- Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах
- Сбалансированное лечебно-профилактическое питание и его роль в лечении и профилактике простудных заболеваний у детей
- Современный подход к терапии ОРВИ
- Проблемы питания детей во внепростудные периоды
- Исследование трофологического статуса дошкольников и роли питания в улучшении иммунитета
- Клинутрен Юниор
- В заключение
Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах
Организации питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»(утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2015 г.).
Перечисленные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста.
Оптимальное(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
Общие принципы организации здорового питания детей в организованных коллективах:
-адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
-сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
-максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
-оптимальный режим питания;
-адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
-учет индивидуальных особенностей детей( в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
-обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В организованных детских коллективах разрабатывается рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1. При разработке примерного меню необходимо учитывать:
— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,
— физические нагрузки обучающихся.
2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
— по массе порций блюд,
— их пищевой и энергетической ценности,
— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
3. Примерное меню должно содержать следующую информацию:
— о количественном составе блюд,
— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.
4. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Для обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.
5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
9. Ежедневно в рацион питания следует включать: мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). 1 раз в 2-3 дня рекомендуется включать — рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты.
Требования к меню для детей дошкольного возраста.
Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 — 15 % от калорийности рациона, жиров 30 — 32 % и углеводов 55 — 58 % .
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2 — 3 раза в неделю.
При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.
В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.
Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.
При 8-10-часовом пребывании детей, организуется 3-4 разовое питание, при 10,5-12-часовом — 4-5 разовое питание, при 13-24-часовом — 5-6 разовое питание. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
Перечень продуктов, запрещенных для использования в питании детей.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:
-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);
-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;
— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
— грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;
— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;
— ядро абрикосовой косточки, арахис;
— газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода);
— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;
-чипсы, кириешки, жареные семечки;
— карамель, в том числе леденцовая;
-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);
-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;
— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
Источник
Сбалансированное лечебно-профилактическое питание и его роль в лечении и профилактике простудных заболеваний у детей
Регулярный прием питательных смесей, богатых витаминами и микроэлементами, повышает адаптивные возможности детей, снижает риск инфицирования ОРВИ, оказывает благотворное влияние на психоэмоциональный статус и социальное функционирование.
ОРВИ или простудные заболевания относятся к самым распространенным причинам детской заболеваемости. Наиболее подвержены инфекции дети, начавшие посещать дошкольные учреждения. После «домашней среды» с ограниченным количеством контактов, в детском саду ребенок встречается с большим количеством потенциальных носителей инфекции, и риск заражения возрастает многократно. Незрелость иммунной системы ребенка и отсутствие иммунитета к подавляющему большинству заболеваний, оставляют его беззащитным перед простудой 1,2 .
Стрессы, с которыми сталкивается ребенок, попавший в непривычную ему среду, также вносят свой вклад в дисбаланс иммунной защиты. И, конечно же, один из факторов риска – избыточные физические и умственные нагрузки в комплексе с несбалансированным питанием.
Современный подход к терапии ОРВИ
Лечение ОРВИ, как у взрослых, так и у детей, сегодня сводится в основном к приему симптоматических средств. Разнообразие вирусов, вызывающих простуду, не позволяет на данный момент, создать действительно эффективный и безопасный противовирусный препарат. Поэтому первыми назначениями врача при ОРВИ являются обильное теплое питье и жаропонижающие средства (при высокой лихорадке).
К сожалению, нередко детям «на всякий случай» прописывают множество излишних препаратов, которые приносят больше вреда, чем пользы: антибиотиков, противовирусных и др. Далеко не безобидные средства в сочетании с ослабленным состоянием ребенка, потерей аппетита и глобальным дефицитом необходимых для поддержания сил нутриентов, могут привести к нарушению работы пищеварительного тракта, проявляющемуся болями в животе и разжижением стула, и другим опасным последствиям. Вместо того, чтобы поправляться, малыш теряет в весе, его иммунитет снижается ускоренными темпами.
