- Плавание для лечения нарушений осанки
- Терминология
- Виды нарушений осанки
- Чем опасны нарушения осанки?
- Плавание для лечения нарушений осанки
- Эффекты плавания
- Лечебное плавание для коррекции осанки, методики.
- КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
- Подъяпольский С.Ю., Лернер В.Л.
- Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
- Вытяжение позвоночника во время скольжения в воде дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Следовательно, плавание является неотъемлемым компонентом комплексной программы реабилитации по коррекции нарушений осанки [3].
- Физические упражнения и плавание как один из факторов в профилактике и лечении нарушений осанки и сколиоза.
- Физические упражнения и плавание как один из факторов в профилактике и лечении нарушений осанки и сколиоза.
Плавание для лечения нарушений осанки
Терминология
Нарушение осанки – это изменение соотношения степени физиологических изгибов позвоночника, приводящее к изменению архитектоники мышц грудной клетки и межпозвоночных суставных сочленений.
Кифоз – искривление позвоночника в сагитальной плоскости выпуклостью назад, в переводе с древнегреческого — «горбатый», «согнутый».
Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперед.
Основные причины развития нарушения осанки:
- Врожденные аномалии
Во время внутриутробного формирования плода происходит неправильная закладка и развитие мышц и суставов позвоночника. Это может быть обусловлено неправильным внутриутробным положением плода, а также генетически детерминированными дефектами. - Рахит
Рахит, перенесенный в раннем детском возрасте, приводит к деформации костей грудной клетки, позвоночника, костей нижних конечностей, результат — развитие впоследствии нарушений осанки и сколиоза. - Снижение остроты зрения
Плохое зрение вынуждает ребенка низко склоняться над столом во время занятий в школе и дома. Неправильная поза постепенно входит в привычку, и ребенок продолжает сутулиться даже после коррекции зрения с помощью очков. - Плоскостопие
Плоскостопие способствует неправильному положению позвоночника во время ходьбы. Чтобы компенсировать неудобства, возникающие при ходьбе, ребенок стремится подавать вперед верхне-грудной отдел позвоночника. С течением времени изменяется тонус мышц, и патологическое расположение позвоночника закрепляется. Впоследствии даже в положении сидя позвоночник остается в неправильном положении. - Существует еще большая группа причин формирования неправильной осанки, которая не связана с конкретными заболеваниями и с исходным состоянием здоровья, а связана с внешними причинами. Неправильная посадка за столом во время выполнения уроков, неправильно подобранная мебель могут спровоцировать нарушение осанки. Очень часто девочки большого роста, стесняясь своих нестандартных, на их взгляд, габаритов, начинают сутулиться, результат – нарушение осанки.
Виды нарушений осанки
Чем опасны нарушения осанки?
Нарушение осанки — это состояние, которое необходимо исправлять путем комплексной кропотливой работы с использованием ряда мероприятий с учетом индивидуальных особенностей. К таким мероприятиям и способам коррекции осанки относят:
- постоянный контроль за своей позой;
- равномерное (симметричное относительно позвоночника) распределением нагрузки, например, при ношении рюкзака и пакетов;
- правильный сон на жесткой постели, подушка не должна быть высокой;
- правильное питание, сбалансированное поступление с пищей витаминов и минералов;
- постоянная двигательная активность (физкультура, прогулки, плавание, пробежки);
- отказ от «любимых» поз, вроде склонности сутулиться или сидеть нога на ногу;
- занятия лечебной физкультурой, мануальная терапия, массаж;
- исправление плоскостопия.
Плавание для лечения нарушений осанки
Эффекты плавания
У занимающихся плаванием детей восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков.
Очень часто при нарушениях осанки появляются боли в грудной клетке и пояснице. Они обусловлены повышенным мышечным тонусом. Со временем болевой синдром способствует развитию мышечно-тонических спазмов, которые впоследствии из функциональных превращаются в органические. Если на начальных этапах нарушения осанки носят исключительно обратимый характер, то в дальнейшем они переходят в хронические патологические состояния.
Занятия в бассейне являются эффективным методом лечения плоскостопия. Как известно, плоскостопие является одной из причин формирования неправильной осанки. Во время занятий мышцы стопы и голени получают разностороннюю физическую нагрузку, которая способствует формированию правильного свода стопы и укреплению ее связочного аппарат.
