- Реабилитационный костюм Адели для детей с ДЦП
- Как подобрать размер костюм для ДЦП Адели?
- ЛФК в костюме АДЕЛИ. Вред или польза?
- Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами ЛФК и с применением нагрузочного костюма «Адели»
- Биологические науки
- Похожие материалы
- Введение
- Краткий литературный обзор по теме работы
- Лечебный нагрузочный костюм «Адели». Показания и противопоказания
- Физическая реабилитация детей с ДЦП
- Тренировка удержания головы
- Тренировка поворотов туловища
- Тренировка ползания на четвереньках
- Тренировка сидения
- Тренировка стояния
- Тренировка ходьбы
- Нормализация дыхательной функции
- Коррекция осанки
- Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей
- Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук
- Коррекция сенсорных расстройств
- Профилактика и коррекция контрактур
- Активизация психических процессов и познавательной деятельности
- Организация и методы исследования
- Комплекс ЛФК с использованием костюма «Адели»
Реабилитационный костюм Адели для детей с ДЦП
Реабилитационный костюм Адели, созданный на основе костюма для космонавтов, без преувеличений можно назвать настоящей гордостью наших ученых! Изначально подобный костюм создавался советскими учеными для наших космонавтов, чтобы решить очень большую проблему, с которой они сталкивались по возвращении на землю. В условиях невесомости мышцы человека атрофируются и после приземления, космонавты учились заново ходить. Процесс восстановления занимал много времени и чтобы этого избежать, советские ученые придумали специальный костюм, который создавал нагрузку на мышцы даже в условиях невесомости и поддерживал в них постоянный тонус.
Костюм для реабилитации детей с ДЦП Адели сделан по тому же принципу, что и костюм для космонавтов и, по сути, призван решать такие же проблемы, только в несколько иной плоскости. Многие дети с ДЦП не могут ходить по причине того, что их мышцы не имеют прочной связи с центральной нервной системой, костюм Адели, создавая искусственную нагрузку на мускулатуру, нормализует нервные импульсы и тем самым связывает мышцы и суставы с центральной нервной системой, создавая прочную связь. Нормализация афферентного потока активирует участки головного мозга, отвечающие за моторные функции, стимулирует их, обучает и подтягивает отстающие в развитие функциональные системы.
Систематические занятия в костюме для реабилитации Адели позволяет достичь видимых результатов за короткий период времени. Положительные результаты от занятий, в той или иной степени (в зависимости от тяжести заболевания) в этом костюме отмечаются в 98% случаев. Без преувеличения можно сказать, что данная результативность является потрясающей! Безусловно, чтобы достичь таких результатов придется поработать, особенно важно соблюдать строгие условия тренировок.
- Заниматься ежедневно от 30 до 120 минут.
- Перед тем как начать заниматься в костюме Адели, необходимо хорошо размять мышцы. В положении лежа, при помощи легкого массажа и простых упражнений.
- После разогрева мышц ребенка, необходимо правильно надеть костюм и позаниматься в нем.
- После занятий желательны физиотерапевтические и лечебные процедуры.
- Периодичность занятий в костюме: от 24 до 28 дней, с повторением цикла занятий через 3-4 месяца.
- Важно: перед началом курса занятий в реабилитационном костюме необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, так как есть противопоказания для его использования.
Так занятия в костюме Адели противопоказаны при:
- деструктивные изменения в позвоночнике,
- вывихи тазобедренных суставов,
- грубые деформации позвоночника,
- эпилепсия в приступном периоде,
- выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы,
- соматические заболевания в стадии декомпенсации,
- лихорадочные состояния,
- вывихи и тяжелые формы эпилепсии.
Костюм Адели для детей с ДЦП состоит из:
• жилета,
• шапочки,
• шортиков,
• наколенников.
Все элементы соединены между собой ремешками. В составе костюма используется 40 эластичных жгутов, которые закрепляются в определенных местах и действуют по принципу мышц антагонистов, обучая нервную систему ребенка и создавая прочную связь между мозгом и мышцами.