Именно поэтому роль питания в лечении, восстановлении и профилактике простудных заболеваний невозможно недооценивать. Сбалансированный рацион помогает компенсировать потерю энергии, нормализовать функцию кишечника, быстрее набраться сил, победить болезнь и вернуться к активной и насыщенной жизни.
Однако многие мамы по-разному представляют себе, что включает в себя «сбалансированное питание». Да и у врача не всегда есть возможность объяснять, что требуется ребенку, особенно в острый период заболевания, когда аппетит снижен и накормить маленького пациента приготовленной пищей зачастую невозможно. Поэтому все чаще врачи рекомендуют специальное лечебное питание в виде готовых белково-витаминных питательных смесей (коктейлей), которые легко приготовить дома, легко выпить больному ребенку. Важно обратить внимание на то, что смесь должна быть полноценной и сбалансированной, т.е. порция такого белково-энергетического коктейля должна быть равноценна приему пищи.
В период восстановления, когда состояние ребенка постепенно нормализуется, питание также играет важную роль. И здесь все чаще прибегают к использованию специальных питательных смесей. Коррекция белкового и витаминно-минерального состава благоприятна для более быстрого и полного восстановления. А поддержка после выписки и выхода в детское учреждение помогает ребенку противостоять стрессам и инфекциям.
Проблемы питания детей во внепростудные периоды
Формирование детского организма определяется сочетанием генетики и факторов внешней среды, одним из которых является характер питания. Ежедневный рацион модифицирует реализацию генетической программы развития ребенка в положительную или отрицательную сторону.
Гиподинамия, характерная для современного юного поколения, приводит к снижению объема потребляемой пищи, а, следовательно, и к дефициту необходимых нутриентов. Проблема усугубляется тем, что в ходе эволюции человеческий организм потерял возможность синтезировать некоторые незаменимые вещества, и единственным их источником является еда. Поэтому недостаточное или несбалансированное питание приводит к выраженному нарушению метаболических процессов, сбоям в формировании иммунной системы и снижению антиоксидантной защиты, играющей важную роль в защите ребенка от хронических заболеваний.
Даже при хорошем аппетите и адекватном пищевом поведении малыша достижение оптимального питания выглядит сложной задачей. В плане обеспечения ребенка некоторыми микронутриентами (витаминами С, B, фолиевой кислотой, железом, фтором, селеном, цинком и др. веществами) ситуация в наши дни является очень печальной.
На основании этих фактов можно сделать вывод, что нутритивная поддержка детей желательна даже на фоне полного здоровья, а в кризисные моменты (при любых заболеваниях, и в частности при простудах) – совершенно необходима.
Исследование трофологического статуса дошкольников и роли питания в улучшении иммунитета
Специалистами Ярославской государственной медицинской академии в 2009 году была проведена важная работа по оценке нутритивного статуса детей младшего возраста и возможности его коррекции 3 .
В исследование был включен 41 ребенок от 2 до 6 лет с отягощенным анамнезом. Наиболее частыми сопутствующими заболеваниями в этой группе были рахит, нарушения осанки, атопический дерматит, патология носоглотки (аденоидит, гиперплазия миндалин). У абсолютного большинства детей отмечались симптомы трофологических расстройств: в частности, снижение тургора тканей и мышечного тонуса. Примерно у половины детей имелись также проявления полигиповитаминоза.
На данной группе изучались возможности коррекции дефицита питания с помощью полимерных смесей для энтерального питания. Опытная группа (22 ребенка) получала смесь Клинутрен Юниор в дозировке 150 мл дважды в день.
Через два месяца у дошкольников опытной группы значительно уменьшились или исчезли признаки полигиповитаминоза, улучшился тургор тканей и тонус мышц. Когда заболеваемость ОРВИ в контрольной группе увеличилась в 1,2 раза (исследование проводилось в эпидемический сезон), в опытной она снизилась в 1,8 раз. Кроме того, у детей, принимавших Клинутрен, в два раза уменьшилась частота рецидивов хронических заболеваний.