Важно отметить, что плавание оказывает также закаливающий эффект. Оно стимулирует неспецифическую иммунную защиту, дети становятся менее восприимчивыми к респираторным вирусным инфекциям. По статистике, у девяноста пяти процентов детей, часто и длительно болеющих респираторными инфекциями, выявляются нарушения осанки.
Лечебное плавание для коррекции осанки, методики.
После подготовительного этапа можно приступать к специальным упражнениям. Все занятия, безусловно, проходят при непосредственной помощи кого-либо из взрослых. Часто во время выполнения упражнения ребенок поддерживается инструктором в области таза.
При сутуловатости и круглой спине, весьма эффективным является плавание кролем на спине.
Уплощенная и кругловогнутая спина, прекрасно корректируется плаванием в стиле кроль на груди и баттерфляй. При плоской спине плавание на спине не рекомендуется.
Если имеется сильно выраженный лордоз поясничного отдела, то при плавании на груди под живот подкладывают доску для плавания.
Ассиметричная осанка хорошо лечится плаванием в стиле баттерфляй и брасс.
Во время занятий плаванием ребенок первое время часто не совсем правильно выполняет упражнения. Скорее всего, они лишь отдаленно напоминают классические плавательные стили, но это не главное. Главным является сам процесс. Не нужно требовать точного выполнения всех упражнений. Очень часто заставляя точно копировать движения и превращая тренировки в рутину, вы формируете негативное отношение ребенка к занятиям.
Длительность занятий на начальном этапе не должна превышать 15 – 20 минут. Оптимальная кратность занятий три раза в неделю. Постепенно продолжительность можно довести до 40 минут. Необходимо воздержаться от занятий в период, когда ребенок болеет респираторными вирусными инфекциями, острым бронхитом, при наличии гипертермического синдрома. Занятия абсолютно противопоказаны при эпилептической болезни.
Источник
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Подъяпольский С.Ю., Лернер В.Л.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
В последнее время такие понятия, как «нарушение осанки», «сколиоз», «сколиотическая болезнь» все чаще вызывают интерес не только у врачей-ортопедов и специалистов в области адаптивной физической культуры, но и вызывают серьезную озадаченность у воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ, а также родителей детей, к которым это относится. Главной составляющей правильной осанки является здоровый позвоночник. Формирование ее начинается в раннем возрасте. Правильная осанка отражает степень общего развития детей и подростков, их функциональный статус.
Увеличение в последнее время числа детей и подростков с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, в частности с нарушениями осанки и сколиоз является одной из актуальных проблем практической медицины и педагогики. По данным различных источников нарушения осанки встречаются у 20-30% дошкольников и школьников, а в возрасте 12-13 лет – до 50%. Сколиоз встречается реже: у 2-9% детей и подростков в возрасте до 16 лет, при этом распространенность этого тяжелого заболевания у детей школьного возраста достигает 15-30% и более. Подобный уровень распространенности нарушений осанки и сколиоза характерен не только для России, но и для соседних государств [1].
Ухудшение функциональных возможностей организма, косметические дефекты фигуры, повышенная утомляемость, психологические и социальные проблемы, а также потенциальный неблагоприятный эффект от углубления нарушений осанки и прогрессирования сколиоза требует необходимости постоянного контроля и коррекции деформаций до момента созревания скелета. В этой связи становится очевидным, что за состоянием осанки нужно следить с раннего возраста.
В этом случае особое значение имеет плавание как средство коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного и школьного возраста, так как плавание способно одновременно обеспечить естественную разгрузку позвоночника, минимизировать асимметричную работу межпозвонковых мышц, предоставить условия для нормального роста тел позвонков [2].
Вытяжение позвоночника во время скольжения в воде дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Следовательно, плавание является неотъемлемым компонентом комплексной программы реабилитации по коррекции нарушений осанки [3].
В этой связи нами были разработаны занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности для детей с нарушением осанки. Основными задачами занятий являлось корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник, укрепление мышечного корсета (особенно мышц туловища), закрепление навыков правильной осанки, повышение функциональных возможностей организма (в частности дыхательной и сердечно-сосудистой систем), закаливание, обеспечение комфортного эмоционального состояния.