На сегодняшний день реабилитационный костюм Адели является одним из самых эффективных средств для того, чтобы поставить ребенка с ДЦП на ноги и научить его ходить.
Использовать костюм можно с одного года и роста от 80 см.
Как подобрать размер костюм для ДЦП Адели?
Для определения нужного размера надо знать лишь два параметра — рост и объем груди.
Костюмы выпускаются ростом:
80-110 см,
110-128 см,
128-140 см,
140-150 см,
150-160 см,
152-158 см,
164-170 см,
170-182 см.
Источник
ЛФК в костюме АДЕЛИ. Вред или польза?
О пользе лечебной физкультуры при ДЦП и многих других заболеваниях, доказывать не нужно. Об этом теперь знают все.
Костюм «Адели» разработанный в начале 90-х годов прошлого столетия учеными ИМБП РАМН, с участием конструкторов авиакосмического завода «Звезда», признан во всем мире как самое эффективное средство при лечении ДЦП.
В Америке и других странах, он стал выпускаться под разными названиями, однако принцип работы костюма не поменялся.
Костюм «Адели» оказывает на тело пациента дополнительную нагрузку, помогает скорректировать позу тела близкую к норме, создает нужные углы в крупных суставах. Костюм обеспечивает правильное сгибание, разгибания и повороты корпуса, тренирует мышцы, снижает выраженность патологических рефлексов и формирует правильные двигательные стереотипы.
Напомним, что костюм лечебный. Как и у всех лечебных средств, при его использовании есть показания и противопоказания.
За 25 лет его практического использования во всем мире, учеными медиками доказано, что ЛФК в костюме или без, это всего лишь одна часть в общем комплексе процедур, направленных на восстановление функций головного мозга при поражении ЦНС. Обо всем этом, мы расскажем далее.
Стоить отметить, что костюм «Адели» является серьезным инструментом воздействия не только на организм, но и на всю костно-мышечную систему. Обращаться с ним нужно только на «Вы». Незнание принципа его работы, может привести к разрушению суставов позвоночника, деформации костей и другим необратимым последствиям. Ведь силовая система тяг может создавать нагрузку на тело и ноги до 70 кг. И при имеющихся патологиях костей, нестабильности суставов, есть большая вероятность усугубления состояния. Поэтому многие процедуры для детей, имеющих патологии, выполняются в пассивном положении. Вертикализировать ребенка в костюме, можно только тогда, когда организм готов к этому. Ошибочным является мнение о том, что для лечения ДЦП, достаточно одевать костюм «Адели» на ребенка и просто в нем ходить. Итогом таких «хождений» может стать стабилизация уже имеющихся нарушений позы движения и формирование новых неверных установок.
Каждый шаг и упражнения в костюме должны проводиться под четким контролем специалиста для формирования правильного стереотипа движения, а также передачи четкого эфферентного (восходящего)сигнала от рецепторов в ЦНС и эфферентной иннервации (нисходящего) сигнала о движении из ЦНС.
Соматическая(двигательная) нервная система регулирует и иннервирует скелетные мышцы и органы чувств.
Тела афферентных нейронах располагаются в спинномозговых ганглиях, а тела эфферентных нейронов, располагаются в передних рогах спинного мозга.
Иннервация-это взаимосвязь, сообщение тканей и всех органов живого организма с центральной нервной системой посредством нервов.
Мозг — главный орган центральной нервной системы. В мозге сосредоточены центры, регулирующие все процессы работы организма. Все центры связаны между собой, а нарушение любого из них приводит к нарушению всех остальных.
Поэтому, нельзя наивно думать, что только ЛФК в костюме может глобально решить проблему. Реабилитация должна проводиться в комплексе с процедурами, регулирующими работу всех центров мозга, включая сенсорные анализаторы.
Нельзя представить себе организм человека, как набор отдельных органов, выполняющих свои собственные функции и не подвергающихся влиянию соседних. Все органы и их назначения взаимосвязаны.
Основной двигательный механизм организма — мышцы. А мозг управляет всеми мышцами тела и в каждый момент знает точное положение каждой из них! Мозг контролирует более 640 мышц тела!
