Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
Леся Струкова
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида»
Г. Кемерово 2020г.
Тема: «Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ»
Подготовили: инструктор по плаванию Струкова Леся Ивановна
Зачем ребенку нужен бассейн?
Родители часто выбирают для детей занятия плаванием: одни в качестве дополнительного времяпрепровождения, другие ради спортивных достижений, кто-то по рекомендации врачей. Через некоторое время все замечают положительный результат. Во-первых, ребёнок испытывает радость, во-вторых, он тренирует силу и выносливость, в-третьих, он обучается плавать и нырять, и у родителей появляется возможность не бояться за своего ребёнка на воде. А самое главное – это здоровье.
• закаливанию и укреплению иммунитета
• формированию правильной осанки
• укреплению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем профилактике плоскостопия
• повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации
• улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций
Что даёт ранее плавание детям?
Если ребенок попал в водную среду в раннем детстве, он освобождается от гравитации, которая сковывает его движения и начинает активно двигаться и резвиться.
Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объём лёгких, способствует увеличению их жизненной ёмкости, улучшению обогащения крови кислородом. Всё это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
Помимо этого, при плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система. И самое главное – детское плавание способствует появлению положительных эмоций.
Кому из ребятишек показано плавание?
Врачи рекомендуют занятия оздоровительным плаванием всем детям, у которых нет медицинских противопоказаний.
Как влияет плавание на умственное развитие?
Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела.
Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг.
Инструктор по плаванию и автор научных статей Дуглас Доман утверждает, что когда ребенок понимает, как задерживать свое дыхание, находясь под водой, он учится координировать свои конечности, чтобы намеренно направлять их туда куда он идет. Перемещая руки и ноги одновременно, ум ребенка развивает новые синапсы.
Многочисленные исследования доказали, что положительный эффект купания справедливо не только для здоровых малышей, но и для тех, у кого есть проблемы со здоровьем (неврологические проблемы или травмы головного мозга; синдром СДВГ, дети с аутизмом (сенсорная перегрузка); дети с нарушениями ОДА, синдромом Дауна и др.).
Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.
В то время как дети, плавая улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением ОДА?
Занятия плаванием детейс нарушением ОДА способствуют:
• преодолению слабости отдельных мышечных групп;
• улучшение подвижности в суставах;
• профилактика или разработка контрактур;
• нормализация тонуса мышц;
• улучшение мышечно-суставного чувства;
• формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
• развитие предметно-манипуляционной деятельности рук;
• развитие зрительно-моторной координации;
• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;
• формирование различных опорных реакций рук и ног;
• общая релаксация тела и отдельных конечностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением речи?
• Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.
• Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.
• Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается.
• Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство.
• Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.
1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008.
2. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М., 2002.
3. Дудальский В. В., Маряничева Е. Г. Игры на воде при обучении детей плаванию. Учебное пособие для студентов ИФК. — Краснодар, 1990. – 111с.
4. Козлов А. В. Плавание доступно всем. — Л. : Лениздат, 1986.
5. Никитский Б. Н.Плавание: Учебник для студентов физического воспитания. — М. : Просвещение, 1981. — 304с.
6. Протченко Т. А., Ю. А.Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М., 2003.
7. Фетисов А. М., Сайкин С. В. Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, №12, 2014.
Бизиборд — радость и польза для детей » Знания и умения добытые самостоятельно, более глубоко проникают в сознание. «- говорила Мария Монтессори. Бизиборд именно такое пособие,.
Игры с водой в уличном бассейне для детей 1,5–2 лет Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения.
Конспект занятия в бассейне для детей средней группы «Путешествие по реке» Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде.
Конспект занятия в бассейне для детей старшего дошкольного возраста «Задания морского царя Нептуна» Задания морского царя Нептуна Программные задачи: • Отрабатывать движения руками и ногами при плавании способом «Кроль». • Совершенствовать.
Конспект занятия в бассейне «Морское путешествие» для детей старшей группы Конспект занятия в бассейне для детей старшей группы «Морское путешествие» ЦЕЛЬ: закаливание и укрепление детского организма; создание основы.
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.
Консультация для родителей «Польза для детей от игры с песком» Песок — природный материал, доступный каждому в любое время года. Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста» Польза мозаики для детей раннего возраста. Мозаика – это не просто детская игра, это волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков.
Источник
Лечебное плавание для детей с ограниченными возможностями
Плавание – это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств адаптивной физической культуры. Дети с ОВЗ, занимающиеся плаванием, лучше адаптируются к самостоятельной жизни, у них быстрее происходит коррекция психофизического развития. Физические упражнения являются важным средством для успешной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.
Плавательные упражнения оказывают на организм оздоровительное действие, развивая сердечнососудистую и дыхательную системы; укрепляя мышцы, обеспечивая гармоничное развитие тела и правильную осанку; приспосабливая организм к действию холода, резким колебаниям температуры и др.
Плавание как лечебногреабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокине-зотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода», «движение», «лечить» наиболее полно отражает сущность данного метода. В его основе лежит применение с лечебной целью физических упражнении в воде в сочетании с подводным массажем и используемыми в водной среде средствами ортопедического характера.
Подводный массаж и ортопедические средства применяются в специальных лечебных учреждениях, а вот лечебным плаванием и лечебной физкультурой вы сможете заниматься самостоятельно, «ели хорошо усвоите инструкции и принципы выполнения упражнений.