Структура занятия включали в себя вводную (продолжительность 5-10 мин), основную (продолжительность 20-25 мин) и заключительную (10-15 мин) части. Основными средствами выступали физические упражнения в воде, различные элементы способов плавания, плавание различными способами, подвижные игры на воде.
Мы приводим содержание одного из занятий, проводимых нами в рамках педагогического эксперимента.
Вводная часть занятия (5-10 минут).
1. Исходное положение (и.п.) – стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг руками назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад – вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повторить 5-6 раз.
2. И.п. – лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3-4 раза.
3. И.п. – стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенными в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и прогнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.
Основная часть занятия (20-25 минут).
1. Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз). В конце упражнения – выдохи в воду.
2. Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50-100 м).
3. Проплывание скоростных участков (4-6 раз по 10-15 или 25 м – в зависимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности использовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения – выдохи в воду.
4. Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при помощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях) – 100-200 м, по возможности использовать лопаточки.
5. Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водолазы», «Охотники и утки», «Торпеды».
6. Ныряние в длину (2-3 раза).
7. Скольжения на спине с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз).
Заключительная часть занятия (10-15 минут).
1. Плавание брассом на груди в полной координации с удлиненной паузой скольжения (предложить занимающимся проплыть бассейн, выполнив наименьшее количество циклов), 100-200 м.
2. И.п. – стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Расправить плечи и отвести руки назад-вверх – вдох; медленно вернуться в и.п. – выдох, повторить 5-6 раз.
3. Игра «Ледоколы»
4. Упражнение «Звездочка» – лежание на воде на груди или спине (особенно при кифотической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.
Продолжительность каждого занятия – 45 минут; они проводились два раза в неделю на протяжении шести месяцев в бассейне «Городской клинической больницы №4 г. Тамбова» под наблюдением инструктора ЛФК.
Для оценки эффективности коррекционно-оздоровительных занятий по плаванию с младшими школьниками, проходящими курс физической реабилитации, применялось несколько функциональных проб, характеризующих состояние мышечного корсета детей с нарушением осанки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, но и гармонично развитыми, способными как можно длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Это обычно затруднено у детей с нарушениями осанки [4].
В нашем эксперименте прияло участие 12 школьников 8-10 лет (5 девочек и 6 мальчиков), которым поставлен диагноз «нарушение осанки». В начале педагогического эксперимента (начало октября 2014 г.) нами были проведены функциональные пробы, характеризующие состояние мышц мышечного корсета. При выполнении этих проб по секундомеру измерялось время до выраженного утомления мышц. Результаты исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1. — Исходные результаты функциональных проб детей с нарушением осанки
Источник
Физические упражнения и плавание как один из факторов в профилактике и лечении нарушений осанки и сколиоза.
Физические упражнения и плавание как один из факторов в профилактике и лечении нарушений осанки и сколиоза.
Физические упражнения и плавание как один из факторов в профилактике и лечении нарушений осанки и сколиоза.
Подлинную внешнюю красоту придают человеку не только красивые черты лица, но и хорошая осанка. Выработать правильную осанку важно и с точки зрения физиологии. При различных нарушениях осанки многие внутренние органы (сердце, лёгкие, печень и т.д.) оказываются в столь неудобном положении, что их нормальная функция становится невозможной. Кроме того нарушение осанки у детей школьного возраста могут привести к развитию такого серьезного заболевания как сколиотическая болезнь, требующая длительного лечения и, к сожалению, не всегда эффективно. По статистике 80 % детей школьного возраста имеет тот или иной дефект осанки.
Коррегировать осанку – не самое сложное дело: первые положительные результаты от занятий корригирующей гимнастикой у детей появлялись через 3-4 недели, у взрослых через 3–4 месяца. Гораздо сложнее сохранить нормальную осанку: необходимо на протяжении всей жизни иметь высокий уровень двигательной активности, чтобы поддерживать правильно сформированный мышечный «корсет». Говоря об этой проблеме, нельзя не рассказать о том, как сформировать правильную осанку изначально, с детского возраста, чтобы в дальнейшем не пришлось её исправлять.
Из опорно-двигательного аппарата человека наибольшее значение в рассматриваемой теме имеют такие части скелета, как позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс и таз, а также мышцы, удерживающие их в правильном положении.