Отправить единичный приказ мышце сократиться – это просто! Но сделать так, чтобы все эти сокращения производили целенаправленное действие — сложно! Чтобы поймать летящий мяч, донести вилку до рта или ходить, мозг должен распланировать все необходимые действия. Ему требуется знать, какова цель движения, как расположить тело в пространстве, какие мышцы для этого сокращать. Это планирование необходимых действий происходит в лобной доле. Ее нейроны находятся в постоянном контакте с другими зонами, в частности, ответственными за зрение и память. Передняя часть лобной доли сначала создает образ необходимого движения. Оттуда приказы поступают немного назад в зону, управляющую мышцами. А она в свою очередь обращается к соответствующей моторной области. Так работает здоровый организм.
Если говорить о людях с поражением центральной нервной системы или повреждением спинного мозга, «приказ» мышцам сократиться, по разным причинам не доходит или прерывается на уровне повреждения позвоночника. Мозг включает дополнительный контроль — мозжечок. В эту часть мозга, расположенную в его основании, поступает вся информация, отправляемая из моторной области и приходящая от сенсорных рецепторов -зрение, осязание и т.д. Таким образом, ему известны все двигательные намерения мозга и все результаты отданных им телу указаний. Сравнивая эти два потока информации, мозжечок может посылать моторной области корректирующие сигналы. Чтобы сигналы стали успешными, их нужно тренировать повторением, формируя связи между нейронами.
Движение тела и нормально сформированные мышцы, являются главным условием развития здорового человеческого организма. Итак, для того чтобы поддерживать мышцы в здоровом состоянии, важны разумная физическая нагрузка, полноценное питание и достаточный отдых.
Нередки случаи, когда родители детей с ДЦП очень радуются неестественному, как у спортсменов, увеличению мышц, полагая, что данный факт влияет на результат двигательных навыков и оздоровление в целом.
Хотим напомнить, что мышечная клетка – это пучки миофибрилл. Увеличение количества миофибрилл в одной клетке принято называть гипертрофией мышечного волокна.
При интенсивных физический упражнениях происходит сложное взаимодействие реакций нервной системы, которые стимулируют синтез белка в течение нескольких месяцев, в результате чего мышечные клетки становятся все больше и больше. Однако для их сохранения требуется регулярное поддержание физической активности. Люди с ДЦП не ведут активный образ жизни и не могут использовать свои гипертрофированные мышцы по назначению, разве что в паралимпийском спорте. Поэтому, помимо основной задачи, связанной с восстановлением двигательных и других функций организма, приходится работать еще и над содержанием наработанной мышечной массы. Это отнимает время и отодвигает ожидаемый результат.
Источник
Физическая реабилитация детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами ЛФК и с применением нагрузочного костюма «Адели»
Биологические науки
- Ланская Ольга Владимировна , доктор наук, доцент, профессор
- Рощина Людмила Васильевна , старший преподаватель
- Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
- ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
- ЛЕЧЕБНЫЙ НАГРУЗОЧНЫЙ КОСТЮМ «АДЕЛИ»
Похожие материалы
Введение
С 2006 года Минздравсоцразвитие впервые отметил тенденцию к росту числа больных детским церебральным параличом (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (то есть 1,94 на 1000), что составляет 54 тысячи детей-инвалидов с ДЦП. Разумеется, это цифры весьма приблизительные, так как на 100 тысяч детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и считается, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 760 – 980 тысяч инвалидов с ДЦП, хотя частотность рождения таких детей там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения). В России частотность появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы в 2010 году в особую группу учета включены 4118 детей с ДЦП (а взрослых – 1699) [1].
