Консультация «Лечебная физическая культура в воде»
Алексеева Ольга Викторовна
Консультация «Лечебная физическая культура в воде»
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ. У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, ответные реакции носят эмоциональный характер, внимание не устойчиво, и дети быстро утомляются. К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого, но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Формирование свода стопы происходит наиболее интенсивно с началом ходьбы и продолжается в течение всего дошкольного периода. Происходит выраженная перестройка деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень функционирования, в связи, с чем возрастают функциональные возможности детей при выполнении мышечной деятельности.
Проведение специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, двигательных качеств и повышению уровня физической подготовленности.
Лечебная физкультура (ЛФК, не только оказывает непосредственное лечебное действие, но и является способом профилактики возникновения некоторых заболеваний.
Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, по этому, упражнения ему выполнять легче, чем на суше, нагрузка на опорно-двигательный аппарат снижается, что позволяет минимизировать возможность травмирования. В тоже время в результате гидростатического давления происходит увеличение усилий при выполнении упражнений, дыхание осуществляется с сопротивлением, что благоприятно влияет на дыхательную и сердечнососудистую систему. Вода – естественный массажист, упражнения в воде стимулируют кровообращение, что приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс.
— обучить свободно перемещаться в воде
— обучить выполнению основных упражнений
— обучить пользоваться дополнительным инвентарем
— совершенствовать физические качества
— обучить дыхательным упражнениям в воде
— развивать двигательные навыки
— развивать умения работать со специальным инвентарем
— приобретение разносторонней физической подготовленности
— формировать потребность к самогигиене
— снижение гипервозбудимости нервной системы
— укрепление мышечного аппарата
— профилактика нарушений осанки
Лечебная физкультура в воде включает в себя следующие упражнения, которые выполняются при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка):
— Различные активные и пассивные упражнения дополнительным инвентарем, досками, гантелями для аквааэробики, нудлами и другими
— Упражнения с усилиями у бортика
— Упражнения, выполняемые в упоре на стенку бассейна, о ступени, поручень
— Упражнения на расслабление и вытяжение позвоночника
— Различные виды передвижений, ходьба, бег, прыжки
— Различные игры в воде
Одним из необходимых условий для занятий ЛФК в воде является,наличие основных навыков плавания: умение дышать в воде, нырять, лежать, скользить, свободно передвигаться с дополнительным инвентарем, отсутствие противопоказаний. Рекомендуемая продолжительность 30 минут, температура воды 30-31 градус. Оптимальный возраст для занятий ЛФК в воде – 5-7 лет.
Рекомендации по проведению занятий ЛФК в воде:
— занятие проводить необходимо маленькими группами 5-8 человек
— освоение идет лучше, если дети стоят лицом к инструктору в шеренге
— разучивать упражнение следует на месте, далее в движении
— двигательный режим должен быть рациональным, с учетом возрастных особенностей
— занимающихся следует разделить на группы с учетом наличия/отсутствия заболеваний
— содержание и направленность занятия должны соответствовать цели занятий (профилактика или лечение) и специфике группы
— за основу следует принять следующую структуру занятия, разминка 15%, основная часть 60%, игры 15%, заключительная часть 10%
Примерные упражнения для укрепления организма и профилактики нарушений осанки и плоскостопия, в бассейне с уровнем воды по грудь или шею. Группа здоровья – основная.
Разминка 4-5 минут:
— выдохи в воду, задержка дыхания;
— ходьба и прыжки без помощи рук и с гребковыми движениями рук;
— гребковые движения руками вперед-назад, влево-вправо, по дуге, по кругу, ладонь по ходу движения;
— махи ногами вперед-назад, влево-вправо;
— проплывание небольших отрезков с доской.
Основная часть 15-18 минут:
— бег и прыжки на месте с произвольной работой рук;
— бег и прыжки на месте с жимом вниз, вперед, в стороны по одной руке и одновременно, инвентарь – нудл или аквагантели;
— перешагивание и перепрыгивание нудла;
— приседания и жим двумя ногами, стоя на нудле;
— движения ногами «велосипед», «ножницы», разведения-сведения, жим к животу в сидячем положении, вис на нудле или в аквапоясе;
— гребковые движения руками, жим, разведение-сведение с аквагантелями;
— балансирование на плавательной доске, сидя, лежа;
— работа ног кроль у неподвижной опоры, бортик или разделительная дорожка;
— бег и прыжки на месте, махи, толчковые движение ногами в акваботинках;
— перекаты вперед-назад, влево-вправо, в висе на нудле или в аквапоясе;
— проплывание отрезков с доской или нудлом.
