданий города.

5. Святой источник «Семь ключей»
с. Русская Норка, Шемышейский район

Согласно преданиям в глухих окрестностях близ села жили монахи-отшельники. Семеро из них было убито во время нашествия иноплеменников на Русь. Тогда то, по Божьей милости, и забили на том месте родники, а верующие поставили в честь святых часовню. Чтобы прославить сие место, Богоматерь явила людям чудотворную «Тихвинскую» икону. Местные жители трижды приносили ее в храм села Русская Норка и трижды чудным образом икона оказывалась на родниках. К «Семиключью» началось массовое паломничество верующих. Имеются многочисленные свидетельства чудесных исцелений людей, страдающих различными заболеваниями и недугами, после купания в источнике.Рассказывают, что местный блаженный купался в этой купели круглый год и даже в лютую зиму ходил по снегу босиком. Да и сама вода, из-за своих целебных свойств, имеет такую известность, что приезжают за ней даже с Урала и Дальнего Востока.

6.Святой источник на месте явления иконы Б.М. «Живоносный родник»
с.Б.Валяевка, 12км от Пензы

По устному преданию, икона явилась неизв. монаху, скрывавшемуся во время набега кочевников (1717) в лесу, в том месте, где теперь находится с. Валяевка. Она была найдена в источнике, скрытом густыми зарослями камыша, и совсем не пострадала от сырости. О находке монах объявил жителям дер. Поляны (5–6 км от Валяевки), к-рые посчитали явление иконы знамением спасения от набега. Около источника была сооружена часовня, в к-рую и поместили чудотворную икону. Впоследствии здесь образовалось крест. поселение и была построена дерев. церковь во имя Божией Матери Живоносного источника.На горе возле с. Б.Валяевка расположен культовый ансамбль состоящий из двух церквей начала 19века и колокольни. Ниже склона бьет источник с повышенным содержанием серебра, над которым еще в 19веке поставлена часовня.

Читайте также:  Домашние средства для хорошего загара

7. Святой источник
г.Пенза, район Большой Бугровки
Этот природный родник находится в районе Большой Бугровки. Родник пользуется огромной популярностью среди горожан. Именно они и обратились к настоятелю Михайло-архангельского храма отцу Иоанну с просьбой освятить источник.Как говорят почитатели источника, вода из него особенно вкусная, прозрачная и не мутнеет при длительном хранении. За водичкой приезжают даже из самых отдаленных районов Пензы, поэтому у родника всегда очередь.

8.Cвятой источник «Гремучий ключ»
на берегу реки Вязовки, п. Сурские зори

В былые времена над родником стояла часовенка, а к самому источнику нескончаемой вереницей шли люди. Много чудес приписывается целебной воде. Поэтому, приезжая на свои участки, дачники первым делом спускаются к роднику, наполняют холодной водой банки и пластиковые бутылки.Теперь вместо выдолбленных в склоне холма ступенек к источнику ведет каменная витая лестница, обнесенная изящным волнообразным бордюром. Вода течет из нержавеющей трубы, по периметру родник обложен камнем. Здесь же массивная (чтобы никто сдуру или по злому умыслу не утащил) скамейка, на которой можно передохнуть в тени плакучей ивы.

9.Святой источник Параскевы-Пятницы
г.Мокшан

10. Святой источник
с.Богородское, Мокшанский район

11.Святой источник
г.Беднодемьянск

12. Святой источник «Белый ключ»
с.Русский Камешкир

13. Святой источник
п.Сазанья, Сердобского района
Есть у излучины речки Сердобы гора Сазанья, давшая имя маленькому поселку. Во время раскопок местные жители наткнулись на сенсацию: в горе сохранился подземный монастырь. Глубоко под землей, в мрачных пещерах жили монахи-отшельники.Церковные книги свидетельствуют, что рядом с монастырем был святой родник, из которого брали воду монахи. Источник обладал целебными свойствами.– На восстановлении святыни работали и стар, и млад, – говорит глава сельской администрации Сазанья Ирина Гончарова. – Немощные старухи убирали тяжелые камни, мешавшие роднику. Конечно, были и такие, кто откровенно смеялся, что это напрасный труд и «ничего вы тут не найдете». Но в точности рядом с монастырем нашли родник. И уже зарегистрированы первые случаи исцеления!