Изучению вопросов развития двигательной сферы детей с ДЦП разного возраста посвящены работы многих исследователей 5. Для детей с ДЦП, в системе адаптивной и лечебной физической культуры разработаны программы по иппотерапии [6], плаванию [7], фитболтерапии [5]. В последние годы в работе с детьми применяется костюм «Адели», который значительно улучшает равновесие и ориентировку в пространстве, увеличивает активность в движениях и улучшает функцию опороспособности пациентов. Совместное использование комплекса физических упражнений с костюмом «Адели» оказывает влияние на локомоторные функции детей дошкольного возраста с ДЦП [6]. Однако, несмотря на их эффективность, литературные сведения, посвященные данному вопросу, весьма немногочисленны. В связи с этим, цель настоящего исследования заключалась в изучении влияния физических упражнений с использованием костюма «Адели» на двигательные функции организма детей дошкольного возраста с ДЦП.
Краткий литературный обзор по теме работы
Лечебный нагрузочный костюм «Адели». Показания и противопоказания
Несмотря на разнообразие форм ДЦП, для него характерны нарушения позы и двигательной активности. В результате в первые месяцы и годы жизни у детей возникают устойчивые патологические стереотипы движения, которые закрепляются по мере роста ребенка. Основной смысл методики применения костюма «Адели» заключается в активном направленном воздействии на пораженные двигательные центры головного мозга с целью разрушения сложившихся патологических стереотипов движения и их замена нормализованными движениями.
Конструкция костюма «Адели» позволяет:
- Исправить позу и соотношение частей тела по отношению друг к другу, сохраняя двигательную активность.
- Создать продольную осевую нагрузку на пациента.
- Затруднить или облегчить отдельные виды движения.
- Создать эластичный каркас с сохранением функции движения.
- Частично компенсировать отсутствующую функцию мышц.
- Способствовать общей физической тренировке.
Базовый вариант нагрузочного костюма «Адели» представляет собой силовую систему, состоящую из опорных элементов и эластичных регулируемых тяг, с помощью которой с лечебной целью создается нагрузка на опорно-двигательный аппарат больного. Опорные элементы расположены в плечевой и поясничной областях, области коленных и голеностопных суставов и выполнены в виде специальных жилета, шорт и наколенников, входящих в комплект костюма. В качестве опорных элементов в области голеностопных суставов применяется стандартная (желательно спортивная) обувь, на которой закрепляется петельная система для обуви, входящая в комплект костюма. Опорные элементы попарно соединены между собой системой регулируемых по силе натяжения и направлениям ее приложения эластичных тяг, выполненных в виде резиновых элементов различной длины и различного диаметра, с помощью основных и дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения закрепляемых на наружной поверхности опорных элементов, прилегающих к телу больного. По своему расположению система тяг напоминает расположение основных мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей), а также мышц, участвующих в ротационных и других движениях. Кроме того, предусматриваются специальные тяги, способные обеспечить разведение плечевого пояса, коррекцию положения стопы и выполнение других функций [8].
Регулировка силы натяжения тяг осуществляется за счет изменения их длины и ее фиксации в основных и дополнительных фиксаторах-регуляторах натяжения, где они удерживаются либо с помощью наконечников эластичных тяг, либо за счет фрикционного взаимодействия, а направлений ее приложения – за счет подбора пар фиксаторов по их местоположению в силовой системе (рис. 1). В своей совокупности элементы силовой системы нагрузочного костюма «Адели» действуют как эластичный внешний каркас, не ограничивая амплитуду движений больного, а лишь утяжеляя с лечебной целью их выполнение [9].
Жилет представляет собой выкроенную и сшитую тканевую основу, изготовленную из хлопчатобумажной ткани с капроновым усилением, с окантовкой из хлопчатобумажной ленты по горловине, передним вертикальным кромкам и проймам, покрывающую плечи, грудь и верхнюю часть спины больного.