Анализ опросников, заполненных родителями и воспитателями пациентов, показал, что средний балл, показывающий количество психоэмоциональных проблем ребенка, упал в опытной группе в 10 раз (против двукратного снижения в контрольной группе). Социальное функционирование детей улучшилось в 7-8 раз.
Таким образом эффективность дополнительного лечебно-профилактического питания, его положительное влияние как на физиологические, так и на психологические параметры были наглядно продемонстрированы.
Клинутрен Юниор
Вкусное лечебно-профилактическое питание Клинутрен Юниор было создано на основе данных многочисленных международных исследований о потребностях активно растущего организма. Оно содержит полный набор жизненно необходимых питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, и подходит детям от года до десяти лет.
Легкоусваиваемые белки (смесь казеина и сывороточного белка) становятся строительным материалом для новых клеток, ферментов, гормонов и антител. Вместо классического сахара Клинутрен Юниор содержит расщепленный крахмал (мальтодекстрин), подходящий в том числе детям с нарушенными пищеварительными процессами.
Жировой компонент смеси сбалансирован по составу, 16% его составляют среднецепочечные триглицериды, которые быстро всасываются без помощи пищеварительных ферментов. Омега-3 и 6 жирные кислоты, представленные в оптимальном соотношении 1 к 5, обладают, в частности, противовоспалительным действием, улучшают состояние нервной системы.
Пробиотики и пребиотики, входящие в состав питания Клинутрен Юниор, увеличивают число полезных бактерий в кишечнике, нормализуют состояние кишечной стенки, местный иммунитет и процессы всасывания.
По содержанию витаминов, минералов и микроэлементов Клинутрен Юниор опережает даже специальные поливитаминные комплексы. Среди 14 витаминов и 15 минералов, перечисленных на маркировке, во время простуды особенно ценны селен, цинк и витамины A, C, E 4,5 .
Клинутрен Юниор может использоваться как дополнительное питание или полностью заменять рацион в остром периоде болезни. Детям обычно нравится эта смесь из-за нежного ванильного вкуса, напоминающего молочный коктейль. А возможность самостоятельно готовить коктейль превращает процесс в игру.
Чтобы поддержать силы малыша на время восстановления и избежать повторного инфицирования, смесь рекомендуется применять еще на протяжении 2-3 недель, по крайней мере 1-2 раза в день.
В заключение
Клинутрен Юниор способствует укреплению защитных сил организма, нормализует работу кишечника и стимулирует процессы регенерации после простудных заболеваний.
Регулярный прием смеси, богатой витаминами и микроэлементами, повышает адаптивные возможности детей, в значительной мере снижает риск инфицирования ОРВИ, оказывает благотворное влияние на психоэмоциональный статус и социальное функционирование.
1 Балева Л. С., Коровина Н. А., Таточенко В. К. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей // Пособие для врачей. — 2006. — М.: Агентство Медицинского маркетинга. — 56 с.
2 Заплатников А. Л., Иванов В. А., Шарапов Н. В. Состояние здоровья часто болеющих детей и повышение эффективности их санаторного оздоровления. // РМЖ. — 2007. —Том 15, № 21. —С. 1559–1565.
3 Рыжова Н.И., Иванова И.В., Черная Н.Л., Старунова Л.Н., Мелехова Г.В. Состояние нутритивного статуса современных детей, возможность его коррекции // Лечащий врач. — 2009. — N 7.- С.75-77.
4 Ших Е. В. Взаимодействие компонентов витаминно-минеральных комплексов и рациональная витаминотерапия // Consilium mеdicum. — 2004. — Том 6, № 12.
5 Прохорович Е. А. Как выбрать витаминно-минеральный комплекс? // Справочник поликлинического врача. — 2009. — № 1.
Источник