14.Источник прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
г.Наровчат

Хочу поехать в Пензенскую область (особенно интересует Салалейка -говорят там очень красивые источники) на 23 февраля (там будем гулять 3 дня).
Но как всегда будет понятно ближе к праздникам.

Надо включить «Источники» в «достопримечательности» — чтобы люди оставляли «впечатления».

По Мордовии — давать информацию ?
Илья

Источник

Топ-5 самых посещаемых родников и святых источников Пензенской области

Испокон века люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов. Вокруг святых источников существует много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. Например, к наиболее почитаемым источникам один-два раза в год совершаются крестные ходы, служат водосвятные молебны. Впрочем, родник воистину самое настоящее чудо: вода в нем чистая, холодная даже в самый жаркий день и, как правило, очень вкусная.

В 40 километрах от города Пензы в селе Мордовская Норка Шемышейского района в живописном месте бьют знаменитые «Семь ключей».

Набрать из прохладных источников исключительно целебную воду и поклониться иконам сюда приезжают семьями со всей страны. Это место необычное, сакральное, вполне может претендовать на духовную жемчужину России. Находится оно в овраге, в стороне от проезжих дорог, и местность вокруг уникальная: стоячая вода, заросшая ряской, граничит с исключительно прозрачнейшими родниками.

В настоящее время главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом.

Святой источник Казанской иконы Божией Матери

Источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, расположен в посёлке Сазанье Сердобского района Пензенской области, на территории мужского монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни.

На территории монастыря расположен уникальный пещерный комплекс. Его особенность в том, что пещеры вырыты в обожженной глине и в нашей стране им нет аналогов.

На родник можно приехать всей семьей, и насладиться не только красотами природы, но и набрать из источника целебной воды.

На территории Барабановского лесничества раскинулась живописная местность – урочище Салолейка со святыми родниками. Находится Салолейка в лесу, в четырех километрах северо-восточнее села Лукина Поляна Нижнеломовского района Пензенской области.

На языке древних угро-финнов «Салолейка» означает «овражный ручеек, текущий в лесной глуши». Этот ручеек образуется из тех знаменитых источников, возле которых четыре столетия назад был построен женский монастырь, позже переведенный в Верхний Ломов. А затем на этом же месте появилась и мужская обитель.

Читайте также:  Московский медицинский институт лечебное дело

Целебные свойства воды во многом объясняются залежами серебра, которые находятся под горой. Его содержание в ручейках так высоко, что после купания на коже остаются «блестки».

Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы

Родник, освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы, расположен на юго-западной окраине села Соловцовка Пензенского района Пензенской области.

Воды источника почитаются как чудотворные, оберегающие от нечистой силы, спасающие от телесных недугов.

Родник с благоустроенной территорией — две купальни, беседка, колодец, скамейка для отдыха. Имеется стоянка автотранспорта, живописное место для отдыха, бетонные дорожки для подхода.

Святой источник Преподобного Серафима Саровского

Родник, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, расположен в 4,8 километрах северо-восточнее станции Чаадаевка Городищенского района Пензенской области.

Источник расположен в живописном сосновом бору, поэтому паломников прежде всего поражает тишина этого святого места.

Чтобы оказаться у часовни, надо пройти по мостику, под которым течет ручей от источника. Вода такая прозрачная, что даже отсюда можно увидеть мелкую рыбку. Паломников ожидает оборудованная купальня. Здесь же, спустившись по ступенькам к источнику, можно набрать вкуснейшей воды.

Рядом с источником на валуне установили скульптуру преподобного Серафима Саровского, чтобы показать людям аскетический подвиг преподобного — его молитву на камне в течение тысячи дней.

Источник

ТОП–пять святых источников Пензы

Наступила вторая неделя Великого поста. Мы решили узнать, где в нашей области располагаются источники со святой водой

Живоносный источник, г. Пенза

Самый значимый городской родник – без сомнения, Живоносный источник около Преображенской церкви. Его история начинается еще в 1764 году, когда над родником близ Спасо-Преображенского монастыря была построена деревянная Преображенская часовня. В 1804-м вместо нее была сооружена новая – также деревянная, а в 1850 году купец А. Н. Часовников возвел здесь каменную церковь Божией Матери Живоносного Источника с часовней в нижнем этаже.

В часовне находилась чудотворная икона Божией Матери Живоносного Источника. В 1831 году, во время эпидемии холеры, пензенской дворянке Мазыриной во сне было повелено отслужить молебен перед этой иконой, что она и исполнила, после чего все ее больные домочадцы выздоровели. Сохранились еще два свидетельства об исцелении посредством воды из источника.