Рисунок 1. Нагрузочный костюм «Адели»
На наружную поверхность тканевой основы жилета нашиты образующие силовые группы усилительные ленты из жесткой синтетической ткани с петлями для крепления основных фиксаторов-регуляторов натяжения, каждый из которых выполнен в виде пластмассового крючка с незамкнутым в верхней части горизонтальным ушком, внутренний просвет которого соответствует ширине усилительной ленты. За счет равномерного распределения на поверхности тканевой основы усилительных лент (по горизонтали) и равномерного распределения крепежных петель на каждой из усилительных лент (по вертикали) основные фиксаторы-регуляторы натяжения равномерно распределяются по горизонтали и вертикали на передней и задней поверхностях жилета. Они устанавливаются в петли усилительных лент в процессе изготовления костюма. Усилительные ленты с петлями для крепления основных фиксаторов-регуляторов натяжения, образующие четыре силовые группы (правая передняя, левая передняя, правая задняя и левая задняя), проходят по поверхности жилета в вертикальном направлении от его передней нижней кромки к правой и левой плечевым зонам и от правой и левой плечевых зон в вертикальном направлении к его задней нижней кромке. Ряд передних и задних усилительных лент свободно спускаются ниже нижней кромки жилета, образуя соединительную систему, и имеют на своих концах пряжки-фиксаторы для соединения с соответствующими концами соединительной системы, закрепленной на шортах. По нижней кромке жилета проходит поясок с пряжкой, используемый для закрепления жилета на теле больного и представляющий собой незакрепленную усилительную ленту, пропущенную в плоские широкие петли нашитых соединительных лент. По краям вертикальных кромок передней части жилета пришиты две планки, каждая из которых представляет собой ленту из мягкого пластика с равномерно распределенными по ее длине отверстиями, предназначенными для пропускания тесьмы с заделанными концами, используемой для соединения кромок и подгонки жилета под фигуру больного. По краям центральной части его задней наружной поверхности, свободной от усилительных лент, нашиты петельные ленты, каждая из которых представляет собой полую перфорированную по длине оплетку из синтетической нити с пропущенным внутри прочным шнуром, выступающим из отверстий оплетки и образующим множество петелек, предназначенных для пропускания тесьмы, используемой для подгонки жилета под фигуру больного, и крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения, каждый из которых выполнен в виде пластмассового крючка, имеющего форму скобы с асимметричными краями. С левой и правой плечевых зонах жилета с их передней стороны в непосредственной близости от горловины нашиты приемные ленты застежки «контакт» для крепления вспомогательных устройств [10].
Шорты представляют собой выкроенную и сшитую тканевую основу, изготовленную из хлопчатобумажной ткани с капроновым усилением, с окантовкой из хлопчатобумажной ленты по верхней и нижней кромкам, покрывающую поясную, паховую, ягодичную области, область живота и верхнюю часть бедренной области больного. На наружную поверхность тканевой основы шорт нашиты образующие силовые группы усилительные ленты из жесткой синтетической ткани с петлями для крепления основных фиксаторов-регуляторов натяжения. За счет равномерного распределения на поверхности тканевой основы усилительных лент (по горизонтали) и равномерного распределения крепежных петель на каждой из усилительных лент (по вертикали) основные фиксаторы-регуляторы натяжения равномерно распределяются по горизонтали и вертикали на передней и задней поверхностях шорт. Они устанавливаются в петли усилительных лент на фабрике в процессе изготовления костюма. Усилительные ленты с петлями, образующие четыре силовые группы (правая передняя, левая передняя, правая задняя и левая задняя), проходят по поверхности шорт в вертикальном направлении от их передней нижней кромки к передней верхней кромке и от их задней нижней кромки в вертикальном направлении к задней верхней кромке. Ряд передних и задних усилительных лент шорт, по своему местоположению соответствующих аналогичным лентам соединительной системы жилета, свободно поднимаются выше их верхней кромки и предназначены для закрепления в ее пряжках-фиксаторах. По верхней кромке шорт проходит поясок с пряжкой , используемый для их закрепления на теле больного и представляющий собой незакрепленную усилительную ленту, пропущенную в плоские широкие петли нашитых соединительных лент. по боковым наружным поверхностям шорт нашиты петельные ленты, предназначенные для пропускания тесьмы, используемой для их подгонки под фигуру больного, и крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения [11].