Позвоночник человека имеет своеобразную форму в связи с прямохождением. В различных отделах позвоночника различают изгибы: в шейном и поясничном отделах — это выпуклость вперёд – лордозы, в грудном и крестцовом — выпуклость назад – кифозы. Это физиологические (т.е. правильные) искривления позвоночника. Правильно изогнутый позвоночный столб выдерживает большую нагрузку. При увеличении нагрузки изгибы позвоночника усиливаются, при снижении – уменьшаются. В результате этого при ходьбе, беге, прыжках изгибы смягчают толчки и сотрясения вдоль позвоночного столба, сила толчков переходит на усиление кривизны изгиба, не достигая в полной мере черепа и находящегося в нём головного мозга.
Правильная осанка и виды её нарушений.
Правильная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.
При осмотре спереди у человека, имеющего нормальную осанку, определяется строго вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край глазниц и казелки ушей, горизонтальна линии надплечий (то место, где военные носят погоны). Грудная клетка не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. При осмотре сзади – лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника.
Основными причинами нарушения осанки являются:
1. Неправильное положение тела при различных позах;
2. Ослабленный организм ребёнка (рахит, детские инфекции, простудные заболевания, бронхиальная астма) в сочетании с неблагоприятными внешними условиями;
3. Недостаток физического воспитания и следовательно, плохое физическое развитие.
Как сохранить и сформировать правильную осанку у детей школьного возраста?
В школе ребёнок ограничен в свободе движений. Поэтому не случайно именно при поступлении в школу ребёнок приобретает те или иные отклонения в осанке.
Занятия физкультурой и спортом с самого раннего возраста обеспечивают детям гармоничное развитие, прививают любовь к двигательной активности, закладывают основу для выработки у них правильной осанки.
Первоочередная задача взрослых – взять под контроль выполнения ребёнком утренней гимнастики. Родителям необходимо знать, что упражнения утренней гимнастики должны следовать в определённом порядке: в начале – подтягивания, улучшающие кровообращение и дыхание, потом – упражнения для рук и плечевого пояса, туловища, ног, затем бег, прыжки, усиливающие кровообращение и дыхание, стимулирующие обменные процессы в организме, в конце – упражнения успокаивающие дыхание и водные процедуры (обтирание, обливание, душ). Продолжительность занятий зависит от возраста: для учащихся 1–3 класса – 8 – 10 минут, 4-8 классов 13 – 15 минут, 9– 10 классов 20 – 25 минут.
После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой отдых (с подвижными играми) на свежем воздухе. Из спортивных развлечений школьникам рекомендуются катание на велосипеде, плавание, лыжные прогулки, катание на коньках. Непосещение уроков физкультуры вредно детям и часто приводит не только к нарушению осанки, но и к тяжелым формам умственного утомления.
С какого возраста можно начинать заниматься спортом?
Раньше других можно начинать занятия теми видами спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относятся: фигурное катание, гимнастика, аэробика, плавание, настольный теннис, прыжки в воду, прыжки на батуте. К занятиям видами спорта, в которых на первый план выступают развитие силы и выносливости или встречаются единоборства с соперником, можно приступать позже. Это такие виды спорта, как лыжи, лёгкая атлетика, баскетбол, борьба и др. Ещё позже следует начинать заниматься видами спорта, для достижения успеха в которых необходима физическая зрелость, большая сила и выносливость. К ним принадлежат: тяжёлая атлетика, гребля, бокс, стрельба.
Опасения родителей, что их дети, занимающиеся в спортивных секциях или в спортивных школах, перегружаются, напрасны, так как здоровье таких детей находится под особым, врачебным наблюдением. Дети систематически проходят медицинское обследование, и при малейших изменениях в их развитии или здоровье принимаются меры, предотвращающие физическое переутомление.
Каждый родитель должен знать, что соблюдение режима дня является вторым необходимым условием для формирования правильной осанки у детей младшего и среднего возраста и сохранения этой осанки у старшеклассников. Кроме того, если распорядок дня построен таким образом, что в нём чередуются умственный труд и физическая нагрузка, это помогает избежать умственного перенапряжения, которое в последние годы нередко наблюдается у школьников.
Родители должны создать ребёнку благоприятную рабочую обстановку:
— Рабочая зона (письменный стол, стул, шкаф, стеллажи и д p .) и расположение в ней предметов;
— t и влажность воздуха в помещении;
— Освящение естественное и искусственное;
— Окружающий звуковой фон.