Плавание и лечебная гимнастика в воде имеют неоценимое значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Термические особенности холодной воды повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и способствуют закаливанию организма. В теплой воде уменьшаются болевые ощущения. Поэтому наблюдающееся при ограничении подвижности в суставах снижение силы, сопровождающееся болевыми ощущениями лечебная гимнастика в воде имеет преимущества над гимнастикой на суше.
Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат: для поддержания тела на поверхности воды при поднятой голове требуется усилие каждой руки 300—400 г, а при плавании это усилие возрастает несколько десятков раз, увеличивая силу мышц, действуя на все кожные покровы вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Немаловажным является тот факт, что обучение плаванию ребенка с ОВЗ проходит в группе с другими детьми и взрослыми. Это организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:
- формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения;
- формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»);
- формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности);
- формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого.
Одной из целей совместных занятий в бассейне является развитие предпосылок к коммуникативной деятельности. В процессе проведения индивидуальных занятий в бассейне инструктор по плаванию создает ситуации, провоцирующие детей вступать во взаимодействие сначала на уровне простых предметных манипуляций с предметами в воде, а затем в совместной с другими детьми деятельности.
Что же дает ребенку с ОВЗ плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней, чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие.
Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи.
Источник
Реабилитационное плавание в бассейне
Вода оказывает доказанное положительное влияние на человеческий организм. Физические упражнения в водной среде незаменимы в период восстановления после травм и тяжело перенесённых заболеваний. В аквазоне фитнес-центра «Премьер-Спорт» вы сможете пройти курс обучения плаванию, а также эффективно восстановиться после болезни.
Особенности и специфика реабилитационного плавания
Данный вид физической активности состоит из нескольких компонентов:
спортивная реабилитация — водная гимнастика, различные плавательные упражнения;
гидротерапия — методы лечения, основанные на естественных потребностях организма в воде;
гидрореабилитация — разносторонние занятия в условиях водной среды с целью повышения жизненной активности человека.
Спортивные упражнения в воде благоприятно сказываются на состоянии здоровья, имеют мощное общеукрепляющее и лечебное воздействие. Пребывание в этой среде соответствует нахождению в состоянии невесомости. Нагрузка на связки и суставы ощутимо снижается, и для совершения активных мышечных движений не требуется прикладывать большие усилия. Это особенно важно в реабилитационный период, когда следует избегать сверхнагрузок.
Особую пользу пребывание в водной среде приносит детям. При занятиях оздоровительным плаванием укрепляется формирующийся опорно-двигательный аппарат, развивается координация движений ребёнка.
Лицам с ограниченными физическими возможностями реабилитационное плавание помогает обрести утраченные двигательные навыки, облегчает социализацию, улучшает качество жизни. Это неотъемлемая часть адаптивной физкультуры. Совершенствование плавательных способностей позволяет частично компенсировать или полностью восстановить жизненные функции.
Показания
Занятия реабилитационным плаванием показаны в следующих случаях:
после перенесённых хирургических операций;
при наличии воспалительных заболеваний суставов;
при остеохондрозе и сколиотической болезни;
при ожирении и неврозах.
Оздоровительные водные процедуры в сопровождении профессиональных инструкторов незаменимы при подготовке к физиологическим родам. Необходимы занятия плаванием также для детей грудничкового возраста, начиная с третьей недели жизни. В этом случае ребёнок сможет реализовать свой плавательный рефлекс, который постепенно угасает к 3–4 месяцам. «Плавающие младенцы» развиваются активней своих сверстников, имеют сильный иммунитет и хорошо сформированные жизненные функции.
Фитнес-центр «Премьер Спорт» приглашает посетить занятия по грудничковому плаванию родителей с детьми, начиная с 3-недельного возраста.
Почему реабилитация в воде эффективна
Эффективность реабилитационного плавания многократно подтверждена на практике. Посещение сеансов акватренинга — незаменимый метод физической реабилитации. При выполнении упражнений в воде:
увеличивается подвижность суставов;
активней восстанавливаются пострадавшие ткани;
укрепляются мышцы туловища и конечностей;
активизируются обменные процессы и система терморегуляции;
стабилизируется сердечная деятельность;
Комплексный подход к реабилитации включает в себя ряд взаимодополняющих лечебных средств функционального характера. Одним из основных является методика реабилитационного плавания в бассейне.
Гидрореабилитация — оптимальный способ облегчить и ускорить процесс восстановления организма после перенесённых травм высокой и средней степени Обездвиженные части тела атрофируются, появляются контрактуры. Возвращение к полноценному функционированию становится болезненным и длительным. Поэтому реабилитологи рекомендуют занятия в бассейне, которые ускоряют выздоровление. Благодаря водной среде сила тяжести уменьшается на 70%, а значит, снижается нагрузка на суставы. Диапазон движений при этом увеличивается, проводится естественный гидромассаж мышц.
Посетите аквазону фитнес-центра «Премьер-Спорт», выбрав наиболее подходящий вид занятий из представленных на странице. Мы находимся по адресу: Москва, ул. Улофа Пальме, 5 (метро Спортивная, Фили, Университет, Парк Победы). Клуб расположен в удобной транспортной доступности для жителей ЗАО и ЮЗАО.
Источник