Источник существует до сих пор, он находится во дворе частного двухэтажного дома на ул. Салтыкова-Щедрина, 11, и вытекает по трубе ниже самой улицы к Суре, где к нему сделаны ступеньки. Но перед этим поток уже шел между частными огородами и туалетами, да и к трубе стекает грязь с дороги и сбрасываются помои. В целом состояние источника, чтимого некогда всем городом, весьма удручающее…

СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на

Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию, на рубеже XVII — XVIII веков здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключье стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII века) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню, а на девятую пятницу от Пасхи ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

С 2000 г. Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.

Животворный родник, БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского района.

По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 года), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским.

Читайте также:  Лекарственные растения тысячелистник обыкновенный

Как бы то ни было, но много раз от иконы происходили исцеления, документально подтвержденные. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен – совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 году одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икона Живоносного Источника переносилась в Пензу, и болезнь отступала.

Первая каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 году В 1871-м на ее месте воздвигли величественный пятиглавый собор.

Решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на его жизнь прекратились.

В 1996 году в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000).

Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 году его перенесли в Валяевку

Пятницкий источник, СОЛОВЦОВКА Пензенского р-на.

В лесу к югу от села расположен источник св. вмц. Параскевы Пятницы, или просто Святой родник (иногда называемый Большим). По первому преданию, когда-то здесь явилась сама Параскева, ударила в землю посохом, и из-под земли забил родник.

По другой версии, в годы барина Александра Соловцова (отца построившего в 1896 г. церковь) на 10-ю пятницу от Пасхи икону Параскевы Пятницы нашли на опушке девушки, и когда они ее подняли, из-под земли забил источник. Девушки испугались, оставили икону и рассказали обо всем барыне. Образ продали в Пановский монастырь под Колышлеем (взорван в 30-х), но вскоре он снова явился – уже на другом, Малом, роднике.

По третьему преданию, в сельском храме издавна хранилась чтимая икона Параскевы Пятницы, но потом барин отдал ее в Пановку. Соловцовцы погоревали, а спустя какое-то время икону нашли на источнике.

Согласно четвертой легенде, источник был облагорожен помещиком Александром Соловцовым в царствование Александра III после того, как его жена привезла ему в подарок из Пановского монастыря икону. С тех пор здесь стояли деревянный шалаш и маленькая купальня.

Так или иначе, но в 1896 г. уже отмечалось, что в Соловцовке «имеется каменная часовня».

А когда в 30-х (по-другому, в начале 70-х) шла повсеместная борьба с религией, часовню решено было снести и источник засыпать. Но никто из сельчан не решался это совершить, опасаясь Божией кары. Один молодой тракторист взялся уничтожить родник. Он завалил его землей, а через некоторое время тяжело заболел и ослеп. Тогда во сне ему явилась суровая, величественная женщина в белом – Параскева Пятница, и сказала, что болеть он будет до тех пор, пока не раскопает ее источник. Но больной не поверил сну. Его дед, желая помочь внуку, сам откопал родник. Но это не помогло. Вскоре тракторист умер в мучениях, а источник так и остался на своем месте.

Матвеевский источник, МАТВЕЕВКА Пензенского р-на.

Нежилое ныне село Матвеевка, от которого остался ныне только храм (действующий), расположено на берегу р. Пензы, между Ермоловкой и Черенцовкой, в 3.5 км к западу от первой. Севернее церкви, на спуске к реке, здесь был святой родник Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, эта икона когда-то явилась на источнике, и в честь этого события и была построена в Матвеевке Тихвинская церковь. Нынешнее ее здание относится к 1805 г., следовательно, источник почитается уже более двух столетий.

В советское время, когда Матвеевка перестала существовать (формально только с 1990-х), на лугу рядом с церковью постоянно пасли скот. Источник был заключен только в низенький сруб, и в него как-то свалилась корова. Дабы предотвратить повторение такого случая, директор совхоза велел засыпать родник. Один пастух засыпал его, но не прошло и года, как он умер – утонул.

К западу от церкви находится сад, а за ним, на склоне, под ветлой, – другой святой родник, который цел и доныне. По приделу церкви он может называться Никольским. Не так давно источник был заключен в маленький, полуметровый сруб, на дереве над ним укреплен навес под иконку.

Источник

Оцените статью