Для предупреждения нарушения осанки у школьников родителям необходимо также обращать внимание на следующие компоненты:
— При правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книг и тетради считается 30 – 35 см ;
— Очень важно следить за правильной посадкой школьника, приучать детей писать с небольшим (10 – 15 градусов) наклоном букв;
— У младших классов через каждые 25 – 30 минут нужно устраивать короткие на 10 минут перерывы для отдыха с физкультурой, которая быстро восстанавливает работоспособность.
Важную роль в профилактике нарушения осанки играет ранец. Он должен подбираться по размеру, соответственно возрасту ребёнка, обязательно носить его нужно за спиной, ранец должен быть с двумя лямками.
Ребёнок не должен спать на мягкой постели. Постель должна быть жёсткая, при необходимости со щитком, подушечка небольшая и невысокая.
Обувь: должна иметь жёсткие берцы (задник) и супинаторы для предупреждения развития неправильной установки стоп и сколиоза. Каблучок должен быть широким (до 4– 5 см ) и невысоким (до 3 см ). Обязательно плотное прилегание обуви к ноге.
Ребёнок любого возраста не должен носить тяжести, а если что-то несёт, то нести должен в обоих руках, примерно равный по массе груз.
Каждый школьник должен помнить о самоконтроле по профилактике нарушений осанки: физические упражнения, ежедневно (1-2 раза в день) становиться к стене и в течение 5 – 7 минут проверять свою осанку, соприкасаясь с жёсткой поверхностью тремя точками: плечи, линии таза, пяточки.
Одним из важнейших лечебно-оздоровительных факторов для детей с нарушениями осанки является правильно организованное питание. Оно должно строиться в соответствии с физиологическими потребностями детей в основных пищевых веществах и энергии. Большое внимание следует уделить достаточному содержанию в пище полноценных белков, солей кальция и фосфора. Необходимо предусматривать 5-разовое питание с интервалом между приемами пищи не более 4 часов и правильное распределение энергетической ценности продуктов.
Если в организме не хватает меди, марганца, витаминов группы B , кости делаются хрупкими, меняется структура позвонков, что способствует их искривлению. Пища ребёнка должна быть богата овощами и фруктами, нужно приучать его к хлебу с отрубями, морепродуктам, обогащать рацион витаминами.
Правильный режим питания ребёнка способствует лучшей его трудоспособности и правильному развитию костно-мышечной системы.
Что же нужно делать, если у ребёнка уже имеется нарушение осанки, как предотвратить её прогрессирование?
Основным средством, способным исправить осанку, является гимнастика. Физические упражнения укрепляют скелетные мышцы и сердце, увеличивают ёмкость грудной клетки и лёгких. В результате регулярных занятий силы организма, его устойчивость к психоэмоциональном перегрузкам возрастают. Через несколько месяцев систематического занятия наблюдается положительный эффект: уменьшаются жалобы на здоровье, улучшается сон, повышается работоспособность.
Использование физических упражнений помогает решить следующие проблемы:
1. Исправить имеющиеся дефекты осанки;
2. Сформировать и закрепить навыки правильной осанки.
Во время формирования у ребёнка правильной осанки ему лучше не заниматься видами спорта с единосторонней нагрузкой, такими как теннис, метание ядра, тяжелая атлетика, борьба, стрельба, гребля, верховая езда, футбол, хоккей.
Формирование правильной осанки при уже имеющихся отклонениях нужно проводить только по упражнениям, подобранным специалистом, так как в противном случае может быть тренировка и развитие мышц на здоровой стороне, что ещё больше увеличит кривизну позвоночника.
1. Подбор упражнений должен проводить врач лечебной физкультуры;
2. Усложнение упражнений должно быть последовательно;
3. Контроль со стороны родителей за систематичностью занятий ребёнка в группе ЛФК, выполнением ежедневного комплекса упражнений дома;
4. Продолжение подбора комплекса упражнений (при необходимости), который может длиться до нескольких месяцев;
5. Занятия гимнастикой должны проводиться в течение всего периода интенсивного роста ребёнка.
Одним из лучших видов спорта, рекомендуемым детям с нарушениями осанки и сколиозом, является плавание.