Каждый из двух симметричных (правосторонний и левосторонний) наколенников, представляет собой выкроенную и сшитую тканевую основу, изготовленную из хлопчатобумажной ткани с капроновым усилением, с мягкой эластичной прокладкой в его передней части, спереди и сзади покрывающую области правого и левого коленного суставов больного. На переднюю наружную поверхность тканевой основы каждого из наколенников нашиты образующие силовые группы усилительные ленты из жесткой синтетической ткани с петлями для крепления основных фиксаторов-регуляторов натяжения. За счет равномерного распределения на поверхности тканевой основы усилительных лент (по горизонтали) и равномерного распределения крепежных петель на каждой из усилительных лент (по вертикали) основные фиксаторы-регуляторы натяжения равномерно распределяются по горизонтали и вертикали на передней поверхности каждого из наколенников. Они устанавливаются в петли усилительных лент на фабрике в процессе изготовления костюма. Усилительные ленты с петлями образуют силовую группу на передней поверхности каждого из наколенников (правая и левая). Каждый из наколенников закрепляется в области коленного сустава с задней стороны с помощью четырех застежек «контакт» и четырех перекидных пластмассовых скоб, пришитых к задней части наколенника с помощью эластичных амортизаторов. На наружную поверхность каждого из наколенников с задней стороны нашиты четыре петельных ленты, предназначенные для крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения [11].
Петельная система для обуви состоит из двух элементов, каждый из которых представляет собой усилительную ленту, на которую по всей ее длине нашита петельная лента, предназначенная для крепления дополнительных фиксаторов-регуляторов натяжения. Каждый из элементов петельной системы закрепляется на одном из элементов обуви больного вдоль периметра подошвы таким образом, чтобы петли петельной ленты находились сверху [10].
Эластичные тяги различной длины и различного диаметра в своей совокупности представляют собой множество упругих элементов удлиненной формы цилиндрического сечения, каждый из которых способен к созданию, при его растяжении, сил определенной величины, направленных навстречу друг другу от их концов параллельно длинной оси элемента. Каждая из эластичных тяг, представляющая собой активный силовой элемент, выполнена из жесткой резины, способной к многократному значительному растяжению, и имеет наконечники для крепления в фиксаторах-регуляторах натяжения; при этом на одном из концов каждого упругого элемента сформировано кольцо, а на другом его — удлинение, повторяющее форму наконечника стрелы. Эластичные тяги, закрепленные в фиксаторах-регуляторах с помощью наконечников либо за счет фрикционного взаимодействия, образуют основные силовые пары: жилет — шорты, шорты — левый наколенник, шорты — правый наколенник, шорты — левый элемент обуви, шорты — правый элемент обуви, левый наколенник — левый элемент обуви, правый наколенник — правый элемент обуви. При этом каждая из множества точек, расположенных на поверхности основных силовых пар, принадлежащие симметричным силовым группам силовой системы соединяются отдельными эластичными тягами. роме того, с помощью дополнительных фиксаторов-регуляторов, которые могут крепиться практически в любом месте силовой системы, подбираются коррекционные нагрузки и направления их приложения в соответствии с индивидуальными особенностями больного [12].
Общее количество основных эластичных тяг, используемых для создания лечебной нагрузки, составляет 28, в т.ч.: 4 нагрудных, идущих от жилета к шортам; 4 наспинных, идущих от жилета к шортам; 2 (по одному на каждую ногу) передних набедренных, идущих от шорткнаколеннику; 4 (по две на каждую ногу) задних прямых ножных, идущих от шорт к задней части петельной системы для обуви; 4 (по две на каждую ногу) задних косых ножных, идущих от шорт к наколеннику сбоку по внешней и внутренней поверхностям бедра к боковым частям петельной системы для обуви; 2 (по одному на каждую ногу) передних голенных, идущих от наколенника к передней части петельной системы для обуви; 8 (по четыре на каждую ногу) голенных, идущих от нижнего края наколенника к боковым частям петельной системы для обуви [13].
Лечебный нагрузочный костюм «Адели» — это уникальная технология реабилитации детей, страдающих ДЦП, больных, перенесших инсульт головного мозга или черепно-мозговую травму, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Представляет собой систему, состоящую из опорных элементов, в качестве которых выступают жилет, шорты, наколенники, обувь. Величина задаваемых с помощью регуляторов нагрузок определяется методистом и зависит от формы заболевания, характера и степени поражения двигательного аппарата, возраста и общего физического состояния больного и других объективных и субъективных факторов. Курс лечения методом продолжается 4 недели (1-2 часа ежедневно) и в основном состоит в выполнении больным ряда движений, включающих ходьбу [14].