Игры в воде 4-5 минут:
— «Лягушата». По команде «щука» дети подпрыгивают вверх, по команде «утка» ныряют, прячутся под воду;
— «Тоннель». Дети проныривают в обруч, опущенный в воду, или проплывают под аркой из рук;
— «Пятнашки». Дети играют в догонялки, передвигаясь указанным способом;
— «Волейбол в воде». Занимающиеся перебрасывают мяч друг другу, стараясь не уронить его на воду;
— «Лодки». С помощью гребковых движений руками, имитация весел, дети наперегонки продвигаются по бассейну сидя на доске или в аквапоясе.
Заключительная часть 2-3 минуты:
— лежание на воде «звездочка», «стрелочка» на груди и на спине;
— вытягивание вверх, вперед, наклоны в стороны в сочетании с дыханием.
Основные ошибки на занятиях ЛФК:
— частая смена упражнений, дети быстро переутомляются
— большое число повторений упражнения или недостаточное разнообразие, дети теряют интерес
— при выполнении упражнений инвентарь находится над водой, снижается эффективность, повышается травмоопасность
— нерациональное распределение нагрузки, снижается эффективность занятия, повышается утомляемость
— упражнения не соответствуют уровню умений и навыков занимающихся, дети быстро теряют интерес, если не удается выполнить упражнение
— неверное распределение по группам, наличие в одной группе занимающихся с необходимостью коррекции или лечения, и детей основной группы здоровья.
Следуя этим рекомендациям, грамотно распределяя нагрузку и направленность упражнений, используя систематический подход, можно превратить занятия ЛФК в воде в интересное, а главное доступное средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой систем, интенсивного развития двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности.
Фотоотчет «Физическая культура» Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт.
Конспект НОД по образовательной области «Здоровье», «Физическая культура» в средней группе Цель: формирование основ положительного отношения к двигательным действиям, расширение представлений о своем теле и способах его тренировки.
Конспект ООД по ОО «Физическая культура» во второй младшей групп «В гостях у колобка» (сюжетно-игровое) Цель: гармоничное физическое развитие детей через игру. Задачи: Обучающие задачи: — повышать двигательную активность.
Консультация для родителей «Физическая культура в семье» Физическая культура в семье. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Однако они часто забывают о том,.
Консультация для родителей «Физическая культура вашего малыша» Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития. Пропорции детского тела отличаются от взрослого:.
Консультация для родителей «Физическая культура вашего малыша» Консультация для родителей на тему: «Физическая культура вашего малыша». Природой в ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия. Лечебная гимнастика» Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в пря.
Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА.
Перспективное планирование ОО «Физическая культура» в подготовительной группе ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОО «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Задачи: — добиваться точного, энергичного и выразительного.
Экологическое образование и физическая культура в дошкольном возрасте В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную.
Источник
Реабилитация при последствиях спинальной травмы и травмы позвоночника у детей
По данным ВОЗ, каждый год от 250 000 до 500 000 человек в мире получают повреждение спинного мозга, в том числе дети. Большинство повреждений происходит в результате автомобильной аварии, падения, удара. Частота встречаемости травм позвоночника у детей намного реже, чем у взрослых. Такие повреждения могут быть получены как во время родов, так и в период активной жизнедеятельности ребёнка.
Особое внимание следует уделять таким фактам, как
- падение с высоты
- чрезмерное сгибание при кувыркании
- падение на спину
Обычно общее состояние детей остаётся вполне удовлетворительным. При компрессионном переломе позвонков первой степени клиническая симптоматика настолько бедна, что легко можно допустить диагностическую ошибку.
Повреждения позвоночника в период незавершённого роста костей имеют анатомо-функциональные особенности. Для детей более характерны компрессионные переломы тела позвонка, относящиеся к серьёзным повреждениям опорно-двигательного аппарата. Компрессионные переломы тел позвонков (1–2 %) при неправильном лечении могут привести к асептическому некрозу позвонка, кифосколиозу и другим патологическим состояниям, что нередко заканчивается инвалидностью.