Плавание и упражнения в воде при сколиозе.
Из-за сколиоза повышается напряженность мышечных групп спины, на межпозвоночные диски накладывается большая нагрузка. Эффективным методом борьбы с подобными последствиями заболевания является плавание.
Полезные свойства лечебного плавания.
Давно известно, что водные процедуры способны облегчить болевые ощущения, вернуть здоровье. Именно в момент плавания осуществляется разгрузка структур позвоночника, мышцы не только расслабляются, но и укрепляются, активируется кровообращение.
Лечебное плавание при сколиозе позволяет решить следующие задачи:
— Создание здоровой осанки;
— Максимальное улучшение координации;
— При видимом и явном напряжении большинства групп мышц, нагрузка на позвоночник снижается, и при этом происходит значительное его расслабление;
— Увеличение силы мышечного каркаса;
— Тренировка сердечно-сосудистой системы;
— Улучшение подвижности суставов;
— Профилактика стрессовых перегрузок.
Особенности плавания при сколиозе:
-Интервал между сеансами должен составлять 24 – 48 часов;
-Отведённое время для одной тренировки не более 1 часа;
-Оптимальная температура воды 25-28 градусов.
Физические упражнения, как и стиль плавания подбираются инструктором в каждом случае индивидуально. Специалист учитывает особенности организма: его исходное состояние, наличие сопутствующих заболеваний, устойчивость к физическим нагрузкам.
Необходимо исключить упражнения, не расслабляющие, а мобилизирующие структуры позвоночника, увеличивающие его общую подвижность, направленные на вращение вокруг оси. Правильно подобранные упражнения в комбинации с техникой дыхания в воде будут способствовать увеличению времени самовытяжения в позвоночном столбе.
Лечебная физкультура имеет огромное значение в профилактике сколиоза. Даже при завершении роста ребенка (после 16-20 лет), регулярные выполнения комплексов лечебной физкультуры необходимы.
Цели лечебной физкультуры :
1. Разгрузка позвоночника ;
2. Устранение мышечного дисбаланса ;
3. Правильное развитие и укрепление всего мышечно-связачного аппарата;
4. Формирование правильной осанки.
Плавание рекомендуется всем пациентам, независимо от тяжести сколиоза, его прогноза и течения, а также вида лечения. Противопоказанием может быть лишь нестабильность позвоночника с разницей между углом искривления на рентгенограмме лежа и стоя больше 10-15 градусов.
При занятиях в лечебном бассейне необходимо:
— Подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;
— Обращать внимание на правильное дыхание;
— При подборе исходных положений и индивидуальных корригирующих упражнений учитывать тип сколиоза, степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости, состояние мышечной системы и переносимость физических нагрузок, сопутствующие заболевания;
— Предварительно отрабатывать элементы каждого плавательного упражнения на суше с учетом нарушений коррекции;
— Исключить упражнения, мобилизирующие и вращающие позвоночник, увеличивающие его подвижность.
Основным стилем плавания у больных является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны и происходят в одной плоскости. Плавательные упражнения зависят от степени сколиоза. Противопоказано плавание стилем “кроль”, запрещены прыжки в воду, а плавать на спине можно только тогда, когда окрепнут мышцы.
Даже если диагностирован сколиоз, многие, в особенности те, кто начинает или хочет начать заниматься спортом, задаются вопросом, можно ли начинать тренировки, какие именно и с какой нагрузкой. Ответ должен дать лечащий врач.
Итак, мы поговорили о нарушении осанки, причинах ее вызывающих, о профилактике, о мерах, которые необходимы для формирования и сохранения правильной осанки.
Воспитывая детей, помните, что причина нарушения осанки обычно заложена в образе жизни, невнимательном отношении к таким мелочам как физические упражнения, правильная организация рабочего места, чередования периодов активности и отдыха.
Травматолог-ортопед отделения лечебной физкультуры
и спортивной медицины Абраменко М.В.
1. Большая медицинская энциклопедия
2. 2. Книга о здоровье детей. М.Я. Студеникин
3. Физическое воспитание детей в семье. А.Ф.Тур
4. Позвоночник гибок – тело молодо. Ю.А. Пеганов, Л.А. Берзина
5. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Е.М. Вайнруб, А.С. Волощук
Источник