Методики «Адели» существенно расширяют возрастной диапазон эффективного применения терапии в области ДЦП — если традиционные методы дают хорошие результаты в возрасте от нескольких недель до двух лет, то методики «Адели» остаются эффективными и на поздних стадиях заболевания, при которых традиционные методики оказывают недостаточное действие или не оказывают его вовсе [15].
Показания к применению лечебного костюма «Адели»:
- Все формы ДЦП, за исключением двойной гемиплегии.
- Последствия черепно-мозговых травм в виде парезов, мозжечкового и гиперкинетического синдрома, нарушениях речи.
- При отсутствии противопоказаний лечебный костюм можно применять в восстановительном периоде после нарушений мозгового кровообращения.
- Судорожные приступы в течение последних 6 месяцев, стойкое снижение порога судорожной активности на электроэнцефалограмме.
- Патология поведения и эмоционально-волевых реакций.
- Вывих тазобедренных суставов, выраженный подвывих этих суставов.
- Грыжи Шморля и другие нарушения позвоночника.
- Пороки сердца различной этиологии.
- Хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения.
- Острые инфекционные заболевания.
- Выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром.
- Артериальное давление выше 140/90 мм. рт. ст.
Физическая реабилитация детей с ДЦП
Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3-4 года) — 15 мин, со средней (4-5 лет) -20 мин, со старшей (5-6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6-7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально. В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия [16].
Тренировка удержания головы
В положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в стороны. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик [9].
Тренировка поворотов туловища
Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие [19].
Тренировка ползания на четвереньках
Вначале необходимо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую [20].
Тренировка сидения
Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук.
Тренировка стояния
Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы [21].
Тренировка ходьбы
Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны в ряде трудов [2, 12, 15, 21, 23].
Нормализация дыхательной функции
Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, восстанавливает речь. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. В занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.) [22].
Коррекция осанки
ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике сколиоза.
Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей
Для детей с церебральной патологией работа на суставах верхних и нижних конечностей начинается с самых простых движений, с облегченных исходных положений, в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр.) [23].
Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук
Основная функция руки — манипуляция с предметами. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца. Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. В занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов [21].
Коррекция сенсорных расстройств
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление) [24].
Профилактика и коррекция контрактур
Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лонгеты, шины, туторы, воротники, валики, грузы и др. Их используют 3-4 раза в день, длительность пребывания в спецукладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры [25].
Активизация психических процессов и познавательной деятельности
В психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи. Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебральным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой с коллегами [25], Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук [27]; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько [14].
Организация и методы исследования
Исследование проведено в ГКУСО «Центр реабилитации» г. Великие Луки, в котором приняли участие 12 мальчиков дошкольного возраста с диагнозом ДЦП (двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гиперкинетическая форма, средней степени тяжести). Все дети были разделены на две группы — экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ), по 6 человек в каждой группе.
Занятия в экспериментальной группе проходили с использованием средств ЛФК и костюма «Адели», где большое внимание уделялось вертикальному положению тела в пространстве (комплекс ЛФК представлен ниже). В контрольной группе занятия ЛФК проходили в большинстве случае в лежачем положении и не использовались дополнительные тренажеры для «вертикализации».
Комплекс ЛФК с использованием костюма «Адели»
При выполнении данного комплекса ЛФК ребенок находится в костюме «Адели». Курс коррекции состоит из ежедневных занятий в костюме «Адели» в течение трех-четырех недель. Занятия в костюме «Адели» начинаются с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу в зависимости от состояния пациентов. Длительность занятий также увеличивается от 20-30 минут в начале курса до 40 минут в конце курса, включая перерывы на отдых. При применении костюма «Адели» в режиме выраженных физиологических нагрузок необходимо следить за адекватностью этой нагрузки возможностям больного.
Источник