Наиболее частой причиной повреждения позвоночника является падение с высоты (на уроках физкультуры, тренировках, при прыжках в воду и др.). Чаще всего у детей возникают неосложнённые, более лёгкие формы травмы позвоночника. Вследствие высоких компенсаторных возможностей детского организма травматические повреждения позвоночника, как правило, характеризуются более благоприятным течением. Однако при локализации повреждения в области ростковых зон позвонков отмечается прогрессирующее развитие деформаций с выраженными нарушениями функции позвоночника. Не следует забывать, что в определённой ситуации возможна натальная травма позвоночника. Чаще всего у детей страдает шейный отдел позвоночника, и они наблюдаются у специалистов с диагностированными различными формами энцефалопатии («гипоксическая», «травматическая», «смешанная»), перинатальным поражением ЦНС. Родовая травма позвоночника в дальнейшем может стать причиной головных болей, вегетососудистых и нейроортопедических нарушений, судорожных синдромов.
Процесс восстановления после травмы позвоночника может быть долгим и чрезвычайно сложным. Чаще всего у детей встречаются компрессионные переломы позвоночника. Лечение таких переломов – это длительный постельный режим (1 – 1,5 месяца), сильное ограничение нагрузки на позвоночник. Чтобы длительное нахождение в лежачем положении не приводило к атрофии мышц, детям необходима реабилитация.
Реабилитация детей после травмы позвоночника проводится для:
- Предупреждения инвалидизации ребенка
- Помощи при адаптации к новым физическим ощущениям
- Восстановления двигательной активности
- Устранения социальных последствий травм (временной ограниченности в подвижности и др.)
- Сокращения негативных эмоциональных факторов (депрессия из-за проблем со здоровьем и др.)
Реабилитация после повреждения спинного мозга всегда проводится комплексно даже при небольших травмах. Только в этом случае она является максимально эффективной и успешной.
Методы реабилитации
Реабилитация при поражении спинного мозга и позвоночника сегодня проводится с использованием тщательно отработанных методик. Программы всегда разрабатываются индивидуально для каждого пациента. При их создании учитываются особенности ребенка, его текущее состояние, нюансы функциональности отдельных органов и систем, тяжесть перенесенной травмы и др.
Физическая реабилитация больного после травмы позвоночника включает целый ряд направлений.
Лечебная физкультура позволяет:
- Восстановить двигательные функции
- Укрепить мышечный корсет
- Устранить риски повторных повреждений позвоночника
Все упражнения выполняются с особой осторожностью и только под контролем специалиста. Начинают обычно с простейших комплексов. Со временем физические нагрузки постепенно увеличиваются. В процессе ЛФК пациент регулярно проходит обследования. Они позволяют оценить эффективность подобранного комплекса и при необходимости скорректировать его.
Массаж
Различные массажные методики позволяют:
- оказать благоприятное воздействие на мышцы
- обеспечить приток крови к пораженной области
- усилить лимфоток
- обеспечить правильное распределение нагрузки на суставы
массаж выполняется профессионалом с соответствующей подготовкой. Во время сеансов делаются только нерезкие, медленные и осторожные движения. Особое внимание уделяется поврежденной области.
Физиотерапия
Физиотерапевтическая реабилитация пациентов с поражением спинного мозга проводится с целью:
- Сокращения болевого синдрома
- Снятия отечности
- Улучшения кровообращения
Рефлексотерапия
Такая реабилитация при травмах позвоночника позволяет стимулировать все восстановительные процессы, запустить двигательные функции, предупредить расстройства работы различных органов и систем.
ОСОБЕННОСТИ АКВАТЕРАПИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
К счастью, водная терапия является подходящей средой для сокращения времени восстановления и улучшения результатов реабилитации пациентов после травм позвоночника.
- Водная среда прекрасно подходит для укрепления мышц, создающих мускульный корсет для позвоночника.
- Плавучесть воды позволяет пациентам с ограниченной подвижностью на суше начать досрочно восстановительные упражнения в бассейне.
- Упражнения на преодоления сопротивления воды могут помочь восстановить мышечную силу для детей, страдающих от постиммобилизационной мышечной атрофии.
Кроме того, для неврологического восстановления и улучшения баланса тела важны поддерживающие свойства воды за счет ее вязкости и выталкивающих свойств. Все эти свойства воды бесценны для тех детей, что после травмы позвоночника учится ходить заново.
В дополнение к восстановлению умения ходить, в воде тренируются и другие движения:
- приседания,
- балансировка тела
- перенос предметов.
Теплая вода в бассейне обладает способностью увеличивать кровообращение и диапазон движения, что, в свою очередь, уменьшает суставную ригидность и боли во время тренировки в воде. Тренировка ходьбы в воде помогает пациентам восстановить равновесие, движение и силу, чтобы встать и пройти после травмы.
Если вашему ребенку требуется реабилитация после спинальной травмы, в нашем медицинском центре вы сможете получить все необходимые реабилитационные процедуры под контролем врача.
Источник